Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания?

Мисаренко Г. Г.

Правописание безударных окончаний: Учебн. пособие. — М.: Институт инноваций в образовании им. Л. В. Занкова: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. — 64 с. — (Рус­ский язык в начальной школе. Дидактический материал).

ISBN 5-329-01313-5

Данное пособие составлено на основе анализа типичных ошибок уче­ников в правописании безударных окончаний слов. Последовательное выполнение упражнений пособия помогает детям осмыслить понятия, соответствующие теме, и формирует план учебных действий, необходи­мых для правильного решения грамматических и орфографических за­дач.

Пособие может быть использовано учителями для работы в классе, воспитателями групп продлённого дня или родителями для индиви­дуальной работы с детьми, испытывающими трудности в усвоении рус­ского языка.

УДК 372.41:808.2

ББК 81.2Рус-9

ISBN 5-329-01313-5

© АНО «Институт инноваций в обра-

зовании им. Л. В. Занкова», 2005

© ООО «Издательский дом

«ОНИКС 21 век», 2005

© Мисаренко Г. Г., 2005

От автора

При работе с окончанием слова ученики испытывают две главные трудности. Первая заключается в том, что они ещё слабо осознают грамматику родного языка, в частности явление согласования слов при помощи окончаний. В устной речи, которой дети активно пользу­ются, внимание обычно направлено на смысл, который улавливает­ся из общего контекста. Окончания же в контексте не являются смыс-лоразличительной частью слова и поэтому, как правило, произно­сятся недостаточно чётко. А в письменной речи это становится при­чиной ошибок. Вторая трудность в том, что дети пока не умеют про­извольно изменять по вопросам слово, взятое изолированно, вне контекста предложения. Да и самих вопросов (кому? о чём? что сде-лает? какому? и др.) ученики толком не знают, потому что основная работа с ними проводится значительно позже — во время изучения склонения и спряжения. А без изменения слова нельзя выделить его окончания, и дети начинают называть окончанием любые буквы, сто­ящие на конце слова.

Отсюда вытекает главная задача коррекционной работы — при­влечь внимание ребёнка к грамматической связи слов, вооружить его способами, помогающими менять форму изолированного слова, и научить видеть изменение последних букв (или отсутствие такового).

При этом очень важно приучить школьника произносить слова не спеша, очень чётко проговаривая каждый звук от первого до послед­него, делая особый акцент на последних звуках.

Операции, связанные с правописанием безударных окончаний, в значительной степени упрощены по сравнению с учебниками. Ос­новное внимание в упражнениях сводится к отработке действий, не­обходимых для правильного выбора окончания при помощи прове­рочного слова.

Первые упражнения этого раздела позволяют уточнить понима­ние детьми окончания как морфологической части слова и форми­руют операции по его выделению в слове. При этом дети сначала рассматривают окончания существительных, затем прилагательных и, наконец, глаголов.

№ упр. Задача упражнений стр.
1-3 Обращают внимание ребёнка на изменение букв на конце одного и того же существитель­ного на примере слов с ударным окончанием 6-10
4-8 Показывают, как можно определить окончание при помощи вопросов и предлогов 10-14
9-10 Помогают понять связь прилагательных с суще­ствительными и связь формы прилагательного с формой его вопроса 14-17
Учит детей выполнять действия, необходимые для правильной постановки падежного вопроса и определения соответствующего окончания прилагательного (путём составления словосоче­таний) 18-19
12-13 Привлекают внимание ребёнка к окончаниям глагола 19-22
14-15 Помогают отработать операции по определению окончания глагола 22-25
16-17 Показывают ученику связь родовых окончаний | существительных и прилагательных женского и среднего рода 26-28
Показывает способ выбора твердого или мяг­кого варианта окончания 28-30
19-20 Обобщают представление ребёнка о родовых окончаниях существительных и прилагательных 30-31
Закрепляет умение правильно писать родовые окончания
22-26 Развивают умение ставить существительное в начальную форму и определять тип склонения 33-41
Учит пользоваться проверочным словом для определения падежного окончания существи-| тельных 1 и 2 склонения___________________ 41-43


    Направлено на овладение способами провер­ки безударных падежных окончаний   44-48 |
29-30 Акцентируют внимание на падежных оконча­ниях существительных в форме множествен­ного числа 49-51
Помогает пронаблюдать падежные окончания прилагательных 51-52
32-35 Учат определять правильное падежное окон­чание прилагательных с помощью вопросов 52-56
36-39 Учат ребёнка ставить глагол в начальную форму, учитывая при этом форму вопросов совершенного и несовершенного вида 57-62
Помогает осмыслить план действий для опре­деления безударных личных окончаний глаго­ла путём определения спряжения 62-63

Каждое упражнение (за очень небольшим исключением) включает в себя несколько вариантов материала для работы, объединённых одним заданием и одним технологическим планом действий. Они по­мечены номером упражнения и номером варианта, например: 32-1, 32-2, 32-3 и т. д. Взрослый либо предоставляет ребёнку право вы­брать для работы любой вариант, либо указывает на один из них. Нуж­но ли ученику выполнять весь набор вариантов того или иного упраж­нения, в каждом конкретном случае взрослый решает отдельно.

Несколько слов о планах учебных действий, которые присутству­ют почти в каждом упражнении. У них три цели: во-первых, показать ученику способы решения учебной задачи; во-вторых, помочь ему осознать собственную мыслительную работу, наполнить слово «ду­мать» конкретным смыслом; в-третьих, развивать речь ребёнка. Чтобы все три цели были достигнуты, необходимо требовать от ре­бёнка подробного рассказа от первого лица о том, как он собирает­ся выполнять поставленное перед ним задание. Рассказывать он может кому-нибудь (взрослому, соседу по парте и т. п.) или же само­му себе. Но ни в коем случае нельзя допускать, чтобы ребёнок при­ступил к работе без такого устного планирования.

1. Найди слово, которое повторяется, и поставь к нему воп­рос. Спиши словосочетания с вопросом. Обведи квадра­тиком ту часть повторяющегося слова, которая изменя­ется.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : Шкаф с зеркалом.Подошли к зер­калу. На зеркалепятна. Стоит у зеркала. Зеркалоблестит.

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : шкаф (с кем? с чем?) с зеркал [ом]

подошли (к кому? к чему?) к зеркал [у] пятна (на ком? на чём?) на зеркал[ё] стоит (у кого? у чего?) у зеркал[а] блестит (кто? что?) зеркал[о]

1-1. Соус к говядине. Суп с говядиной. Купили говядину. Молодая говядина. Котлеты из говядины.

1-2. Полотенце висит. Вытирает полотенцем. Принеси полотенце. Ходил по полотенцу. Ушёл без полотенца.

1-3. Посидим в беседке. Беседка в парке. Встре­тимся у беседки. Рядом с зелёной беседкой. Подошли к беседке.

1-4. Табуретка у стола. Встань на табуретку. Карандаш под табуреткой. Подними каран­даш из-под табуретки. На табуретке кошка.

1-5. Под ёлкой боровики. Суп из боровиков. Подполз к боровикам. Наклонилась над бо­ровиками. Много боровиков.

1-6. Компот из апельсинов. Купи апельсины. Сумка с апельсинами. Сладкий соус к апель­синам. На апельсинах салфетка.

2 Выпиши повторяющиеся слова, добавляя в них окончания.

2-1. Тёплая влажная земл... . На земл... трава. Кружил над земл... . Опустился на земл... .

2-2. Постирали бель... . Бак с бель... . На бель... красные полоски. Ящик без бель... . При­шили к бель... .

2-3. На стекл... трещинки. Вставили стекл... . Прилепили к стекл... . Окно без стекл... . Рамка со стекл... .

2-4. Прилетела стрекоз... . Ловили стрекоз... . Подлетел к стрекоз... . У стрекоз... крылыш­ки. Гонялись за стрекоз... .

2-5. Прилетели скворц... . У скворц... птенцы. Насыпали корм скворц... . Гнёзда построе­ны скворц... . Песня о скворц... .

2-6. Лежат кочан... капусты. Гора спелых ко­чан... . Тележка с кочан... . Ползали по ог­ромным кочан... . Не хватает трёх кочан... .

3. Устно вставь выделенные слова в предложения, изме­няя их по смыслу. Выпиши эти слова с предлогами, вы­дели в них окончания.

3-1Крыльцо.

Под ...... жил ёжик. Рая остановилась на

....... Кот вылез из-под ....... Бочку подви­нули к .......

3-2Бахрома.

На ...... расплылось пятно. Мама купила

шерсть для ....... Лена повесила шторы с

....... К сумке пришили .......

3-3Хвост.

Скорпионы сражаются ....... Глупый волк

остался без ....... К ...... прицепился репей­ник. На......

красовался бантик.

3-4Продавец.

У ...... кончилась мелочь для сдачи. Витя

посмотрел на.......Олег протянул......день­ги. Папа о чём-то

говорил с …….

3-5Звезда.

Солнце — это ......, а Земля — планета. К

верхушке ёлки прикрепили ....... У Вити

шапка со.......Ракета летит к далёкой.......

На небе появились две .......

3-6. Колчан.

Над......висел лук. Стрелы хранятся в.......

Стрелок не нашёл своего.......По всему......

шёл красивый узор.

3-7. Дрова.

У порога стояла корзина с.......Без......не

будет огня. Мышонок прятался в.......Аня

протянула руку к .......

3-8. Проводник.

Пассажиры обратились к.......На......была

новая форма. На лице ...... сияла улыбка.

Мы поздоровались с .......

3-9. Бобры.

Слава увидел.......Ирина Петровна расска­зывала

о …… Лесничий залюбовался ………..

Охотник подкрадывался к .......

3-10. Лицо.

Лена поднесла розу к.......Вышел старик с

грустным ....... На ...... лежала тень. Сеня

не увидел ни одного знакомого .......

3-11. Грибы.

Отнеси ...... в дом. Поляна была усыпана

.......На......блестела роса. Лучик пробежал

по траве и.......В этом году много.......

3-12. Муравьи.

Вечером ...... спешат домой. Жуки подру­жились с.......

Мы знаем сказки и басни о.......

В своём большом доме ...... тепло и удобно.

Ни один лес не обходится без тру­долюбивых .......

3-13. Пастухи.

Братья Петровы работают.......У......мно­го забот.

Собаки помогают ...... стеречь ко­ров.

Вечером по сигналу ...... коровы идут домой.

О ...... рассказывают весёлые исто­рии.

4. Найди в предложениях повторяющиеся слова. Выпиши их вместе со сказуемым. Обведи квадратиком изменяю­щуюся часть этих слов.

Расскажи по плану, как ты будешь выполнять данное за­дание.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : По рукаву шла широкая кайма. Кюбке пришили красную кайму.

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : По рукаву шла широкая кайма.К юбке пришили красную кайму.

3) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru . : шла (кто? что?) кайм[а] пришили (кого? что?) кайм[у]

4-1. На берег накатились волны. Слышался только шум волн. Пловца накрыло волна­ми. На волнах качались чайки. Яхта сколь­зила по волнам.

4-2. Валера взял одно полено. По всему полену шли трещины. Воробей покружился над по­леном и сел. Сидеть на полене было неудоб­но. Буратино сделан из одного полена.

4-3. Пришла Масленица с блинами. К блинам подали масло и мёд. На тарелке не оста­лось блинов. Мама испекла блины. О бли­нах говорят, что они похожи на солнце.

4-4. В коробке лежала блесна — маленькая ме­таллическая рыбка с крючками. Леску при­вяжи к блесне. Щуки охотятся за блесной, как за рыбкой. У Миши удочка без блесны. Он купит блесну в магазине.

5. Устно измени данные в рамке слова по вопросам. Голо­сом выдели окончания.

кто? что? трава пустота
без кого? без чего? без травы бревно
к кому? к чему? к траве жнивьё
на кого? на что? на траву стекло
с кем? о чем? с травой тряпьё
о ком? о чём? о траве белизна

6. Рассмотри образец и попытайся понять, почему у слова двор нулевое окончание.

Измени данные в рамке слова по вопросам. Выдели окон­чания.

кто? что? без кого? без чего? двор без двор[а| петух дворец кирпич
к кому? к чему? на кого? на что? ко двор[у] на двор хитрец квас
с кем? с чем? о ком? о чём? с двор[ом] о двор[е] грибник агроном коридор

7. Соедини данные слова с каждым предлогом. Напиши по­лучившиеся сочетания, выдели окончания.

Образец.

Стен[а]— без стен[ы], по стен[е], (смотрю) на стен[у], за стен[ой].

Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru

8. Спиши предложения. Найди в них все имена существи­тельные и определи их окончания. Расскажи по плану, как это надо делать.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : Под корнями берёзы была нора.

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : Под корнями берёзыбыла нора.

3) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : безкорней безберёзы безноры

в корнях в берёзе в норе

с корнями сберёзой с норой

4) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru ': Под корн[ями] берёз[ы] была нор[а].

8-1. На крючке висит сумка с яблоками. Бал­кон был

обвит виноградом и украшен цве­тами.

Бабушка внесла вазу с печеньем.

У коршунов сильные крылья.

8-2. Можно сварить курицу с лапшой, а можно придавить

её крышкой и пожарить на ско­вородке.

Парикмахер быстро пощёлкивал ножницами,

когда переходил от прядки к прядке.

8-3. Мама ушла за мясом и велела дочкам со спичками

не играть, на лестницу не выхо­дить, на подоконники

не залезать и котён­ка не мучить.

И обещала принести с рынка по апельсину.

8-4. Во двор въехала машина, и шофёр с двор­ником

стали выгружать ёлку. Она вкусно пахла морозом

и хвоей. На её лапах висе­ло несколько шишек.

(По В. Драгунско­му.)

8-5. Мы с Мишкой понеслись по лестнице и вбе­жали

в зал. Весь потолок был увешан цвет­ными

лентами и фонариками, всюду горе­ли лампы

из зеркальных осколков. Детей встречали артисты

в смешных костюмах. (По В. Драгунскому.)

9. Из каждой группы предложений выпиши словосочетания с повторяющимися прилагательными. Поставь к ним во­просы и обозначь окончания.

Рассмотри план действий и расскажи себе, как ты будешь выполнять задание.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ruи Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : За потайнойдверцей был подзем­ный ход. Письмо хранилось в потайномме­сте.

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : За потайной дверцейбыл подземный ход. Письмо хранилось в потайном месте.

3) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : за дверцей (как[ой]?) потайн[ой] в месте (как[ом]?) потайн[ом]

9-1. Игрок попал в штрафную зону. Матч

за­кончился штрафным ударом. Машина сто­яла

на штрафной площадке. У футболиста ни

одного штрафного балла.

9-2. Медведь жил в глухом еловом бору. В глу­хой

полуночи резко пробили часы. Котёнок выбрался

из глухого угла сада. Не будь глу­хой тетерей,

слушай внимательно. За глу­хим забором

послышался лай собаки.

9-3. Во дворе не было рябого петуха. На рябом лице

Петруши появилась улыбка. От ветра озеро стало

рябым. По рябой поверхности реки скользила лодка.

На стол постелили рябую скатерть.

9-4. Корабль затерялся в штормовом море. На завтра

обещали штормовую погоду. Радио передавало

штормовое предупреждение. Утро опять было

пасмурным и штормовым. От штормового ветра

дрожали стены домов.

9-5. Волосы заплетены в тугие косы. Верёвка была

завязана тугим узлом. Зрители любо­вались

тугими мускулами боксёра. В кузо­ве было тесно

от тугих мешков с мукой. Пуговица не лезла в

тугую петлю.

10. Рассмотри план действий и расскажи себе или другим, как определить окончания прилагательных.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru и Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : По тормозномупути можно опреде­лить скорость автомобиля.

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : онкакой? тормозной

онатормозная

онокакое? тормозное

оникакие? тормозные

3) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : по тормозн[ому] пути

10-1. На голубом небе оставил след реактивный самолёт.

В прозрачных окнах отражалось солнце. Надя

везла коляску с плюшевым мишкой.

10-2. Кочки поросли болотной травой. Зверёк

вы­сунул остренькую мордочку. Два сливовых

глаза глядели на меня. Дед шёл впереди

твёрдыми шагами. Сзади послышался груз­ный топот.

10-3. Была у зайца избушка лубяная. Над утрен­ней

землёй поднимался прозрачный туман.

Петербург называют северной столицей Рос­сии.

Про доброе дело говори смело. По кры­ше

застучали редкие капли.

10-4. Этот Пачкуля Пёстренький ходил обычно в серых

штанах и серенькой курточке, а на голове была

круглая тюбетейка с разными узорами. Его весёлое

и задорное лицо было покрыто грязными

пятнышками. (По Н. Но­сову.)

10-5. Поэт Цветик рассказывал, что самое боль­шое для

него удовольствие — это забраться в проливной дождь

на чердак, улечься на сухих листьях и слушать,

как дождевые кап­ли стучат по черепичной крыше.

(По Н. Но­сову.)

10-6. На старичке был длинный халат из краси­вой

тёмно-синей материи с вышитыми зо­лотыми звёздами

и серебряными полуме­сяцами. Голова покрыта

чёрной шапкой, на ногах красные туфли с

загнутыми острыми носками. (По Н. Носову.)

10-7. На пароходной палубе находились пассажи­ры.

Одни дремали в мягких креслах с от­кидными

спинками, другие прохаживались по ковровым

дорожкам, третьи беседовали возле высоких

бортов. Чёрную трубу паро­хода украшала

широкая красная полоса.

11. Рассмотри план действий и постарайся понять, как надо выполнять это упражнение. Расскажи себе или кому-ни­будь, что надо делать, чтобы определить окончание при­лагательного.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : Любит крот сырое подземелье.

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : Любиткрот сырое подземелье.

3) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : любит (кого? что?) подземелье

подземелье (какое?) сырое

4) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : оно сырое, он сырой, онасырая, они сырые

5) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : сыр[ое] подземелье

11- 1. Фокусник взмахнул зажжённым факелом.

Щенок радостно замахал коротким хвости­ком.

На гладкой поверхности появилась тре­щина. На

тёплой кочке грелся лягушонок. Звонок разбудил

спящего котёнка.

11- 2. Володя работает на железной дороге. Од­нажды

Петя возвращался из детского сада. Мы попросили

у тёти Наташи толстую ве­рёвку. Нитка не пролезала

в игольное ушко. На мокром асфальте блестели лужи.

11- 3. Толстяк держал в руках пушистых зайчат. Снежинки

тают на тёплых руках. В людных местах

легко потеряться. Люди проло­жили в

пустынях караванные пути. На пол­ке стоял мёд

в глиняных горшочках.

11- 4. Гости сидели за накрытым столом и ждали

обещанный сюрприз. Вошла бабушка с боль­шим

блюдом и поставила его на самую се­редину стола.

На блюде лежал именинный пирог, а на нём

горели разноцветные све­чи.

12. Выпиши из предложений главные члены. Поставь воп­рос к сказуемому. Выдели его окончание. Рассмотри план действий и расскажи, как ты будешь вы­полнять задание.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru и Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : Козляталежат на травке. Мыле­жим на пляже. На ветках лежитснег. Ты тихо лежишь в тенёчке. Ялежу на диване, а вылежите на кровати.

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru :

козлята (что делают?) Леж[ат]
мы (что делаем?) Леж[им]
снег (что делает?) леж [ит]
ты (что делаешь?) Леж[ишь]  
я (что делаю?) Леж[у]  
вы (что делаете?) леж[им]

12-1. Таня надевает платье. Дети надевают паль­то.

Ты надеваешь костюм пирата, а я наде­ваю

костюм медведя. Мы надеваем кепки, а вы

надеваете панамки.

12-2. Мама подметает пол. Вы подметаете двор,

а мы подметаем в доме. Ты подметаешь не

очень чисто! По утрам дворники подмета­ют улицы,

и я тоже подметаю комнату по утрам.

12-3. Я леплю бегемота, а Саша лепит танк. Ре­бята

лепят снежную бабу. Мы лепим пирожки. Зачем

вы лепите куличики? Ты ле­пишь куклу для Оли?

12-4. Мальчик машет флажками. Кому ты ма­шешь?

Вы слабо машете, надо сильней. Про­вожающие

машут нам руками, и мы ма­шем им в ответ.

Я машу платком.

12-5. Зачем он копает яму? Огородники копают грядки.

Мы копаем червяков для рыбалки. Вы копаете не там,

где надо! Я копаю кана­ву. Ты копаешь

слишком медленно.

12-6. Шофёр меняет колёса автомобиля. Я меняю жвачку

на точилку. Весной змеи меняют свою кожу. Мы

меняем старую мебель на новую. Вы меняете монеты

на жетоны.

13. Найди главные члены предложений. Поставь вопрос к сказуемому. Выпиши главные члены с вопросом. Выде­ли окончания сказуемых.

Образец.

Клоуныменяются париками. От удивления я меняюсь в лице. Зачем тыменяешься с Васей ручками? С годами люди меняются. Погода часто меняется.

клоуны (что делают?) меня[ют]ся

я (что делаю?) меня[ю]сь

мы (что делаем?) меня[ем]ся

люди (что делают?) меня[ют]ся

погода (что делает?) меня[ет]ся

13-1. Я качаюсь на качелях. Чайки качаются на волнах.

Обезьяна качается на ветке. Поче­му мы качаемся?

Ты слишком сильно ка­чаешься!

Вы уже давно качаетесь!

13-2. В прихожей одевается Таня. Дети одевают­ся

на прогулку. Ты одеваешься пиратом, а я

одеваюсь медведем. Мы одеваемся мед­ленно,

а вы одеваетесь слишком быстро.

13-3. Вы тихо плетётесь к дому. Кибитка по до­роге

еле плетётся. Вечно ты плетёшься в са­мом хвосте.

Под палящим солнцем мы пле­тёмся к речке.

Туристы плетутся к лагерю.

13-4. Ты никогда не просишься к доске. Мы про­симся в цирк,

а Виталик просится в кино. Я прошусь гулять, но мама

не пускает меня. А вы лучше не проситесь! Малыши

всё вре­мя просятся на руки.

13-5. В воздухе кружатся лёгкие снежинки. Мы с

партнёром быстро кружимся в танце. Ты кружишься

на одном месте. Я долго кру­жусь от радости. Она

кружится по комнате уже полчаса! Вы кружитесь

и кружитесь вокруг ёлки.

14. Внимательно рассмотри план действий и расскажи себе или кому-нибудь, что ты будешь делать, чтобы опреде­лить окончания глаголов.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru и Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : Вдруг гляжу: крышка на кастрюле трясется.

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : я гляжу я трясусь
мы глядим мы трясёмся
ты глядишь ты трясёшься
вы глядите вы трясётесь
он глядит он трясётся
они глядят они трясутся

3) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : Гляж[у|, тряс[ет]ся.

14-1. Мишка берёт кастрюлю и идёт с ней к пли­те.

А на сковородке шипит и трещит масло.

14-2. Вдруг Феня как задрожит, как затрясётся, а у самой

из глазёнок слёзы так и текут.

14-3. Серёжа мчится домой. Дома он тормошит маму и

торопит её. Ребята стоят и смотрят на пароход,

который гудит, входя в порт.

14-4. Собака ложится перед крыльцом и начина­ет

жалобно скулить. Ветер погудит в печ­ной трубе,

поскрипит воротами и мчится в поле, кружит

снежные вихри.

14-5. Мама Ивана днём работает в библиотеке, а

вечером учится в колледже. Иван представ­лял себе,

как завтра придёт в школу. Ле­сенка спускается,

но не доходит до пола — обрывается в воздухе.

14-6. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Мальчики с разбега кидаются в воду. Да­вайте

сперва поставим чайник, а потом раз­будим бабушку.

14-7. Оглянешься кругом и бросишь перышко по ветру —

куда оно полетит, туда и ты пой­дёшь. Деревья в

лесу дрожат от холода, а солнце не светит, потому

что его закрывает чёрная туча.

14-8. Поезд несётся по лесам, а Петька стоит у окна

и выкрикивает свою песенку. Муся знает своё имя,

и когда её зовут, бежит и смешно кружится, ловит

свой хвостик. Если никто не обращает внимания на

её танец, она сердится и кричит.

14-9. Кошка проносится по двору и быстро шмы­гает в

щель сарая. Куры недовольно подни­мают головы и

кудахчут. Говорят вам, что автобус не ходит, а вы

всё стоите и стоите! Когда выходишь утром в поле,

цветы кива­ют тебе головками, а ветерок шевелит

твои волосы.

15. Найди в тексте все глаголы, выпиши их и выдели оконча­ния.

15-1.Гугуцэ знает, откуда берутся Деды Моро­зы. Зима

выводит их так: рассыпает крош­ки по снегу и

накрывает шапкой. Наутро из крошек вырастают

маленькие Деды Мо­розы.

15-2. Три дня Зима держит их в доме и кормит одними

снежинками, ждёт, пока у них от­растут белые усы и

бороды. А потом выпус­кает во двор — сами растите!

— и выводит новых.

15-3. Маленькие Деды Морозы гоняются друг за другом,

катаются с гор и кидают шапками в белых медведей.

В школу они ездят на оленятах. Там они учатся и

растут.

15-4. Перед Новым годом, когда снег засыпает их дома,

Деды Морозы суют игрушки в меш­ки и садятся верхом

на оленей. В поле оле­ни прокладывают путь ногами,

а волки слу­жат им вместо собак.

15-5. Едут Деды Морозы, едут и добираются до белой

конюшни. Там их ждут белые кони и везут кого на

восток, кого на запад, а кого и на юг. Только снег

скрипит под полозья­ми саней, да метель развевает

белые боро­ды — ими Деды Морозы погоняют лоша­дей.

15-6. Опустошат они свои мешки, выучат на­изусть все

стишки, которые дети прочтут на ёлках, и вернутся

восвояси. Дома они поют друг другу детские песенки

и ждут не дождутся, когда же опять придёт Новый год.

И всё это время облака в их стране дрожат от холода,

а в небе светит лишь осколок луны да несколько звёзд.

(С. Вангели.)

16. Рассмотри образец и постарайся понять, как окончание прилагательного помогает правильно написать оконча­ние существительного.

Образец.

Больш[ ая] речк[а] игров[ая] песн[я]
Больш[ ое] озер[о] игров[ое] пол[е]

Допиши окончания существительных.

16-1. Штормовое волнени..., смешная истори...,

круговое движени..., грибная продукци...,

снеговое кружени..., озорная комеди...,

цвет­ное вязани... .

16-2. Крутая горк..., торфяное болот..., плохая застёжк...,

большое гор..., носовая палуб..., больное горл...,

голубое кресл..., деловое предложени... .

16-3. Старая ворчунь..., крепкое здоровь..., виш­нёвое варень...,

хищная пирань..., осеннее ненасть..., душистая петунь...,

удобное плать..., мясное кушань..., звонкая певунь...,

сладкое печень... .

16-4. Удалая дружин..., рулевое управлени..., прямое русл...

реки, кольцевая гонк..., смешное чудищ..., сухое дерев...,

золотое яблочк..., вставное стёклышк..., ледяная

избушк..., цирковая артистк....

16-5. Дождевая водиц..., лесное болотц..., склад­ная лестниц...,

голубая мыльниц..., мокрое полотенц..., небольшое

корытц..., свиное копытц..., лесная красавиц..., яркое

солнц..., золотое сердц..., шестое оконц..., ветряная

мельниц..., простое блюдц..., окружная боль­ниц... .

17. Рассмотри план действий и расскажи, что надо делать, чтобы правильно написать окончание прилагательного.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : газов... плита

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : плита какая? Газовая

3) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : газов[ая] плит[а|

17-1. Шумн... утро, плотн... штора, штопан... ва­режка, восточн...

лакомство, сдобн... тесто, соломенн... шляпка,

вкопан... бревно.

17-2. Грушев... повидло, квашен... капуста, ко­ван... железо,

снежн... месиво, мелк... ка­навка, открыт... поддувало,

жирн... пятныш­ко.

17-3. Стареньк... ружьишко, зелен... сахарница, бутылочн...

горлышко, трудн... правило, свеж... гусятина, овсян...

поле, мягк... об­ложка.

17- 4. Ягодн... пюре, безбрежн... море, русск... на­роды... музыка,

ал... кашне, сильн... жела­ние, тяжёл... зубило, жёлт...

дублёнка, мах­ров... полотенце.

18. Рассмотри каждый из планов и расскажи, что надо де­лать, чтобы выбрать правильное окончание.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : высок... камен... забор

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : забор высок Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru каменн Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru

3) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : высок[ий] каменн[ый] забор

18-1. Древн... город, храбр... воробей, метк... стре­лок,

тяжк... путь, пуглив... зверёк, пузат... самовар, мелк...

песок, ясн... взгляд, финск... домик.

18-2. Щипан... мех, хлипк... забор, плоек... эк­ран, скромн...

подарок, терпк... вкус, анг-лийск... язык, незряч... пёс,

ядовит... гриб, гладк... лёд.

18-3. Цепк... взгляд, хлебн... колос, гибк... пру­тик, двурог...

носорог, жгуч... ветер, хвойн... лес, замшев... костюм,

тряск... вагон, задн... ряд, Велик... Устюг, верхн... этаж.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : тёпл... зимн... одежда

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : одежда тёпл Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru зимн Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru

3) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : тёпл[ая| зимн[яя| одежда

18-4. Модн... юбка, осени... вода, летн... жара, нижн... полка,

сорн... трава.

18-5. Прян... зелень, ломан... линия, задн... стен­ка, тощ...

кобыла, верхн... кромка, нервн... работа.

18-6. Новогодн... ночь, штопальн... игла, крайн... избушка,

средн... сестра, лечебн... настой­ка, тыльн... сторона.

18-7. Утрен... заря, проворн... ворона, ватн... по­душка, зимн...

синева, вечерн... роса, глян­цев... бумага, поздн... пора.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : свеж... курин... яйцо

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : яйцо свеж Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru курин Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru

3) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : свеж[ё~ё] курин[оё] яйцо

18-8. Ранн... утро, горяч... молоко, игольн... ушко, радости...

лицо, зимн... пальто, лучш... зда­ние.

18-9. Удобн... место, старш... поколение, поющ... деревце,

полезн... занятие, плотн... кольцо.

18-10. Верхн... течение, успешн... лечение, дружн... топанье,

горяч... желание, стран... свечение, дальн... болото.

18-11. Народн... гулянье, свеж... молоко, паруси... судно,

хорош... тесто, точн... измерение, прежн... время.

18-12. Любящ... сердце, пахуч... вещество, под-вижн...

щупальце, рван... полотнище, ле-тящ... облако.

19. Из данных слов составь и напиши словосочетания «прил.+ сущ.». Выдели окончания прилагательных. Расскажи по плану, как ты будешь выполнять задание.

План действий.

1) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru и Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru: Ложка, чай.: Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru ложечный чай

чайная ложка

2) Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru : чайн[ая] ложк[а]

19-1. Море, даль. Семафор, сигнал. Прозрач­ность, капли.

Полка, книги.

19-2. Лодка, парус. Штраф, удар. Шум, улицы. Пюре, овощи.

19-3. Голод, волк. Дверь, балкон. Серёжки, бе­рёза. Жар, солнце.

19- 4. Правда, рассказ. Прогулка, лыжи. Крыльцо, сосна.

Работа, руки.

19-5. Болото, сырость. Фарфор, чашка. Мышь, король. Берега,

кисель.

19-6. Вкус, клюква. Зрение, орёл. Дыра, мото­шлем. Яд, змея.

20. Просмотри упражнения 16—19, которые ты выполнил (выполнила) раньше и заполни таблицы окончаниями.

Окончания имён существительных
в единственном числе во множ.
мужск. р. женск. р. средн. р. числе
     
     
  Спиши словосочетания, вставляя окончания. Встретились ли тебе нулевые окончания? - student2.ru    
       
 
Окончания имён прилагательных
в единственном числе во множ.
мужск. р. женск. р средн. р. числе
  -ая    
  -яя    
       

21. Подумай, посоветуйся с кем-нибудь и реши, что ты бу­дешь делать, чтобы правильно написать окончания дан­ных слов. Встретились ли тебе нулевые окончания?

21-1. Окончилась рабоч... недел..., пасутся жирн... баран...,

шелестят кленов... листь...

Наши рекомендации