I период (сентябрь — ноябрь)
Предисловие
Данное пособие предназначено логопедам и дефекто-логам для проведения фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми с общим недоразвитием речи. Оно также может быть использовано воспитателями и родителями.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — системное нарушение, которое характеризуется нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры, звуконаполня-емости слов, грамматического строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает связная речь; наблюдаются отклонения в общей и артикуляционной моторике.
Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и познавательной деятельности, поэтому часто у детей с ОНР наблюдается задержка темпа психического развития, что проявляется в незрелости высших психических функций.
Дефицит речевых средств создает проблемы и при адаптации детей в начале школьного периода. Поэтому нельзя пренебрегать той коррекционной помощью, которую оказывают специалисты детям с ОНР еще в дошкольном возрасте.
Успешная логопедическая работа в этих случаях становится возможной только при наличии комплексного медико-педагогического подхода, который выражается в следующем:
—медикаментозное лечение и психотерапия;
—логопедическое воздействие специалистов;
—максимальная помощь родителей и воспитателей;
— нейропсихологическая направленность коррекционной работы, учитывающая весь симптомокомплекс имеющейся у детей недостаточности.
Настоящее пособие разработано с учетом рекомендаций Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР». Изменения коснулись формы и содержания работы, а также режима дня и сетки занятий.
В старшей логопедической группе для детей с ОНР фронтальные занятия проводятся со всей группой (10 человек), а не с подгруппами. Закрепление материала фронтальных занятий поизводится в подгруппах (2—3 человека) в логопедическом кабинете или на вечерних занятиях воспитателя по заданию логопеда. Таким образом, у детей освобождается время для настольных и подвижных игр, что немаловажно для их здоровья.
Занятия имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и коррекции грамматического строя речи, развитии звукового анализа, моторики речевого аппарата, активизации высших психических функций.
Материал, содержащийся в пособии, имеет многофункциональный характер. Игры и упражнения, подобранные в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие фонематического восприятия, произносительных навыков, слухового внимания, вербальной памяти, артикуляционной моторики. Упражнения, предусматривающие компенсацию высших психических функций, — максимально вербализированы.
Коррекционную работу, рассчитанную на 30 недель, условно можно разделить на три периода: I период — сентябрь, октябрь, ноябрь; II период — декабрь, январь, февраль; III период— март, апрель, май. В течение I периода проводится по два фронтальных логопедических занятия в неделю; во II и III периодах — по три занятия в неделю, одно из которых по фонетике. Каждый период включает в себя 10 тематических циклов.
В книге представлены сетка занятий на год, примеры типовых занятий и материалы по тематическим циклам.
Автор не счел нужным превращать пособие в сборник конспектов, так как большинство специалистов имеют богатый опыт и могут творчески использовать предлагаемый материал при подготовке к занятиям.
Сетка занятий в старшей логопедической группе для детей с ОНР
Римеры типовых занятий
Пособие разработано с учетом
рекомендаций Т. Б. Филичевой и
Г. В. Чиркиной «Коррекционное обучение и
воспитание детей 5-летнего возраста с ОНР».
Примеры типовых занятий на неделю
I период
Тематический цикл «Овощи»
Занятие 1
Цель занятия.Работать над речевым материалом по теме «Овощи»; учить составлять предложения; формировать навыки словообразования.
Материалы.Картинки с изображением огорода и овощей, наборное полотно.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед объясняет детям правила поведения на занятии. Артикуляционная гимнастика
Эта гимнастика повторяется на каждом занятии. Упражнения проделываются по 5—10 раз:
«Заборчик» —«Хоботок» (ии-уу);
«В лесу» (аа-уу);
«Овал» (оо); . «Почистить» зубки языком;
«Облизать» верхнюю и нижнюю губу;
«Уколоть» щеки языком;
«Качели» (кончик языка прикасается поочередно то кверхней губе, то к нижней);
«Болтушка» (движение языком вперед-назад);
«Лошадки» (цоканье языком); «поцелуем куклу»;
«Чашечка» (для звука [ш]; широкий язык в форме чашечки поднят кверху, края прижаты к верхней губе).
Занятие 2
Цель занятия.Систематизировать знания детей по теме; развивать навыки связной речи, слуховое внимание, сознательное восприятие речи и произносительные навыки.
Материалы.Изготовленная из картона корзина с прорезями для силуэтов овощей, силуэты овощей.
Ход занятия
Организационный момент
Дети называют овощи и садятся.
Артикуляционная гимнастика
Психоречевая гимнастика
По усмотрению логопеда может быть использована на индивидуальных занятиях.
• Повторение слоговых цепочек:
ут-ат, ут-ат-от;
кто-кту, кто-кту-кты;
га-ква, ба-пва, да-тва; га-га-ква,
ба-ба-пва, да-да-тва.
•«Спрячь слоги в ладошки». Выхлопывание слоговой структуры слов по теме «Овощи»:
по-ми-дор;
ре-дис-ка;
ка-ба-чок и т. д. .
• Речевая подвижная игра:
«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);
«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);
«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);
«Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).
•Считалка «Овощи». На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол.
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
Итоги занятия
Логопед. Что собрала Зина? (Овощи.) Куда она сложила урожай?
Примеры типовых занятий на неделю II-III периоды
Тематический цикл «Посуда»
Занятие 1
Цель занятия.Работать над речевым материалом по теме «Посуда»; учить составлять предложения с предлогами с, из; формировать навыки словообразования.
Материалы.Предметы посуды или картинки с ее изображением.
Ход занятия
Организационный момент
Дети называют известные им предметы посуды и садятся. Артикуляционная гимнастика
Итоги занятия
Логопед. О чем мы сегодня говорили? (О посуде.) Какие предметы посуды вы знаете?
Занятие 2
Цель занятия.Систематизировать знания детей по теме; развивать слуховое внимание; сознательное восприятие речи и произносительные навыки.
Материалы.Предметы посуды или картинки с ее изображением.
Ход занятия
Организационный момент
Артикуляционная гимнастика
Психоречевая гимнастика
• Повторение цепочек однокоренных слов:
чай — чайник — чайничек;
кофе — кофейник — кофейничек;
нож —- ножик — ножичек;
ковш — ковшик — ковшичек;
таз — тазик — тазики;
кувшин — кувшинчик — кувшинчики.
• Считалка «На моей тарелочке». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол:
На моей тарелочке —
Рыженькая белочка,
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна.
•Одновременно отхлопать и оттопать каждый слог загадки «Чайник»:
Из горячего колодца через нос водица льется.
Итоги занятияЛогопед. Какая бывает посуда? (Столовая, чайная.)
Занятие 3. (фонетическое занятие на звук [а])
Цель занятия.Формировать умение различать и правильно произносить звук [а]; учить выполнять звуковой анализ слова; развивать речевую память и произносительные навыки.
Материалы.Предметные картинки, в названии которых есть звук [а].
Ход занятия
Организационный момент
Артикуляционная гимнастика
Знакомство со звуком [а]
• Наблюдение перед зеркалом за положением артикуляционных органов, за воздушной струей и голосом.
Характеристика звука: поется, значит гласный.
• Выделение начального ударного гласного в произношении слов по картинкам: Аня, Алла, Ася, август, армия, азбу
ка, астра, арка и т.д.
Дети выделяют звук [а] растянутым, длительным произношением.
• Игровое упражнение «Мы учим звук А»:
Мы учим звук А: а-а-а, а-а-а,
Азбука, армия, аист, ага.
• Повторение слоговых цепочек:
а-а-ам; а-а-ма; ам-ав;
а-а-ах; а-а-ха; ак-ап;
а-а-ав; а-а-ва; а-ам-ав;
а-а-ап; а-а-па; а-ап-ах.
• Игра «Хлопни в ладоши». Логопед произносит звуки. Услышав звук [а], дети должны хлопнуть в ладоши:
а, у, о, у, а, а, о, у, а.
• Проговаривание слов, начинающихся со звука [а]. Логопед
произносит слова, дети повторяют только те, которые начинаются со звука [а]: Оля, утка, арбуз, аптека, иголка, апельсин, ананас, усы, автобус, удочка, аквариум.
• Считалка. На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Вот со звуком А считалка:
Ананас, автобус, арка.
• Воспроизведение слоговых рядов:
ак-ак-ак-мак;
ак-ак-ак-рак;
ак-ак-ак-бак;
ак-ак-ак-лак.
Итоги занятияЛогопед. Какой звук мы сегодня изучали?
ематические циклы
В течение I периода проводится по два
фронтальных логопедических занятия в неделю,
во II и III периодах - по три занятия в неделю,
одно из которых по фонетике.
Первый период
сентябрь — ноябрь
Психоречевая гимнастика
• Повторение слоговых цепочек:
та-то-ту; так-ток-тук;
пта-пто; пта-пту;
моу-воу; бау-пау;
мот-вот; гау-кау;
бот-пот; кот-гот.
•«Сколько в слове слогов?» Отстучать карандашом количество слогов в словах: мама, бабушка, дети, сын, дочь.
• Речевая подвижная игра «Сначала буду маленьким». Дети садятся на корточки, наклонив голову и обхватив руками колени, потом постепенно выпрямляются, становятся на носки и тянутся вверх, поднимая руки.
Сначала буду маленьким,
К коленочкам прижмусь.
Потом я вырасту большим,
До лампы дотянусь.
• Считалка «Детский сад». На каждую строчку считалки четыре ритмичных удара мяча об пол:
Детский сад мы очень любим,
В нем играть, расти мы будем.
Тематический цикл «Овощи»
(вторая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия овощей, где они растут, как за ними ухаживают, что из них готовят, что в них много витаминов.
Лексический материал:овощи, их цвет, форма, вкус; урожай, грядки, огород, в земле, на земле; расти, зреть, поливать, полоть, копать, собирать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.
Развитие связной речи
•Рифмованный рассказ «Корзина с урожаем». На доске — изготовленная из картона корзина с прорезями. Логопед читает рассказ и вставляет силуэты овощей в прорези корзины.
Собрала урожай Зина и сложила его в корзину:
Вот помидор красный — овощ прекрасный,
Вот овальный огурец — зеленый молодец,
Вот морковка-краса — длинная коса,
Вот вкусная картошка — для супа и окрошки,
Вот крупная свеклуша — мы любим ее кушать.
Логопед читает рассказ второй раз. Дети повторяют каждое предложение, разбивая его на две логические части.
Психоречевая гимнастика
• Повторение слоговых цепочек:
ут-ат, ут-ат-от;
кто-кту, Кто-кту-кты;
га-ква, ба-пва, да-тва;
га-га-ква, ба-ба-пва, да-да-тва.
•Игра «-Спрячь слоги в ладошки». Выхлопывание слоговой структуры слов:
по-ми-дор;
ре-дис-ка;
ка-ба-чок и т.д.
•Речевая подвижная игра:
«Хлоп-хлоп-хлоп» (хлопки руками);
«Стук-стук-стук» (удары кулаками по столу);
«Шлеп-шлеп-шлеп» (удары ладонями по столу);
«Топ-топ-топ» (ногами левой—правой—левой).
•Считалка «Овощи». На каждую строчку считалки — четы
ре удара мяча об пол..
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок.
Тематический цикл «Фрукты»
(третья неделя)
Дети должны усвоить:основные названия фруктов; где они растут; что из них можно приготовить; что во фруктах много витаминов; как ухаживают за фруктовыми деревьями.
Лексический материал:фрукты, их названия, цвет, форма, вкус; сад, дерево, ветки, корни, плоды; удобрение, вредители, урожай; расти, зреть, поливать, собирать, копать, ухаживать; зрелый/незрелый, спелый/неспелый.
Развитие связной речи
• Рассказ-описание «Лимон»:
«Лимон — это фрукт. Он растет на дереве. Лимон круглый, желтый, твердый, кислый. Внутри у него косточки. Лимон покрыт кожурой. Он полезный. Его кладут в чай».
Психоречевая гимнастика
• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
— Яблоко положи в корзину, а сливу —в вазу.
—Яблоко положи в корзину, сливу —на стол, а мандарин
возьми в руку.
— Положи яблоко возле лимона, а сливу спрячь в ладонях.
— Расскажи, что ты делал.
• На доске пять картинок: яблоко, груша, слива, банан, лимон. Поочередно каждым пальцем, начиная с большого, дети отстукивают слова по столу. Повторить упражнение с закрытыми глазами.
• Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами». Логопед произносит текст, а дети выполняют движения пальцами:
Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
Развитие связной речи
• Рассказ-описание с элементами сравнения «Помидор и яблоко»:
«Помидор — это овощ. А яблоко — это фрукт. Помидор растет на грядке. А яблоко — на дереве. Помидор — круглый, красный, мягкий, кисло-сладкий. Яблоко — круглое, зеленое, твердое, сладкое. Из помидора делают салат, сок, соус. А из яблока — пюре, компот, повидло, варенье».
Психоречевая гимнастика
•«Сосчитай до пяти». Загибая пальчики, дети должны сосчитать фрукты или овощи. (Один лимон, два лимона, три лимона, четыре лимона, пять лимонов и т.д.)
• Повторение слоговых цепочек:
ап-та-ква,
ла-па-дма;
оп-то-кво,
да-на-ква;
уп-ту-кву,
га-ту-квы;
ып-ты-квы,
ба-па-кма;
два-хва-сва.
• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
— Подай яблоко, потом помидор, а после — лимон.
— Разложи картинки по порядку: огурец, чеснок, яблоко,
ананас.
• Речевая подвижная игра. На каждый слог дети хлопают, затем топают, стучат кулаками и снова топают, поворачиваясь вокруг себя:
Мы руками — хлоп-хлоп-хлоп,
А ногами — топ-топ-топ.
Кулаками постучим,
Повернемся и молчим.
Тематический цикл «Грибы»
(пятая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия грибов, где они растут, что из них готовят, съедобные/несъедобные грибы.
Лексический материал:белый гриб, подберезовик, подосиновик, сыроежка, опенок, мухомор, бледная поганка; съедобный, ядовитый; шляпка, ножка.
Развитие связной речи
Чтение, пересказ по цепочке и драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
Психоречевая гимнастика
• Пальчиковая гимнастика «Грибы»:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
•Считалка «Лисички». На каждую строчку считалки —четыре удара мяча об пол.
У мосточка под кусточком—
Две лисички, две сестрички.
• Речевая подвижная игра «За грибами». Импровизация движений:
Мы в лес пойдем,
Мы гриб найдем,
Ау, ау! Никто не отзывается,
Лишь эхо откликается.
Тематический цикл «Осень»
(шестая неделя)
Дети должны усвоить:основные признаки осени (похолодание, изменение окраски растений, опадание листьев, тучи, дожди; сбор урожая; перелет птиц на юг).
Лексический материал:осень, урожай, овощи, фрукты, грибы, дождь, тучи, листопад; желтеть, краснеть, увядать, засыхать, опадать, осыпаться, собирать, улетать, моросить.
Лексико-грамматические игры и упражнения•«Что бывает осенью ?» Беседа об осени. Демонстрация предметных и сюжетных картинок.
• «К нам пришла осень». Отработка падежных окончаний.
Мы ждали... (осень).
Долго не было... (осени).
Мы рады... (осени).
Мы одеваемся тепло... (осенью).
Мы поем песни об... (осени).
Мы любим... (осень).
•«Сад и огород». Закрепление употребления в речи обобщающих слов; осень, урожай, сад, огород, овощи, фрукты. Логопед спрашивает детей, где — в саду или на огороде растет изображенный на картинке фрукт или овощ.
Психоречевая гимнастика•«Спрячь слоги в ладошки». Логопед начинает игру:
Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить
И на части разделить.
Логопед произносит слова (см. лексический материал по теме «Осень»), а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.
• Стихотворение «Здравствуй осень!» Логопед читает стихотворение. Дети в такт чтению пальчиками перекатывают по столу карандаш (вперед-назад).
Здравствуй осень, здравствуй осень,
Хорошо, что ты пришла,
У тебя мы, осень, спросим —
Что в подарок принесла?
• Воспроизведение ритмического рисунка стихотворения . «Здравствуй осень» с помощью слога «та»:
та-та, та-та, та-та, та-та,
та-та-та, та-та, та-та,
та-та-та-та, та-та, та-та—
та-та-та-та, та-та-та?
• Прошагать стихотворение «Листопад». На каждую строчку четыре шага в такт.
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад,
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Развитие связной речи
• Составление рассказа о птичке, которая вылетела из гнезда в поисках корма.
Примерный словарь: летать, вылетать, прилетать, облетать, залетать, слетать, улетать, махать, щебетать, ходить, прыгать (практическое усвоение глаголов с разными приставками).
Для игры рекомендуется использовать макет гнезда и птички из бумаги.
Психоречевая гимнастика
• Повторение цепочек слов (сначала по картинкам, а затем без них):
грач — ласточка — кукушка — скворец;
утка —лебедь — гусь — журавль и т.д.
• Речевая подвижная игра «Птички». Речь логопеда дети сопровождают движениями.
Птички летели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Тематический цикл «Лес»
(восьмая неделя)
Дети должны усвоить:что растет в лесу; кто в нем обитает; строение дерева, изменение его в зависимости от времени года; для чего нужны деревья.
Лексический материал:дуб, береза, липа, рябина, клен, ель, сосна; деревья, кустарник, трава, цветы; крона, ветки, ствол, корень, листья, листва; набухает, лопается, растет, опадает, листопад, березовый; насекомые, животные, птицы.
Тематический цикл «Игрушки»
(девятая неделя)
Дети должны усвоить:названия игрушек, из чего они сделаны, как с ними обращаться.
Лексический материал:машина, пирамида, матрешка, кукла, кубики, конструктор, мозаика, барабан; строить, складывать, наряжать и т.д.
Развитие связной речи
• Рассказ-описание «Кукла»:
«Это — кукла Маша. Ее купили в магазине. Она сделана из резины. У куклы есть головка, шейка, ручки, туловище, ножки. Кукла нарядная. На ней красное платьице и белые туфельки. Кукла Маша — игрушка. С ней играют. С куклой нужно обращаться аккуратно».
Психоречевая гимнастика
•Слоговой анализ слов: пирамида, мозаика, неваляшка, Чебурашка. Отстукать количество слогов подбородком по тыльной стороне ладони.
• Выполнение многоступенчатых инструкций логопеда:
—Покажи куклу карандашом, обведи карандашом матрешку и постучи карандашом по барабану.
—Расскажи, что ты делал и т.д.
• Считалка «Мяч». На каждую строчку —четыре удара мяча об пол.
Чуть ударишь этот мячик —
Начинает он скакать.
Скачет, скачет, скачет, скачет
И не хочет перестать.
•Речевая подвижная игра «Маша и куклы». Ритмично подняться на носочки и опуститься на пятки.
Наша Маша рано встала,
Кукол всех пересчитала:
Две матрешки — на окошке,
Две Танюшки — на подушке,
Две Иринки —на перинке,
А Петрушка в колпаке —
На дубовом сундуке.
Психоречевая гимнастика
• «Исправь ошибку». Логопед произносит слова со смещенным ударением. Дети должны исправить ошибку: кофточка, рукавица, платье, рубашка, сарафан, фартук.
• «Повтори цепочку слов, пропустив лишнее»:
платье, кукла, шарф, шапка; шуба, пальто, санки, штаны.
•Речевая подвижная игра «Сапожки». Импровизация движений:
Нарядили ножки в новые сапожки,
Вы шагайте, ножки, прямо по дорожке.
Вы шагайте, топайте, по лужам не шлепайте,
В грязь не заходите, сапожки не рвите.
Второй—третий периоды
Декабрь-февраль, март-май
Тематический цикл «Посуда»
(одиннадцатая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия предметов посуды, из чего она сделана, где хранится.
Лексический материал:посуда, ее виды, столовая, чайная; накрывать, убирать, ставить, разбивать; стеклянный, железный, прозрачный и т.д.
Психоречевая гимнастика
• Повторение цепочек однокоренных слов:
чай — чайник — чайничек;
кофе — кофейник — кофейничек;
нож — ножик — ножичек;
ковш — ковшик — ковшичек;
таз — тазик — тазики;
кувшин — кувшинчик — кувшинчики.
• Считалка «На моей тарелочке». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол:
На моей тарелочке —
Рыженькая белочка,
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна.
• Одновременно отхлопать и оттопать каждый слог загадки «Чайник»:
Из горячего колодца через нос водица льется.
Уточнение артикуляции и произношения звука [а]
•Наблюдение перед зеркалом за положением артикуляционных органов, за воздушной струей и голосом. Характеристика звука: поется, значит гласный.
•Повторение слоговых цепочек:
а-а-ам; а-а-ма; ам-ав;
а-а-ах; а-а-ха; ак-ап;
а-а-ав; а-а-ва; а-ам-ав;
а-а-ап; а-а-па; а-ап-ах.
• Выделение начального ударного гласного в словах: Аня, Алла, Ася, август, армия, азбука, астра, арка.
Дети подчеркивают звук [а] растянутым, длительным произношением.
• Игра «Хлопни в ладоши». Выделение звука [а] (хлопками):
а, у, о, у, а, а, о, у, а.
• Проговаривание слов, начинающихся со звука [а]: Оля, утка, арбуз, аптека, иголка, апельсин, ананас, усы.
• Игровое упражнение «Мы учим звук А»:
Мы учим звук А: а-а-а, а-а-а,
Азбука, армия, аист, ага.
• Считалка. На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол:
Вот со звуком А считалка:
Ананас, автобус, арка.
• Воспроизведение слоговых рядов:
ак-ак-ак-мак;
ак-ак-ак-рак;
ак-ак-ак-бак;
ак-ак-ак-лак.
Развитие связной речи
• Составление рассказа «Гости» по опорным предметным картинкам:
«У Сони день рождения. К ней пришли гости. Мама испекла творожный пирог. Бабушка сварила клубничное варенье. Папа купил овсяное печенье. Брат подарил сливочное мороженое. А гости принесли фруктовый торт. Всем было весело».
Психоречевая гимнастика
• «Подумай и ответь»:
Котлеты варят или жарят?
Хлеб ломают или режут?
Сок пьют или едят?
• Речевая подвижная игра «Точильщики». Импровизация движений.
Точим нож, точим нож,
Будет очень он хорош,
Будет резать он припасы:
Масло, сало и колбасы,
Помидоры, огурцы.
Угощайтесь, молодцы!
• Считалка под мяч:
Пек Мишутка пирожки,
Вышли чудо-пирожки.
Уточнение артикуляции и произношения звука [у]
•Характеристика звука (гласный — поется, губы «хобот-ком»).
• Повторение слоговых цепочек:
У-у-ум; У-у-мууу; ум-ув;
у-у-ух; У-у-тууу; ук-уп;
у-у-ув; У-у-вууу; у-ум-ув;
у-у-уп; у-у-пууу; у-уп-ух.
• Выделение начального ударного гласного в произношении слов по картинкам: утка, ухо, улица, ужин, усики, угол,
Звук [у] подчеркнуть растянутым длительным произношением.
• «Мы со звуком У играем». Чтение сопровождается показом предметных картинок:
Мы со звуком У играем:
У-у-у — мы повторяем,
Утка, ухо, улица,
Угол, узел, умница.
• Воспроизведение слоговых рядов:
ук-ук-ук-сук;
ук-ук-ук-жук;
ук-ук-ук-лук;
ук-ук-ук-бук.
• «Сколько раз я назову звук [у]?»
У; у-у; у; у-у-у; у-у-а; а-у-а.
• Повторение и анализ звукокомплекса ау.
Логопед. Какой первый звук? Какой второй звук? Сколько всего звуков? Как кричат в лесу, когда заблудятся?
•Речевая подвижная игра «За грибами» (см. тему «Грибы»).
Тематический цикл «Зима»
(тринадцатая неделя)
Дети должны усвоить:основные признаки зимы, как и когда она наступает. На прогулке воспитатель вместе с детьми наблюдает за свойствами снега и деревьев.
Лексический материал:зима, зимние забавы, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; замерзать, кружиться; пушистый, ледяной и т.д.
Развитие связной речи
• Рассказ по сюжетной картинке «Петя и снеговик»:
«Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом — средний, а затем—маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа — морковку, вместо рта —веточку. Снеговик получился красивый».
Психоречевая гимнастика
•«Отшагай скороговорку»:
Такой мороз, такой мороз.
Берет за нос, дерет до слез.
•Считалка под мяч «Снегопад»:
Снего-снего-снегопад,
Каждый очень, очень рад,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки.
•Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений:
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем.
Уточнение артикуляции и произношения звука [и]
• Характеристика звука (гласный, значит поется, губы растянуты в улыбке, видны зубы).
• Повторение слоговых цепочек:
и-и-им; и-и-миии; им-ив;
и-и-их; и-и-хиии; ик-ип;
и-и-ив; и-и-виии; и-им-ив;
и-и-ип; и-и-пиии; и-ип-их.
• Выделение начального ударного гласного в словах: Ира, Игорь, имя, ива, иглы, искры.
• Повторение и анализ звукокомплексов.
Как кричат в лесу? (Ау!)
Как кричит ребенок? (Уа!)
Как кричит ослик? (И-а!)
Какой первый звук (второй, последний, сколько всего звуков) (А-у-и)?
• «Какое слово получилось ?»
Дети произносят звук [и], а логопед договаривает слово. И-зюм, и-голка, и-грушка, и-кра, и-риска, и-ндюк, и-ва.
• Выделение слов, начинающихся со звука [и]: иголка, елка, игра, нора, ишак, кушак, Ира, Шура, Игорь, угорь.
Развитие связной речи
• Составление рассказа по опорным предметным картинкам:
«Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед Мороз принес в мешке подарки. Детям было весело».
Психоречевая гимнастика
• «Какое слово короче?»
Снег — снежок, снежок — снежинка, маска — маскарад, елка — хоровод, Снегурочка — снежинка, хоровод — маскарад.
•Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):
К нам на елку, ой-ё-ёй,
Дед Мороз пришел большой,
Дед Мороз. Дед Мороз,
Он подарки нам принес.
Уточнение артикуляция и произношения звука [о]
• Характеристика звука (гласный, значит поется, губы овалом).
• Повторение слоговых цепочек:
ом-ом-от; оп-оп-оф;
оу-оу-оп; оу-оу-оф;
оу-оу-ох; оу-оу-ок;
ома-ома-оха; опа-опа-офа.
• Выделение начального ударного гласного в словах: Оля, отдых, осы, обувь, отпуск, орден.
• Выделение ударного гласного в конце слова: окно, седло, стекло, крыло, ведро, колесо
Логопед. Какой звук слышится в конце слова?
• Повторение и анализ звукокомплексов: аоу; уио.
Логопед. Произнесите, загибая каждый пальчик, звук [о] столько раз, сколько пальчиков на руке.
Психоречевая гимнастика
•«Спрячь слоги в ладошки». Отхлопать в ладоши количество слогов в словах (см. лексический материал).
• Считалка. На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Верещунья — белобока,
Все зовут ее сорока.
• «Дятел». Координация речи с движениями (раскрытая
ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки —клюв дятла. На каждую строчку — четыре удара пальца по ладони):
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой, —
Все равно он будет мой.
Уточнение артикуляции и произношения звука [э]
• Характеристика звука (гласный, значит поется, рот широко раскрыт).
• Повторение слоговых цепочек:
эма-эва-эха; эпа-эта-эка;
эму-эву-э; эпу-эту-э;
эпта-эква; эхма-этва.
• Выделение начального ударного гласного в словах: Эмма, Элла, Эдик, Эрик, эхо, эта, эй, этот.
• Выделение начального безударного гласного в словах: этаж, этажи, этажерка, эскимо, экран.
• «Сколько раз я произнесу звук [э]?»
Э-э-а; э-а; э-э; э-а-э; а-э-а; э-э-э.
•Повторение и анализ звукокомплексов: эау; ауэ; оэа.
Психоречевая гимнастика
• Пальчиковая гимнастика «Дом и ворота». Импровизация движений:
На поляне дом стоит,
Ну а путь к нему открыт,
Мы ворота открываем —
В этот домик приглашаем.
•Речевая подвижная игра «Строим дом». Дети сидят на корточках и стучат кулачками по полу, затем медленно встают, руками изображая пилу:
Стук-стук молотком,
Строим, строим новый дом.
Ты, пила, пили быстрей,
Домик строим для людей.
• Подбор подходящих прилагательных к слову «дом» (боль.., мале.., выс..., низ.., кирпи.., каме.., дере.., нов.., ста.., многоэ.., одноэ.., двухэ.., трехэ.., краси...).
Уточнение артикуляции и произношения звука [м]
• Характеристика звука (согласный, значит не поется, произносится губами —губной).
• Повторение слоговых цепочек:
ма-ма-ам; мау-мау-мы;
ама-ама-ам; ма-мо-му;
аму-аму-ом; ам-ам-ама.
• Выделение начального согласного в словах: мак, мама, маска, мышка, мыло, мост, мошка, муха, Мурка.
• Выделение конечного согласного в словах: сом, ком, дом, лом, ум, ум, изюм.
• «Повтори слова»:
сом-ком-дом; ум-шум-кум;
бом-лом- том; сам-нам-вам.
• «Повтори чистоговороки»:
ама-ама-мама; ома-ома-Рома;
ума-ума-дума; има-има-Дима.
•«Какой звук поется?» Ам, ум, ом, эм, им.
• Упражнение в преобразовании единственного числа глаголов 1 лица настоящего времени во множественное число (звук [м] выделить):
Я сижу, а вы? (мы сидим) Я ем, а вы?
Я стою, а вы? Я пью, а вы?
Я молчу, а вы? Я пою, а вы?
Тематический цикл «Мебель»
(семнадцатая неделя)
Дети должны усвоить:названия основных видов мебели и ее частей.
Лексический материал:виды мебели; части стола, стула, кресла; деревянный, мягкая; расставлять, передвигать; фабрика, столяр и т. д.
Лексико-грамматические игры и упражнения•«Один —много»:
стол — столы;
кровать — кровати;
диван — диваны;
стул —стулья и т.д.
• « Чего не бывает ?»
Стола без крышки, стула без спинки, шкафа без дверцы, кресла без подлокотника, дивана без сиденья, телевизора без экрана, серванта без полок и т.д.
•«Куда спрятались игрушки?» Закрепление употребления предлогов на, за, под.
На доске картинка с изображением комнаты.
Логопед. Маша плохо обращалась со своими игрушками, и они спрятались от нее. Помогите девочке найти игрушки.
Мишка залез на шкаф. Кукла спряталась за шкаф. Мячик закатился под шкаф и т.д.
Развитие связной речи
• Рассказ-описание «Стул»:
«Стул — это предмет мебели. Он сделан из дерева. Он состоит, из: сиденья, спинки, четырех ножек. На стуле сидят». Психоречевая гимнастика
• «Один — одна»:
диван — кровать;
стул — полка;
шкаф — скамейка;
сервант — тахта.
•«Что с чем и с кем „дружит"?» Дети должны дать полный ответ.
Стул «дружит» с кроваткой или тетрадкой?
Стол «дружит» с креслом или тестом?
Шкаф «дружит» с полкой или иголкой?
Кресло «дружит» с диваном или Иваном?
Сервант «дружит» с Людой или посудой?
Полки «дружат» с книжкой или крышкой?
Табурет «дружит» со стулом или мулом?
Диван «дружит» с кушеткой или конфеткой?
• «Исправь ошибку»:
у стула — крышка;
у телевизора — спинка;
у дивана — экран;
у шкафа — подлокотник и т.д.
• «Повтори слова»:
шкаф — шкафчик — шкафчики;
стол — столик — столики;
стул — стульчик — стульчики и т.д.
Уточнение артикуляции и произношения звуков [п] и [п']
• Характеристика звуков (согласные, глухие, твердый и
мягкий, произносятся губами).
• Повторение слоговых цепочек:
пау-пяу; пот-пёт; апа-апя;
пам-пям; пок-пек; апы-апи;
пав-пяв ; пон-пён; апу-апю.
• Выделение начального согласного [п] в словах: палка, паук, паста, пушка, пудель, пуговица, почта, полка, почка.
•«Угадай слово по первому слогу»: пен... (ка), пеш... (ка), пил... (ка), пер... (сик), печ... (ка), пид... (жак), пинг... (вин), пись... (мо).
• «Закончи слово». Выделение конечного согласного [п]: су... (п), укро... (п), кар... (п), сер... (п), тра... (п), тулу... (п), кло... (п).
• Выделение слов со звуком [п']: тёс — пёс; мир — пир, мел — пел, вилка —пилка, лечь —печь, речка —печка, лесенка — песенка, тень —пень, белка —пенка.
Развитие связной речи
• «Рассказ о кораблике». Практическое использование в речи глаголов с разными приставками: отплыл, уплыл, приплыл, заплыл, доплыл. (Кораблик отплыл от берега и поплыл.)
Психоречевая гимнастика
•Считалка «Машина». На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
• Речевая подвижная игра «Самолет». Дети встают на носки, руки поднимают вверх, затем садятся на корточки, руки разводят в стороны и говорят:
Мы летаем высоко,
Мы летаем низко,
Мы летаем далеко,
Мы летаем близко.
Уточнение артикуляции и произношения звуков [б] и [б']
•Характеристика звуков (согласные, звонкие, твердый и мягкий, произносятся гу