Попытка создания горной кыргызской области.
Кыргызы, входившие в состав Туркестанской АССР, были распределены по Жети-Сууйской, Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской областям и не имели своего правительства. В этих областях кыргызы представляли меньшинство населения, и вследствие этого их интересам не всегда уделялось должное внимание. В связи с этим в 1921 г. на совещании в г. Алма-Ате был поднят вопрос о создании в составе Туркестанской АССР Горной Кыргызской Республики. Однако вопрос не был решен, т.к. предполагалось Жети-Сууйскую и Сырдарьинскую области передать Казахской АССР. Такое решение осложнило бы политическое положение кыргызского народа. Если раньше кыргызы входили в состав одной автономии, то теперь народу предстояло делиться на две республики. Несогласная с таким положением дел активная кыргызская интеллигенция в лице Ю. Абдрахманова, И. Арабаева, А. Сыдыкова в марте 1922 г. повторно выдвинула предложение о выделении уездов с кыргызским населением в Горную Кыргызскую область. 25 марта 1922 г. секретариат ЦК Компартии Туркестана принял решение об образовании в составе Туркестанской Республики Горной Кыргызской области. И 26 марта малый Президиум Турк-ЦИКа утвердил постановление о создании Горной Кара-Кыргызской области в составе Пишпекского, Каракульского, Нарынского и горных районов Аулие-Атинского уездов с административным центром в кишлаке Кочкор. Иначе говоря, в эту область вошла только северная часть Кыргызстана, а вопрос о судьбе кыргызов Южного Кыргызстана временно остался открытым. Тем не менее приобретенный статус представлял кыргызскому народу реальную возможность объединиться на определенной территории и строить свою национальную автономную гос-венность. Однако уже в самом начале создания Горной Кыргызской области этот вопрос стал ареной разногласий между различными группировками националистического и родоплеменного толка. Одна из них во главе с А. Сыдыковым активно выступала за Горную Кыргызскую область. Другая - во главе с Р. Кудайкуловым - не хотела этого. Р. Кудайкулова поддерживали руководители казахской национальности в Ташкенте и Алма-Ате. 4 июня 1922 г. Жети-Сууйской обком партии созвал в Пишпеке организационный съезд с участием 425 делегатов. Но еще до начала своей работы съезд по прямому указанию Сталина был распущен. Центральный Комитет РКП (б) в декабре 1922 г. все ранее принятые документы о создании Горной Кыргызской области объявил незаконными, а инициаторов созыва съезда обвинил в буржуазном национализме и контрреволюционной деятельности. Таким образом, первые попытки кыргызского народа образовать свое региональное гос-венное объединение не были претворены в жизнь.
44. Национально-гос-ное размежевание в Средней Азии и образование Кара-Кыргызской автономной области.
С ликвидацией контрреволюционных сил, особенно басмаческого движения, в Средней Азии создались условия для размежевания проживающих там народов на национальные гос-ва. Для установления границ будущих республик при правительстве Туркестанской АССР были широко задействованы узбекский, туркменский и кыргызский отделы, которые выполнили большую работу по уточнению этнографического состава населения, определению экономических и географических особенностей региона. В работе областных и уездных комитетов по делам национальностей участвовали представители всех основных проживающих там народов. Первый Всероссийский съезд Советов 30 декабря 1922 г. объявил о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР) в составе РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР. Это послужило правовой основой для утверждения новой формы сосуществования и сотрудничества национальных республик. 31 января 1924 г. на II съезде Советов была принята и утверждена первая Конституция СССР. Образование единого союзного гос-ва на принципах федерации ускорило процесс формирования национальных гос-венных объединений. Кыргызские делегаты, участвовавшие в составе делегации Туркестанской АССР в работе II съезда Советов, обратились с просьбой к правительству СССР придать Кыргызстану статус отдельной автономной единицы. Однако вопрос образования кыргызской автономии мог решиться только наряду с предоставлением такого же статуса узбекам, туркменам и таджикам, проживавшим на территориях Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республик. К сентябрю 1924 г. работы по определению состава населения и границ, вновь образуемых республик в основном завершились. Было установлено, что кыргызы в количестве 860 тыс. человек расселены на территориях Ферганской, Сырдарьинской, Жети-Сууйской областей Туркестанской АССР и в Самаркандской области. Кроме того, около 210 тыс. кыргызов проживало в Памирском, Бухарском, Западно-Китайском регионах. 14 октября 1924 г. Всероссийский ЦИК РСФСР в соответствии с волеизъявлением населения Туркестанской АССР, Бухарской и Хивинской республик принял постановление о размежевании народов Средней Азии на национальные гос-ва. Таким образом, раздробленные до революции территории, населенные кыргызами, узбеками, таджиками, туркменами, казахами и каракалпаками, были заново объединены по этническому принципу. В результате добровольного перераспределения границ были образованы Туркменская ССР, Узбекская ССР, Таджикская автономная область, Кара-Кыргызская автономная область в составе РСФСР, Каракалпакская автономная область в составе Казахской АССР. В ходе определения границ вновь образованных республик и автономных областей между ними были распределены капитальные объекты - фабрики, заводы и другие земельные, водные, сельскохозяйственные ресурсы, ранее подведомственные Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской республикам. С приобретением гос-венности народы Средней Азии получили право в какой-то мере самостоятельно решать свои судьбы. В Кара-Кыргызскую автономную область из бывшей Туркестанской АССР вошли: по Жети-Сууйской области - почти полностью Пржевальский, Нарынский, Пишпекский уезды, 10 волостей Наманганского уезда, 2 волости Кокандского уезда Ферганской области, 14 волостей Аулие-Атинского уезда (Таласский участок) Сыр-Даръинской области.
По сведениям областного статистического бюро, население Кара-Кыргызской АО составляло 828,3 тыс. человек. Из них 63,5 % составляли кыргызы, 15,4 % — узбеки, 16,8 % - русские. Другие национальности составляли 4,3%. Территория области занимала приблизительно 200 тыс. квадратных километров, в ней имелось 6 городов, 321 айыл и 5 хуторов. Таким образом, разрозненный на протяжении веков кыргызский народ, хотя и в форме автономии, все же объединился в целостное гос-во. Это стало важнейшим событием современной истории кыргызского народа. После образования Кара-Кыргызской автономной области в Кыргызстане начали создаваться партийные организации и органы советской власти. 18 октября 1924 г. Политбюро ЦК РКП утвердило Временное партийное бюро и состав революционного комитета Кара-Кыргызской автономной области. Первым секретарем Кыргызского обкома РКП (б) был назначен Михаил Каменский,
вторым секретарем Юсуп Абдрахманов. Председателем ревкома области стал Иманалы Айдарбеков. Образованная при ревкоме области комиссия (позже — Гос-венная плановая комиссия), ведавшая географическими, хозяйственно-экономическими и финансовыми вопросами, начала работу по уточнению географических и статистических данных области, ее национального состава, посевных площадей, количества скота, лесных и других ресурсов.
Из-за отсутствия соответствующего административного центра областной ревком первоначально находился в Ташкенте. Дефицит подготовленных местных управленческих кадров, малое количество хозяйственников в первые годы национальной гос-венности порождали большие трудности. Только в декабре 1924 г. правительство было переведено в Пишпек. С этого времени Пишпек является столицей Кыргызстана. Для эффективного управления Кыргызстаном областной ревком образовал Пишпекский, Каракол-Нарынский, Ошский и Джалал-Абадский округа. При областном ревкоме работала специальная комиссия по разработке штатного состава гос-венных и хозяйственных органов. 22 декабря областной ревком назначил Турдалы Токтобаева представителем Кыргызской автономной области во Всероссийском ЦИК в Москве. Это представительство было призвано защищать интересы Кара-Кыргызской области при решении политических, хозяйственных и др. вопросов в центральных учреждениях СССР и РСФСР. 15 января 1925 г. на заседании обл.ревкома была принята Декларация об образовании Кара-Кыргызской автономной области и торжественно провозглашена гос-венность Кыргызстана. День провозглашения Декларации - 16 января - отмечался как праздник. На следующем этапе создания гос-венного аппарата необходимо было провести выборы и учредительный съезд Советов, решить ряд экономических и социальных вопросов. Выборы в местные Советы были успешно проведены. 27 марта 1925 г. в Пишпеке начал свою работу учредительный съезд автономной области. В работе съезда приняли участие 135 делегатов, в составе которых было 18 рабочих, 25 дехкан, 8 служащих, 8 учащихся и др. На съезде присутствовали представители всех проживающих в Кыргызстане национальностей: кыргызов- 81, русских- 29, узбеков - 8, украинцев - 3, других народов - 14. Учредительный съезд избрал исполнительный орган кыргызской автономии - областной исполнительный комитет Советов в количестве 51 человека. 31 марта 1925 г. на первом пленуме областного исполнительного комитета был избран постоянно действующий Президиум облисполкома в составе 11 человек. Его председателем стал бывший батрак, затем рабочий, активный борец за советскую власть Абдыкадыр Орозбеков. Учредительный съезд Советов стал знаменательной вехой на пути формирования и утверждения гос-венности кыргызского народа. Обретенная гос-венность объединила территорию, экономику и культуру кыргызов, создала предпосылки к последующему национальному возрождению. Уничтоженная под ударами монголов в 1207 г., гос-венность кыргызского народа через семь столетий была восстановлена. Это событие породило в народе большие надежды на будущее и вдохновило на строительство новой жизни.
Создание Кыргызской АССР.
Еще на учредительном съезде, провозгласившем Кара-Кыргызскую автономную область (март 1925 г.), кыргызские делегаты обратились к союзному правительству с ходатайством о переименовании Кара-Кыргызской автономной области в Кыргызскую автономную область. Постановлением Всероссийского ЦИК от 25 мая 1925 г. область получила наименование Кыргызская автономная область. На этом же учредительном съезде часть делегатов выдвинула предложение о переформировании автономной области в Кыргызскую автономную республику. 1 февраля 1926 г.Всероссийский ЦИК, учитывая достаточность территории Кыргызской автономной области, сопредельность ее с иностранными гос-вами, наличие собственной экономики, развитые язык и культуру, принял постановление о преобразовании Кыргызской автономной области в Кыргызскую автономную Советскую Социалистическую Республику. Таким образом, Кыргызстан вступил на новый этап развития своей гос-венности в составе РСФСР. Это событие было узаконено на проходившем 7-12 марта (1927 г.) I съезде Советов Кыргызской АССР. В соответствующей декларации было определено право кыргызского народа на самоопределение, утверждены основные принципы взаимосогласия проживающих в Кыргызстане народов. Кроме того, в декларации были намечены основные направления деятельности правительства Кыргызстана по подъему сельского хозяйства, промышленности, политического и культурного уровня республики.
Первый съезд Советов республики объявил первоочередной задачей органов власти проведение в южном регионе водно-земельной реформы. Это обусловливалось тем, что в южных районах безземельные и малоземельные дехкане составляли 60 % населения, а подавляющая часть земель находилась в руках крупных землевладельцев. Было принято важное решение о всеобщем обязательном образовании и о переходе с арабского алфавита на латинскую графику. Съезд избрал Центральный Исполнительный Комитет Кыргызской АССР, который стал законодательным и контролирующим органом. Образование Кыргызской АССР было с воодушевлением воспринято по всей республике и в сопредельных гос-вах. Прибывшие из центра партийные и советские представители выступали перед делегатами с поздравлениями, со всех концов СССР прибывали приветственные телеграммы. 12 марта 1927 г. был избран Президиум ЦИКа Кыргызской АССР в количестве 17 человек. Председателем Президиума стал Абдыкадыр Орозбеков. На сессии было образовано правительство Кыргызстана - Совет Народных Комиссаров, председателем которого стал Юсуп Абдрахманов. В Совет Народных Комиссаров входили комиссариаты по вопросам земли, финансов, просвещения, труда и рабоче-крестьянская инспекция. Были также созданы гос-венные политическое и статистическое управления. Высшим органом гос-венной власти Кыргызской АССР и символом суверенности Кыргызского народа стал Всекыргызский съезд Советов. Он избирал Центральный Исполнительный Комитет и заслушивал его отчет. Перед высшим органом было подотчетно и правительство республики. Кроме того, впредь съезд избирал представителей в Совет Национальностей ЦИК СССР и делегатов на Всероссийские съезды Советов. В соответствии с Конституций РСФСР Всекыргызский съезд Советов выполнял законотворческие функции, ему было предоставлено право разработки и утверждения Конституции Кыргызской АССР. Избираемый съездом ЦИК каждые три месяца созывал свои сессии, а постоянно действующий Президиум ЦИК издавал декреты и постановления. ЦИК назначал состав Совета Народных Комиссаров, определял направление его деятельности и разрабатывал планы развития народного хозяйства. СНК Кыргызстана как исполнительная власть регулировал деятельность центральных и местных органов власти. На местах советскую власть проводили районные и волостные съезды и их комитеты, а также городские, айыльные и сельские Советы, Первый съезд Советов вошел в историю кыргызского народа как важное политическое и гос-венное событие. На нем была провозглашена Кыргызская Автономная Республика, подведен итог достижений кыргызского народа за десять лет советской власти, определены задачи на будущее. С образованием Кыргызской АССР началась большая деятельность по разработке Конституции республики. После очередных выборов в местные Советы 25-30 апреля 1929 г. был созван II съезд Советов Кыргызской АССР. 220 его делегатов заслушали отчет правительства и после широкого обсуждения приняли Конституцию Кыргызской АССР. Она содержала 7 разделов, 16 глав, 97 статей. Конституцией было закреплено новое гос-венное и общественное построение республики. Таким образом, Кыргызская АССР стала обладателем всех гос-венных и политических прав. В Кыргызстане было провозглашено равноправие всех народов и свобода выбора языка обучения. Гос-венными языками в Кыргызской АССР считались кыргызский и русский. Гос-венным служащим вменялось в обязанность владение обоими языками. В результате повысились статус и роль кыргызского языка, создались благоприятные условия для его развития.
В соответствии с Конституцией были уточнены права Всекыргызского съезда Советов. Съезду было делегировано право утверждать Конституцию и вносить в нее изменения, демаркировать (уточнять) границы республики, утверждать бюджет, проводить выборы в центральные и местные органы власти, выбирать делегатов на Союзные съезды Советов, рассматривать вопросы гос-венной важности и др. Всекыргызский съезд Советов являлся носителем высшей власти в республике. В период между съездами власть осуществляли ЦИК Кыргызской АССР и его Президиум. Гос-венные органы власти в Кыргызстане подчинялись центральным органам республики и согласно правилам федерации - высшим органам РСФСР и СССР. Конституцией были закреплены гос-венные символы - флаг и гербКыргызской АССР. Столицей республики определен г. Фрунзе.Итак, кыргызский народ обрел свою гос-венность в дружной семье народов СССР в форме автономии. С принятием первой Конституции были закреплены суть и устройство Кыргызского гос-ва. Определены права и обязанности проживающих в Кыргызстане граждан и органов гос-венной власти.