Междоусобные войны XV века. Князья Вымские
Первая половина XV в. была трудным временем для Русского государства и для Коми края. Продолжались конфликты между Новгородом и Москвой из-за обладания богатствами Севера. Епископы Пермские приняли сторону Москвы и активно содействовали различным великокняжеским мероприятиям. Жители Коми края участвовали в сражениях между московскими и новгородскими дружинами. Ставший в 1418 г. третьим епископом Пермским владыко Герасим в том же году распорядился, чтобы коми в составе устюжского войска “ходили...Двинскую землю за князя великого воевати”. Устюжско-вычегодские ратники “пожгли у двинян Бороку, Емцу, Холмогорцы”, но в конечном итоге двиняне и новгородцы разбили их и в свою очередь захватили и разграбили Устюг. В 1425 г. снова “воевали устюжаны и вычегжаны (т.е. жители Вычегодского края, коми -авт.) Двинскую землю”, но опять без успеха. Пришлось откупаться от новгородцев пушниной (соболями и белками).
В 1432 г. в Московском княжестве началась борьба за обладание великокняжеским престолом между Василием II Васильевичем и его двоюродным братом Василием Юрьевичем, князем Галицким. Разгоревшаяся междуусобная война продолжалась 20 лет, и “много крови христианской пролилося безвинно, покеда распря была”, - с грустью сообщает летописец. Епископы Пермские поддерживали правившего в Москве князя Василия, и соперники последнего в 1438 г. послали в Коми край войско своих сторонников-вятчан. Вятчане разорили и пожгли селения по Лузе и нижней Вычегде, захватили Устюг, “а люди скрылись по лесом”.
Неспокойно было в Коми крае и в отсутствие вражеских нападений. В 1443 г. вспыхнул конфликт из-за строительства нового храма в Усть-Выми и связанных с ним работ, а также из-за недовольства части местных жителей распределением угодий. В результате столкновения епископ Герасим был убит “за неколико стадий от владычного горотка, месте зовемый Мыс”. Следующим епископом стал в 1444 г. архимандрит Чудова монастыря Питирим. В том же году он крестил “пермяков удоренов на Вашке реке”, “святей храмы тамо создвиг” и направил туда “игуменов и попов”. Летопись умалчивает о сопротивлении удорских коми крещению, но, вероятно, как и во времена Стефана, не обошлось без стычек и применения силы посланными епископом людьми.
“Распря” на Руси меж тем разгоралась. Борьбу против московского князя возглавил Дмитрий Юрьевич Шемяка. Епископ Питирим, подобно своим предшественникам, поддержал великого князя Василия и в 1447 г. “с другими владыки российскии писал грамоту на Дмитрия Шемяку с проклятием от церкви святеи”. В 1450 г. Шемяка при поддержке новгородцев напал на Устюг. Устюжане позвали на помощь дружины из Коми края, с Вычегды и Выми, но сами в последний момент отказались от сопротивления. Войско Дмитрия Шемяки разбило вычегодско-вымский отряд, а руководителей его “пермских сотников Емельку Лузькова да Ефимия Эжвина да десятников их” захватили в плен и казнили.
Закрепившись в Устюге, Шемяка попытался завладеть и Коми краем. По его приказу в 1450 г. отряды вятчан напали на Коми край “на Сысолу, на Вычегду, на Вымь, погосты (селения - авт.) пожгли, храмы святеи грабили, церковное все поимали (отняли - авт.)”. Только укрепленный Усть-Вымский городок, где находился епископ Питирим, врагу не удалось захватить: “приступали вятчане к владычню горотку..., а взять не взяли, постояв на месте Копанец, звемый Вятский луг, повернули вспять на Вятку”. Обращался Шемяка и к вогулам, призывая их напасть на коми, однако те не откликнулись на его призыв. Тем не менее контроль над значительной частью территории, населенной коми народом, перешел в руки Дмитрия Шемяки. О том, что принесло жителям Коми края его владычество, рассказывает документ: вятчане, пишется в нем, “с князем Дмитрием с Шемякой приходили есте многажды на ... Сысолу и Вым и Вычегду”, много людей “перемучили, переморили, а иных в воду пометали, а иных в избы и хоромы насаживая, мужей, старцев и малых деток бесчисленно пожигали, а иным очи выжигали, а иных младенцев на кол сажая, умертвляли”. Вятчане захватывали пленников, которых продавали в рабство татарам.
Для организации борьбы с Шемякой князь Василий в 1451 г. отправил в Коми край своего наместника Ермолая из рода князей Верейских (старший сын Ермолая, Михаил, был послан наместником в Пермь Великую - в Чердынь на Каму). Ермолаю и его второму сыну Василию поручалось “правити пермской землей Вычегоцкою” “по грамоте наказной по уставной”, данной им великим князем, и отбить пермские земли у поддерживавшегося новгородцами Шемяки. Вероятно, тогда же началось строительство нескольких укрепленных городков на Лузе (близ современных Объячево, Лоймы и Спаспоруба) и Сысоле (у Вотчи и нынешних Куратово, Ыба и Ужги). Городки предназначались для хранения оружия и укрытия окрестных жителей при вражеских набегах.
Епископ Питирим в 1452 г. отправился в Москву, но по дороге попал в руки своего давнего противника Д.Шемяки. Питирима привезли в Устюг, посадили в темницу. Шемяка “мучал ево тамо”, требуя, чтобы Питирим отказался от своей подписи под церковным проклятием Шемяки, но “владыка не убоялся..., проклятое слово не взял”. В 1453 г. московское войско во главе с самим великим князем Василием двинулось на север “супротив Шемяки”. Князь Василий “Кокшенгу взял, кокшаров посекл и пошел казнить Устюг, по што усюжана Шемяке норовили (содействовали - авт.)”. Дмитрий Шемяка не стал дожидаться противника в Устюге и “утекл на Двину и к Ноугороду, и там бысть отравлен зелием”. Василий занял Устюг, осовбодил епископа Питирима. Контроль над Коми краем вновь перешел в руки Москвы. Управляли основной частью Коми края в последующее время названные выше великокняжеские наместники, которые стали именоваться князьями Вымскими. Однако Новгород продолжал предъявлять права на Коми край, указывая в своих грамотах земли коми среди новгородских владений.
Завершив христианизацию Перми Вычегодской, епископы Пермские обратили свои взоры на Прикамье и живших там коми-пермяков. В 1455 г. епископ Питирим ездил в Великую Пермь “на Чердыню крестити ко святей вере чердынцов”. Когда он возвращался, то попал в руки вогулов, и те убили епископа “в месте зовемый Кафедраил на реке на Помосе”. В 1462 г. епископом пермским стал “владыко Иона”, который продолжил крещение жителей Перми Великой, “поставив им церкви и попы”. Окрестил он и родившихся у Михаила “княжат”.
Добившись перелома в борьбе за первенство на Руси и на Севере, московские князья решили распространить свое влияние и за Урал, где располагалась Югорская земля. В 1465 г. великий князь Иван III отправил “Югорскую землю воевать” отряд устюжан под началом воеводы Скрябы. К нему присоединился князь Василий Вымский “с вымичи и с вычегжаны”. Поход был успешен: “полону много вывели, за князя великого Югорскую (землю) привели... и дань...соболиную возложи”.
В 1471 г. великокняжеское войско под руководством князя Холмского разгромило новгородскую рать. Холмский “Новгород взял на щит и волости новугородские поимал за князя великого”. В том же году Иван III, почувствовав свою силу, послал отряды против казанских татар. В походе участвовали и вычегжане. Войско простояло под Казанью пять дней, но штурм так и не состоялся. Правитель Перми Великой Михаил Ермолаевич стал склоняться к поддержке казанцев. В 1472 г. Иван III послал устюжского воеводу Федора Пестрого с войском (в состав которого входили и воины из Коми края) на Каму, чтобы наказать самовольца-наместника. Михаил был арестован, отправлен в Москву, но после того как поклялся в верности великому князю, отпущен назад “на Пермь-ж княжити”. Поход этот имел и еще один результат: епископ Пермский Филофей (сменивший на этом посту умершего тогда же Иону) добился присоединения церковных приходов Перми Великой к Пермской епархии (что, в общем, было резонно, ибо именно епископы Пермские крестили тамошних обитателей).
В 1478 г. новгородцы были еще раз разбиты московским войском, после чего Новгород окончательно лишился всякой самостоятельности и со всеми своими владениями был безоговорочно включен в состав Московского государства. У Москвы больше не было соперников в борьбе за обладание богатствами Коми края. Существовала, правда, опасность нападения на этот регион воинственных вогулов и самояди, поэтому князь Василий Вымский продолжал строительство укрепленных городков. Один из них был заложен на Выми близ Турьи в 1480 г. Однако жители Выми без восторга отнеслись к этому начинанию, опасаясь, что появление городка ограничит их свободы в пользовании угодьями. Летопись сообщает: “Вымичем не любо тое городок строити: пошто нам этот городок и на кого”. Вспыхнул конфликт, “и посекли вымичи Василья князя насмерть”. После гибели Василия наместниками стали его сыновья Петр и Федор, завершившие постройку Турьинского городка.
Описание 1481 года
Великому князю оставалось сделать последний шаг: провести описание земель и населения, вошедших в единое Московское государство. На бóльшей части Коми края такое описание было проведено в 1481 г. Оно стало законодательным актом, окончательно закрепившим вхождение Коми края в Русское государство. Описание зафиксировало, что коми (пермяне) жили в то время на Вычегде (их селения начинались чуть выше устья Виляди и тянулись почти до устья Сысолы; самые низовья Вычегды к этому времени были уже обжиты русскими, русские жили и в Усть-Выми), Сысоле, Выми, Вишере, Вашке, Лузе, Виляди, Пинеге и верхней Каме. О существовавших тогда населенных пунктах известно очень мало: уже были, кроме упоминавшихся ранее Усть-Выми и Вотчи, Турья ( о ней впервые упомянуто в документах в 1480 г.), д.Ыб на Выми, Оквад, Коквицы (1483 г.), Ужга, Вендинга, Пыелдино (1485 г.), Тыдор, Вездино, Важгорт, Княжпогост (1490 г.).
Основная часть территории, заселенной коми народом, составила землю Пермь Вычегодскую, которой управляли князья Вымские. Власть их не распространялась на вотчину епископов Пермских, в которую входили Усть-Вымь, Оквад и Вожем. Отдельными частями Перми Вычегодской - Удорой, Вымью, Сысолой, Ужгой ( в нее входили верхняя Сысола и верхняя Кама) и Вычегдой руководили “сотники волостные”, избиравшиеся местным населением (князья Вымские не могли заменять сотников по своей воле). Прилузье (Лузская Пермца) и Вилядь (Вилегодская Пермца) не входили в землю Пермь Вычегодскую, а находились в составе Устюжской земли. Населенные пермянами территории на Пинеге и Немьюге относились к Двинской земле. В это время у коми завершался распад родового строя. Вышеперечисленные районы соответствовали расселению территориально-племенных объединений (предшествовавших территориально-соседским общинам, объединявшим людей уже не по кровно-родственному признаку) древних коми - пермян удорских, вымских, нижневычегодских, вилегодских, лузских, пинежских, сысольских зырян (сырьян) и ужгинских сирян.
С закреплением Коми края в составе Русского государства территория расселения коми народа перестала быть ареной разорительной для населения борьбы между княжествами, оказалась более надежно защищена от нападений соседских северо-восточных племен. Усилились связи между коми и русскими, шел взаимообмен опытом ведения хозяйства. С другой стороны, на плечи местного населения тяжелым бременем легли разнообразные налоги и повинности, взимание которых зачастую сопровождалось всяческими злоупотреблениями. Феодальное землевладение не получило большого распространения в Коми крае. Большинство жителей попало в категорию так называемых черносошных (позднее - государственных) крестьян, плативших подати государству. Единственным относительно крупным феодалом являлся епископ Пермский, в вотчине которого в 1490 г. насчитывалось 49 крестьянских дворов. Крестьяне, жившие на принадлежавших епископу землях, выполняли различные повинности в его пользу. Епископ вершил суд в отношении своих крестьян “во всем, кроме душегубства”(т.е. кроме убийств, дела о которых рассматривали великокняжеские наместники и их представители).