Пути сообщения, почтовая связь и торговля
В 60-е гг. XIX в. были сделаны первые шаги в развитии пароходства в Коми крае. Свой вклад внес в это уже известный нам М.К.Сидоров. 15 июня 1863 г. он получил разрешение на учреждение пароходства на Печоре. В 1864 г. М.К.Сидоров приобрел у одного из петербургских промышленников двухвинтовой железный пароход английской постройки, который был доставлен в верховья Камы. С ее притоков по волоку пароход, получивший название “Печора”, перетащили в верховья Печоры. В конце августа 1864 г. судно отправилось в свое первое плавание по этой реке. 28 августа 1864 г. троицко-печорцы впервые увидели подплывающий к их селу пароход, который они “встретили с особым торжеством и молебствием, как предвестника оживления их страны”. М.К.Сидоров изучил фарватер и глубины Печоры и Печорского залива, Усы и Лемвы, готовил лоцманов из местных жителей, но его далеко идущим планам не суждено было осуществиться из-за разорения.
На несколько лет дело по развитию пароходства на Печоре заглохло, но в 1881 г. чердынский купец И.А.Суслов открыл движение буксирного парохода, тянувшего баржу от Якшинской пристани в верховьях Печоры до селения Куя в ее низовьях. За это славное начинание он получил золотую медаль от “Общества содействия русской промышленности и торговле”. В последующие годы к И.А.Суслову присоединились со своими пароходами чердынские купцы М.В.Черных и другие. В 1886 г. на Печоре между Якшей и Куей плавали три буксирных парохода, в 1897 г. - пять пароходов.
Развитие пароходства на Печоре вызвало появление в 80-е гг. идеи строительства каналов между верховьями Печоры и Камы, но ее не воплотили в жизнь. В 1895 г. правительство ввело регулярное движение товаро-пассажирских пароходов по Печоре от Куи до Щугора, заключив договор на содержание двух судов с М.В.Черных. С 1897 г. товаро-пассажирские суда стал обслуживать купец С.Н.Норицын (он был родом из г. Лальска, но жил в Ижме). Пароходов на Печоре становилось все больше. В начале XX в. два парохода имела, например, “Ижемская трудовая артель”, организованная местными крестьянами. В 1912 г. на Печоре имелось 16 пароходов и около 30 барж, в 1917 г. - 20 пароходов, принадлежавших частным лицам.
Во второй половине XIX в. началось движение пароходов и на Вычегде. В 60-90-е гг. здесь ходило от двух до восьми пароходов, принадлежавших разным людям; в начале XX в. количество судов увеличилось. Тремя пароходами владел хозяин Сереговского сользавода А.В.Булычев. Усть-сысольский купец А.М.Забоев имел пароход “Тотьма”, крестьянин Яренского уезда П.Н.Козлов - пароход “Вымичанин”. В 1898 г. было введено регулярное пароходное товаро-пассажирское сообщение от Устюга до Усть-Сысольска; его осуществляли колесные, с деревянными корпусами, работавшие на дровах суда акционерного общества “Котлас-Архангельск-Мурман” (позднее - Северное пароходное общество). Поначалу пароходы ходили из Устюга в Усть-Сысольск один раз в неделю, в 1911 г. - уже шесть раз в неделю. С 1907 г. были налажены регулярные пароходные рейсы в Усть-Сысольск из Вологды и Архангельска.
По мере усиления движения судов по Вычегде проводились работы по обустройству водных путей. В 1890 г. проводилось обследование Вычегды и заброшенного Северо-Екатерининского канала (в это время обсуждался вопрос о восстановлении водного пути с Камы на верхнюю Вычегду для перевозки грузов с Волги в Архангельск). В 1908-1909 гг. изучались возможности вывоза ухтинской нефти по Выми и Вычегде. В 1909 г. на Вычегде появился судоходный надзор, были расставлены вехи на фарватере от ее устья до Усть-Сысольска. В 1910 г. ввели частичное освещение на нижней Вычегде (бакены), а в последующие годы довели его до Усть-Сысольска. Случались, однако, и накладки: освещение (“обстановка”) включалось в соответствии с расписанием движения пароходов, а так как суда “часто не могут выдержать такового, то нередко пароход проходит ночью те места, где ночной обстановки нет”. Слава Богу, умели плавать в те годы и без “обстановки”... С 1910 г. проводились расчистки Вычегды (в меньшей мере Выми, Сысолы, Вишеры, Нившеры и их притоков) от мелей, камней, затонувших бревен. В частности, в 1911-1912 гг. расчистили приток Выми речку Ропчу, по которой намеревались вывозить нефть с Ухты. Пытались расчистить Северо-Екатерининский канал, но без большого успеха - в 1915 г. побывавший там губернатор обнаружил канал в плачевном состоянии. Работы по обустройству судоходства продолжались даже в годы мировой войны.
Немало было сделано и для строительства дорог. В 1869 г. все тот же неуемный М.К.Сидоров разработал проект дороги с Печоры и Усы через Урал на Обь. Собирался он также построить рельсовую дорогу от с. Щугор на Печоре до зауральского с. Ляпино (Саранпауль), которая могла бы стать важной торговой коммуникацией между Европой и Азией на Севере. Печорские жители и тобольские купцы поддержали эту идею; печорцы даже высказали пожелание поселиться вдоль такой дороги. В середине 1870-х гг. начались работы по строительству Петровской (так ее назвал Сидоров) дороги, но в 1876 г. губернские власти распорядились прекратить их.
Пять лет спустя иркутский купец А.М.Сибиряков решил продолжить строительство тракта между Щугором и Ляпино. В 1884 г. А.М.Сибиряков на оленях проехал с Печоры на Обь; об этом сообщили некоторые российские журналы. Однако обустройство трассы продолжалось еще несколько лет. В 1886 г. Сибиряков начал оборудовать летний колесный путь и даже задумывался об осуществлении идеи Сидорова относительно узкоколейной железной дороги, но ни то, ни другое не было воплощено в жизнь. В 1888 г. строительство зимнего тракта, получившего название Сибиряковского, полностью завершилось. На Печору повезли сибирский хлеб, а в обратном направлении - семгу, продукцию брусяно-точильного промысла и оленеводства. Но значительного развития проходивший по нежилым местам тракт не получил - обслуживать его было весьма сложно. Правда, на рубеже XIX-XX вв. интерес к тракту усилился из-за выдвинутого сибирскими промышленниками предложения построить в устье Печоры или Оби порт для беспошлинной торговли с заграницей. Увы, все в очередной раз кончилось разговорами, и тракт постепенно оказался заброшен.
В Яренском и Усть-Сысольском уездах особенно большую роль в организации дорожного строительства сыграли уездные земства; они же организовали в 70-х гг. и земскую почту. В Усть-Сысольском уезде она появилась в 1872 г. Два раза в неделю уездный центр имел почтовое сообщение с волостями. Для сопровождения почты были наняты девять рассыльных. Государственная почта в Усть-Сысольском уезде была введена лишь в 1914 г. на направлении Усть-Сысольск - Кажим. В 1881 г. закончилось сооружение проселочной дорги Шежам Буткан, связавшей нижнюю Вычегду с отдаленными удорскими волостями. В течение 1886 г. была протянута телеграфная линия от Устюга до Усть-Сысольска (ранее телеграммы доставлялись на лошадях). 12 ноября 1886 г. работа была завершена, и после благодарственного молебна, отслуженного протоиереем Усть-Сысольского Троицкого собора, в Усть-Сысольске открылся прием корреспонденции.
В 1894 г. завершилось строительство почтового тракта от с. Койнас на Мезени до Усть-Цильмы, сыгравшего важную роль в укреплении связей между Печорским и Мезенским регионами, в экономическом развитии Печорского края. Вдоль Койнасского тракта протянули телеграфную линию. В 1900 г. началось строительство дорог от Усть-Нема до д. Ксенофонтовской (Пермская губерния) и от с.Летки к железнодорожной станции Мураши. В 1916 г. были разработаны проекты строительства железных дорог через Коми край и Уральские горы. Одна из них должна была вести от р.Обь через Троицко-Печорск и Ухту на Архангельск, а вторая - от Оби через Усть-Сысольск к Котласу, а оттуда к Мурманску. По настоянию усть-сысольского земства власти утвердили второй проект, но разразившаяся революция поставила на нем жирный крест.
Успехи в развитии водных путей, строительство трактов, появление вблизи Коми края в конце XIX - начале XX вв. железных дорог содействовали развитию торговли. На ярмарках и торжках (в 1892 г. в Коми крае проводилось 19 ярмарок и 12 торжков; наиболее крупными ярмарками были Георгиевская в Усть-Сысольске, Афанасьевская в Небдино, Герасимовская в Усть-Выми и Крещенская в Важгорте) наряду с местной продукцией продавалось все больше привозных промышленных изделий - мануфактурных, галантерейных, бакалейных. Ими торговали как местные, так и устюжские, вятские, сольвычегодские, пермские купцы. Во II половине XIX - начале XX вв., например, в Коми край стали поступать новые для местных жителей виды крупы - манка и рис (последний вообще являлся экзотическим продуктом и завозился в небольшом количестве); греча время от времени ввозилась помногу, но особым спросом не пользовалась. В это же время в край стали привозить также сухие дрожжи, ананасы, абрикосы, арбузы, лимоны, виноград, огурцы, швейные машинки, кокосовое масло, гематоген, макароны, зонты, велосипеды, стеариновые и парафиновые свечи, колесные экипажи, паровые и электрические машины, сложный сельхозинвентарь (конные косилки и т.п.) и многое другое. Даже мебель, обувь и одежда стали, в основном, покупаться, а не изготовляться в домашних условиях, как раньше.
Появились торговцы-монополисты. И.В.Александров, купец из г.Слободского Вятской губернии в конце XIX в. сосредоточил в своих руках всю торговлю спиртным в Яренском и Усть-Сысольском уездах. Его оптовый склад находился в Усть-Сысольске; в разных селениях Александрову принадлежало 20 лавок, а прочие торговцы спиртным приобретали товар у него. В начале XX в. наиболее широкую торговлю пивом в Коми крае вел Г.Л.Зебальд (баварский подданный, живший в Устюге); в Усть-Сысольске он держал оптовый склад пива. В городе и в ряде вычегодских сел имелись принадлежавшие ему пивные лавки.
Ижемцы активно занимались торговлей в тундре. Их деятельность привлекла внимание многих российских писателей и публицистов II половины XIX - начала XX вв. Правда, оценивали ее, как правило, весьма односторонне: словно бы ижемский торговец уезжал в тундру к ненцам с бочкой водки, а “через несколько дней, много через неделю или две... возвращался в свою волость с пустой бочкой, но не с одними санками и не порожними; вместо восьми оленей, привезших бочку, приводит он домой десять, двадцать, тридцать и более”. Между тем водка водкой (ее не брезговали продавать и русские торговцы), но в основном именно через ижемцев шли к ненцам ножи, топоры, капканы, цепи для крепления нарт, орудия для обработки кожи, одежда и прочие товары, необходимые для хозяйства и быта. Взамен ижемцы брали оленье мясо, рыбу, дичь.
Важным торговым центром стал г.Усть-Сысольск, где проживали почти все крупные торговцы уезда. Купец второй гильдии А.М.Забоев во II половине XIX в. вел в Коми крае крупную торговлю хлебом. В тот же период значительный торговый оборот был у купцов П.А.Комлина, В.П.Оплеснина, М.А.Суворова, Ф.М.Сычева, торговавших мануфактурой, кожей, бакалеей, табаком, различными красильными и другими товарами. В начале XX в. крупным торговцем стал Д.Кузьбожев и его наследники; они продавали рыбу, соль и другие продовольственные товары. После смерти М.А.Суворова торговлю вела его вдова Л.Н.Суворова, затем сын И.М.Суворов (они продавали рыбу, хлеб, табак, изделия из чугуна и др.). Братья Иван и Василий Комлины в начале XX в. сосредоточили в своих руках почти всю оптовую и розничную торговлю мукой и мучными изделиями и заняли по торговым оборотам первое место в уезде.
Для расширения торговых операций местному купечеству необходим был свой банк. 25 января 1863 г. усть-сысольцы обратились к правительству с просьбой “для воспомоществования усть-сысольских граждан в торговых и промышленных оборотах и вообще для развития торговли и промышленности учредить в г.Усть-Сысольске общественный банк”. В апреле 1865 г. Сенат дал свое разрешение, оговорив, что “из прибылей банка две части употребляются на предмет общественного призрения и воспитания, а остальная третья часть присоединяется к основному капиталу” банка, составленному из пожертвований усть-сысольцев. В том же году в городе открылась и сберегательная касса.