Экономическое обоснование подходящей работы
Я пишу эту книгу в, мягко говоря, неопределенные с экономической точки зрения времена. В течение 2009 года уровень безработицы в США быстро подскочил до двузначных чисел. Во время экономических спадов мы обычно обращаем внимание на людей, которые лишились работы, однако коварство застоя на рынке труда часто проявляется в несоответствии между рабочими местами и навыками работников, которое возникает у трудоустроенных людей при высоком уровне безработицы.
В то утро, когда я начала писать эту главу, в The Wall Street JournaI появилась статья «Он заказывал стейки и лобстеров, а теперь подает их» о бывшем трейдере Нью-Йоркской товарно-сырьевой биржи по имени Карлос Арайя, который после увольнения пошел работать в ресторан Palm в Трайбеке. По крайней мере он смог остаться в Нью-Йорке. К тому времени, когда я начала редактировать главу, ситуация ухудшилась — в The Journal опубликовали материал «Безработные уезжают в поисках места», в котором было вот такое предложение: «Прожив семь месяцев без зарплаты, Тим Райан превратился в оборотня». Конечно же, не буквально, но Райан, уволенный строитель, наконец-то нашел работу в нескольких часах езды от дома — изображать человека-волка в тематическом парке Clark’s Trading Post, который находится в Уайт-Маунтинс в штате Нью-Хэмпшир. «За 12 долларов в час, примерно половину его прежней ставки, он надевает меховые лохмотья, енотовую шапку и повязку на один глаз и выскакивает из леса, рыча и скалясь на пассажиров туристического паровозика», — сообщается в статье. Арайя тоже стал получать гораздо меньше, но, поскольку у обоих мужчин возникли проблемы с ипотекой и обеспечением семьи, они были рады и такой работе.
Если вы тонете, хороша любая работа, которая позволит платить по счетам. Но в долгосрочной перспективе, когда мы все вынырнем на поверхность в преображенной экономике, максимальное приближение к подходящей для вас работе — не просто сентенция из речи на выпускной церемонии. И на то, чтобы по возможности заниматься работой, которая вам нравится, есть обоснование, состоящее из двух частей.
Во-первых, счастливые люди более продуктивны и успешны, чем несчастные.
Это может показаться очевидным, однако исследователи годами пытались определить точный принцип действия этого утверждения. Логично предположить, что успех в карьере (и связанный с ним доход) делает людей счастливыми, но, возможно, это не так. В литературном обзоре, опубликованном в Journal of Career Assessment в 2008 году, преподаватели Калифорнийского университета в Риверсайде Джулия Боум и Соня Любомирски предположили, что принцип действует в обратном направлении. «Счастье, — написали они, — важный предвестник и один из определяющих факторов карьерного успеха».
Оно не зависит исключительно от темперамента (возможно, около 50 %, как утверждает Любомирски в книге 2007 года «Психология счастья» (The How of Happiness)). Одно продолжительное исследование показало, что самые жизнерадостные студенты-первокурсники 16 лет спустя зарабатывали больше, чем их более угрюмые товарищи, хотя мало кто в 18 лет имеет хотя бы общее представление о том, что делать со своей жизнью.
Но другие элементы счастья в большей степени зависят от ситуации или, по крайней мере, находятся в области личного контроля. Боум и Любомирски привели данные исследований, которые свидетельствуют, что люди, склонные переживать положительные эмоции, ставят себе более высокие цели, дольше занимаются трудными задачами, а также считают, что лучше справляются со своей работой, — и во многих случаях так оно и есть. Люди в хорошем настроении с большей вероятностью пробуют новое. Амабиле и ее коллеги попросили сотрудников корпораций, которые работали над творческими проектами, вести дневники. Выяснилось, что эти сотрудники были креативнее и производительнее в те дни, когда чувствовали себя счастливее. Что интересно, это давало остаточный эффект. Если у человека было хорошее настроение в какой-то день, на следующий день он тоже был креативнее, даже если его настроение стало обычным.
С одной стороны, вряд ли можно решить эту проблему «курицы или яйца», задаваясь вопросом, счастлив ли человек потому, что находится на своем месте, или это его счастье улучшает любую работу. Однако мы знаем одно: если по крайней мере несколько раз в неделю вы испытываете на работе безоблачный восторг, творческий подъем от этих моментов может сохраняться и дальше и способен вскоре покрыть все 40–50 часов, чего не происходит у менее довольных работников.
Другими словами, если занятие вам подходит, вы не просто весело посвистываете на работе. В этом случае вы будете продуктивнее и креативнее, чем в обратной ситуации, а в нашем мире, где конкуренция все время растет, продуктивность и креативность имеют большое значение. Для многих видов квалифицированной работы барьер для входа на рынок сегодня низок. Книгоиздатель может связаться с индийским дизайнером обложек так же легко, как с американским. Чтобы процветать в мире, где труд другого человека всегда дешевле, надо выделяться в своей области. В некоторых случаях необходимо достичь мирового уровня, чтобы просто выжить.
Однако невозможно достичь мирового уровня ни в какой сфере, если не посвятить многие часы упорному совершенствованию мастерства. За последние годы в нескольких книгах, включая «Талант ни при чем: Что на самом деле отличает выдающихся людей?»[7] Джеффа Колвина и «Гении и аутсайдеры»[8] Малкольма Гладуэлла, были представлены результаты исследований К. Андерса Эрикссона (ныне работающего в Университете Флориды) и его коллег, согласно которым, чтобы достичь экспертного уровня, необходимо 10 000 часов сосредоточенно практиковаться в мастерстве. Самым известным было исследование студентов-скрипачей в Берлине, хотя эти результаты получили подтверждение и в других сферах — например, в спорте. Десять тысяч часов — это много. Для сравнения могу сказать, что когда я серьезно занималась фортепиано в подростковом возрасте, то играла пять часов в неделю. То есть около 250 часов в год, что дает жалкие 2500 часов за десять лет.
Конечно же, родители могут заставить детей играть на музыкальных инструментах какое-то время, хотят этого дети или нет. Но делать это в течение 10 000 часов не заставишь, если не стоять над ребенком с кнутом. Более того, поскольку такие упорные тренировки требуют предельной сосредоточенности на совершенствовании, кнут понадобится и для принуждения к результатам. В долгосрочной перспективе такой подход не работает. В конечном итоге надо захотеть практиковаться, а этого не сделаешь, если суть работы не будет нравиться. Только если вы любите суть своей работы, вы будете с удовольствием размышлять о поставленных задачах и выдумывать решения, стоя в очереди в продуктовом магазине. Когда Джо Кеннеди, генеральный директор компании Pandora, которая занимается радиовещанием в Интернете, размышлял, стоит ли принимать предложение о нынешней работе, он осознал: «Я думаю о ней в душе. Мне нравится думать о ней в душе» (об этом он рассказал в недавнем выступлении, на котором я побывала). Это человек, который в университетские годы проводил время за сочинением григорианских хоралов. У него определенно есть тяга к таинственной музыке.
Эта одержимость — единственный способ оставаться наверху, потому что можно точно утверждать: ваши конкуренты, в свою очередь, не думают в душе о работе. Преимущества трудно сохранить. В наши дни наиболее эффективные подходы быстро распространяются. В 1896 году мировой рекорд для марафонцев-мужчин составлял около трех часов, сегодня это время регулярно демонстрируют любители. Более того, мировой рекорд Полы Рэдклифф в марафонском беге среди женщин (2 часа 15 минут 25 секунд), установленный в 2003 году, до 1958 года был бы рекордом среди мужчин. Подумайте, что это говорит о том, насколько интенсивными и сосредоточенными стали тренировки марафонцев за последние 50 лет. Пятьдесят лет назад, если бы женщины имели доступ к современным тренировочным технологиям, а мужчины — нет, мы бы считали, что мужчины быстрее женщин.
Так происходит и в других областях. Когда-то люди, которые получали работу начального уровня в компаниях из числа «голубых фишек», могли ожидать, что уйдут на пенсию из той же компании 40 лет спустя, поэтому им не надо было развивать навыки, чтобы впечатлить людей в других компаниях. Сегодня такой возможности нет. Предпосылкой для создания консалтинговых фирм был тот факт, что обладателей степени МВА было мало, а руководители редко переходили из одной компании в другую, и эти повелители стратегии могли показать компаниям, как быть эффективнее. Теперь во многих кабинетах топ-менеджеров можно с успехом установить вращающуюся дверь.
Многие люди готовы упорно работать и прилично справятся с должностными обязанностями независимо от того, любят ли они свою работу или нет. Но если не любят, дальше пойти сложно. Вы отработаете необходимые часы и сделаете вещи, за которые вас конкретно и немедленно вознаградят. Потом вы вернетесь домой и будете думать о других вещах — например о том, что идет по телевизору. Более того, вы будете много смотреть телевизор. Недавнее исследование ученых из Мэрилендского университета показало, что несчастные люди смотрят телевизор на 20 % больше, чем счастливые. Несчастные любят сбегать в другую реальность. Они не будут тратить время на решение проблем или обдумывание способов справиться с личными препятствиями.
А люди с подходящей работой — будут. Это произошло с Лизой Менн, лингвистом и пионером в своем направлении. Как и Кру, она вышла в финал конкурса научных талантов Westinghouse в 1958 году (и я брала у нее интервью для колонки «Где они сейчас?» по заданию веб-сайта ScientificAmerican.com, как и у Кру). В отрочестве ее впечатлила книга под названием «История языка» (The Story of Language), автор которой, Марио Пеи, утверждал, что, сравнив структуры разных языков, родственных английскому, можно воссоздать тот, который был предком нынешних индоевропейских наречий. «От идеи заглянуть так далеко в прошлое — когда настоящие слова и их носители уже умерли, но языковые модели остались и при отсутствии говорящих, как улыбка Чеширского кота — у меня по спине побежали мурашки, — сказала она мне. — Это была самая романтичная, самая призрачная вещь, о которой мне довелось прочесть в научном тексте».
Но в эпоху после запуска первого спутника точные науки показались ее родителям более удачным выбором. После колледжа, где ее специальностью была математика, Менн поступила в магистратуру Университета Брэндайса в Массачусетсе. По ее словам, там она «обнаружила, кто такие настоящие математики, и поняла, что не имею к ним отношения». Выйдя замуж за однокашника и став мамой вскоре после этого (к 24 годам у нее на руках были два маленьких мальчика), она решила сделать паузу в образовании и понять, чем ей хочется заниматься.
Ей не потребовалось много времени, чтобы вернуться к лингвистике. Однако степень в этой дисциплине она зарабатывала медленно. «На нянь денег не было», — говорит Менн, поэтому она сидела с чужими детьми в обмен на такую же услугу. Но поскольку лингвистика настолько ее привлекала, она превратила часы, потраченные на заботу о своих сыновьях и чужих детях, из препятствия к лингвистической карьере во благо для нее.
Подруги-аспирантки решили ее поддержать и стали одалживать ей книги о развитии языка у детей из библиотеки Гарвардского университета. Менн прочла в них совсем не о том, что слышала в собственной кухне от второго ребенка. Учебники утверждали, что когда дети учатся говорить, они сокращают слово до первой согласной и следующей гласной — говорят «mih» («ми») вместо «milk» (молоко) и «doh» («до») вместо «dog» (собака). «Так происходит у большинства, но на самом деле у многих детей бывает по-другому, — говорит Менн. — Если слово заканчивается на согласный, они меняют первый согласный, чтобы они совпадали». Маленький Денни называл собак не «dogs», а «gogs», что бы там ни говорили эксперты.
Тогда Менн связалась с известным исследователем детского языка Роджером Брауном с факультета психологии Гарвардского университета и спросила, слышал ли он что-то подобное. Он попросил ее записать наблюдения. Она так и поступила — и послала статью в журнал Lingua прямо с домашнего адреса, потому что не была связана ни с какой организацией. Статью опубликовали в 1971 году, и, ободренная этим успехом, Менн решила получить докторскую степень по лингвистике в Университете Иллинойса в Урбане-Шампейне, где получил работу ее муж (хотя вскоре брак распался, она переехала в Бостон и начала научную карьеру уже там, с помощью нового партнера). Для своей диссертации она исследовала, как один ребенок по имени Джейкоб учился говорить. Менн сидела с ним с его 12 до 21 месяца и за это время записала и расшифровала около 100 часов его лепета и первых слов. Как и Дэнни, Джейкоб экспериментировал, повторяя одно и то же слово по-разному. Исследовательница обнаружила, что прежде чем выработать устоявшиеся способы упрощать слова, ребенок проходит через период, когда похожие слова влияют друг на друга.
У этой истории есть поразительная сторона. Можно подумать, что люди, которые занимаются развитием языка у детей, должны были уже провести подобные исследования, но, как отмечает Менн, теорию здесь в основном разрабатывали люди, которые не были мамами, а даже «если они и были папами, то вряд ли часто прислушивались к своим детям, когда те были маленькими». Вместо этого они практиковали более стандартный подход — делать научную карьеру, работая над статьями в тихих кабинетах, где не было никаких детей.
Однако Менн настолько любила свою работу, что превратила личные препятствия в возможность изменить эту сферу. Ее работа «послужила вдохновением для множества полевых исследований и для изучения дневников наблюдения за детьми, которые последовали потом», — говорит Андреа Фелдман, бывшая студентка Менн, которая затем преподавала в Колорадском университете в Боулдере, где с 1986 года работала Менн. По словам Фелдман, заметки о Джейкобе «до сих пор изучают исследователи детского языка».
Эта чистая мотивация не раз приводила к повышению заработка, и существуют научные подтверждения связи между счастьем и доходом: они подкрепляют поговорку «делай что любишь, и деньги будут», хотя она и не всегда оказывается правдой.
Но даже в отсутствие гарантий дохода есть и вторая часть причин для поисков подходящей работы. Если пойти на работу, которая вам не нравится, исключительно ради денег, велики шансы, что вы не будете хорошо с ней справляться, и это омрачит остаток ваших 168 часов.
К этому выводу пришел Дэнни Кофке. Несколько лет назад он жил в городе Себастиан во Флориде и учил первоклассников читать и писать. Ему нравилось видеть, как загораются их глаза, когда им открывается связь между буквами и стоящими за ними понятиями. К сожалению, его зарплата учителя составляла 35 000 долларов в год, поэтому, когда родилась старшая дочь, Дэнни решил найти более денежную работу, которая позволила бы лучше обеспечивать семью. Его друг, руководитель компании, продающей высококачественные напольные покрытия, предложил ему работу. Некоторые из продавцов зарабатывали там шестизначные суммы.
В продаже напольных покрытий нет ничего плохого. А в случае с высококачественными коврами ручной работы это похоже на торговлю предметами искусства. Хитросплетения узоров на восточных коврах пленяют многих людей, и они сочли бы хорошее знание этого искусства ключевой компетенцией.
Дэнни Кофке не был таким человеком. Он с жаром приступил к делу, но со временем потерял интерес: «Постепенно я осознал, что работа не вызывает у меня энтузиазма. Продавец из меня вышел довольно плохой». Когда в магазин приходили покупатели, которые хотели приобрести ковер за 4000 долларов, он ловил себя на мысли: «Мне все равно, нравится вам или нет». У него не было шансов дотянуться до максимального возможного дохода, и, заглянув вперед, он понял, что при такой ненависти к работе будет тратить большую часть суммы, на которую увеличился его доход, на попытки сделать себя счастливее.
Но он осознал, что обратное тоже будет верным: «Если вам нравится ваша работа, если вы довольны жизнью, все эти материальные вещи для счастья не нужны».
И когда у Дэнни появилась возможность работать с детьми-аутистами, он вернулся к преподаванию. Теперь он получает около 40 000 долларов в год и написал книгу «Как выживать (и, может быть, процветать) на зарплату учителя» (How to Survive (and Perhaps Thrive) on a Teacher’s Salary). Семья Кофке живет экономно, но если ты любишь то, что делаешь, гораздо легче приходить домой и сидеть на диване из комиссионки, чем если ты несчастен 8 часов в день.
Создаем подходящую работу
Хотя я верю, что утверждение «делай что любишь, и деньги будут» отчасти правдиво (по крайней мере, в этом случае вы будете больше довольны деньгами, которые у вас есть), я все же хочу разоблачить одно неправильное представление о поисках подходящей работы, которое есть у многих людей. Работу мечты крайне маловероятно найти, изучая объявления о вакансиях в Интернете. И дело не в площадке для размещения информации. Так же маловероятно найти работу мечты, читая объявления на телефонных столбах, рассылая резюме в компании или работая с кадровыми агентствами, и даже с помощью деловых контактов, пока вы не раздадите все пять тысяч кричащих визиток, которые заказали по такому случаю. Это похоже на сцену из фильма «Быть Джоном Малковичем», когда Крейг добросовестно просматривает объявления, желая найти «вакансию кукловода». Аудитория посмеивается. Мы знаем, что такую вакансию он не найдет, так же как Сильвия Эрл не нашла бы работу исследователя океана / писателя / борца за охрану природы / предпринимателя в области подводных работ в The New York Times.
И все же, сколько людей надеются найти совершенную работу таким образом? Но дело в том, что любое существующее описание вакансии было составлено кем-то другим. И ожидать от другого человека описаний безупречной работы для вас — фактически значит ждать от него способности прочитать ваши мысли. Лучше делать карьеру с мыслью, что вы всегда будете в ответе за создание подходящей работы на каждом этапе жизни, и не важно, работаете ли вы на других или на себя.
В то время как все больше людей выбирают второй вариант — либо навсегда, либо на определенном жизненном этапе — первый реалистичнее, чем полагают многие. Да, вы можете изменить свои должностные обязанности и условия миллионом разных способов, которые приблизят вас к подходящей работе. И это не обязательно та работа, на которую вас наняли. По большому счету, работодатели в основном хотят, чтобы вы зарабатывали для них деньги (или привлекали внимание к их предприятию, или добивались результатов, превышающих ожидания акционеров, или приносили любую валюту, принятую в вашей профессии, но не стоит обманываться — часто все сводится к деньгам). Если вы работаете в HR и начали устраивать кукольные спектакли, от которых все сотрудники в региональных офисах плачут от восторга, давая клятвы в вечной верности вашей корпорации, и благодаря этому текучка кадров сокращается на 25 %, какой менеджер будет настолько тупоголов, что не разрешит вам продолжать? Предпринимательский подход может продвинуть вас далеко по пути создания подходящей работы таким образом, чтобы счастливы были все. Если хорошо подумать, должен быть способ провести рабочую часть 168 часов, решая проблемы организации в ключе, замечательно соответствующем вашим пожеланиям к работе.
Например, еще один финалист конкурса Westinghouse, Крейг Дестлер, сейчас преподает палеонтологию в Университете Нового Орлеана. Он изучает окаменелые останки динозавров, хотя университет нанял его для другого. А наняли его как эксперта по иглокожим — классу животных, в который входят морские звезды. Потом он понял, что по-настоящему интересными ему были динозавры, и надо было найти способ, как стать экспертом по динозаврам за 5–7 лет — примерно столько большинство университетов дают, чтобы заслужить постоянный контракт.
В естественных науках это трудно, поскольку университеты обычно ожидают, что вы привлечете внешние фонды для вашего исследования, а организации, выдающие гранты, хотят увидеть подтвержденный опыт по теме исследования, которого у него не было.
Тогда Дестлер сам решил финансировать собственные исследования и экспедиции, запустив программу, по которой обычные люди могли присоединиться к раскопкам костей динозавров, выполняя таким образом работу для гранта. Многие сочли, что это замечательный способ провести отпуск. Дестлер сравнивает это с тем, как Том Сойер заставил других красить за него забор. Также он отмечает, что сейчас университет, может, и не одобрил бы такую программу — в частности, из-за неясностей с распределением ответственности. Но в те времена все удалось, и в конечном итоге Дестлер получил образцы, финансировал исследования и обучение своих студентов, а также смог опубликовать достаточно статей о своих находках, чтобы привлечь гранты и внимание общественности. В результате он получил постоянный контракт как специалист по динозаврам в установленные сроки.
Если вам что-то действительно нравится, то вы найдете работу в организации, которая, по вашему мнению, будет достаточно гибкой и открытой для ваших талантов. И там вы отыщете способ собрать по частям работу мечты, не забывая, что часто легче попросить прощения, чем разрешения.
Или вы сами создадите эту организацию — таков мой подход, который все больше распространяется в американской экономике. По данным, которые мне предоставила служба финансового контроля, в Нью-Йорке в 2006 году было 870 750 человек, работающих на себя. Это примерно пятая часть из 4 миллионов негосударственных рабочих мест, которые на тот момент существовали в городе. Из 773 000 мест, добавившихся в «Большом яблоке» с 1981 по 2006 год, поразительное количество — 491 000 — составили самозанятые работники. Таким образом, работа на себя стала самым значительным источником новых вакансий в городе за эти в целом благополучные годы.
Тот же тренд, кажется, наблюдается во всей стране, хотя точные цифры назвать трудно из-за разного понимания «работы на себя», людей с несколькими местами работы, неофициальных сотрудников и прочих факторов. Бюро трудовой статистики утверждает, что уровень самозанятости в стране с 1970-х годов колебался между 7 и 9 %, но, по данным Бюро переписи населения, количество «предприятий-неработодателей» (тех, в которых работает один человек) увеличилось с 15,4 миллионов в 1997 году до 21,7 миллиона в 2007-м. Управление по делам малого бизнеса сообщает, что в 2005 году в стране было 4,5 миллиона фирм, в которых работало меньше четырех человек, и их владельцы имеют много общего с настоящими работниками-одиночками. То есть довольно много людей сами себе начальники — около 25 миллионов из 125 миллионов сотрудников частных фирм, живущих в США. И так было несколько лет назад. Более свежие опросы дают несколько более высокие показатели. По данным Kelly Services (компании по подбору временного и постоянного персонала), целых 26 % работающих людей считают себя «независимыми профессионалами», тогда как в 2006-м их было 19 %.
На этот счет есть много причин — плохих и хороших. Корпорации, сосредоточенные на своих ключевых компетенциях, сегодня поручают внешним подрядчикам практически все остальное, и это создает рынок для небольших PR-компаний, организаторов конференций, внештатных составителей отчетов и тому подобного. Отчасти это происходит потому, что компании хотят избежать выплаты налогов и премий, а отчасти потому, что маленькие фирмы более изворотливы. Сотрудничество с ними обеспечивает бóльшую гибкость, чем содержание раздутого штата.
Конечно, многие люди стали работать на себя не совсем добровольно: одна из причин, по которой цифры в отчете Kelly Services подросли на 7 % за три года, состоит в том, что уровень безработицы в США за это время тоже подскочил, даже если, по мнению экономистов, самозанятость в широком плане нельзя назвать контрциклической. То есть люди не выбирают работу на себя просто потому, что другой работы не найти. Для многих это результат и отталкивания, и притяжения.
Например, Марк Мацумото всегда любил готовить. В детстве он сам пек себе торт на день рождения. В начале 2008 года этот житель Нью-Йорка основал блог NoRecipes.com, чтобы отдать должное кулинарному искусству в свободном стиле. Но сил, чтобы готовить и вести блог, не хватало. Будучи директором по маркетингу в стартапе, занимающемся финансовыми услугами, он испытывал трудности с тем, чтобы регулярно выделять на это свободное время. Покупать продукты и экспериментировать на кухне он мог только по выходным. И так продолжалось до декабря 2008 года. Незадолго до Рождества его работодатель не смог привлечь очередное вливание венчурного капитала, и Мацумото присоединился к миллионам американцев, потерявшим работу с начала рецессии.
Ситуация могла стать критической, но Мацумото решил рассматривать ее как возможность сменить карьеру. Он набрал достаточно заказов на консультации, чтобы платить по счетам. И погрузился в создание «работы мечты» в роли повара и кулинарного блогера. Теперь по будням он изучает ассортимент на фермерских рынках и готовит такие блюда как карааге (японская жареная курица), а также использует свои маркетинговые навыки, чтобы ежедневно привлекать 100 000 уникальных посетителей на свой сайт. Превращение в свободного агента было для него несколько «вынужденным шагом», говорит Марк, «но теперь, когда я работаю так, мне даже нравится. Не понимаю, почему не начал раньше».
Эта книга не о карьере и не о том, как начать бизнес. Но стоит помнить, что предпринимателю не обязательно занимать огромные суммы денег, чтобы основать технологический гигант. Многие владельцы бизнеса выбирают предпринимательство как стиль жизни — то есть они работают в одиночестве или «пытаются создать компанию, на которую им хотелось бы работать», как говорит Сьюзен Собботт, президент American Express OPEN, подразделения для владельцев бизнеса. В своей предыдущей книге, «С места на место» (Grindhopping), я попросила молодых предпринимателей задать себе три вопроса.
1. Какое занятие нравится мне до такой степени, что я делал бы это и бесплатно?
2. Как добиться, чтобы мне за него платили?
3. Если в организации нет такой позиции, на которой я мог бы заниматься любимым делом (а часто именно так и бывает), каков недорогой способ начать бизнес, с помощью которого это получится, и быстро увидеть деньги в кассе?
Конечно, все это нелегко. Как отмечает Собботт, хотя многие люди начинают свой бизнес, чтобы сбежать из корпоративного плена, «никто из них не работает меньше. Абсолютно никто». Суть не в том, чтобы изменить долю 168 часов, которые вы проводите за работой, а в том, сколько контроля у вас будет над этими часами. Если вы сами будете своим работодателем, возможно, у вас получится обеспечить себе работу мечты, делая то, что вам нравится, как это вышло у Мацумото, или же вы просто измените ту часть уравнения, в которой говорится о необходимости «любить то, что вы делаете». Но если при этом возрастает ваша автономность, а задачи становятся интереснее, возможно, это тоже вам подойдет.
Жительницы Орегона Джули Пиккенс и Минди Доуни, которые создали Boogie Wipes, влажные салфетки для детей, пропитанные солевым раствором, подают нам пример последнего. Несколько лет назад Доуни пришлось с огромным трудом вытирать засохшие сопли у своих сильно простуженных детей. Она побрызгала на салфетку солевым раствором для носа, и тут к ней пришло озарение. Доуни знала Пиккенс, тоже мать маленьких детей, по работе, и поскольку обе на тот момент еще не вышли в офис, в 2007 году они решили основать компанию Little Busy Bodies Inc., чтобы продавать влажные салфетки под брендом Boogie Wipes. Хотя они обе обожают заниматься маркетингом потребительских товаров и им нравится производить товар, полезный для родителей, у меня не сложилось впечатления, что в детстве они мечтали о салфетках так, как Сильвия Эрл мечтала о волнах.
Так или иначе, вторая часть уравнения — любить то, что вы делаете, — очевидна для обеих женщин. Занявшись собственным бизнесом, они получили невероятную автономность. До запуска они обсуждали ассортимент Boogie Wipes в то время, пока их дети вместе играли. Теперь Пиккенс ранним утром помогает детям подготовиться к школе, а потом работает в офисе с 8:30 до 14:45 с понедельника по пятницу. Она частенько берет своего четырехлетнего ребенка поиграть в их офисной игровой комнате. Да, у них в офисе есть игровая комната. А почему бы ей не быть? Около трех Пиккенс уходит, чтобы забрать других детей, и немного работает дома, пока они делают домашнее задание. После ужина, уложив детей спать, она включает ноутбук и работает еще несколько часов. Иногда она приходит в офис в субботу утром, но освобождает от просмотра электронной почты хотя бы один выходной день. Доуни, у которой грудной ребенок, работает из дома несколько часов. С утра она занимается на беговой дорожке, пока дети смотрят мультфильмы. В офисе она бывает где-то три раза в неделю, с 9:00 до 15:00, а после обеда работает дома, пока старшие дети играют во дворе. На время ужина компьютер выключается, а потом, после ванны, чтения книг и молитв, она выходит во вторую смену по вечерам — и по выходным тоже.
Обе женщины работают полный день, но, поскольку у них есть свобода выбирать, когда начать и закончить, им удается проводить много времени с семьей. Десятку своих сотрудников они разрешают такую же гибкость. «Мы ожидаем от сотрудников того же, что и от себя, — говорит Доуни. — Я хочу сказать, что, если время от времени им надо поработать из дома, так они и делают… Мы верим в них и доверяем их способности сделать работу тогда, когда ее надо сделать».
Еще им нравится решать задачи на грани своих возможностей. Они описывают первые два года управления Little Busy Bodies как эквивалент обучения в бизнес-школе. Например, вот проблема, которую Доуни и Пикенс недавно пришлось решить: как разместить свой продукт на полках Wal-Mart? Вот как. Сначала найдите человека, который владеет инсайдерской информацией. Потом надавите на тот факт, что у вас женский бизнес. Приезжайте в Бентонвилл в штате Арканзас и проведите презентацию, в которой расскажите, что ваша сила не только в эффективности продукта, но и в том, что он создан мамами-предпринимательницами, которые очень похожи на мам в целевой аудитории, а это делает продукт настоящим, чего так жаждут современные потребители. И, что важнее всего, покажите, как продукт принесет им деньги, и докажите, что знаете, как управлять своим предприятием. Потом, когда покупатель скажет «да», наблюдайте, как ваши продажи вырастут до 5 миллионов меньше чем за два года с запуска бизнеса. И теперь поставьте цель продать компанию крупному бренду потребительских товаров за следующие пять лет, а потом использовать выручку, чтобы начать новое, интересное, гибкое и настолько же трудное, но благодарное дело, как помочь матери с легкостью вытереть засохшие сопли с лица вырывающегося карапуза.
Проверка состояния дел
За ежедневными заботами легко забыть о необходимости подумать о работе в своей жизни и понять, насколько мы удовлетворены рабочей частью своих 168 часов. Небольшие поводы порой заставляют сильно расстроиться. Доуни и Пиккенс с сожалением говорят о случае, когда розничная компания наложила на них штраф 800 долларов за неправильно оформленный документ. Когда с вами происходит что-то подобное, вы не сразу вспоминаете, что это незначительная деталь в деле управления пятимиллионным бизнесом, который дает вам столько самостоятельности, что вы можете установить на складе стол для аэрохоккея. Точно так же, когда Сильвия Эрл говорит, что ее призвание «никогда не было работой ради денег», я все равно уверена, что как минимум пару раз в жизни у нее ломалось оборудование, она заболевала во время путешествия или журналисты задавали ей глупые вопросы.
Вот почему в конце дня хорошо потратить несколько минут — возможно, во время супружеской конференции (см. шестую главу) или вместо просмотра телепередач, — чтобы поразмышлять, какой вы хотите видеть свою карьеру и жизнь. После этого можно подумать, достаточно ли это близко к подходящей вам работе, чтобы начать небольшие перемены для повышения эффективности, а потом вывести карьеру на новый уровень.
Как можно убедиться, что вы занимаетесь подходящей работой или, по крайней мере, близки к этому? Недавно я разговаривала с Лорой Веллингтон-Джерри, создательницей «Вамблеров» (Wumblers) — мультфильмов для детей об экологически чистом образе жизни. Она начала рисовать своих героев в тетрадях, когда была подростком, и много лет не забывала о них. У них с мужем было два бизнеса, которыми они управляли. Но около десяти лет назад у него нашли рак, и он умер вскоре после 11 сентября 2001 года. Лора осталась одна с четверыми детьми в возрасте до десяти лет.
Пытаясь справиться со своим горем, горем детей и окружавших ее жителей Нью-Джерси, соседи которых погибли во время теракта, она снова начала рисовать комиксы. Она чувствовала, что терять ей нечего, и решила несколько их развить. Художница связалась с людьми из индустрии развлечений, чтобы воплотить свой проект в реальность, и сегодня, много лет спустя, вы можете купить диски с вамблерами, увидеть их по телевизору, а также встретить в роли представителей Национальной ассоциации производителей арбузов. (Удобно, что вамблеры вылупляются из арбузов — так они поступали еще до того, как подключилась Национальная ассоциация, однако эта связь обеспечила приятную маркетинговую возможность.) Веллингтон-Джерри абсолютно счастлива проводить свои дни в мире мультипликационных персонажей. Когда мы говорили по телефону, она призналась, что если бы ей предложили 400 миллионов, чтобы она прекратила работу над своими историями, она бы вряд ли их взяла.
Я рассмеялась. То есть у нее есть инвесторы, и, возможно, в такой ситуации они заставили бы ее взять 400 миллионов. Однако мне кажется, в этой идее есть рациональное зерно. Если вы хотите получить максимум от своих 168 часов, вместо того, чтобы стремиться к четырехчасовой рабочей неделе, ищите работу, при которой вопрос о 400 миллионов долларов заставит вас задуматься. Если кто-то предложит вам 400 миллионов, чтобы вы никогда не занимались «сутью» своей работы, вы их возьмете?
Думаю, большинство людей согласятся, даже если они любят свою работу. У нас есть семьи, о которых надо заботиться, долги, которые надо платить, и много других интересов, которыми мы бы с удовольствием занялись. Но, возможно, вопрос скорее в следующем: «Потребовалось бы вам время, чтобы подумать над этим предложением?» и «Стали бы вы грустить об утрате, несмотря на возможность купить себе бейсбольную команду Главной лиги?»
Если ответы будут положительными, то вы на верном пути. Несколько следующих глав посвящены тому, как эффективнее использовать рабочее время, чтобы продвинуть свою карьеру, даже если вы одновременно активно занимаетесь семейной или личной жизнью.
Создаем подходящую работу
На работу мы тратим значительную часть наших 168 часов, поэтому очень важно, чтобы она нам подходила. Чтобы выяснить, подходит ли вам работа, задайте себе следующие вопросы.
Связана ли моя работа с моей внутренней мотивацией (вещами, которые мне нравились в детстве или которыми я занимался бы и бесплатно)?
Обеспечивает ли моя работа достаточную автономность?
Надо ли мне регулярно решать задачи на пределе моих возможностей?
Способствуют ли условия работы, организация и коллеги тому, чтобы я добивался лучших результатов?
Если на какой-то из этих вопросов я ответил «нет», что можно изменить? На следующей неделе? В следующем году?
Могу ли я создать себе подходящую работу в моей организации? Или в другой организации? Или надо будет действовать самостоятельно?
Если вы вполне уверены, что работа вам подходит, попробуйте задать себе следующий вопрос.
Если бы мне внезапно предложили большую сумму за то, чтобы никогда не заниматься «сутью» моей работы, как бы я отнесся к этому предложению?
4. Управляем календарем
Эффективно использовать рабочую часть 168 часов — что это значит? Когда я взялась писать э