Тематический цикл «Дикие и домашние животные»
(двадцать вторая неделя)
Дети должны уметь:дифференцировать домашних и диких животных, составлять рассказ-описание.
Лексический материал:см. темы «Домашние животные» и «Дикие животные».
Лексико-грамматические игры и упражнения
• Викторина «Вопросы — ответы». Логопед показывает картинки животных и задает детям вопросы:
—Кто это?
—Назовите части тела.
—Это домашнее или дикое животное?
—Где оно живет? Как называется его дом?
—Чем питается?
—Как называют детенышей этого животного?
• «Назови членов семьи»:
заяц — зайчиха — зайчонок;
кот — кошка — котенок;
еж — ежиха — ежонок;
корова — бык — теленок и т.д.
• « Чей домик ?» Для игры необходим изготовленный из картона макет —домик на опушке леса.
Детям раздаются картинки с изображением домашних и диких животных. Они по очереди подходят к доске и вставляют картинку в соответствующий карман, комментируя: «Волк —дикое животное, он живет в лесу» или «Кошка — домашнее животное, она живет около человека».
Развитие связной речи
• Формирование навыка составления короткого рассказа. Рассказ-сравнение «Лошадь и белка»:
«Лошадь — домашнее животное, а белка —дикое животное. Лошадь живет около человека, а белка —в лесу. Лошадь большая, а белка маленькая. У лошади копыта, а у белки лапки. Лошадь ест траву и сено, а белка грибы и орехи».
Психоречевая гимнастика
• «Четвертый лишний». Ребенок называет лишнее животное и повторяет цепочку из трех оставшихся слов:
волк — лиса — еж — кошка;
овца — лось — лошадь — свинья и т.д.
• «Дикое или домашнее». На доске в ряд расставлены десять картинок: собака, лиса, еж, кошка, овца, лось, лошадь, свинья, медведь, корова. Дети комментируют: «Собака —домашнее животное, лиса —дикое» и т.д.
Уточнение артикуляции и произношения звуков [г] и [г']
• Характеристика звуков (согласные — не поются, звонкие — произносятся с голосом, твердый и мягкий, при произношении—язык «горкой»).
• Выделение звука [г] из ряда слов: газета, игра, бумага, нога, Гоша.
• Выделение звука [г'] из ряда слов: гиря, гитара, ноги, гимнастика.
• Повторение слоговых цепочек:
га га га-гя гя гя;
го го го-гё ге гё;
гу гу гу-гю гю гю;
гы гы гы-ги ги ги;
гэ гэ гэ-ге ге ге.
• «Один — много»: нога —ноги (книга, бумага, дорога, подруга, фляга, штанга, слуга, серьга, бродяга, телега, бедняга, шпага).
Мягкий звук [г'] подчеркивается ласкательной интонацией и выразительным артикуляционным укладом.
•«Какой звук потерялся?» Логопед произносит предложение, а дети называют «потерявшийся» звук.
На полке лежит кни...а.
На стене висит ...итара.
На небе появилась раду...а.
Дедушка читает ...азету.
Брат поднял тяжелую ...ирю.
В небе раздался ...ром.
Бабушка печет пиро...и.
•«Что для Гали, а что для Гены?» Дифференциация картинок, выставленных на доске.
Гном для Гали.
Гиря для Гены.
Газета для Гали.
Пироги для Гены.
Лягушка для Гали.
Гитара для Гены.
Книга для Гали.
• «Живые звуки». Звуковой анализ и синтез слова гном.
Тематический цикл «Дикие животные холодных стран»
(двадцать третья неделя)
Дети должны усвоить:основные названия животных и их детенышей, названия частей их тела, где живут, чем питаются, как передвигаются.
Лексический материал:белый медведь, олень, морж, тю-
лень, заяц, овцебык; ласты, клыки; прорубь; ползать, прыгать, спасаться и т.д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Накормим зверей». Усвоение категории дательного падежа. Логопед сопровождает чтение показом предметных картинок:
Моржу дам — молока,
Мишке белому—медка,
Рыбку дам —тюленю,
Травку дам — оленю.
• « Чьи детеныши ?» Составление сложных предложений с союзом а.
Дети должны закончить предложение, а затем повторить его полностью.
У медведя медвежонок, а у кошки ... .
У тюленя тюлененок, а у коровы ... .
У пингвина пингвиненок, а у волка ....
У оленя олененок, а у лисы ... .
• «Кто около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
На доске картинки с изображением животных. Логопед задает вопросы.
Кто около тюленя? — Около тюленя медведь.
Кто около пингвина? — Около пингвина олень.
Кто около медведя? — Около медведя заяц.
Кто около моржа? —Около моржа тюлень.
Кто около оленя? —Около оленя песец.
Развитие связной речи
• Составление рассказа-сравнения «Морж и еж» по картинкам и вопросам логопеда:
«Морж живет на севере, а ежик —в наших лесах. Морж большой, а ежик маленький. Морж гладкий, а ежик колючий. У моржа ласты, а у ежа лапки. Морж любит рыбу, а ежик —грибы, яблоки и мышей».
Психоречевая гимнастика
• «Найди ошибку»
У моржа ежонок.
У оленя львенок и т.д.
• Речевая подвижная игра. Дети произносят двустишие, топая поочередно ногами на каждый слог:
По снегу шел олень И гулял он целый день.
• «Повтори без запинки». На доске четыре предметные картинки, например, олень, тюлень, морж, песец. Дети называют их с открытыми, а затем с закрытыми глазами.
Уточнение артикуляции и произношения звука [с].
•Знакомство со звуком [с] (согласный, глухой, твердый, свистящий). Выполнение упражнений «заборчик» и «горка».
• Повторение чистоговорок:
са-са-са — самокат, сова, лиса;
сы-сы-сы — волосы, усы, весы;
со-со-со — сода, соболь, колесо;
су-су-су — сук, посуда, путасу;
ас-ас-ас — квас, масло, ананас;
ис-ис-ис — рис, Борис, ирис;
ос-ос-ос — нос, колос, абрикос;
ус-ус-ус — вкус, автобус, карапуз.
•«Что с чем?» Для игры можно использовать картинки из лото:
скамейка со спинкой; сом с усами;
краски с кисточкой; кастрюля с рисунком;
куст с листьями; сахарница с песком;
совок с мусором; автобус с колесами;
лиса с хвостом; лестница со ступеньками
• « Один — много»:
колбаса — колбасы;
полоса — полосы;
завеса — завесы;
оса — осы;
коса — косы;
гримаса — гримасы;
терраса — террасы;
касса — кассы.
Логопед. В какой слог превратился слог са?
• «Посвисти». Выделение на слух звука [с].
Логопед произносит слова: самолет, шапка, цапля, цыпленок, усы, сено, сад, нос, носик, щетка, зайка, щель. Дети, услышав слово со звуком [с], повторяют его, выделяя этот звук.
• « Чудесная сумочка»
Дети по очереди достают из сумочки картинки и называют их, выделяя звук [с]:
в чудесной сумочке самолет;
в чудесной сумочке ласточка и т.д..