Тематический цикл «Перелетные птицы»
(седьмая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия птиц, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто, как птицы передвигаются, чем питаются, где живут, почему осенью они улетают.
Лексический материал:утки, гуси, лебеди, журавли, ласточи, грачи, скворцы, кукушки; части тела, перья; гнездо, стая, клин, вереница, поодиночке; корм, кормушка; щебетать, летать, улетать, прилетать, ходить, прыгать, махать.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• «Живой —неживой». Формирование понятий о живых организмах. Дифференциация вопросов: «Что это? — Кто это?»
У детей на столах— картинки с изображением живых и не-
живых предметов. Дети по очереди берут их и спрашивают у товарищей: «Что это?» или «Кто это?»
•«Составь предложение». Логопед имитирует крики птиц (чиф-чиф; ку-ку). Дети должны отгадать, кто так кричит и составить предложение: «Ласточка чифкает, а кукушка кукует» и т.д.
• «Каких птиц много на дереве?» (кукушек, ласточек, скворцов и т.д.).
•«Какой птички не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
На доске — четыре - пять картинок с изображением перелетных птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?»
•«Как улетают птицы?»
Гуси, утки, лебеди — вереницей;
журавли — клином;
ласточки, грачи, скворцы — стаей;
кукушки — поодиночке.
Работа над предложениями с однородными членами сопровождается рисунками на доске.
Развитие связной речи
• Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма.
Примерный словарь: летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, слетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать (практическое усвоение глаголов с разными приставками).
Для игры рекомендуется использовать макет гнезда и птички из бумаги.
Психоречевая гимнастика
• Повторение цепочек слов (сначала по картинкам, а затем без них):
грач — ласточка — кукушка — скворец;
утка —лебедь — гусь — журавль и т.д.
• Речевая подвижная игра «Птички». Речь логопеда дети сопровождают движениями.
Птички летели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Тематический цикл «Лес»
(восьмая неделя)
Дети должны усвоить:что растет в лесу; кто в нем обитает; строение дерева, изменение его в зависимости от времени года; для чего нужны деревья.
Лексический материал:дуб, береза, липа, рябина, клен, ель, сосна; деревья, кустарник, трава, цветы; крона, ветки, ствол, корень, листья, листва; набухает, лопается, растет, опадает, листопад, березовый; насекомые, животные, птицы.
Лексико-грамматические игры и упражнения
•«Соберем гербарий». Образование относительных прилагательных.
Сорву с дуба дубовый лист.
Сорву с клена кленовый лист.
Сорву с березы березовый лист и т.д.
•«Что около?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом около.
Дуб около елки.
Липа около березы и т.д.
• «Угадай слово». Образование антонимов. Логопед просит детей закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Дуб большой, а рябина...
Сосна высокая, а куст...
Пчела летает, а гусеница...
Дорога широкая, а тропинка...
Волк злой, а зайчик...
Опенок съедобный, а мухомор...
•«Что это?» Дети должны закончить предложение, а потом вслед за логопедом повторить его полностью.
Береза, осина, дуб —это... (деревья).
Сирень, орешник, шиповник —это... (кусты).
Ромашка, василек, незабудка — это... (цветы).
Опенок, сыроежка, мухомор — это... (грибы).
Комар, кузнечик, жук — это... (насекомые).
Кукушка, сова, орел — это... (птицы).
Заяц, лиса, волк —это... (дикие животные).
• «Кого можно увидеть в лесу?» Работа по картинкам. (Жука, кукушку, белку и т.д.).
•«Что можно увидеть в лесу?» Работа по картинкам. (Деревья, кусты, травы, цветы, грибы, ягоды, орехи и т.д.) Психоречевая гимнастика
• Поочередно каждым пальцем «отстрелять» по картинкам слова: береза, рябина, дуб, клен; сыроежка, опенок, мухомор, груздь и т.д.
Затем упражнение выполняется без картинок.
•Пальчиковая гимнастика «За грибами»:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Потому и потолстел.
• Речевая подвижная игра «Листики». Импровизация движений:
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
Ветер дунул — полетели,
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Тематический цикл «Игрушки»
(девятая неделя)
Дети должны усвоить:названия игрушек, из чего они сделаны, как с ними обращаться.
Лексический материал:машина, пирамида, матрешка, кукла, кубики, конструктор, мозаика, барабан; строить, складывать, наряжать и т.д.