Тематический цикл «Дикие животные жарких стран»
(двадцать четвертая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия животных и их детенышей, где живут, чем питаются, как передвигаются.
Лексический материал:хищник; слон, лев, жираф, крокодил, черепаха, тигр; хобот, клыки, грива, пасть, панцирь, пятнышки; рычит и т.д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• « Четвертый лишний»:
слон, лев, собака, тигр;
крокодил, кенгуру, жираф, кошка;
заяц, зебра, кобра, пантера.
• «Скажи правильно». Образец: «Кобра быстрее черепахи».
Кто быстрее? {черепаха или кобра)
Кто тяжелее? {крокодил или кенгуру)
Кто сильнее? {тигр или зебра)
Кто больше? {слон или лев)
Кто выше? {жираф или тигр)
• «Зачем?»
Зачем обезьянке хвост?
Зачем слону хобот?
Зачем тигру клыки? и т.д.
Развитие связной речи•Рассказ-описание «Слон»:
«Слон — это животное жарких стран. Слон очень большой. У него есть туловище, четыре ноги, голова, хобот, большие уши и
маленький хвостик. Слон перевозит тяжелые грузы и выступает в цирке».
Психоречевая гимнастика
•Пальчиковая гимнастика «Черепашки»:
Побежали вдоль реки
Черепашки наперегонки.
•Речевая подвижная игра «Тигр». Импровизация движений руками:
Я усатый, полосатый,
Я зубастый и клыкастый.
•Считалка «Крокодил». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
И кто в речку угодил —
Всех проглотит крокодил.
Уточнение артикуляции и произношения звука [с] (продолжение).
• «Вспомни и назови слова со звуком [с]».
• «Повтори чистоговорки»:
аса-аса-аса — колбаса и касса;
осы-осы-осы — волосы и косы;
усы-усы-усы — автобусы и бусы;
аска-аска-аска — ласка, маска, каска;
• Считалка. Желательно использовать картинки из лото для более эффективного запоминания считалки:
Вот со звуком С считалка:
Сад, песок, совок, скакалка.
Мячик скок, скок, скок,
Скок по саду на песок,
На совок и на скакалку—
Очень быстрая считалка.
• «Какое слово получилось ?» Дети заменяют последний звук в слове на звук [с]: бак, пар, век, пёк, лев, нож, труд, Рим.
«Живые звуки» (сом, нос, осы).
«Что с чем рядом?» На доске — пять - шесть картинок, в названии которых есть звук [с]: стол, оса, абрикос, самолет, лиса.
Логопед спрашивает: «Что рядом с осой?» Ребенок отвечает: «Рядом с осой стол и абрикос» и т.д.
• Составление рассказа «Обед» по опорным предметным картинкам:
«Саня стал накрывать на стол. Сначала поставил кастрюлю с супом. Затем сковородку с мясом. Потом поставил стакан с соком. После этого — тарелку. В тарелку насыпал сливы. После обеда Саня убрал со стола и вымыл посуду».
Тематический цикл «Профессии»
(двадцать пятая неделя)
Дети должны усвоить: названия основных профессий и предметов — помощников.
Лексический материал: шофер, учитель, врач, повар, летчик; учить, лечить; градусник, ножницы и т.д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Кто что делает ?»
Шофер водит машину, перевозит грузы.
Учитель учит детей читать, писать, считать.
Повар готовит завтрак, обед, ужин.
Врач лечит, ставит градусник, выписывает лекарства,
назначает уколы и т.д.
• «Кому это нужно ?» Классификация картинок по тематическим признакам с целью усвоения категории дательного падежа:
ножницы нужны портнихе;
градусник нужен врачу и т.д.
•«Скажи два (три) слова». Ребенок должен сказать два (три) слова про повара (врача, учителя и т.д.) и на каждое слово ударить мячом (повар готовит еду и т.д.).
• «Исправь ошибку»
Повар лечит, а врач готовит.
Маляр рисует, а художник красит.
Летчик ездит, а шофер летает и т. д.
Психоречевая гимнастика
• Слоговой анализ слов: космонавт, милиционер, парикмахер, продавец.
Отстукать количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони.
• Речевая подвижная игра «Космонавт». Импровизация движений:
Не шофер и не пилот,
Водит он не самолет,
А огромную ракету—
Дети, кто, скажите это?
•Речевая подвижная игра. Дети четыре раза поднимаются на носки и опускаются на пятки.
За всякое дело берись смело.
Дифференциация звуков [с] и [з]
• Уточнение артикуляции и произношения звуков, их характеристика (используется тактильный анализатор кисти, приложенной к горлу).
Обратить внимание детей на то, что произносить звук [з] помогает голос, а звук [с} произносится без голоса (голос «спит»).
• «С голосом —без голоса». Логопед называет слова со звуками [с] и [з], дети определяют «с голосом» или «без голоса» они произносятся: коза-коса, суп-зуб, зайка-сайка, собор-забор, часы-тазы, гроза-коса, бусы-алмазы.
•«Проговори чистоговорку»:
Голос спит: са-са-са,
Санки, сало, колбаса.
Звенит голос: за-за-за,
Зайка, запах, стрекоза.
• «Повтори потешки»:
У забора коза, у сосны лиса.
У зверя зуб, у Светланы суп.
У Зои зайка, у Сани сайка.
У Лизы глаза, у Оксаны коса.
У Захара тазы, у киски усы.
У избушки забор, у леса собор.
• Составление предложений по предметным картинкам:
Зоя — самокат,
зайка — капуста,
Лиза — квас,
глаза — слон,
коза —лес.
• Употребление и дифференциация предлогов за и со. Упражнение можно сопровождать демонстрацией предметов и действиями детей.
Лиза села за стол. Стакан упал со стола.
Захар залез за шкаф. Сумка упала со шкафа.
Зоя спряталась за стул. Оксана спрыгнула со стула.
Лиза стоит за скамейкой. Света встала со скамейки.