Оборудование для ТО и диагностирования шасси колесных тракторов и комбайнов.
Для каждого агрегата нужно оборудование, для проведении ТО и диагностирования. В данном разделе будут рассматриваться оборудование для шасси колесных тракторов.
Осмотр начинают с проверки узлов и механизмов, работоспособность которых вызывает сомнение. Затем определяют общее состояние машины, ее комплектность, отсутствие подтекания масла, охлаждающей жидкости, топлива через уплотнения, состояние креплений, наличие видимых дефектов деталей. При опросе водителя машины выявляют величину расхода картерного масла на угар, наличие шумов, стуков, перегрева двигателя, оценивают мощностные и экономические показатели.
Предварительные данные о техническом состоянии двигателя можно получить при его пуске и прогреве. В теплое время года двигатель должен запускаться через 2—3 мин, при температуре минус 15-20°С в течение 5-8 мин (с подогревом картерного масла). Более продолжительный пуск при нормальной частоте вращения коленчатого вала свидетельствует о неисправности основного двигателя. Причинами трудного пуска могут быть: попадание воздуха в систему топливоподачи, плохое качество распиливания топлива, неправильная установка момента начала подачи топлива, износ деталей подкачивающей помпы, нарушение регулировок топливного насоса, износ деталей цилиндропоршневой группы, неисправности механизма газораспределения и др.
Время прогрева двигателя после запуска при закрытом радиаторе в теплое время года не более 8 мин. Одной из причин длительного прогрева является наличие накипи в системе охлаждения. После прогрева двигателя до нормального теплового режима (температура охлаждающей жидкости 80-90°С) проверяют показания контрольно-измерительных приборов и при помощи автостетоскопа (рис. 2.1) прослушивают в определенных зонах силу и характер стуков и шумов, соблюдая режимы работы. Острием
Рис. 2.1. Автостетоскоп ТУ 17.М0.082.017:
1 — корпус; 2 — наконечник; 3 — головной телефон.
Рис. 2.2. Зоны прослушивания дизеля;
1 —поршни; 2—коромысла клапанов; 3— поршневые пальцы; 4— толкатели; 5— подшипники распределительного вала; 6—распределительные шестерни; 7 — коренные подшипники коленчатого вала.
щупа автостетоскопа прикасаются к проверяемому участку работающего двигателя и через телефон прослушивают его работу.
Стук коренных подшипников коленчатого вала прослушивают против коренных опор со стороны, противоположной механизму газораспределения (рис. 2.2 зона 7). Если подшипники изношены, при номинальной частоте вращения коленчатого вала с периодическими увеличениями до максимума, в указанной зоне будет слышен регулярный, четкий стук низкого тона. При износе подшипников против верхней мертвой точки шатунных шеек коленчатого вала со стороны, противоположной механизму газораспределения (режим работы двигателя такой же, как и при прослушивании коренных подшипников), будет слышен более звонкий звук металлического характера среднего тона.
При выключении подачи топлива в проверяемом цилиндре стук подшипников исчезает.
Стуки в средней части двигателя (зона 5) указывают на износ втулок распределительного вала, а в передней части (зона 6) на износ распределительных шестерен.
При увеличении зазора в сопряжении палец-втулка шатуна или палец-бобышка поршня на уровне верхней мертвой точки оси пальца со стороны, противоположной механизму газораспределения (зона 3), будет слышен сильный стук высокого тона, который хорошо прослушивается на малой частоте вращения коленчатого вала и при переходе на номинальную частоту.
Сильный стук глухого тона по всей высоте цилиндра (зона 1) свидетельствует об износе сопряжения гильза-поршень.
С повышением нагрузки стук усиливается и хорошо слышен при малой частоте вращения коленчатого вала с переходом на среднюю. Если изношены сопряжения поршень кольцо, при таком же режиме работы двигателя, на уровне положений пальца в верхней и нижней мертвых точках слышен глухой дребезжащий стук.
В зоне плоскости разъема головки и блока цилиндров (зона 2) на прогретом двигателе при малой частоте вращения коленчатого вала прослушиваются стуки в клапанном механизме.
Предварительную оценку состояния двигателя можно сделать по характеру дымления при нормальном температурном режиме. Бездымный выхлоп свидетельствует о нормальном протекании рабочего процесса в цилиндрах прогретого двигателя; белый дым вода попадает в цилиндры (прогорание прокладки, слабая затяжка гаек крепления головки цилиндров, трещина в головке), неполное сгорание топлива (поздняя подача); синий дым большой расход картерного масла в результате износа деталей цилиндропоршневой группы; темный (черный) дым избыток топлива, нарушение момента его подачи, неисправны форсунки.
Прослушивание работы силовой передачи позволяет определить неисправности отдельных механизмов и узлов. Работоспособность главного сцепления проверяют при движении трактора по горизонтальному участку при средней частоте вращения коленчатого вала. Не выключая сцепление, полностью затормаживают трактор. Если сцепление неисправно (буксует), двигатель будет продолжать работать. Дым и специфический запах около смотрового лючка свидетельствуют о пробуксовке дисков сцепления. Характерные причины буксования отсутствие зазора между отжимными рычагами и выжимными подшипниками, замасливание фрикционных накладок, снижение упругости нажимных пружин.
Состояние карданной передачи проверяют по величине зазоров в шлицевых соединениях, подшипниках крестовин. Коробка передач считается исправной, если передачи легко переключаются и самопроизвольно не выключаются, нет повышенного шума в коробке передач при работе трактора. Регулировку и износ бортовых фрикционов и тормозов проверяют по изменению направления движения трактора на горизонтальном участке. Признак неправильной регулировки муфт поворота и тормозов повышенный нагрев.
Ходовую систему управления колесного трактора оценивают по состоянию шин, креплению дисков, биению колес, сходимости передних колес, устойчивости хода, легкости управления, люфту руля и надежности действия тормозов. Неустойчивость хода трактора происходит из-за неправильности регулировок рулевого управления, повышенного зазора в сопряжениях, неисправной работы гидроусилителя руля.
В процессе эксплуатации и при техническом обслуживании производится проверка работы гидросистемы. Состояние агрегатов гидросистемы оценивают по их нагреву при работе, времени подъема и опускания сельскохозяйственной машины, а также по величине усадки поршня гидроцилиндра (с навешенным орудием в транспортном положении). У неисправного насоса нагреваются корпус и прилегающие к нему участки трубопроводов. Если неисправен распределитель, нагреваются все трубопроводы большого диаметра, насос и бак. У неисправного силового цилиндра нагреваются металлические трубопроводы малого и большого диаметра. Техническое состояние гидроувеличителя сцепного веса (ГСВ) оценивают по нагреву его корпуса во время работы с полным подпором масла (маховичок ГСВ повернут против часовой стрелки). Если детали изношены, увеличивается утечка масла из полости высокого давления магистрали гидроаккумулятор гидроувеличитель силовой цилиндр. Кроме того, ухудшается подзарядка гидроаккумулятора, и золотник ГСВ чаще зависает между исходным и рабочим положением. Это вызывает «дросселирование» масла и повышенный нагрев корпуса ГСВ в зоне сливной полости.
Надежность работы системы пуска двигателя во многом зависит от состояния стартера. Некоторые неисправности стартера можно установить по внешним признакам.
При проверке состояния системы энергоснабжения ее можно разделить на составные части: генератор, регулятор напряжения (реле-регулятор), цепь заряда.
Визуальным симптомом неисправностей является показание амперметра. Если он не показывает зарядный ток, причинами могут быть: неисправность амперметра, пробуксовка или обрыв ремня привода генератора, неисправность генератора или реле- регулятора, обрыв в зарядной цепи.
При осмотре генератора обращают внимание на искрение щеток. Допускается искрение голубого цвета на 80% рабочей поверхности щетки. Выскакивание искр из-под щеток не допускается, это указывает на недостаточное усилие прижатия щеток или износ коллектора. Желтое искрение свидетельствует об окислении или замасливании коллектора или щеток.
Технологическая часть.