Оборудование для проведения диагностики.
При техническом обслуживании машин выполняют моечноочистительные, контрольно-диагностические, смазочно-заправочные, топливозаправочные, регулировочные, крепежные и консервационные операции. Для выполнения этих операций промышленностью выпускаются специальное оборудование, приборы, инструмент и организационная оснастка.
Моечно-очистительные средства ТО машин предназначены для наружной и внутренней очистки машин. Для наружной очистки используют высокопроизводительные мобильные мониторные моечные машины ОМ-536103, ОМ-22612 и ОМ-22616. При промывке смазочной системы дизелей применяют установку ОМ- 2871 А. В последние годы взамен ее выпускается установка ОМ- 16361, которая отличается наличием устройства подачи пульсирующего потока промывочной жидкости с вводом в него пузырьков сжатого воздуха.
К моечно-очистительным средствам ТО также относится оборудование для очистки бумажных фильтрующих элементов воздухоочистителей, трансмиссионного масла и рабочих жидкостей гидравлических и тормозных систем машин.
Контрольно-диагностические средства ТО предназначены для определения технического состояния машин, получения информации для принятия решения о характере и объеме операций, которые необходимо выполнить при техническом обслуживании, или о виде, объеме, сроке ремонта машины. Диагностирование машин проводят при помощи переносных, стационарных и передвижных средств.
Переносной диагностический комплект КИ-13924 или КИ-13901Ф входит в состав средств мастера-наладчика и включает 15 наименований диагностических приборов и приспособлений, размещаемых в переносном футляре. Комплект предназначен для диагностирования тракторов, комбайнов, мелиоративных и строительных машин при ТО-1 и ТО-2, а также для заявочного диагностирования в межконтрольный период.
Стационарный комплект диагностических средств КИ-13919А (КИ-13919А-01) предназначен для оперативного диагностирования тракторов, комбайнов и других машин при проведении всех видов ТО, выявления наиболее распространенных дефектов и определения потребности машин в ремонте. Комплект используется в мастерских хозяйств, которые имеют до 150 тракторов и на станциях технического обслуживания. С помощью приборов и приспособлений комплекта можно выявить 130 параметров технического состояния составных частей тракторов.
Передвижная ремонтно-диагностическая мастерская МНР-9924 смонтирована на шасси автомобиля ГАЗ-52-01. Диагностические средства (всего 60 наименований) предназначены для выявления и устранения неисправностей при ТО-З и сезонном обслуживании. Ремонтно-диагностическая мастерская обслуживает до 100 машин.
Передвижная диагностическая установка КИ- 13905М предназначена для выявления и устранения неисправностей в межконтрольный период, планового диагностирования машин при ТО-З, ресурсного диагностирования перед ремонтом, диагностирования комбайнов при ТО-2 и после завершения уборки. Комплект диагностических средств и приборов (36 наименований) позволяет измерять до 100 параметров.
На станциях технического обслуживания для диагностирования колесных тракторов применяют диагностические стенды КИ-8948 (КИ-8927), которые позволяют установить расход топлива, тяговое и тормозное усилие на колесах, механические потери в трансмиссии, усилие, развиваемое гидравлической системой навесного устройства, неисправности электрооборудования.
Для диагностирования карбюраторных и дизельных двигателей в мастерских хозяйств используют переносной мотор-тестер КИП12-1. Он обеспечивает проверку систем электрооборудования и топливоподачи, работоспособности отдельных цилиндров двигателя.
Комплект диагностических средств КИ-П382 используют для диагностирования зерноуборочных машин при ТО-1 и ТО-2 в полевых условиях на ПТО бригад и отделений хозяйств, в период подготовки машин к работе и при заявочном диагностировании.
Состав диагностических комплектов для определения технического состояния автомобилей зависит от их количества в хозяйстве. Для хозяйств, имеющих до 50 автомобилей, целесообразен следующий комплект средств диагностирования: прибор для проверки рулевого управления К-187; компрессометр 179; прибор для проверки бензонасосов 527Б; прибор для проверки люфтов в шкворневых соединениях Т-1; линейка для проверки и регулировки фар К-310; устройство для накачивания шин КИ-8903; прибор для проверки свободного и рабочего хода педалей К-446; прибор для проверки натяжения приводных ремней; стетоскоп КИ-1154; прибор для проверки люфтов в трансмиссии КИ-4832; комплект для очистки и испытания свечей зажигания Э-203.
Смазочно-заправочные средства ТО предназначены для оперативного смазывания и заправки машин смазочным материалом с сохранением его качества, учета заправляемого смазочного материала и обеспечения сбора отработанных масел. При техническом обслуживании машин применяют передвижные и стационарные установки смазывания и заправки маслом.
Передвижная установка 03-16384 предназначена для хранения свежего моторного масла (два сорта); сбора, хранения и выдачи отработанного масла; хранения пластичной смазки; заправки машины моторными маслами и учета количества выданного масла; смазывания составных частей машин пластичной смазкой; подкачивания шин и обдувки деталей сжатым воздухом перед сборкой.
Оборудование установки (рис. 1.1) расположено в трех отсеках. В переднем отсеке 9 установлены пневмонасосы 13 с арматурой и трубопроводами, маслораспылитель 12 и фильтр. Два пневмонасоса служат для перекачивания из баков свежих моторных масел при заправке машин — для сбора и выдачи отработанного масла.
Рис 1.1
1— кран-счетчик; 2 — бункер солидолонагнегателя; 3 — заливная горловина; 4 — пистолет нагнетателя; 5 — обод-поддон; 6 — компрессор; 7, 8, 9 — задний, средний и передний отсеки; 10 — колесо; 11 — дверки; 12 — маслораспределитель; 13 — пневмонасос; 14 — манометр; 15 — панель управления; 16 — кран включения.
В среднем отсеке 8 находятся три бака для хранения свежего и отработанного масла: Задний отсек 7— открытый, без обшивки. В нижней его части смонтирован компрессор с электродвигателем и электрошкаф. В этом отсеке размещается бункер с солидолом, пистолет нагнетателя, наконечник для подкачивания шин и воздушный рукав.
Установка 03-18026 (стационарная) обеспечивает механизированную заправку машин свежим маслом четырех сортов, сбор отработанных масел двух групп, смазывание машин пластичной смазкой, подкачку шин и обдувку деталей сжатым воздухом при техническом обслуживании машин в мастерских и на пунктах технического обслуживания хозяйств.
Конструктивно установка состоит из трех секций. Секция I служит для хранения и выдачи моторных масел двух сортов и СОСТОИТ ИЗ двух баков с пневмонасосами ПНП-0,8/0,8 марки O3-9930A, раздаточными рукавами и кранами-счетчиками КС-1МП1. Секция II служит для хранения и выдачи трансмиссионного и гидравлического масел. По конструкции она аналогична секции I, но краны-счетчики заменены на маслораздаточные краны 03-9991А.
Секция III состоит из бака для сбора отработанного моторного масла и бака для сбора отработанного трансмиссионного Масла. Остальное место в секции III используют для монтажа пневматического солидолонагнетателя 03-1153, масловлагоотделителя, маслораспылителя.
Топливозаправочные средства предназначены для заправки самоходных машин топливом и учета отпускаемого его количества. К ним относится топливозаправочная установка 03-9936, на базе которой разработаны новые комплекты оборудования для поста заправки 03-16386-01 и 03-16386. Эти заправочные средства предназначены для хранения дизельного топлива и заправки машин способом самообслуживания с автоматическим учетом отпущенного топлива по каждой машине. Установки применяются на постах заправки машин в хозяйствах
Регулировочные средства ТО машин предназначены для восстановления регулировочных параметров технического состояния агрегатов. К этим средствам относятся стенды, установки и приспособления для регулировки рабочих органов сельскохозяйственной техники, топливной аппаратуры, агрегатов гидравлических систем, автотракторного электрооборудования и др.
Крепящие средства ТО предназначены для проверки и подтягивания крепления составных частей машин, а также их частичной разборки и сборки при техническом обслуживании. В мастерских хозяйств в большинстве случаев применяют гаечные ключи с открытым зевом двусторонние, кольцевые двусторонние коленчатые, торцовые немеханизированные со сменными головками. Из специальных ключей при разборке и сборке применяют коловоротные ключи, которые позволяют повысить производительность труда в 2-5 раз. Необходимый момент затяжки резьбового соединения достигается применением динамометрических ключей.
Консервационные средства ТО машины предназначены для оперативной подготовки машин к хранению и снятия с хранения. С их помощью выполняют операции очистки, нанесения на детали машин консервационных материалов и расконсервации машин.
В мастерских хозяйств на участках технического обслуживания используют комплекты оснастки для ТО, которые предназначены для контрольно-регулировочных, моечно-очистительных и слесарно-монтажных работ при ТО-1 и ТО-2.
Комплект оснастки мастера-наладчика ОРГ-4999А состоит из верстака с приставкой, шкафа с набором средств измерений, приспособлений и инструментов, передвижной инструментальной тележки с набором инструментов, установки для мойки деталей ОРГ-4990Б, аппарата для нанесения антикоррозийных покрытий 03-9905 и монтажного стола. На приставке верстака закреплен прибор для испытания и регулировки форсунок КИ-562. В комплект ОРГ-4999А входит более 40 наименований средств измерений и инструмента.
Комплект мастера-наладчика ОРГ-16395 является модернизацией комплекта ОРГ-4999А и отличается наличием двух настенных витражей-таблиц технического обслуживания и схем смазки тракторов, оформленных в виде технологических графиков с использованием символов, схем и лаконичных надписей. Комплект состоит из верстака, передвижной стойки, установки OPF- 4990Б и инструментальной тележки 70-7878-1004.
Агрегаты, технического обслуживания (АТО) предназначены для ТО-1 и ТО-2 тракторов, комбайнов, мелиоративных и строительных машин на месте их работы.
Промышленность выпускает агрегаты технического обслуживания трех типов: на базе шасси автомобиля (АТО-9994, АТО-9966Г, АТО-9966Е), на базе тракторного прицепа (АТО-1500Г), на самоходном шасси АТО-9993. Агрегаты используют для наружной очистки и мойки машин, промывки составных частей машин; заправки машин дизельным топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью; сбора отработанных масел и использованной промывочной жидкости; подогрева воды; продувки сердцевины радиаторов сжатым воздухом; проверки давления воздуха и подкачивания шин; смазывания подшипников пластической смазкой; проверки и регулирования отдельных механизмов машин; выявления и устранения неисправностей.
Агрегат АТО-9994 представляет собой новый тип передвижного средства технического обслуживания. Он выпускается вместо АТО-4822 и имеет следующие преимущества: возможность обслуживания энергонасыщенных тракторов К-701М, К-701 и Т- 150К, самоходных уборочных машин, включая комбайны «Дон- 1500», «Полесье» и др.
Передвижные ремонтные мастерские (МПР-3901, МТП-817 М «Алтай», ЛуАЗ-37031) предназначены для устранения технических неисправностей тракторов, мелиоративных, строительных и сельскохозяйственных машин в полевых условиях, что снижает простои техники, особенно в период напряженных полевых работ. Оборудование мастерских позволяет выполнять разборочно- сборочные, регулировочные, слесарные, грузоподъемные, сварочные, столярные и другие работы, проводить ряд контрольных операций (проверку технического состояния двигателя, шасси, агрегатов комбайнов и т. д.).