Итоги и значение политики военного коммунизма

Главным органом в этот период был Совет народного хозяйства, который занимался планированием экономики и проведением всех реформ. В целом, политика военного коммунизма оказалась провальной, так как она не достигла своих экономических целей – страна была повергнута в еще больший хаос, экономика не только не перестроилась, но начала разваливаться еще быстрее. Кроме того, военный коммунизм в своем стремлении заставить народ подчиняться власти советов просто-напросто пришел в итоге к обычной политике террора, которая уничтожала всех, кто был против большевиков.

Кризис политики военного коммунизма привел к тому, что она была заменена Новой Экономической Политикой (НЭПом).

На момент окончания гражданской войны положение в России было критическим. Страна лежала в руинах. Уровень производства, в том числе и сельскохозяйственных продуктов, резко упал. Однако серьезной угрозы власти большевиков уже не существовало. В этой ситуации, для нормализации отношений и социальной жизни в стране, было, на 10 съезде РКП(б), принято решение о введении новой экономической политики, сокращенно НЭПа.

Причинами перехода к новой экономической политике (НЭПу) от политики военного коммунизма стали:

1. острейшая необходимость нормализации отношений города и деревни;

2. необходимость восстановления экономики;

3. проблема стабилизации денег;

4. недовольство крестьянства продразверсткой, приведшее к усилению повстанческого движения (кулацкий мятеж);

5. стремление к восстановлению внешнеполитических связей.

Суть нэпа: создание многоукладной экономики и использование организационно-технического опыта капиталистов при сохранении "командных высот" в руках большевистского правительства. Под "командными высотами" понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКП(б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

Цель нэпа: преодолеть сложившийся кризис в партии, власти, экономике, социальной сфере; стабилизировать обстановку в стране, консолидировать общество. Кроме того, с помощью нэпа большевики надеялись преодолеть международную изоляцию и восстановить нормальные политические и экономические связи с другими государствами.

Характер нэпа: комплексный. Первоначально новая экономическая политика охватила сельское хозяйство, затем промышленность и социальную сферу. Политическое устройство Советского государства затронуто не было.

Реализация нэпа в сельском хозяйстве. В соответствии с декретом ВЦИК от 21 марта 1921 г. продразверстка как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража была заменена продовольственным налогом (продналог). Продналог был в два раза меньше продразверстки, устанавливался до посевной кампании и не мог изменяться в течение года. Основная тяжесть продовольственного налога падала на зажиточное крестьянство, середняки платили умеренный налог, а бедняки вовсе освобождались от налога. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства.

В 1922 г. был принят новый Земельный кодекс, по которому крестьяне получали право свободного выхода из сельской общины и выбора форм землепользования. Допускались аренда земли и наем рабочей силы.

Еще одним составляющим элементом нэпа в деревне была всемерная поддержка властями всех простейших форм кооперации: потребительской, сельскохозяйственной, кредитной, промысловой. Эти формы кооперации большевики рассматривали как переходную ступень к производственной кооперации - колхозам. Кооперация, по замыслу большевиков, должна была показать крестьянам преимущества совместного ведения хозяйства, привить им навыки коллективного хозяйствования в области снабжения, сбыта, кредита и тем самым подготовить их к совместному ведению производства в колхозах.

Введение нэпа стимулировало крестьянское производство, число колхозов сразу же начало снижаться. Крестьяне-единоличники вскоре стали давать 98,5% всей продукции сельского хозяйства. Но в первый же год ее применения страну поразил голод. 1920 год на Украине и в Поволжье был неурожайным, а в 1921 - 1922 гг. была засуха. Голод охватил пятую часть населения страны, в том числе и Москву. Особенно страдали жители Поволжья. Зачастую от голода люди теряли человеческий облик. Для помощи голодающим был создан Всероссийский комитет помощи голодающим (Помгол) под руководством Л.Б. Каменева. Голодающим Поволжья оказали большую помощь народы и правительства ряда зарубежных стран. В 1921 г. был создан Международный комитет рабочей помощи (Межрабпом). 20 августа 1921 г. Помгол заключил соглашение с АРА-Американской администрацией помощи. В 1921 г. АРА кормила 6 млн челеловек, подобные организации других стран кормили еще 1 млн человек, но основную тяжесть борьбы с голодом Советское правительство приняло на себя. Однако от голода тогда погибло около 6 млн человек.

Тем не менее, темпы сельскохозяйственного производства постоянно наращивались. В результате в 1925 г. валовой сбор зерна превысил уровень 1913 г. на 20,7%.

Промышленность. Государство сохраняло в своих руках всю крупную и среднюю промышленность, их деятельность по-прежнему строилась на основе планового развития. Продолжал реализовываться план ГОЭЛРО, утвержденный VIII Всероссийским съездом Советов. Он предусматривал увеличение производства электроэнергии по сравнению с 1913 г. в 4,5 раза, нефти - 1,5, угля - в 2, стали - в 1,5 раза и т.д. Что касается мелкой промышленности, то ее дальнейшая национализация была прекращена, часть мелких предприятий денационализирована и возвращена их владельцам. Декретом от 7 июня 1921 г. было разрешено открывать частные предприятия с числом рабочих не более 10-20 человек, а в мае 1925 г. - с числом рабочих до 100 человек. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялись концессии, право создания акционерных и совместных с государством предприятий.

С переходом к нэпу отпала необходимость в той крайней централизации руководства промышленностью в руках главков ВСНХ, которая была установлена в годы войны. Появилась возможность осуществить основной принцип хозяйственного руководства, провозглашенный В.И. Лениным в 1918 г., - принцип демократического централизма, т.е. сочетание централизованного руководства с местной инициативой. Была проведена перестройка управления промышленностью. Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая. Из 52 главков в ВСНХ было оставлено 16. Руководство промышленностью осуществлялось его главками через местные советы народного хозяйства (совнархозы) и отраслевые хозяйственные тресты. Предприятия получали самостоятельность в деле заготовки сырья, топлива, реализации готовой продукции. Этим было положено начало государственной торговле.

Финансы. Развитие товаро-денежных отношений требовало укрепления советского рубля. В 1922 - 1924 гг. была проведена денежная реформа. Основным средством укрепления рубля являлось резкое сокращение выпуска бумажных денег (эмиссии), которым покрывались расходы государства.

Для этого государственные расходы сокращались:

1. часть промышленных предприятий была снята с государственного содержания и переведена на хозяйственный расчет;

2. переведены на местный бюджет школы, культурно-просветительские учреждения;

3. сократились расходы государства на оборону;

4. проводилось сокращение государственного аппарата.

Был предпринят ряд мер по увеличению доходов государства:

1. прекращено оказание бесплатных хозяйственных услуг населению;

2. вводилась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами;

3. с населения стали взимать прямые и косвенные налоги: продналог, промысловый налог, гербовый сбор, сбор за регистрацию актов гражданского состояния и др.

В 1922 г. был учрежден Государственный банк как орган регулирования денежного обращения в стране. В 1922 г. государство выпустило первый заем. В 1922 г. в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который на 25% обеспечивался золотом и высоко ценился на мировом валютном рынке. В 1924 г. выпуск червонцев прекратился. Вместо них были выпущены серебряные и медные монеты и казначейские билеты. Эти меры позволили укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент.В результате новой экономической политики в 1926 г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая более значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения улучшились.

Итоги внутренней политики первой половины 20-х гг. Нэп обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. Однако первые успехи вскоре сменились новыми трудностями. Международное положение Советского государства оставалось сложным. В целях обеспечения независимости страны правительство вынуждено было отдавать приоритет развитию промышленности над сельским хозяйством. Государственные органы перекачивали средства из деревни в город путем ценовой и налоговой политики: на промышленные товары цены искусственно завышались, а закупочные цены на сырье и продукты искусственно занижались ("ножницы цен"). В 1923 г. в стране возник "кризис сбыта", затоваривание дорогими и низкого качества промышленными товарами, которые население отказывалось покупать. В 1924 г. разразился "кризис цен", когда крестьяне не хотели сдавать хлеб государству по низким расценкам и стремились продавать его на рынке. В 1926-1927 гг. возник хлебозаготовительный кризис. Власти попытались силой заставить крестьян сдать хлеб государству по твердым ценам, в ответ в ряде мест произошли массовые восстания крестьян.

Выйти из кризиса власти попытались административными мерами. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промышленные товары, повышены налоги на частных предпринимателей. С середины 20-х гг. началось свертывание рыночных отношений.

Внутрипартийная борьба за власть. Экономические и социально-политические трудности, проявившиеся уже в первые годы Советской власти, стремление построить социализм при отсутствии опыта реализации этой цели породили идеологический кризис в партии. Все принципиальные вопросы развития страны вызывали острые внутренние дискуссии. В 1921 г. В.И. Ленин писал о нэпе, что это будет политика "всерьез и надолго", но уже через год на XI съезде партии он заявил, что пора прекратить это "отступление" к капитализму и необходимо переходить к строительству социализма. В 1922 г. В.И. Ленин серьезно заболел, однако в конце 1922 - начале 1923 гг. он продиктовал ряд писем и статей, которые советские историки позже назовут "политическим завещанием" В.И. Ленина: "Письмо к съезду", "К вопросу о национальностях или об "автонономизации", "Странички из дневника", "О нашей революции", "О кооперации", "Лучше меньше, да лучше", "О придании законодательных функций Госплану" и др. В этих работах содержится попытка проанализировать послереволюционный опыт развития страны. В.И. Ленин рассматривает возможные пути строительства социализма в крестьянской стране, определяет методы привлечения крестьян к созданию новых отношений. Его беспокоит неправильная организация управления страной, растущая бюрократизация партийно-советских учреждений. Он сомневается по поводу личных качеств своего ближайшего окружения. В.И. Ленин был недоволен и тем, как решаются вопросы национально-государственного строительства. Основой социалистической экономики он считал развитие тяжелой индустрии. Особое внимание уделял вовлечению крестьянства в строительство новой России через кооперацию, которую следовало создавать на принципах добровольности, постепенности, развития всех ее форм от низших к высшим (производительным). Кооперативное строительство, по мнению В.И. Ленина, должно было опираться на всестороннюю помощь государства.

В "Письме к съезду", озабоченный судьбами строительства социализма, он предлагает принять меры для укрепления партии, чтобы избежать ее раскола. В этом письме В.И. Ленин дал характеристики шести членам ЦК партии: И.В. Сталину, Л.Д. Троцкому, Л.Б. Каменеву, Г.Е. Зиновьеву, Н.И. Бухарину, Г.Л. Пятакову, особо выделив первых двух. Он отметил грубость и нетерпимость И.В. Сталина, которые недопустимы в должности руководителя партии, и предлагал заменить его другим человеком. В Л.Д. Троцком отмечал его самоуверенность и самовлюбленность, отсутствие склонности к компромиссам, что отталкивало от него многих членов партии и т. д. В.И. Ленин наметил задачи культурной революции в стране, отметив, что для построения социализма необходимо распространять достижения науки и культуры среди самых широких масс трудящихся.

В 1924 г. В.И. Ленин умер. В партии усилилась борьба за лидерство. Еще в 1922 г. был учрежден пост Генерального секретаря ЦК РКП(б). Им был избран И.В. Сталин. Вначале этот пост был чисто техническим и незначительным. Но И.В. Сталин оказался талантливым организатором. Он унифицировал структуру партийных комитетов разных уровней, это привело к усилению не только внутрипартийной централизации, но и всей административно-государственной системы. И.В. Сталин расставил в центре и на местах верные ему кадры. В результате он сосредоточил в своих руках огромную власть.

Наши рекомендации