Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания?
Мисаренко Г. Г.
Правописание безударных окончаний: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. — 64 с. — (Русский язык в начальной школе. Дидактический материал).
ISBN 5-329-01313-5
Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок учеников в правописании безударных окончаний слов. Последовательное выполнение упражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствующие теме, и формирует план учебных действий, необходимых для правильного решения грамматических и орфографических задач.
Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении русского языка.
УДК 372.41:808.2
ББК 81.2Рус-9
ISBN 5-329-01313-5
© АНО «Институт инноваций в обра-
зовании им. Л. В. Занкова», 2005
© ООО «Издательский дом
«ОНИКС 21 век», 2005
© Мисаренко Г. Г., 2005
От автора
При работе с окончанием слова ученики испытывают две главные трудности. Первая заключается в том, что они ещё слабо осознают грамматику родного языка, в частности явление согласования слов при помощи окончаний. В устной речи, которой дети активно пользуются, внимание обычно направлено на смысл, который улавливается из общего контекста. Окончания же в контексте не являются смыс-лоразличительной частью слова и поэтому, как правило, произносятся недостаточно чётко. А в письменной речи это становится причиной ошибок. Вторая трудность в том, что дети пока не умеют произвольно изменять по вопросам слово, взятое изолированно, вне контекста предложения. Да и самих вопросов (кому? о чём? что сде-лает? какому? и др.) ученики толком не знают, потому что основная работа с ними проводится значительно позже — во время изучения склонения и спряжения. А без изменения слова нельзя выделить его окончания, и дети начинают называть окончанием любые буквы, стоящие на конце слова.
Отсюда вытекает главная задача коррекционной работы — привлечь внимание ребёнка к грамматической связи слов, вооружить его способами, помогающими менять форму изолированного слова, и научить видеть изменение последних букв (или отсутствие такового).
При этом очень важно приучить школьника произносить слова не спеша, очень чётко проговаривая каждый звук от первого до последнего, делая особый акцент на последних звуках.
Операции, связанные с правописанием безударных окончаний, в значительной степени упрощены по сравнению с учебниками. Основное внимание в упражнениях сводится к отработке действий, необходимых для правильного выбора окончания при помощи проверочного слова.
Первые упражнения этого раздела позволяют уточнить понимание детьми окончания как морфологической части слова и формируют операции по его выделению в слове. При этом дети сначала рассматривают окончания существительных, затем прилагательных и, наконец, глаголов.
№ упр. | Задача упражнений | стр. |
1-3 | Обращают внимание ребёнка на изменение букв на конце одного и того же существительного на примере слов с ударным окончанием | 6-10 |
4-8 | Показывают, как можно определить окончание при помощи вопросов и предлогов | 10-14 |
9-10 | Помогают понять связь прилагательных с существительными и связь формы прилагательного с формой его вопроса | 14-17 |
Учит детей выполнять действия, необходимые для правильной постановки падежного вопроса и определения соответствующего окончания прилагательного (путём составления словосочетаний) | 18-19 | |
12-13 | Привлекают внимание ребёнка к окончаниям глагола | 19-22 |
14-15 | Помогают отработать операции по определению окончания глагола | 22-25 |
16-17 | Показывают ученику связь родовых окончаний | существительных и прилагательных женского и среднего рода | 26-28 |
Показывает способ выбора твердого или мягкого варианта окончания | 28-30 | |
19-20 | Обобщают представление ребёнка о родовых окончаниях существительных и прилагательных | 30-31 |
Закрепляет умение правильно писать родовые окончания | ||
22-26 | Развивают умение ставить существительное в начальную форму и определять тип склонения | 33-41 |
Учит пользоваться проверочным словом для определения падежного окончания существи-| тельных 1 и 2 склонения___________________ | 41-43 |
Направлено на овладение способами проверки безударных падежных окончаний | 44-48 | | |
29-30 | Акцентируют внимание на падежных окончаниях существительных в форме множественного числа | 49-51 |
Помогает пронаблюдать падежные окончания прилагательных | 51-52 | |
32-35 | Учат определять правильное падежное окончание прилагательных с помощью вопросов | 52-56 |
36-39 | Учат ребёнка ставить глагол в начальную форму, учитывая при этом форму вопросов совершенного и несовершенного вида | 57-62 |
Помогает осмыслить план действий для определения безударных личных окончаний глагола путём определения спряжения | 62-63 |
Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) включает в себя несколько вариантов материала для работы, объединённых одним заданием и одним технологическим планом действий. Они помечены номером упражнения и номером варианта, например: 32-1, 32-2, 32-3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право выбрать для работы любой вариант, либо указывает на один из них. Нужно ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упражнения, в каждом конкретном случае взрослый решает отдельно.
Несколько слов о планах учебных действий, которые присутствуют почти в каждом упражнении. У них три цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу, наполнить слово «думать» конкретным смыслом; в-третьих, развивать речь ребёнка. Чтобы все три цели были достигнуты, необходимо требовать от ребёнка подробного рассказа от первого лица о том, как он собирается выполнять поставленное перед ним задание. Рассказывать он может кому-нибудь (взрослому, соседу по парте и т. п.) или же самому себе. Но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок приступил к работе без такого устного планирования.
1. Найди слово, которое повторяется, и поставь к нему вопрос. Спиши словосочетания с вопросом. Обведи квадратиком ту часть повторяющегося слова, которая изменяется.
План действий.
1) : Шкаф с зеркалом.Подошли к зеркалу. На зеркалепятна. Стоит у зеркала. Зеркалоблестит.
2) : шкаф (с кем? с чем?) с зеркал [ом]
подошли (к кому? к чему?) к зеркал [у] пятна (на ком? на чём?) на зеркал[ё] стоит (у кого? у чего?) у зеркал[а] блестит (кто? что?) зеркал[о]
1-1. Соус к говядине. Суп с говядиной. Купили говядину. Молодая говядина. Котлеты из говядины.
1-2. Полотенце висит. Вытирает полотенцем. Принеси полотенце. Ходил по полотенцу. Ушёл без полотенца.
1-3. Посидим в беседке. Беседка в парке. Встретимся у беседки. Рядом с зелёной беседкой. Подошли к беседке.
1-4. Табуретка у стола. Встань на табуретку. Карандаш под табуреткой. Подними карандаш из-под табуретки. На табуретке кошка.
1-5. Под ёлкой боровики. Суп из боровиков. Подполз к боровикам. Наклонилась над боровиками. Много боровиков.
1-6. Компот из апельсинов. Купи апельсины. Сумка с апельсинами. Сладкий соус к апельсинам. На апельсинах салфетка.
2 Выпиши повторяющиеся слова, добавляя в них окончания.
2-1. Тёплая влажная земл... . На земл... трава. Кружил над земл... . Опустился на земл... .
2-2. Постирали бель... . Бак с бель... . На бель... красные полоски. Ящик без бель... . Пришили к бель... .
2-3. На стекл... трещинки. Вставили стекл... . Прилепили к стекл... . Окно без стекл... . Рамка со стекл... .
2-4. Прилетела стрекоз... . Ловили стрекоз... . Подлетел к стрекоз... . У стрекоз... крылышки. Гонялись за стрекоз... .
2-5. Прилетели скворц... . У скворц... птенцы. Насыпали корм скворц... . Гнёзда построены скворц... . Песня о скворц... .
2-6. Лежат кочан... капусты. Гора спелых кочан... . Тележка с кочан... . Ползали по огромным кочан... . Не хватает трёх кочан... .
3. Устно вставь выделенные слова в предложения, изменяя их по смыслу. Выпиши эти слова с предлогами, выдели в них окончания.
3-1Крыльцо.
Под ...... жил ёжик. Рая остановилась на
....... Кот вылез из-под ....... Бочку подвинули к .......
3-2Бахрома.
На ...... расплылось пятно. Мама купила
шерсть для ....... Лена повесила шторы с
....... К сумке пришили .......
3-3Хвост.
Скорпионы сражаются ....... Глупый волк
остался без ....... К ...... прицепился репейник. На......
красовался бантик.
3-4Продавец.
У ...... кончилась мелочь для сдачи. Витя
посмотрел на.......Олег протянул......деньги. Папа о чём-то
говорил с …….
3-5Звезда.
Солнце — это ......, а Земля — планета. К
верхушке ёлки прикрепили ....... У Вити
шапка со.......Ракета летит к далёкой.......
На небе появились две .......
3-6. Колчан.
Над......висел лук. Стрелы хранятся в.......
Стрелок не нашёл своего.......По всему......
шёл красивый узор.
3-7. Дрова.
У порога стояла корзина с.......Без......не
будет огня. Мышонок прятался в.......Аня
протянула руку к .......
3-8. Проводник.
Пассажиры обратились к.......На......была
новая форма. На лице ...... сияла улыбка.
Мы поздоровались с .......
3-9. Бобры.
Слава увидел.......Ирина Петровна рассказывала
о …… Лесничий залюбовался ………..
Охотник подкрадывался к .......
3-10. Лицо.
Лена поднесла розу к.......Вышел старик с
грустным ....... На ...... лежала тень. Сеня
не увидел ни одного знакомого .......
3-11. Грибы.
Отнеси ...... в дом. Поляна была усыпана
.......На......блестела роса. Лучик пробежал
по траве и.......В этом году много.......
3-12. Муравьи.
Вечером ...... спешат домой. Жуки подружились с.......
Мы знаем сказки и басни о.......
В своём большом доме ...... тепло и удобно.
Ни один лес не обходится без трудолюбивых .......
3-13. Пастухи.
Братья Петровы работают.......У......много забот.
Собаки помогают ...... стеречь коров.
Вечером по сигналу ...... коровы идут домой.
О ...... рассказывают весёлые истории.
4. Найди в предложениях повторяющиеся слова. Выпиши их вместе со сказуемым. Обведи квадратиком изменяющуюся часть этих слов.
Расскажи по плану, как ты будешь выполнять данное задание.
План действий.
1) : По рукаву шла широкая кайма. Кюбке пришили красную кайму.
2) : По рукаву шла широкая кайма.К юбке пришили красную кайму.
3) . : шла (кто? что?) кайм[а] пришили (кого? что?) кайм[у]
4-1. На берег накатились волны. Слышался только шум волн. Пловца накрыло волнами. На волнах качались чайки. Яхта скользила по волнам.
4-2. Валера взял одно полено. По всему полену шли трещины. Воробей покружился над поленом и сел. Сидеть на полене было неудобно. Буратино сделан из одного полена.
4-3. Пришла Масленица с блинами. К блинам подали масло и мёд. На тарелке не осталось блинов. Мама испекла блины. О блинах говорят, что они похожи на солнце.
4-4. В коробке лежала блесна — маленькая металлическая рыбка с крючками. Леску привяжи к блесне. Щуки охотятся за блесной, как за рыбкой. У Миши удочка без блесны. Он купит блесну в магазине.
5. Устно измени данные в рамке слова по вопросам. Голосом выдели окончания.
кто? что? | трава | пустота |
без кого? без чего? | без травы | бревно |
к кому? к чему? | к траве | жнивьё |
на кого? на что? | на траву | стекло |
с кем? о чем? | с травой | тряпьё |
о ком? о чём? | о траве | белизна |
6. Рассмотри образец и попытайся понять, почему у слова двор нулевое окончание.
Измени данные в рамке слова по вопросам. Выдели окончания.
кто? что? без кого? без чего? | двор без двор[а| | петух дворец кирпич |
к кому? к чему? на кого? на что? | ко двор[у] на двор | хитрец квас |
с кем? с чем? о ком? о чём? | с двор[ом] о двор[е] | грибник агроном коридор |
7. Соедини данные слова с каждым предлогом. Напиши получившиеся сочетания, выдели окончания.
Образец.
Стен[а]— без стен[ы], по стен[е], (смотрю) на стен[у], за стен[ой].
8. Спиши предложения. Найди в них все имена существительные и определи их окончания. Расскажи по плану, как это надо делать.
План действий.
1) : Под корнями берёзы была нора.
2) : Под корнями берёзыбыла нора.
3) : безкорней безберёзы безноры
в корнях в берёзе в норе
с корнями сберёзой с норой
4) ': Под корн[ями] берёз[ы] была нор[а].
8-1. На крючке висит сумка с яблоками. Балкон был
обвит виноградом и украшен цветами.
Бабушка внесла вазу с печеньем.
У коршунов сильные крылья.
8-2. Можно сварить курицу с лапшой, а можно придавить
её крышкой и пожарить на сковородке.
Парикмахер быстро пощёлкивал ножницами,
когда переходил от прядки к прядке.
8-3. Мама ушла за мясом и велела дочкам со спичками
не играть, на лестницу не выходить, на подоконники
не залезать и котёнка не мучить.
И обещала принести с рынка по апельсину.
8-4. Во двор въехала машина, и шофёр с дворником
стали выгружать ёлку. Она вкусно пахла морозом
и хвоей. На её лапах висело несколько шишек.
(По В. Драгунскому.)
8-5. Мы с Мишкой понеслись по лестнице и вбежали
в зал. Весь потолок был увешан цветными
лентами и фонариками, всюду горели лампы
из зеркальных осколков. Детей встречали артисты
в смешных костюмах. (По В. Драгунскому.)
9. Из каждой группы предложений выпиши словосочетания с повторяющимися прилагательными. Поставь к ним вопросы и обозначь окончания.
Рассмотри план действий и расскажи себе, как ты будешь выполнять задание.
План действий.
1) и : За потайнойдверцей был подземный ход. Письмо хранилось в потайномместе.
2) : За потайной дверцейбыл подземный ход. Письмо хранилось в потайном месте.
3) : за дверцей (как[ой]?) потайн[ой] в месте (как[ом]?) потайн[ом]
9-1. Игрок попал в штрафную зону. Матч
закончился штрафным ударом. Машина стояла
на штрафной площадке. У футболиста ни
одного штрафного балла.
9-2. Медведь жил в глухом еловом бору. В глухой
полуночи резко пробили часы. Котёнок выбрался
из глухого угла сада. Не будь глухой тетерей,
слушай внимательно. За глухим забором
послышался лай собаки.
9-3. Во дворе не было рябого петуха. На рябом лице
Петруши появилась улыбка. От ветра озеро стало
рябым. По рябой поверхности реки скользила лодка.
На стол постелили рябую скатерть.
9-4. Корабль затерялся в штормовом море. На завтра
обещали штормовую погоду. Радио передавало
штормовое предупреждение. Утро опять было
пасмурным и штормовым. От штормового ветра
дрожали стены домов.
9-5. Волосы заплетены в тугие косы. Верёвка была
завязана тугим узлом. Зрители любовались
тугими мускулами боксёра. В кузове было тесно
от тугих мешков с мукой. Пуговица не лезла в
тугую петлю.
10. Рассмотри план действий и расскажи себе или другим, как определить окончания прилагательных.
План действий.
1) и : По тормозномупути можно определить скорость автомобиля.
2) : онкакой? тормозной
онатормозная
онокакое? тормозное
оникакие? тормозные
3) : по тормозн[ому] пути
10-1. На голубом небе оставил след реактивный самолёт.
В прозрачных окнах отражалось солнце. Надя
везла коляску с плюшевым мишкой.
10-2. Кочки поросли болотной травой. Зверёк
высунул остренькую мордочку. Два сливовых
глаза глядели на меня. Дед шёл впереди
твёрдыми шагами. Сзади послышался грузный топот.
10-3. Была у зайца избушка лубяная. Над утренней
землёй поднимался прозрачный туман.
Петербург называют северной столицей России.
Про доброе дело говори смело. По крыше
застучали редкие капли.
10-4. Этот Пачкуля Пёстренький ходил обычно в серых
штанах и серенькой курточке, а на голове была
круглая тюбетейка с разными узорами. Его весёлое
и задорное лицо было покрыто грязными
пятнышками. (По Н. Носову.)
10-5. Поэт Цветик рассказывал, что самое большое для
него удовольствие — это забраться в проливной дождь
на чердак, улечься на сухих листьях и слушать,
как дождевые капли стучат по черепичной крыше.
(По Н. Носову.)
10-6. На старичке был длинный халат из красивой
тёмно-синей материи с вышитыми золотыми звёздами
и серебряными полумесяцами. Голова покрыта
чёрной шапкой, на ногах красные туфли с
загнутыми острыми носками. (По Н. Носову.)
10-7. На пароходной палубе находились пассажиры.
Одни дремали в мягких креслах с откидными
спинками, другие прохаживались по ковровым
дорожкам, третьи беседовали возле высоких
бортов. Чёрную трубу парохода украшала
широкая красная полоса.
11. Рассмотри план действий и постарайся понять, как надо выполнять это упражнение. Расскажи себе или кому-нибудь, что надо делать, чтобы определить окончание прилагательного.
План действий.
1) : Любит крот сырое подземелье.
2) : Любиткрот сырое подземелье.
3) : любит (кого? что?) подземелье
подземелье (какое?) сырое
4) : оно сырое, он сырой, онасырая, они сырые
5) : сыр[ое] подземелье
11- 1. Фокусник взмахнул зажжённым факелом.
Щенок радостно замахал коротким хвостиком.
На гладкой поверхности появилась трещина. На
тёплой кочке грелся лягушонок. Звонок разбудил
спящего котёнка.
11- 2. Володя работает на железной дороге. Однажды
Петя возвращался из детского сада. Мы попросили
у тёти Наташи толстую верёвку. Нитка не пролезала
в игольное ушко. На мокром асфальте блестели лужи.
11- 3. Толстяк держал в руках пушистых зайчат. Снежинки
тают на тёплых руках. В людных местах
легко потеряться. Люди проложили в
пустынях караванные пути. На полке стоял мёд
в глиняных горшочках.
11- 4. Гости сидели за накрытым столом и ждали
обещанный сюрприз. Вошла бабушка с большим
блюдом и поставила его на самую середину стола.
На блюде лежал именинный пирог, а на нём
горели разноцветные свечи.
12. Выпиши из предложений главные члены. Поставь вопрос к сказуемому. Выдели его окончание. Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь выполнять задание.
План действий.
1) и : Козляталежат на травке. Мылежим на пляже. На ветках лежитснег. Ты тихо лежишь в тенёчке. Ялежу на диване, а вылежите на кровати.
2) :
козлята (что делают?) Леж[ат] |
мы (что делаем?) Леж[им] |
снег (что делает?) леж [ит] |
ты (что делаешь?) Леж[ишь] |
я (что делаю?) Леж[у] |
вы (что делаете?) леж[им] |
12-1. Таня надевает платье. Дети надевают пальто.
Ты надеваешь костюм пирата, а я надеваю
костюм медведя. Мы надеваем кепки, а вы
надеваете панамки.
12-2. Мама подметает пол. Вы подметаете двор,
а мы подметаем в доме. Ты подметаешь не
очень чисто! По утрам дворники подметают улицы,
и я тоже подметаю комнату по утрам.
12-3. Я леплю бегемота, а Саша лепит танк. Ребята
лепят снежную бабу. Мы лепим пирожки. Зачем
вы лепите куличики? Ты лепишь куклу для Оли?
12-4. Мальчик машет флажками. Кому ты машешь?
Вы слабо машете, надо сильней. Провожающие
машут нам руками, и мы машем им в ответ.
Я машу платком.
12-5. Зачем он копает яму? Огородники копают грядки.
Мы копаем червяков для рыбалки. Вы копаете не там,
где надо! Я копаю канаву. Ты копаешь
слишком медленно.
12-6. Шофёр меняет колёса автомобиля. Я меняю жвачку
на точилку. Весной змеи меняют свою кожу. Мы
меняем старую мебель на новую. Вы меняете монеты
на жетоны.
13. Найди главные члены предложений. Поставь вопрос к сказуемому. Выпиши главные члены с вопросом. Выдели окончания сказуемых.
Образец.
Клоуныменяются париками. От удивления я меняюсь в лице. Зачем тыменяешься с Васей ручками? С годами люди меняются. Погода часто меняется.
клоуны (что делают?) меня[ют]ся
я (что делаю?) меня[ю]сь
мы (что делаем?) меня[ем]ся
люди (что делают?) меня[ют]ся
погода (что делает?) меня[ет]ся
13-1. Я качаюсь на качелях. Чайки качаются на волнах.
Обезьяна качается на ветке. Почему мы качаемся?
Ты слишком сильно качаешься!
Вы уже давно качаетесь!
13-2. В прихожей одевается Таня. Дети одеваются
на прогулку. Ты одеваешься пиратом, а я
одеваюсь медведем. Мы одеваемся медленно,
а вы одеваетесь слишком быстро.
13-3. Вы тихо плетётесь к дому. Кибитка по дороге
еле плетётся. Вечно ты плетёшься в самом хвосте.
Под палящим солнцем мы плетёмся к речке.
Туристы плетутся к лагерю.
13-4. Ты никогда не просишься к доске. Мы просимся в цирк,
а Виталик просится в кино. Я прошусь гулять, но мама
не пускает меня. А вы лучше не проситесь! Малыши
всё время просятся на руки.
13-5. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Мы с
партнёром быстро кружимся в танце. Ты кружишься
на одном месте. Я долго кружусь от радости. Она
кружится по комнате уже полчаса! Вы кружитесь
и кружитесь вокруг ёлки.
14. Внимательно рассмотри план действий и расскажи себе или кому-нибудь, что ты будешь делать, чтобы определить окончания глаголов.
План действий.
1) и : Вдруг гляжу: крышка на кастрюле трясется.
2) : я | гляжу | я | трясусь |
мы | глядим | мы | трясёмся |
ты | глядишь | ты | трясёшься |
вы | глядите | вы | трясётесь |
он | глядит | он | трясётся |
они | глядят | они | трясутся |
3) : Гляж[у|, тряс[ет]ся.
14-1. Мишка берёт кастрюлю и идёт с ней к плите.
А на сковородке шипит и трещит масло.
14-2. Вдруг Феня как задрожит, как затрясётся, а у самой
из глазёнок слёзы так и текут.
14-3. Серёжа мчится домой. Дома он тормошит маму и
торопит её. Ребята стоят и смотрят на пароход,
который гудит, входя в порт.
14-4. Собака ложится перед крыльцом и начинает
жалобно скулить. Ветер погудит в печной трубе,
поскрипит воротами и мчится в поле, кружит
снежные вихри.
14-5. Мама Ивана днём работает в библиотеке, а
вечером учится в колледже. Иван представлял себе,
как завтра придёт в школу. Лесенка спускается,
но не доходит до пола — обрывается в воздухе.
14-6. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Мальчики с разбега кидаются в воду. Давайте
сперва поставим чайник, а потом разбудим бабушку.
14-7. Оглянешься кругом и бросишь перышко по ветру —
куда оно полетит, туда и ты пойдёшь. Деревья в
лесу дрожат от холода, а солнце не светит, потому
что его закрывает чёрная туча.
14-8. Поезд несётся по лесам, а Петька стоит у окна
и выкрикивает свою песенку. Муся знает своё имя,
и когда её зовут, бежит и смешно кружится, ловит
свой хвостик. Если никто не обращает внимания на
её танец, она сердится и кричит.
14-9. Кошка проносится по двору и быстро шмыгает в
щель сарая. Куры недовольно поднимают головы и
кудахчут. Говорят вам, что автобус не ходит, а вы
всё стоите и стоите! Когда выходишь утром в поле,
цветы кивают тебе головками, а ветерок шевелит
твои волосы.
15. Найди в тексте все глаголы, выпиши их и выдели окончания.
15-1.Гугуцэ знает, откуда берутся Деды Морозы. Зима
выводит их так: рассыпает крошки по снегу и
накрывает шапкой. Наутро из крошек вырастают
маленькие Деды Морозы.
15-2. Три дня Зима держит их в доме и кормит одними
снежинками, ждёт, пока у них отрастут белые усы и
бороды. А потом выпускает во двор — сами растите!
— и выводит новых.
15-3. Маленькие Деды Морозы гоняются друг за другом,
катаются с гор и кидают шапками в белых медведей.
В школу они ездят на оленятах. Там они учатся и
растут.
15-4. Перед Новым годом, когда снег засыпает их дома,
Деды Морозы суют игрушки в мешки и садятся верхом
на оленей. В поле олени прокладывают путь ногами,
а волки служат им вместо собак.
15-5. Едут Деды Морозы, едут и добираются до белой
конюшни. Там их ждут белые кони и везут кого на
восток, кого на запад, а кого и на юг. Только снег
скрипит под полозьями саней, да метель развевает
белые бороды — ими Деды Морозы погоняют лошадей.
15-6. Опустошат они свои мешки, выучат наизусть все
стишки, которые дети прочтут на ёлках, и вернутся
восвояси. Дома они поют друг другу детские песенки
и ждут не дождутся, когда же опять придёт Новый год.
И всё это время облака в их стране дрожат от холода,
а в небе светит лишь осколок луны да несколько звёзд.
(С. Вангели.)
16. Рассмотри образец и постарайся понять, как окончание прилагательного помогает правильно написать окончание существительного.
Образец.
Больш[ ая] речк[а] | игров[ая] песн[я] |
Больш[ ое] озер[о] | игров[ое] пол[е] |
Допиши окончания существительных.
16-1. Штормовое волнени..., смешная истори...,
круговое движени..., грибная продукци...,
снеговое кружени..., озорная комеди...,
цветное вязани... .
16-2. Крутая горк..., торфяное болот..., плохая застёжк...,
большое гор..., носовая палуб..., больное горл...,
голубое кресл..., деловое предложени... .
16-3. Старая ворчунь..., крепкое здоровь..., вишнёвое варень...,
хищная пирань..., осеннее ненасть..., душистая петунь...,
удобное плать..., мясное кушань..., звонкая певунь...,
сладкое печень... .
16-4. Удалая дружин..., рулевое управлени..., прямое русл...
реки, кольцевая гонк..., смешное чудищ..., сухое дерев...,
золотое яблочк..., вставное стёклышк..., ледяная
избушк..., цирковая артистк....
16-5. Дождевая водиц..., лесное болотц..., складная лестниц...,
голубая мыльниц..., мокрое полотенц..., небольшое
корытц..., свиное копытц..., лесная красавиц..., яркое
солнц..., золотое сердц..., шестое оконц..., ветряная
мельниц..., простое блюдц..., окружная больниц... .
17. Рассмотри план действий и расскажи, что надо делать, чтобы правильно написать окончание прилагательного.
План действий.
1) : газов... плита
2) : плита какая? Газовая
3) : газов[ая] плит[а|
17-1. Шумн... утро, плотн... штора, штопан... варежка, восточн...
лакомство, сдобн... тесто, соломенн... шляпка,
вкопан... бревно.
17-2. Грушев... повидло, квашен... капуста, кован... железо,
снежн... месиво, мелк... канавка, открыт... поддувало,
жирн... пятнышко.
17-3. Стареньк... ружьишко, зелен... сахарница, бутылочн...
горлышко, трудн... правило, свеж... гусятина, овсян...
поле, мягк... обложка.
17- 4. Ягодн... пюре, безбрежн... море, русск... народы... музыка,
ал... кашне, сильн... желание, тяжёл... зубило, жёлт...
дублёнка, махров... полотенце.
18. Рассмотри каждый из планов и расскажи, что надо делать, чтобы выбрать правильное окончание.
План действий.
1) : высок... камен... забор
2) : забор высок каменн
3) : высок[ий] каменн[ый] забор
18-1. Древн... город, храбр... воробей, метк... стрелок,
тяжк... путь, пуглив... зверёк, пузат... самовар, мелк...
песок, ясн... взгляд, финск... домик.
18-2. Щипан... мех, хлипк... забор, плоек... экран, скромн...
подарок, терпк... вкус, анг-лийск... язык, незряч... пёс,
ядовит... гриб, гладк... лёд.
18-3. Цепк... взгляд, хлебн... колос, гибк... прутик, двурог...
носорог, жгуч... ветер, хвойн... лес, замшев... костюм,
тряск... вагон, задн... ряд, Велик... Устюг, верхн... этаж.
План действий.
1) : тёпл... зимн... одежда
2) : одежда тёпл зимн
3) : тёпл[ая| зимн[яя| одежда
18-4. Модн... юбка, осени... вода, летн... жара, нижн... полка,
сорн... трава.
18-5. Прян... зелень, ломан... линия, задн... стенка, тощ...
кобыла, верхн... кромка, нервн... работа.
18-6. Новогодн... ночь, штопальн... игла, крайн... избушка,
средн... сестра, лечебн... настойка, тыльн... сторона.
18-7. Утрен... заря, проворн... ворона, ватн... подушка, зимн...
синева, вечерн... роса, глянцев... бумага, поздн... пора.
План действий.
1) : свеж... курин... яйцо
2) : яйцо свеж курин
3) : свеж[ё~ё] курин[оё] яйцо
18-8. Ранн... утро, горяч... молоко, игольн... ушко, радости...
лицо, зимн... пальто, лучш... здание.
18-9. Удобн... место, старш... поколение, поющ... деревце,
полезн... занятие, плотн... кольцо.
18-10. Верхн... течение, успешн... лечение, дружн... топанье,
горяч... желание, стран... свечение, дальн... болото.
18-11. Народн... гулянье, свеж... молоко, паруси... судно,
хорош... тесто, точн... измерение, прежн... время.
18-12. Любящ... сердце, пахуч... вещество, под-вижн...
щупальце, рван... полотнище, ле-тящ... облако.
19. Из данных слов составь и напиши словосочетания «прил.+ сущ.». Выдели окончания прилагательных. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять задание.
План действий.
1) и : Ложка, чай.: ложечный чай
чайная ложка
2) : чайн[ая] ложк[а]
19-1. Море, даль. Семафор, сигнал. Прозрачность, капли.
Полка, книги.
19-2. Лодка, парус. Штраф, удар. Шум, улицы. Пюре, овощи.
19-3. Голод, волк. Дверь, балкон. Серёжки, берёза. Жар, солнце.
19- 4. Правда, рассказ. Прогулка, лыжи. Крыльцо, сосна.
Работа, руки.
19-5. Болото, сырость. Фарфор, чашка. Мышь, король. Берега,
кисель.
19-6. Вкус, клюква. Зрение, орёл. Дыра, мотошлем. Яд, змея.
20. Просмотри упражнения 16—19, которые ты выполнил (выполнила) раньше и заполни таблицы окончаниями.
Окончания имён существительных | |||
в единственном числе | во множ. | ||
мужск. р. | женск. р. | средн. р. | числе |
-а | |||
-я | |||
Окончания имён прилагательных | |||
в единственном числе | во множ. | ||
мужск. р. | женск. р | средн. р. | числе |
-ая | |||
-яя | |||
21. Подумай, посоветуйся с кем-нибудь и реши, что ты будешь делать, чтобы правильно написать окончания данных слов. Встретились ли тебе нулевые окончания?
21-1. Окончилась рабоч... недел..., пасутся жирн... баран...,
шелестят кленов... листь...