Присоединение к Русскому государству Печорского края. Походы в Югру
Закрепившись в землях коми, московские государи использовали Вычегодский край как базу для распространения своей власти на Печору. В низовьях реки, где кочевала самоядь (ненцы), издревле бывали новгородские, а затем московские данщики, но переход этого удаленного края под непосредственное управление великих князей стал возможным лишь в конце XV в. по окончании феодальных междуусобиц и укрепления центральной власти на Севере.
Вспомнив об успешном походе в Югру 1465 г., великий князь Иван III в 1483 г. послал на Печору и далее за Урал “на Югру на Обь Великую” рать во главе с Ф.Курбским и И.Салтык-Трава. В состав рати входили и жители Коми края - “вычегжаны, вымичи, сысолечи”. Войско прошло по Печоре и горам до Оби и Иртыша, разгромило вогулов, “добра и полону” захватило немало; в плен попал и югорский “большой князь” Молдан. В 1484 г. велись переговоры между великим князем Московским и вогулами относительно дальнейших взаимоотношений между Югрой и Русью. В переговорах в качестве посредника участвовал епископ Пермский Филофей. В 1485 г. вогульские князья прибыли к Филофею в Усть-Вымь для продолжения переговоров. Филофей сопровождал их в Москву. Переговоры оказались успешными, и в том же году вогульские князья подписали близ Усть-Выми мир с князьями Вымскими Петром и Федором, представителем епископа Пермского Левашом и сотниками “Вычегодские земли пермскии” Сидором Онкудиновым, Алексеем Козаком, Киросом Устиновым и Семеном Микитиным. Вогулы обещали “лиха не мыслити, ни силы не чинити над пермские людие” и подчиняться великому князю.
Договор, однако, оказался не крепок. Вогульские князья не очень-то стремились признавать верховную власть далекого московского князя, у которого к тому же опять возникли проблемы с мятежными вятчанами. Последние в 1486 г. дважды нападали на Устюг. Опасались их набега и жители Коми края: “Пермские люди в то лето сидели великим страхованием от вятчан”, - рассказывает летопись. Иван III вынужден был прислать сюда войско и держать его здесь до осени, чтобы “от вятчан устюжские и вычегодские месты беречи”. Только в 1489 г. Иван III смог привести к покорности Вятскую землю, послав туда большие военные силы и захватив все вятские городки. В этом походе участвовал и отряд из Коми края (“вычегжаны, вымичи, сысолечи”). Вероятно, в эти годы к Пермской епархии отошли вятские церкви (а в 1492 г. к ним добавились “церкви на Вологде да в Двинской волости”, и епископ Филофей больше стал бывать в Вологде, чем в Усть-Выми). Покончив с Вяткой, Иван III вновь повернул свой взор к Печоре.
Этот регион привлекал внимание Москвы не только пушниной. Для чеканки монеты на Московском монетном дворе требовалось много серебра. На Руси месторождений последнего не имелось, так что приходилось использовать в качестве “лома” западноевропейские монеты. Между тем уже с первой четверти XIII столетия ходили слухи о том, что серебро и медь есть на далекой северной речке Цильме. Для поисков и разработки серебряной и медной руды Иван III весной 1491 г. отправил на Цильму большую экспедицию. В ней участвовали специалисты по поиску и выплавке руды из Германии, присланные императором Максимилианом по просьбе Ивана III. Руководили экспедицией Андрей Петров и Василий Иванов Болтин. К лету посланцы прибыли в Печорский край. Поиски увенчались успехом - была найдена серебряная и медная руда. Особенно значительным было месторождение меди: “...а места того, где нашли, на десяти верстах”. Осенью рудоискатели вернулись в Москву. 1491 год принято считать началом горнометаллургического промысла в Московском государстве.
В 1492 г. Иван III послал на Цильму вторую экспедицию - Мануила Ралева, Ивана Брюхо Кузьмина Коробьина и уже знакомых с местностью А.Петрова и В.И.Болтина. В состав экспедиции входили “мастеры из Италии” (они должны были “серебра делать и меди”) и 240 русских рабочих с Северной Двины, Пинеги и Устюга (“делавцы, кому руда копати”). А чтобы снабжать их продовольствием, определили еще “пермич, и вымич, и вычегжан, и усолич сто человек”. На Цильме были заложены рудники, поставлены плавильные печи. Выплавленный металл по рекам и волокам отправляли в Вологду, а оттуда в Москву. Серебряные руды оказались, однако, слишком бедными для их разработки. А вскоре прекратилась и добыча меди - очень трудно было снабжать рудокопов и вывозить добытую руду, да и сезон добычи был весьма короток. К тому же мешали налаживанию дела враждебные отношения печорской самояди и вогулов. (Много позже предпринимались новые попытки поиска и разработки меди и серебра на Цильме. Внук Ивана III Иван Грозный посылал И.Ф.Шишкина на Северную Двину, чтобы там “людей взяти, итти на Цильму руды копати”. Шишкин “руду копал”, но та “не добра бысть”. Появлялись на Цильме рудоискатели в 1620, 1667-1668 гг. и еще позднее - в 1839 и 1841 гг. попытался разведать давно забытую медь купец Рязанцев, небольшая экспедиция побывала там в 1867 г., объявлялись искатели меди в 1894 и 1896 гг. Но труднодоступность месторождений делала их разработку невыгодной. Сведения о цилемских залежах были известны и в Европе, правда, в несколько преувеличенном виде. В книге голландца Н.Витсена “Северная и Восточная Татария”, вышедшей в 1692 г. и содержавшей сведения о Печорском крае, отмечалось: “На реке Цильма находят руду, содержащую, как говорят, много золота, серебра и меди”.
Решающий шаг в присоединении Печоры к Русскому государству был сделан в 1499 г. Тогда “повелев князь великий Иван воеводам своим князю Петру Ушатому да князю Семену Курбскому да Василью Бражнику” с большим войском идти покорять Печору и усмирять отказывавшихся признавать великокняжескую власть вогулов. П.Ушатой “с вологжаны, двиняны, важаны” по Пинеге, Коле, Мезени и Пезе добрался до Цильмы и Печоры. Воины П.Ушатого, как сообщает летопись, “идучи самоядцов за великого князя привели”. Затем в низовья Печоры прибыли другие русские дружины и отряд Петра и Федора Вымских (“вычегжаны, вымичи, сысоличи 700 человек”). Здесь, близ современного г.Нарьян-Мара, “на Пусту” был построен укрепленный городок Пустозерск, ставший опорным пунктом Русского государства на крайнем Северо-Востоке Европы. Среди его строителей и первых обитателей были русские и коми.
Проведя в Пустозерске осень, воеводы выступили за Урал против вогулов и “шедшу пеши зиму всю, ...земли их воеваша”. Во время зимнего похода 1499-1500 гг. погиб князь Петр Вымский, но в целом экспедиция оказалась успешной: “князей ослушников” взяли в плен и отвезли в Москву, а прочих вогулов заставили поклясться в верности великому князю и дать обещание не нападать на его подданных в Коми крае. С этого времени Печорский край вошел в состав Русского государства.
Пустозерский городок стал постепенно расти. В 1502 г. великий князь направил туда князя Федора Вымского - “правити на Пусте-озере волостью Печорою”. В Вычегодском крае князья-наместники были ему уже не нужны, поскольку земли коми перестали быть “порубежными”. Теперь нужно было укреплять новые северо-восточные рубежи. Вскоре, в 1505 г., расстался с должностью великопермского наместника и родственник князя Вымского князь Матвей Михайлович.