Железоделательные заводы на Сысоле
Металлургическая промышленность развивалась в Коми крае более успешно. В 1730 г. в Жешартской волости крестьянин К.Модянов построил первый небольшой полукустарный железоделательный заводик, на котором трудились наемные работники из местных крестьян. Кроме того, Модянов совместно с П.Москательниковым владел молотовым заводиком у озера Светик на нижней Вычегде, где ковалось железо. Производительность этих предприятий была невелика, обслуживали они узкий круг потребителей.
Во II половине XVIII в. на Сысоле появились уже довольно крупные для того времени заводы. Устюжские купцы заинтересовались месторождениями болотной руды на Сысоле, разведали сырьевую базу и обратились в Берг-коллегию за разрешениями на постройку заводов. 18 апреля 1755 г. И.Курочкин получил “добро” на строительство молотового завода в Койгородской волости на р.Кажим. Однако купец немного просчитался: вскоре выяснилось, что рудная база на Кажиме недостаточна для налаживания нормальной работы завода. Предприимчивый купец нашел себе компаньона, А.Юрьинского, и 9 октября 1757 г. они получили разрешение в 35 верстах от Кажимского завода на речке Нючпас “построить домну и именовать оной завод Нючпасским”. Новое предприятие призвано было снабжать Кажимский завод чугуном для последующей переплавки в железо. В 1759 г. заводы начали работать.
Одновременно на нижней Сысоле при слиянии речек Нювчима и Денделя строился еще один завод. Разрешение на его постройку было дано 15 марта 1756 г. А.А.Плотникову и А.В.Панову. Сооружение предприятия началось в 1757 г. и завершилось в 1761 г. Планировалось строительство еще одного железоделательного завода - в Прилузье, близ Занулья, - но оно не осуществилось.
На заводах господствовал ручной труд. Техническое оснащение было самым примитивным. На Нювчимском заводе в начале его деятельности имелись одна домна, четыре действующих и два запасных молота, кричные и кузнечные горны. Двигателем служила сила падающей воды, приводившей в движение водяные колеса. Водохранилищем служил специальный пруд при заводе.
Квалифицированная часть рабочих состояла из обученных заводскому делу крепостных крестьян Вятской и Великоустюжской провинций, купленных заводчиками у тамошних помещиков. Со временем потребности в рабочей силе увеличивались. Второй владелец Нювчимского завода М.Подходяшин (видать, производство металла оказалось не столь уж выгодным, потому владельцы завода часто менялись) купил у помещиков центральной России 126 человек. Третий владелец завода санкт-петербургский купец Грибанов в 1800 г. купил в Костромской и других губерниях 236 мастеровых и членов их семей. Работные люди сысольских заводов жили в поселках при заводах.
Кроме постоянных рабочих, на металлургических заводах было много временных работников из коми крестьян с Сысолы, Локчима, Вишеры и других районов Коми края. Они добывали руду на приписанных к заводам “рудных местах”, выжигали уголь, использовались на подсобных работах в цехах. В конце XVIII в. на Нювчимском заводе ежегодно на подсобных работах были заняты 1000-1500 мужчин и 250-300 женщин, на Нючпасском - около 200 мужчин и 50 женщин, на Кажимском - около 500 мужчин и 50 женщин.
Зачастую нанявшиеся на заводы крестьяне, беря деньги в долг в счет будущей зарплаты, пользуясь отсрочками по выплате долга, оказывались со временем в зависимости от заводчиков и годами не могли отказаться от работы. Крестьянин Яков Моденов вынужден был работать на Нювчимском заводе в течение 40 лет. Тяжелые условия не вызвали у крестьян трудового энтузиазма. Иные, взяв деньги вперед, уклонялись от работы. Заводовладельцы во II половине XVIII в. неоднократно жаловались, что “зырянский народ, хотя и за плату, но...работать не желает...Хотя ж когда и придут, и то малое число, и сколько может на себя хлеба занести, то в то время и работает, а...издержав хлеб, без позволения уходят”.
Основной продукцией заводов были чугун и железо. После 1776 г. здесь стали изготавливать орудийные снаряды, якоря, чугунный балласт для кораблей, листовое и “штыковое” железо. Выполнялись и специальные задания - например, изготовление железа для крыш Зимнего дворца в Петербурге, для водоносных фляг и др. В 60-70-е годы XVIII в. производство металла увеличивалось. Например, на Нювчимском заводе в 1762 г. выплавили 16147 пудов чугуна и выковали 7193 пуда железа, а в 1772 г. соответственно 25508 пудов 38 фунтов и 19429 пудов 3 фунта.
Развитию производства мешали вспыхивающие порой конфликты. В 1773 г. на Кажимский завод было совершено разбойничье нападение. В 1774 г. рабочие Нювчимского завода, “собрав шайку, подобную Пугачеву”, избили нескольких человек из заводской администрации, “чинившей обиды” работным людям, затем “с великим азартом” били окна в заводской конторе. В дело вмешались уездные власти: прибывшие на завод военные водворили порядок. В 80-х годах XVIII в. произошел некоторый упадок производства, но затем дело снова пошло на лад. В конце XVIII в. на Нювчимском заводе выплавляли до 60 тысяч пудов чугуна и выковывали до 20 тысяч пудов железа.
Первая половина XIX в. не принесла сысольским заводам значительного прогресса. Начало сказываться негативное влияние отсталой технической базы и применение труда крепостных. Производство стало сокращаться. В 1840 г. в Нювчиме выплавляли 22528 пудов чугуна и выковывали 18417 пудов железа. Большинство рабочих и в это время были русскими, выходцев из коми селений насчитывалось немного: Белоголов из Ыба, Шарапов из Визингской волости, Напалков из Усть-Кулома. Все стороны не только труда, но и быта крепостных рабочих находились в ведении заводской конторы. Своя полиция следила за порядком, соблюдением религиозных правил. Основным наказанием за проступки были розги и плети, отдача в рекруты. От конторы зависело вступление в брак. Так, нювчимскому мастеровому Силину “жениться на вольной девке” разрешили “только в уважение долговременной службы отца его”. Вдове нювчимского рабочего Д.Анисимовой объявили, что будут выдавать ей продукты “по общественному расчислению для одинокой женщины впредь до ее замужества, от которого по молодости своей она не должна уклоняться”.