Коронков Александр Макарович, 1935 г.р.
О «Центре казачьих культур» во время перестройки (воспоминание о покупке коня)
О казачестве: держали лошадей.
О местном казаке: почитание старших (воспоминание)
О скачках: в каждом колхозе были лошади, скачки весной, осенью.
О покупке колхозом жеребца (воспоминание)
Продолжение о скачках (делали ставки, собиралась вся станица). О сильной скаковой лошади (воспоминание).
Курень: делали из того, что было (глиняный). Пол, стены, окна. Зимой теплые, летом прохладные. Чем покрыты (чакон, камыш, салима). Обязательно была печь (как выглядела печь, для чего использовали)
Список Диалектных слов:
Загне́тка – часть печи, на которую ставили посуду
Ча́кон – водное растение, похожее на камыш, служащее для покрытия крыш
Кассета №6, сторона А, соб. Сепханян А., Зотов М., Чистяков П.И., 1930 г.р., ур. х. Орлы Михайловского р-на ВО, образование 10 классов, работал в колхозе, зап. в х. Орлы, Михайловский р-н, ВО, 2009 г.
О названии хутора (легенда), стал станицей, хутор образовался заново (на бугре)
Дома: как строили (как и из чего закладывали фундамент; стены из дуба; крыши были разные: железные у богатых, солома у бедных, чакон и камыш у тех, кто побогаче)
О печи: строил печник, из каких частей состоит (заслонка, горнушка, загнетка), была круглые сутки горячая.
О работе казаков: всё делали сами: и ярмо, и дома строили.
Продолжение о строительстве дома: если место нравилось, просили разрешение построить там дом. Земля должна быть подходящей (чернозём)
Продолжение о работе казаков: как косили (серпом)
О наёмном рабочем: нужно кормить, если быстро ест – работник хороший.
Обычаи при строительстве дома (под углы клали деньги), по окончании стройки было угощение
О строительстве дома: начинали весной. Приметы: если помочиться там, где строишь печь, будет труба течь. Стены сначала помажут, потом белят. Батюшка освящал новый дом (хозяев и скотину тоже), первой пускали кошку.
Курень: был один вход (воспоминание)
Как выбирали коня: казачонку с детства выбирали коня, его обучали для службы в полку, если не было денег на коня, хутор выделял деньги
На рождённых мальчиков выделяли землю
Продолжение о казачьем коне: были определённые критерии выбора по внешнему виду. Сначала приучали к уздечке, потом водили на поводе, потом приучали к седлу, только потом на его садится казак (который хорошо ездил): могли бить его, ездили быстро, приручали.
О казаках: служивый казак каждый год ходил на сборы. Там обучали и казаков и коней. Когда хоронили казака, коня вели попрощаться.
Лечение коней: водили к врачам (их было мало), к знахарям.
На нижнем Дону жили зажиточные казаки
Отношение между украинцами и казаками (приезжие украинцы уважительно относились к казакам)
Рябухин С.П.. 1974 г.р., проживает в ст. Берёзовская с 1998 г., образование высшее, зап. в ст. Берёзовская, Даниловский р-н, ВО
Предки жили в ст. Берёзовская (ок. 300 лет)
(инф. ссылается на научную литературу, работы и учебники)
О происхождении станицы: первоначальное название городок Безёзк-Муровский (объяснение названия), основание городка в нач. 17века, основали казаки, население было небольшое.
О расположении населённых пунктов: они привязывались к лесистым, глухим местам и к водоёмам. Расположение ст. Берёзовской связано с рекой Медведица.
Река Медведица: раньше (600-700 лет назад) называлась по-другому (старославянским названием медведя)
Продолжение о станице: после Булавинского восстания попала под карательную экспедицию
Список диалектных слов:
Горну́шка – часть печи
Загне́тка – часть печи, на которую ставили посуду: «на ней [на загнетке] вот щи»
Кассета №6, сторонаВ, соб. Сепханян А., Зотов М., Рябухин С.П.. 1974 г.р. (продолжение)
Восстановление станицы после Булавинского восстания: строился храм, вокруг него по разным сторонам светы основывали улицы (переселение в 1861 г.), вокруг церкви - хозяйственные постройки, потом жилые кварталы (их 3). Майдан – центр, там решались все вопросы, был центром сбора уходящих на войну казаков.
Казачество сейчас: глава администрации – атаман, местные казаки стараются сохранить традиционную культуру и распространить её среди молодёжи. Казачья культура возродилась к 1990 г. Многий станичники не осознают себя казаками.
Воспитание раньше: воспитывало старшее поколение, учили традициям и истории семьи
Илюшкин Н.П., 1933 г.р.
Война: взятие Ростова, поражения 1942 года в Крыму
Дома в ст.: назывались хаты, южнее – курени. Хата, как строили: фундамент не закладывали, вместо него – песчаники, потом дубовая опчинка. Потом сруб (из вербы или дуба). Крыша из соломы или чакона, южнее – камыш), вокруг дома завалинки. Глину месили ногами, потом мазали этой глиной, потом белили.
История казачества (кратко): появление, деятельность, где расселялись (в глухих местах по берегам рек)
Продолжение про хаты (саманные): из глины и соломы
Чем топили печи: солома, кизяк.
О печи: делали из дуг хвороста, которые затепливали глиной, потом делали из кирпичей. Топили кизяками, потому что они не горели, а тлели.
О революции: многие умирали, т.к. забирали зерно, не оставалось на посев
Раньше дома строили сами казаки,
Список диалектных слов:
Бара́к – яма, углубление в земле: «Барак глубокий, там размытые породы»
Ча́кон – водное растение, похожее на камыш, служащее для покрытия крыш «Чаконная крыша»
Зава́линки – сооружение вокруг дома «потом завалинки строили»
Сама́н – кирпич из глины, использовался для строительства домов: «вместо дерева были саманы – кирпичи большие из глины»
Кизя́к – навоз, которым топили печи или использовали вместо глины для мазки хаты
Кайма́к – сливки, «зажаренные» на медленном огне