Огородничество и домашнее хозяйство
Наряду с животноводством, не меньшая роль в хозяйстве отводилось и отводится сейчас огородничеству. Его продукты были важной составляющей рациона крестьян до войны, и в особенности после нее. «Жили после войны огородом» (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 5об.). В условиях тяжелого послевоенного положения семена для посадки было достать очень сложно. Поэтому в землю сажали, например, не картофелины, а картофельные очистки (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 18).
В 50-е годы, все колхозники получили по 40 или 50 соток земли в личное подсобное хозяйство. Людям, не состоявшим в колхозе, выделяли по 25 соток (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 5об., 11об., 16об., 26, 31). Эта земля с жилыми и надворными постройками и плодово-овощными посадками до настоящего момента находится в пользовании крестьян.
Огородный участок большинством хозяев делится на две части. Одна часть земли предназначается для посадки картофеля и овощей. Другая отводится под сенокос (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 5об., 21 об., 33об.). Если хозяин сам сено не заготавливает, то, как правило, этот участок сдается в аренду.
Огород располагается рядом с домом. Картофельное поле находится в отдалении от остальных овощных посадок. Последние обычно огораживаются и некоторыми хозяйками называются «изгородью» или «огородчиком» (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 6об., 57).
В целом под всеми овощами в хозяйстве у крестьян в среднем занято 4-10 соток земли (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 11об., 20 об., 21 об., 32, 46об., 59 об.). Раньше размеры огородных участков были больше, так как около десяти соток отводили под ячмень, который выращивали в основном на корм курам. В настоящее время ячмень сеют те, кто может его переработать. Мало у кого есть для этого свой комбайн, наем которого стоит дорого, поэтому проще зерно купить (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 10об., 26, 58об.).
Кроме того, в настоящее время меньше сажают картофель и кормовую свеклу. Это связано с тем, что домашнего скота в деревне стало меньше, в корм которому идут эти овощи.
Огородную почву начинают обрабатывать с апреля, как земля потеплеет и начнет рассыпаться (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 17, 22, 31). Ближний огород («огородчик», «изгородь») вскапывают обычно вручную лопатой. Площадь под картофельные посадки обрабатывают плугом или трактором.
Обработка земли под картофель совпадает с посадкой этой овощной культуры. В данной местности используют и поныне три способа возделывания почвы для картофельных насаждения: бороздами, «всвал» и «вразвал». Часто два последних способа объединяют (Гавришина. ТПЗ-2. ДПЗ. л. 13-14об.).
«Всвал» почву обрабатывают следующим образом. Работа начинается с середины участка. Лошадь с плугом проходит борозду (в нее тут же сажают картофель), поворачивается и идет в обратную сторону по соседней борозде. Когда лошадь идет обратно, первая, уже засаженная, борозда закрывается землей и одновременно открывается новая. Далее плуг поворачивает, проходит мимо первой борозды и идет по ближайшей к ней, потом – по ближайшей ко второй и т.д. И, таким образом, двигаясь по кругу, постепенно расширяется площадь, засаженная картофелем (Гавришина. ТПЗ-2, ДПЗ, Рис. 1а, л. 13).
«Вразвал» картофель сажают в обратном направлении. Лошадь проходит самую крайнюю борозду поля, поворачивается и пропахивает борозду с противоположного края поля. Далее следует борозда, близлежащая к первой. Проходя эту борозду, плуг землей закрывает первую, уже засаженную картофелем, и открывает новую. Потом пропахивают борозду, ближайшую ко второй и т.д. Таким образом, площадь необработанной земли постепенно уменьшается (Гавришина. ТПЗ-2, ДПЗ, Рис. 1б, л. 13об).
«Всвал» и «вразвал» почву обрабатывают одновременно, если поле для посадки картофеля большого размера. В этом случае вся площадь делится на две части. И одна часть сначала возделывается «всвал», а оставшаяся часть поля – «вразвал».
Картофель можно также сажать бороздами. С помощью лошади и плуга «гоняют борозды», то есть делают выраженными грядки и борозды; и уже в готовую грядку вручную сажают картофель.
Различной техникой и тягловой силой для плуга располагают те хозяева, которые после развала колхоза получали на пай колхозные трактора и лошадей, или же те, которые во второй половине 90-х гг. приобретали в личную собственность лошадей, маленькие трактора. Тем крестьянам, у которых не было ни того, ни другого, брали в наем лошадь или трактор, либо просили кого-нибудь обработать землю. Плата производилась деньгами или услугами. Такими, как, например, предоставление участка для сенокоса (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 11об.), или бесплатное покрытие коровы (Гавришина. ТПЗ-2. ДПЗ. л. 4).
Каждый год у деревенских жителей есть возможность «подкалымить», то есть подзаработать деньги, помогая обработать землю тем, кто сам с этим не справляется. Рабочую силу нанимают обычно вдовы и пожилые люди. Каждая вспаханная сотка приносит хозяину лошади 10 рублей. Если же нужно ехать в другую деревню, то сумма набавляется еще от количества километров до этой деревни (Гавришина. ТПЗ-2. ДПЗ. л. 11).
Весной, перед тем как землю вспахать, стараются ее хорошо удобрить, «подкормить», чтобы осенью получить хороший обильный урожай. Те хозяева, у которых есть коровы и лошади, используют для этого навоз. Предварительно его заливают водой и дают отстояться. Крестьяне, не имеющие возможность удобрять почву навозом, готовят компост. С весны в яму складывают всю ненужную траву с огорода, которая в результате перегнивания, становится хорошим удобрением. Этот процесс длится в течение лета, осени и зимы до следующей весны, когда уже готовый компост выносят на огород (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 6, 17, 22, 31, 33об., 49).
Часть хозяев удобрение в огород старается внести осенью. Тогда зимой оно перегнивает с остатками травы и корней растений, в результате чего весной-летом на грядках меньше растет сорняков (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 53об.; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 6об.).
Позже, при непосредственной посадке овощей, внимание уделяли каждой культуре, и дополнительно удобряли те или иные растения. Например, в почву, где будет посажен лук, вносили куриный помет. С осени его складывали в кучу, где он за зиму перегнивал, а весной уже был готов для употребления (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 6, 29об.).
Перед посадкой рассады капусты в грядку почву удобряли печной золой для лучшего роста и плодоношения этой культуры (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 47).
Как только земля удобрена и вспахана, она готова к посадкам. Семена и рассаду для этого готовят заранее. Семена используют и свои, и покупные, но свои считаются надежнее. Чтобы быть уверенным в качестве семян, их проверяют на всхожесть: сеют заранее небольшое количество семян; если взошли, то можно было их использовать для посева (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 8, 23, 31об., 36об.; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 5об.).
Качество огуречных семян могли проверить еще следующим образом: их опускали в сосуд с водой. «Всплывшие» семена считались негодными, в отличие от тех, которые «потонули» и использовались в последствии для посева (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 23).
Есть примета, по которой рассаду следует сеять, как только лед на озере разломается и прибьется к берегу (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 11об.). Тем не менее, рассаду помидор большинство хозяек старается сеют 8 марта, или сразу же после этого дня, а рассаду капусты и свеклы – в апреле (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 11об., 15об., 36).
Рассадой делились и сейчас делятся. Рассаду отдают за «желтую копейку» (то есть монетку желтого цвета). Хозяйка как будто не отдает ее, а продает. При этом произносится примерная фраза: «Чтобы у тебя уродилось и у меня тоже» – то есть, чтобы рассада велась у обеих хозяек (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 11об., 22об., 28об., 34).
Ежегодно также рассаду можно купить на рынке в Себеже (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 8).
Посадку овощей старались начать пораньше. Если погода стояла теплая, с первыми числами мая, а то и в конце апреля приступали к посадочным работам (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 11об., 33об., 36; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 15).
В конце апреля сажали «под лопату» несколько гряд раннего картофеля, с тем, чтобы уже в середине лета можно было его употреблять в пищу. Остальные посадки картофеля происходили мае. Традиционно эту культуру сажали на весеннего Николу (22 мая). В настоящее же время каждый крестьянин считает по-своему: кто до 9 мая старается посадить картофель, кто, наоборот, считает, что сажать нужно позднее, к 15-18 мая. Но в любом случае посадка картофеля заканчивается не позднее 22 мая (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 8, 22, 22об., 26, 27, 31, 36об., 48об.).
Огурцы большинство хозяек стараются сеять в начале мая «под пленку», чтобы они скорей начали приносить плоды. Раньше огурцы сеяли на Пахома (28 мая), «чтобы носить их мехом», то есть, чтобы их много было. Сейчас мало кто этого придерживается. (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 15об., 22об., 27, 31, 36, 56об.; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 4-4об.).
Традиционно лук сажали на Бориса (15 мая), или накануне этого дня (14 мая) (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 27, 31). Другие информаторы указывали на обыкновение сажать лук на «Николина батьку» (21 мая, накануне Николы весеннего) (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 32). В основном же за посадку лука принимались пораньше, в начале мая, для ранней зелени (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 27; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 14об). Тем более считалось, если лук за зиму хорошо сохранить, не заморозить, то весной в грядке ему ничего не будет страшно, можно рано сажать. В противном же случае он пойдет в стрелку и не даст урожая (Гавришина. ТПЗ-2. ДПЗ. л. 14об.-15).
Лук также сажают под зиму. Если зима не суровая будет, и лук не застынет в грядке, то весной хорошим получится (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 27-27об.). В отличие от лука только озимым растением является чеснок (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 8). Сажают и лук, и чеснок под зиму до наступления заморозков в конце сентября – начале октября (до Покрова 14 октября) (Гавришина. ТПЗ-2. ДПЗ. л. 15).
Морковь и свеклу сеют в начале мая, как только устанавливается тёплая погода. «Снег сошел – сей свеклу» (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 8; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 14об.). А морковь, как лук и чеснок, некоторые хозяйки сеют под зиму (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 8; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 27-27об.).
В конце мая – начале июня на грядку высаживают уже выросшую в домашних условиях рассаду капусты и помидор (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 8, 15об., 16).
Женщина-хозяйка стремилась не только соблюсти сроки посадок овощей, но и правила, предписанные традицией, сопровождающие этот процесс. Следование этим предписаниям в момент непосредственной посадки растений или их посева обеспечивало в дальнейшем хороший рост овощей, их защиту от вредителей и обильное плодоношение. К примеру, сажая любое овощное растение, женщина приговаривала: «Роди, бог» (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 8, 31об., 34).
На неделе различали «женские» и «мужские» дни. «Женскими» днями считались среда, пятница, суббота, «мужскими» – понедельник, вторник, четверг. Одни информанты указывали на то, что сажать овощи можно только в женские дни, особенно капусту, чтобы у нее кочан был хороший, и огурцы (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 37).
Другие говорили о том, что в «женские» дни, кроме субботы, нужно сажать морковь, капусту (и прочие овощи, слова которых женского рода). В субботу посадками заниматься не следует, так как в этот день поминают усопших. Отдельно внимание уделяют капусте, которую стараются сажать в пятницу.
В «мужские дни», за исключение четверга, приступают к посадкам огурцов, лука (и других овощей, слова которых мужского рода). Например, огурцы сажают в понедельник. А четверг считается «червивым днем»: в этот день вообще стараются в огород не заходить, иначе всё зачервивится (Гавришина. ТПЗ-2. ДПЗ. л. 6об.-7).
Кроме всего прочего крестьяне также следовали лунному календарю. Когда луна росла, сеяли полевые культуры (то, что растет вверх), а на убывающей луне полагалась сажать то, что растет вниз (то есть корнеплоды, лук) (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 36об.).
Перед посадкой лука или после нее, предварительно заметя посаженый лук землей при помощи «голика» (банного веника), ставили его в конце грядки вверх ветвями, где он оставался до самой осени. Делалось это для того, чтобы лук рос таким же высоким и густым, как веник (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 22об., 28; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 15). После этого хозяйка звала мужа, и они через грядку с луком целовались, чтобы он сладким получился (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 22об.).
Рассаду свеклы и капусты в грядку следует высаживать после обеда, иначе она не примется (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 36об.). По той же причине капустную рассаду стараются не высаживать на огород в солнечную погоду (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 56об.).
Первых три «рассадины» капусты нужно было сажать с закрытыми глазами, чтобы потом капусту мошка не ела (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 46об.).
Когда капусту высаживали в огород, на конец грядки клали больший камень, завернутый в белую тряпку, чтобы капуста выросла такой же белой, большой и твердой, как этот камень (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 28, 46об.).
В народной традиции капусте уделялось больше внимания, чем остальным овощам. Поэтому особенно тщательно следили за тем, чтобы не поразили ее болезни и вредители. Если капуста «килатить начнет» (кила –болезнь корней, при которой капуста растет не в кочан, а в землю), то нужно вытащить с грядки одно капустное растение и посадить его на тоже место, но корешками вверх. Болезнь должна пройти. Если это не помогает, то операция через некоторое время повторяется (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 15).
Если кила не уходит, тогда по народным представлениям мужчина должен забрать ее себе. Для этого до восхода солнца мужчине нужно снять штаны и 3 раза обежать грядки с капустой кругом, повторив при этом три раза слова: «Кила, кила, иди сюда, я всем мила». И капуста вырастет с рост человека (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 15об.-16).
Также верили, что кила с капусты уйдет, если сесть на клюку (кочергу) верхом, скакать и приговаривать: «Кила, кила, на тебе кочергу» (Гавришина. ТПЗ-2. ДПЗ. л. 6-6об.).
Верили, если мужчина капусту посадит, она «килатить» будет. И толку с такой капусты уже не будет (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 46об.-47).
Из рациональных способов борьбы с этой болезнью крестьяне используют известкование почвы и ежегодную перемену места произрастания капусты (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 21, 31об.).
Целое лето грядки нужно пропалывать, собирать с них колорадского жука, а также поливать. И здесь тоже есть свои правила: например, капусту нельзя поливать в обед, иначе «качнов» не будет (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 38). И огород в целом стараются поливать утром или вечером (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 7об., 38; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 4об.).
На посадки картофеля ежегодно выставляют пугало в виде человеческой фигуры от кабанов. Такое же пугало ставят в ячмень те, кто ее еще сеет (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 8, 16об., 25об.).
Еще в недавние времена, когда зерновых сеяли гораздо больше, использовали следующее средство для борьбы с воронами: к палке размером ниже среднего роста человека привязывалась веревка, к которой была прикреплена убитая ворона. Это и должно было отпугивать других ворон. Кроме того, в прошлом устанавливали это отпугивающее средство во дворе, чтобы уберечь от ворон цыплят. В настоящее время такое приспособление применяется гораздо реже, а если и используют, то на бобовых, клубнике и пр. (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 49-49об.; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 15об.).
Капусту следовало оберегать от бабочек и зайцев. Для этого капустные грядки окружали несколькими невысокими палками, к которым веревочками прикреплялись блестящие, шуршащие бумажки. Своим сверканием и шелестом они и должны были отгонять бабочек и зайцев (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 49об.).
Некоторые хозяйки в капусту рядом с каждой «рассадиной» ставили невысокие в рост растения палки, на которые надевали сверху белую яичную скорлупу. Это должно было отпугивать бабочек, нападающих на капусту (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 57).
От вредных насекомых растения химикатами обрабатывают не многие хозяева. Больше используют, например, золу. Её растворяют в воде, настаивают 2-3 дня, и потом этим раствором опрыскивают все растения на огороде (Гавришина. ТПЗ-2. ДПЗ. л. 6).
Чтобы избежать воздействия насекомых и болезней овощных культур, каждая хозяйка старается каждый год менять месторасположение посадок все овощей (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 38). Так, лук на одном месте сажать нельзя, иначе его повредит луковая муха (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 12об.-13).
А если капусту по одному месту сажать, то она килой заболеет. Предотвратить это можно известкованием почвы: то есть перед посадкой капусты в почву вносят негашеную известь (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 13, 32, 34; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 6).
Четко установленного плодосмена в огороде не существует. Например, после лука можно посадить огурцы или помидоры, после огурцов – чеснок, после капусты – лук или огурцы (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 12об., 21, 53). Главное, не сажать по одному месту несколько лет подряд одни и те же овощные культуры, так как от этого зависит качество будущего урожая.
До середины 1990-х годов многие крестьяне на огородах высеивали ячмень. И, таким образом, была возможность каждый год менять посевы ячменя и посадки картофеля для лучшего произрастания обеих культур. С середины 90-х годов посевы ячменя либо резко сократились. С этого времени посадки картофеля стали чередовать с посевами клевера или с бобовыми. Если же картофель перемещать некуда, то землю для его насаждений необходимо ежегодно удобрять навозом (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 5об., 12об., 21, 22об., 34, 38-38об., 51; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 6).
Немало внимания в народном мировоззрении также уделялось приметам. Уже зимой старались предугадать, какая будет погода предстоящим летом и на что будет урожай.
Считалось, «если зима гнилая, то и лето гнилое будет» (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 21) или, если зима очень снежная, то лето будет плохое, дождливое (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 37об.). Это объяснялось тем, что в народной традиции зимние и летние месяцы зависели друг от друга, обуславливали друг друга. Летние месяцы по погоде соотносились с зимними: каков декабрь, таков и июнь будет; соответственно январь – июль, февраль – август. (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 12, 37об.).
В Рождество особенно внимательно наблюдали за небом. Звездное небо в это время предвещало урожайный год (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 31).
Крестьяне внимательно присматривались к природе, стараясь уловить в ней закономерности. Так, примечено, что если лето жаркое предстоит, то аист из гнезда выбрасывает своих детенышей, оставляя в гнезде двух аистят; ровно столько, сколько он в условиях жаркой погоды сможет прокормить. Если же лето обещает быть дождливым и пасмурным, то все аистята остаются в гнезде, потому что у аиста есть возможность всех детенышей прокормить в предстоящее лето (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 27об.).
И в течение лета были приметы, которые подсказывали крестьянину погоду на ближайшее время. Например, если «комары мак толкут» (то есть собираются в кучку и мельтешат в воздухе на одном месте), то погода будет хорошая (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 27об.).
Первыми на огородном участке начинают созревать огурцы. В зависимости от сроков посева и стоявшей погоды их начинают снимать в начале, середине или конце июля (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 12об.; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 4об.).
В конце июля крестьянки собирают с гряд еще зеленые помидоры и складывают их в темное место (например, в коробки или валенки), чтобы они дозрели (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 12об.; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 15об.).
С первыми числами августа и до конца месяца с огорода убирают лук. Говорят, что его нужно собирать, когда перья его засохнут (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 12об.; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 15об.). В прежние времена лук нужно было собрать непременно до 19 августа (Гавришина. ТПЗ-2. ДПЗ. л. 4об.).
В настоящее время картофель копают с середины августа по начало сентября. Все зависит от крестьянина, который сам устанавливает сроки сельскохозяйственных работ (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 38об., 53). Раньше картофель копали позже: в д. Осыно отмечали праздник Малой Богородицы; считалось, что до этого дня картофель в огороде должен был быть выкопан. А в д. Глембочино, к примеру, картофель копали позже этого праздника (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 45-45об.).
Последними с огорода убирают корнеплодные растения. К конце сентября собирают морковь и свеклу (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 38об.; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 4об.).
В конце сентября – начале октября (обязательно до Покрова 14 октября) с грядок срезают капусту. Она не боится первых заморозков, поэтому ее убирают с огорода позже всех остальных овощей. Кроме того, именно к этому времени кочан становится крепким и налитым (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 8, 12об., 38 об.; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 4об., 15об.).
В ноябре женщина-хозяйка приступает к солению огурцов и квашению капусты. Для этого используют небольшие бочки, рассчитанные на три ведра, которые и сейчас можно купить на рынке в Себеже. Бочки предварительно выпаривают с верестом или можжевельником и моют для уничтожения ненужных запахов. После этого они готовы для использования.
При заквашивании в нашинкованную капусту добавляли морковь и тмин, мяли руками и закладывали в бочку. В бочке капусту мяли повторно «толкачом» (пестом). После бочку закрывали и придавливали гнетом (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 38об.; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 4об.-5).
Огурцы засаливали при добавлении различной зелени и холодного рассола (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 6об., 34).
Дальнейшим и одним из самых важных этапов при ведении огородного хозяйства является сохранение собранного урожая и домашних заготовок. Для этого применяли и в настоящее время используют подпол, погреб или ямы.
Подпол – это пространство под полом дома, предназначенное для хранения всех овощей и овощных заготовок, кроме картофеля, который ссыпают в погреб или специально вырытые ямы. В подполье устраивались своеобразные бурты для хранения овощей и полки для солений и варений (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 7, 8об., 19об., 31об., 34, 37об., 53).
Вблизи дома устраивали погреб, стены и потолок которого отделывали кирпичом. И в таком случае весь урожай и все домашние заготовки могли хранить в погребе, а не в подполье. Это делалось в том случае, если, например, подвал дома весной заливала вода (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 21, 23).
Если же погреб представлял собой просто яму с сооруженной над ней деревянной крышей или без нее, то тогда в ней хранили только картофель. Яму могли оббить досками, тогда она дольше служила. Сверху ее накрывали большим количеством соломы, папоротником или осокой, запахом которой старались отогнать мышей, и засыпали землей. В колхозное время такие ямы делали также в большом количестве на полях и в лесном бору (Гавришина. ТПЗ-1. ДПЗ. л. 8об., 23об., 31об., 34, 37об.; ТПЗ-2. ДПЗ. л. 5).
Льноводство
По мнению некоторых информантов, льноводству раньше (в до колхозное время) уделяли больше внимание чем сейчас (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.7).
Лён выращивали рядом с зерновыми культурами, на пашне. Место под лён каждый год выбирали новое – чтобы земля отдыхала. Семена для льна использовали в основном свои. Землю под лён необходимо было удобрять навозом, прежде всего для укрепления стеблей. Сеяли лён в начале мая. Говорили: «Медведка закричит – время сеять лён» (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.14). Лён достаточно быстро всходил и цвёл голубыми цветами. В течение роста, лён пололи. Созревал лён в августе – сентябре, «как порыжеет», «когда наступят большие росы» (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.14, л. 51). Чаще всего теребили после Ильи. Затем вязали в снопы и ставили в стоянки (одна стоянка – десять снопов) (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л. 11, л.14, л.35, л.47, л.51).
После сбора начинался процесс обработки льна. В первую очередь охапки льна обивали о скамейку либо просто, о землю, для отделения головок. Затем лён вымачивали в специальных водоёмах – копонях, глубиной около двух метров, которые вырывались чаще всего прямо на поле или в лесу. Примерно через три недели отмоченный лён расстилали на полях и сушили, в течение трех – чётырёх недель, для того чтобы костра легко отделялась от волокна. Затем его необходимо было обмолотить. Чаще всего обмолачивали простой палкой или цепами на току. Цеп представляли собой связанные между собой две палки – за одну держали, другой били. Затем лён мяли на мялках, которые имелись практически в каждом доме, после чего трепали трепло палками для того, чтобы выбить всю костру. Затем чесали специальными щётками для получения пригодного для прядения волокна. Остатки – пакля, шли на вязания верёвок. Получившееся волокно было готово для прядения и для ткачества. Пряли чаще всего изготавливали главы семейств. В данном районе в основном распространены самопрялки, хотя иногда информанты упоминают части простой прялки: лежак и стояк. Хранили прялки в доме, на чердаке либо в коридоре. Редко когда прялка украшалась какой-либо резьбой. Пряли чаще всего зимой, весной – ткали. Иногда девушки одной деревни могли собираться в каком-нибудь доме вместе для прядения или ткачества. Такая работа зачастую сопровождалась песнями. Самотканая ткань получалась серой, таким образом, её в первую очередь необходимо было выбелить. Для этого материю кипятили в котелке с золой, после чего прополаскивали ткань на озере. Для того чтобы материя была мягче, её отбивали колотушкой – пранником, специальной деревянной палкой. Могли также обматывать ткань вокруг круглой палки с зубчиками – «каталки» (качалки). После этого ткань расстилали на снегу и оставляли вылёживаться в течение недели, тем самым она становилась белее и мягче. Чаще всего это выпадало на март месяц. Практически все работы, связанные с выращиванием и обработкой льна считались женским делом (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.7 – 8, л.12, л.14, л.21, л.33, л.35 – л.36, л.42 – л.43, л.45, л.47 – л.48, л.51, л.55).
В послевоенное время мало кто продолжал самостоятельно обрабатывать лён, чаще всего тресту сдавали на льнозавод (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.10, л.11)
Промыслы и ремёсла
Рыболовство с давних пор очень развито в данном районе за счёт большого количества водоёмов. Водились здесь щука, лещ, ясь, плотва, ёрш, окунь. Ловили чаще всего на червяков удочкой либо сетями или мережами (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.16, л.39).
Орудия ловли чаще всего рыбаки изготавливали самостоятельно в зимний период. Сети «колопали» – вязали из самотканых льняных ниток. Мережи также плелись со льна. Опытный рыбак мог сплести их в течение недели. В качестве грузил чаще всего использовались комочки глины. Были и такие мастера, которые изготавливали самостоятельно лодки. Чаще всего лодки делали с ели или сосны (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л. 11, л.16, л.26, л.29, л.39).
Специальной была и одежда рыболова, которую они также чаще всего шили сами. Сапоги шились из кожи бычка. По верх одежды одевался специальный кожаный передник – «затуло». Обязателен был и головной убор. Рыболовство считалось исключительно мужским занятием (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.39).
В данном районе существовали различные промыслы и ремёсла. Так, например, широко распространено было гончарство. Известны были гончары из д. Сутоки. В основном они занимались лепкой горшков. Самостоятельно развозили и продавали их по разным деревням. Хотя глина для лепки была практически в каждой деревне. Говорили, что за один горшок давали столько зерна, сколько вмещал зерна этот горшок. Известны были также специалисты по изготовлению бочек (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л. 11).
Были мастера, которые занимались плетением корзин из лучины и прутьев. Чаще всего лучину драли с сосны. Драть нужно было с того дерева, у которого была зелёная кора. Мороженную и сухую лучину не драли. Если лучина была очень сухая – то её необходимо было вымачивать в течение суток. Изготовление одной корзины у мастера занимало пару часов. Женщины иногда вязали кружева. Обменивали свои товары ремесленники в основном на зерно, деньги, так как сами ремесленники мало занимались земледелием. (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.16, л.32, л.36, л.38).
В некоторых деревнях были известны кузнецы. К ним часто приходить люди со своими заказами, так, например, заказывали плуги, бороны, вилы, чоперники. Но, несмотря на свою основную работу, часто кузнецы имели собственное хозяйство (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.27).
Известны специалисты, которые занимались строительными работами. Так «сторопцы» строили дома, «печкуры» (печники) клали печи. «Печники были во все времена» (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.28).
Жилище
Довоенных домов в данном районе сохранилось очень мало, но, тем не менее, по рассказам информантов современные деревянные деревенские дома, построенные в основном после войны, ставились по подобию прежних и ничем не отличаются от них. Пятистенок называли домом, четырёхстенок – хата. Хотя за частую домом или хатой могли называть любую жилую постройку. Раньше дома были большие – шесть комнат. Чаще всего дома ставились вдоль дороги. За домом находился огород. Возле дома строились хозяйственные постройки. «Всё рядом было» (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л. 16, л.37).
Дом чаще всего строили из сосны. Нормой было 14 – 15 венцов в доме. Между брёвен для утепления укладывали мох. Одна из комнат даже носила название «тёплые сени», так как стены этой комнаты были проложены мхом. Крышу чаще всего укладывали обмолоченной ржаной соломой или дранкой с сосны. Фундамент засыпался землёй, но зимой его отрывали, чтобы дерево не загнивало. В одной из деревень ещё до войны был построен саманный дом из глины и соломы, но такие дома и раньше были редкостью. Некоторые информанты вспоминают об избах, в которых жили их бабушки. Назывались они курные. Курные хаты строились без трубы (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.8, л.9, л.11, л.15, л.17, л.20, л.24, л.26, л.29, л.37).
Внутри дома располагалась небогатая мебель. Вдоль стен стояли лавки, отделанные без зеркал шкафы. Различные вещи, деньги чаще всего хранили в сундуках. Часто в нутрии дома на кухне, под полом, делался погреб для хранения продуктов (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.17, л.22, л.25, л. 31).
Неотъемлемой частью дома являлась печь. Клали её из кирпича, чаще всего специальные мастера – печкуры, которых владельцы дома нанимали на работу. Печь часто, особенно зимой исполняла роль кровати. Как и в любой русской избе в данном районе красный угол располагался напротив выхода (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л. 9, л.11, л.17, л.22, л.25, л. 31).
Вокруг дома строились различные хозяйственные постройки. Так недалеко от дома находился хлев, где всё время, кроме периода выпаса, содержались животные. Сено и солома для животных находились в специальных помещениях – пунях или сараях (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л. 16. л.29, л.37).
Различны помещения для обработки зерновых и технических культур. Сушились и обмолачивались зерновые в риге – отдельной хозяйственной постройке с печью и земляным полом, для обмолота зерновых и льна. Рей или осеть – помещение с печкой для сушки зерновых и льна, мог располагаться как отдельное помещение или же, как часть риги. Чаще всего рига делилась на две части: в первой с печкой находился рей или осеть, а через стенку ток с земляным полом для обмолота. Печь находившаяся внутри риги, которая топилась по-чёрному. Зерно и муку хранили в засеках амбара (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.16, л.26, л.29, л.32, л.37).
В каждом хозяйстве имелась баня. Раньше, в довоенный период, баня в основном топилась по-чёрному. По возможности бани располагались ближе к водным источникам (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.12, л.16, л.29, л.37).
Погреба ранее могли находится в доме под полом. А могли располагаться вне дома в виде земляных или обложенных внутри камнем или кирпичом ям, или отдельными помещениями небольших размеров. Ямы чаще всего вырывались недалеко от дома, иногда прямо под окном. Для них выбиралось высокое место, дабы не затапливались водой. Такой ямы хватало лет на десять. Глубина ямы зависела от грунта, но чаще всего была около двух метров (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.31, л.37).
Дом и хозяйственные постройки иногда огораживались забором. Специальная изгородь – тын – служила загородкой от скота (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л. 37).
В одном из хозяйств была обнаружена заимствованная из белорусской культуры хозяйственная постройка. Носит она название «тёплая кладовая». Так как в Белоруссии на поверхности земли лежит толстый слой глины, подвалы, находящиеся под землёй зачастую затапливались. Поэтому такие подвалы выносились отдельными хозяйственными постройками на поверхность почвы и не уходили в глубь (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.8).
Одежда
На данной территории распространена такая техническая культура как лён. Основной целью его выращивания является получение волокна для прядения и ткачества (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л. 17).
Из самотканой материи чаще всего шили нательные свободные по покрою рубахи с длинными рукавами, воротником-стойкой, либо косовороткой, либо прямым воротом (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.33).
Мужской костюм зачастую состоял из рубахи штанов и пиджака. Часто рубахи подвязывали поясом (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.17). Женщины носили юбки или сарафаны. По праздникам надевали нарядные кофточки и шапочки-береты. Но чаще всего по покрою, праздничная одежда не отличалась от повседневной, единственно, что она была новой и чистой (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.18, л.33).
Верхней зимней одеждой служили кафтаны, куртки, полушубки. Из сукна шили куртки длиной выше колена. Различны были и головные уборы: шапки, кепки и другие (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.17, л.33).
Самой распространённой обувью были лапти. Их мог плести практически каждый. В некоторых деревнях жили мастера – «шаповалы», которые занимались валянием валенок, также очень распространённый вид обуви, особенно в зимний период. В основном мужской обувью являлись сплетённые из верёвок чуни, обувь, напоминающая галоши. Реже встречаются упоминания о сапогах и ботинках (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л. 17, л.18, л.29, л.33).
Пища
Поскольку в данном районе одной из основных видов деятельности являлось земледелие, а именно выращивание зерновых культур, то в повседневном рационе присутствуют различные виды каш: пшеничные, перловые, ячневая и другие. Из муки, хорошо прокрученной на жерновах, пекли хлеб. Для закваски использовали отварную толчёную картошку с добавлением сыворотки. После того как закваска подкисала, в неё добавляли муку и ставили в тёплое место, после чего начинали месить в бочке, до тех пор, пока тесто легко не сходило с рук. Затем тесту придавали форму и на лопате ставили в печь. Готовность определяли либо по зарумянившемуся цвету хлеба, либо проверяли ножом. В муку могли добавлять тмин. Булку на дрожжах пекли в основном по праздникам. Начинкой служили капуста, яблоки, брусника, грибы. Из толока (размолотый овёс смешивали с мукой и солью и заливали водой) пекли пирожки. Начинками для пирогов служили яблоки, ягоды (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.9, л.18, л.25, л.27, л.38, л.41).
Среди овощных блюд были распространены драники. Готовили их, следующим образом: вычищенную картошку тёрли на тёрке, цедили, добавляли яйца, молоко и запекали в виде котлеток в печке. Летом и осень из овощей делали заготовки: солили огурцы, квасили капусту (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.11, л.27, л.42).
Разнообразны были молочные блюда: молоко, сметана, творог, простокваша, сыр (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.18).
Мясными блюдами являлись камы, холодец, студень. Камы, или по-белорусски клёцки, готовились из тёртой картошки с мукой, которые составляют тесто. Начинкой служили грибы, лук, сало. Похожим блюдом являются стеклянники, только среди их ингредиентов присутствовало ещё и молоко (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.11, л.18, л.25).
В деревнях часто варили супы, например, кислица из щавеля. Варили похлёбку – полевку из кислого хлеба, воды, молока, сыворотки и мяса. Квасили свёклу и затем добавляли её в холодный борщ (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.8, л.27).
Из напитков пили компоты, чаи, квас, молоко, простоквашу, ряженку. Часто заваривали травы. Практически в каждой деревни гнали самогонку из хлеба (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.11, л.12, л.18, л.27, л.38, л.42).
Основным ритуальным блюдом на поминках являлась кутья из пшеницы, риса. Рис отваривали до мягкости, промывали, сластили. «Кутья должна быть сладкой, чтобы никто не осудил, будто пожалела» (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.26). На поминки варил кисели, и пекли блины (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л.12, л.25). На Пасху пекли куличи и красили яички (Субарева. ТПЗ. ДПЗ. л. 37).
Календарная обрядность
Первый выгон скота (день святого Егория). Первый выгон скота обычно осуществлялся в день святого Егория 5 или 6 мая (Васильчикова. ТПЗ-1. ДПЗ. л.17, л.39, л.43, л.53, л.56), но это могло происходить и 9 мая (Васильчикова. ТПЗ-1. ДПЗ. л.36) и в апреле (Васильчикова. ТПЗ-1. ДПЗ. л.48об.).
Считается, что Егорий – бог скота (Васильчикова. ТПЗ-1. ДПЗ. л.39) или Георгий Победоносец – охр<