Гринпис России рассмотрел данное обращение и сообщает следующее.

GREENPEACE ГРИНПИС

отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис"

125040 г. Москва Ленинградский проспект, дом 26, корпус 1,тел.+7(495) 988-74-60

www.greenpeace.ru, [email protected]

  «____»____________________2017 г. №_____ На№_________________________________   Рязанскому межрайонному природоохранному прокурору   А.Г.Секину

Уважаемый Алексей Геннадьевич!

В Гринпис России обратились жители Клепиковского района Рязанской области с сообщениям о неправомерном проведении сплошных рубок леса в Клепиковском районе в кварталах 70,71 Клепиковского участкового лесничества Клепиковского лесничества в границах национального парка «Мещерский» (фотографии прилагаются).

Гринпис России рассмотрел данное обращение и сообщает следующее.

Как следует из надписей на лесосечных столбах, в 2016-2017 году в указанных кварталах (квартал 11, выделы 4-6, квартал 13, выдел 2, квартал 70, выдел 9, квартал 71, выделы 11, 32) назначены и проводятся сплошные санитарные рубки.

При этом, происходит нарушение почвенного покрова, как на лесосеках, так и за их границами в результате проезда тяжелой техники.

В соответствии с действовавшими до 06 июня 2017 года Правилами санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 г. № 414 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.11.2012 № 1128) сплошные санитарные рубки лесных насаждений проводятся независимо от их возраста в тех случаях, когда выборочные санитарные рубки не могут обеспечить сохранение жизнеспособности лесных насаждений и выполнение ими полезных функций.

Как следует из прилагаемых фотографий мест рубок и штабелей складированной древесины, в основном проводятся вырубки деревьев сосны без признаков повреждений, являющихся основанием для проведения рубок.

Таким образом, есть достаточные основания полагать, что сплошные санитарные рубки на таких площадях назначены необоснованно.

В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (статья 54) защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов (растений, животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред лесам или лесным ресурсам) и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, - на их локализацию и ликвидацию.

Назначенные в рубку участки в настоящее время не могут являться причиной распространения вредителей и болезней, на соседние выдела, очаги поражения в них также отсутствуют.

Таким образом, проведение мероприятий по защите леса на указанных участках (включая сплошные санитарные рубки) противоречит требованиям Лесного кодекса Российской Федерации.

2. В соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (статья 60.6, часть 3) по результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

На официальном сайте Министерстве природопользования Рязанской области в разделе «Акты лесопатологического обследования» https://minprirody.ryazangov.ru/activities/sfery-deyatelnosti/guard/acts_forest_pathology_survey/ отсутствуют акты лесопатологического обследования указанных кварталов.

В соответствии со статьей 103 (часть 3) Лесного кодекса, в лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.

В соответствии с Положением о национальном парке «Мещерский», утвержденным приказом МПР России от 23 апреля 2008 г. № 103 (в редакции приказов Минприроды России от 27.02.2009 № 48, от 26.03.2009 № 72), указанные кварталы относятся к зоне хозяйственного назначения.

На территории национального парка запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, историко-культурным объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе:

заготовка древесины (за исключением заготовки гражданами древесины для собственных нужд),

движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национального парка, прогон домашних животных вне дорог общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав леса по водотокам и водоемам;

На территории зоны хозяйственного назначения допускаются:

- противопожарные и биотехнические мероприятия;

- сенокошение и выпас скота;

- сбор ягод, грибов;

- развитие народных и художественных промыслов и связанных с ними видов пользования природными ресурсами, не противоречащих задачам Учреждения;

- строительство стационарных объектов туристского сервиса, необходимых объектов культурно-бытового, информационного обслуживания и связи, а также объектов административно-хозяйственной инфраструктуры национального парка, устройство автостоянок для посетителей национального парка;

- реконструкция существующих хозяйственных объектов, повышающая их экологическую безопасность и не противоречащая целям и задачам национального парка.

В соответствии со статьей 29 (пункт 1) Лесного кодекса заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины.

Ж) движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, прогон домашних животных вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест, сплав древесины по водотокам и водоемам.

Таким образом, заготовка древесины в кварталах 11,13,70,71 Клепиковского участкового лесничества Клепиковского лесничества осуществляется в нарушение Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях».

5. В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка насаждений с нарушением требований законодательства.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (статья 260, часть 3), незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены

в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, являются уголовно наказуемыми деяниями.

Согласно примечанию к данной статье, значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером - пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером - сто пятьдесят тысяч рублей.

В соответствии со статьей 262 Уголовного кодекса Российской Федерации преступлением является нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба.

Таким образом, есть основания полагать, что в действиях лиц, совершивших указанную рубку содержатся признаки преступлений, предусмотренных статьями 260 (часть 3), 262 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В связи с изложенным, в целях пресечения нарушений действующего законодательства Российской Федерации и сохранения ценных природных объектов национального парка «Мещерский», просим провести проверку законности и обоснованности проведения сплошных рубок леса в кварталах 11,13,70, 71 Клепиковского участкового лесничества Клепиковского лесничества на территории национального парка «Мещерский» и принять меры прокурорского реагирования по пресечению нарушений и привлечению виновных к установленной законодательством ответственности.

Просим также рассмотреть законность предоставления в аренду для заготовки древесины лесных участков на территории национального парка «Мещерский» и определить степень ответственности должностных лиц, допустивших указанное предоставление.

Приложении, фотографии.

С уважением,

Руководитель программы по

По особо охраняемым

Природным территориям

GREENPEACE ГРИНПИС

отделение международной неправительственной некоммерческой организации "Совет Гринпис"

125040 г. Москва Ленинградский проспект, дом 26, корпус 1,тел.+7(495) 988-74-60

www.greenpeace.ru, [email protected]

  «____»____________________2017 г. №_____ На№_________________________________   Рязанскому межрайонному природоохранному прокурору   А.Г.Секину

Уважаемый Алексей Геннадьевич!

В Гринпис России обратились жители Клепиковского района Рязанской области с сообщениям о неправомерном проведении сплошных рубок леса в Клепиковском районе в кварталах 70,71 Клепиковского участкового лесничества Клепиковского лесничества в границах национального парка «Мещерский» (фотографии прилагаются).

Гринпис России рассмотрел данное обращение и сообщает следующее.

Как следует из надписей на лесосечных столбах, в 2016-2017 году в указанных кварталах (квартал 11, выделы 4-6, квартал 13, выдел 2, квартал 70, выдел 9, квартал 71, выделы 11, 32) назначены и проводятся сплошные санитарные рубки.

Наши рекомендации