Кокандское ханство и кыргызы ( Кубат-бий, Ажы-бий).
Основателем кокандской династии Минг считается узбекский феодал Шахрух-бий, захвативший власть в Фергане, отпавшей от Бухарского ханства примерно а 1710 г. Первые кокандские правители заигрывали с кыргызскими феодалами, используя их для укрепления своей власти и расширения собственной территории. Кубат-бий был верным союзником и опорной кокандского владетеля Ирдана-бия (1751- 1770 гг.), пока феодальные интриги не развели их по разные стороны. Кубат-бий пытался, но безуспешно, сплотить кыргызские племена, феодалы которых не желали расставаться со своими вольностями. Этим воспользовался окрепши Ирдона, начав наступление на кыргызскую территорию. К этому времени под ударами цинских войск в 1757-1759 гг.пало Джунгарское ханство.кыргызские племена стали из Ферганы возвращаться на Тянь-Шань, занимая свои прежние кочевья. Попытки маньчжуро-цинских наместников Синь-Цзяна-новой китайской провинции, основанной на землях разгромленного Джунгарского ханства в Восточном Туркестане, подчинить кыргызов успеха не принесли. Китайцы ограничились тем, что договорились с кыргызскими биями о ненападении и соблюдении границ.Существенно ослабевшие южные кыргызы тут же стали объектом завоевание кокандских правителей. В1762 г Ирдана напал на Узген.Когда местные ополченцы под руководством Хаджи-бия отступали, кокандцы захватили и г.Ош. Кыргызский правитель Оша Хаджи-бий был пленен. Нарбута-би(1770-1780гг.)-приемник Ирданы на Кокандском престоле-продолжил его завоевательную политику, подчинив всю предгорную южноферганскую территорию, занятую кыргызами, а так же Алай. Здесь были возведены крепости которые служили местом дислокации кокандских гарнизонов и сборщиков налогов, а так же пограничными форпостами с соседним Сыньцзяно.После подчинения южных кыргызов кокандские агрессивные устремления были направлены на северные районы Кыргызстана. Что бы избежать угрозы порабощения от Коканда и Китая, вождь племени сарыбагыш Атаке-бий направил свое посольство в С.-Петербург, которое возглавил бывалый купец Абдрахман Кучаков, в сотаве посольства был и кыргыз Шергазы. Атаке просил могущественную российскую императрицу Екатерину II о покровительстве и направлял ей в подарок три барсовые и две рысьи шкуры. Презент императрица приняла, обещала покровительство одарила Атаке 800 рублями серебром. Горный инженер И.Г. Андреев со слов казаков Среднего Жуза, отмечал, что сам сарыбагыш Атаке батыр тогда имел кочевье в между ручье Ашпара и Мерке (к заподу от современного Панфиловского района). Ему подчинялось 10-волостей (племен) кыргызов, «в коих имеют своих старшин, так же имеют лошадей и скота… Закон их мусульманский, но несколько придерживаются обрядов идолопоклонства; во нравах, поведениях и языке сходны весьма с кайсаками (казаками)» И.Г.Андреев особа указал, что кочевье «во всей орде начальствующего» Атаке между Мерке и Ашпарой лежало в центре всех кыргызских волостей. Таким образом, послы Атаке в 1786г. Представляли в Петербурге практически все население Северного Кыргызстана. А кокандские правители в это время расширили свою агрессию.В 1809 г. Войска Алим-хана ( 1800-1809г) взяли Ташкент и в платную поступили к территории Северного Кыргызстана. Омор-хан (1809-1822гг) неожиданным ударом завоевал в 1821г. Кетмен-Тюбе, его наследник Мадали хан (1822-1842гг.) присоединил Чуйскую долину где на месте старой кыргызской крепости Бишкек (в которой кыргызы отражали еще нашествие казахского хана Аблая 1866г.) построил в 1825г. Свою крепость, сохранив название Бишкек. На р.ЧУ была возведена крепость Токмак. В 1831-1832гг. Мадали завоевал И-Куль возведя и здесь линию укреплении (Улахол,Барскоон , Каракол и др. Кыргызские племена отчаянно сопротивлялись, но их разрозненные силы не могли серьезно противостоять вооруженному напору Кокандского ханства. Завоевание Кыргызстана кокандскими ханами заметно изменило обстановку в Средней Азии и положение кыргызского народа. Если родоплеменная верхушка склонилось к сотрудничеству с завоевателями, то положение простого народа, оказавшегося под бременем двойного гнета-кокандских властей и собственных феодалов- крайне ухудшилось Кокандскии административный аппарат достиг совершенство в выкачивании налогов: брали за землю, воду, скот, за торговлю на базаре, сбор колючки в степи на топливо, за свадьбу развод, наследство и дт. Взимали подати и собственные феодалы-скотом, отработкой зерном и пр.Многие из них верно служили хану, некоторые назначались важными придворными чиновниками. Так, Алайский родоправитель Алымбек много лет был хакимом Андижанского вилайета, а одно время даже первым визирем ханство. После его убийства в одной из придворных смут ему фактически наследовало в управлении Алаем умная и честолюбивая жена Курманджан-Датха. Кыргызские феодалы были не только опорой ханского двора но и той постоянной силой, на которую опирались соперники в придворных междоусобицах, активно участвовали они и в восстаниях против ханов. Набеги ханских налогосборщиков-зякетчики-воспринимались трудовым населением как стихийное бедствие, потому что их произвол не ведал предела. Особо тяжелой была дань кровью: кыргызы во время ханских воин обязаны были выставлять конное ополчение на полном самообеспечении для защиты чуждых им интересов. Тяжелое положение народа в значительной степени усугублялось межплеменной враждой, которую кокандцы всячески поощряли, натравливая одни племена на другие. Братоубийственные войны заметно истощали силы народа. Так почти полностью погиб крупный род кыдык, который входил в племя Бугу. Своенравный и гордый манап Самсалы, рассорившись со своим патроном-верховным манапом Бугу Борнбаем, решил откочевать к верховьям Нарына. Соперники и враги бугинцев- сарыбагыши- дали возможность кыдыкам со скотом втянутся в длинное ущелье Джуука, которое стало ловушкой. В след кыдыкам двинулись сарыбагышские отряды во главе с манапом Уметалы, а с другой стороны их ждали сарыбагышские войны Терегльди. Побоище было жестоким. Последствия его видел П.П.Семенов: « на поляне…решилось участь бугинцев после отчаянного боя. Все что было еще в силах двигаться из их табунов и стад, было отбито сарыбагышами и быстро угнано ими на верховья Нарына, все что не могло двигаться, пало в изнеможении на поле битвы, усеяв его своими трупами…День уже склонился к вечеру, когда мы обогнув знакомую нам вершину, с ее подножья вышли на «мертвое поле» засыпанной замершими трупами, между которыми были и человеческие…Только тут я глубоко прочувствовал поэтическое обращение…Пушкина к подобной поляне со словами: «поле поле кто тебя усеял мертвыми телами?»
19.Боьба кыр=го народа против кокандского гнета (Тайлак – батыр).
В период правления Ирдана-бия заметно улучшилось экономическое положение Ферганской долины, чему способствовало упорядочение системы налогов и податей. В 1760 г. Коканд превратился в крупный центр, владения Кокандского ханства существенно расширились, возросла мощь гос-ва. Вместе с тем усилились и территориальные притязания, объектом которых теперь стали владения кыргызов. Правитель Коканда разорвал дружественные отношения с бывшими союзными кыргызскими племенами и перешел к активным действиям, направленным на захват их владений.В 1760 г. Ирдана-бий, возведя надуманные обвинения против кыргызско-кыпчакского предводителя Аман-бия, захватил его и долгое время удерживал в неволе. Несмотря на превосходство сил врага, брат Аман-бия Эмир-бий несколько раз вступал в бой с кокандскими отрядами, пытаясь его освободить.Отношения между кыргызами и Кокандом с каждым годом обострялись все больше и больше. В 1762 г. правитель племени сарыбагыш Маматкул обратился к соплеменникам Черикчи и Темиржану с предложением объединиться в борьбе против кокандского засилья. Однако планы не были осуществлены. Это позволило Ирдана-бию в этом же году организовать набег на принадлежащие кыргызам города Ош и Узген. Упорное сопротивление ко-кандцам оказали силы Ажы-бия, возглавлявшего роды адигине и монол в племени ичкилик, но после нескольких сражений кыргызы с большими потерями отступили в горы. В 1764 г., воспользовавшись тем, что правитель Коканда ушел в поход на Ходжент, Ажы-бий напал на оставленный без присмотра город. Коканд-цам ничего не оставалось делать, как вернуться. В ожесточенных сражениях кыргызы потерпели поражение, а Ажы-бий попал в плен. Однако через некоторое время ему удалось освободиться и вернуть город Ош под свое начало. Чтобы захватить земли кыргызов, кокандские правители нередко заигрывали с их правителями - назначали их на почетные номинальные должности, присваивали им придворные звания. Польстившиеся на такие дары некоторые кыргызские племена добровольно вошли в протекторат ханства.Вместе с тем, бесспорно, что подавляющая часть Южного Кыргызстана была покорена насильно. Не желавшие признавать ко-кандской власти и не имевшие сил для сопротивления кыргызские роды перекочевывали в северную часть страны. С появлением кокандской угрозы, например, после падения Джунгарского ханства в северо-восточные области Кыргызстана, освободившиеся от ойрот-калмакской опеки, устремились бежавшие от притеснений Коканда кыргызы. В 60—70 гг. XVIII в. из окрестностей Андижана на исконные земли своих предков, в Чуйскую долину, переселились сарыбагыши.К 80-м гг. XVIII в. Кокандское ханство установило свою власть над большей частью ферганских кыргызов и кыргызами, кочевавшими на правобережье реки Чырчык. Кыргызы предгорий Ферганы и Алая сохраняли свою самостоятельность. Только в конце XVIII в. - начале XIX в., применив для этого все ухищрения, ханство смогло покорить их. После того, как Ош заняли враги, владения кыргызов были переданы в Андижанский вилайет. Позже Ош был преобразован в самостоятельный Ошский вилайет. В период правления Нарбото-бия (1770-1800 гг.) и Алим-хана (1800-1809 гг.) Кокандское ханство предпринимало несколько попыток завладеть долиной Кетмен-Тюбе, но они долго не завершались успехом из-за отчаянного сопротивления местного населения. Их борьбу против захватчиков возглавлял бесстрашный и решительный Сатыке.Зимой 1821 г., в особенно трудное для кочевников время, Омор-хан направил в Кетмен-Тюбе войско, во главе которого стоял известный среди кокандцев правитель Намангана Сейиткулбек. Фактор внезапности принес захватчикам долгожданную победу. Успеху кокандских ханов, во многом способствовали междоусобицы и отсутствие единства между племенамикырг-в . Кокандцы умело использовали это: они натравливали их друг на друга. В преддверии осени 1821 г. Омор-хан настроил главу кыргызского рода куттук-сейит Бекназар-бия, служившего у него правителем города Коканда, против кочевавших между Ошом и Кашгаром сарыбагы-шей. В первой четверти XIX в. порабощение Южного Кыргызстана было в основном завершено. Покорение Северного Кыргызстана Кокандское ханство начало с набегов на села Чуйской долины. После успешного завершения войны за овладение Ташкентом, растянувшейся на 10 лет (1799—1809), кокандцы в 1822 г. возвели крепость Олуя-Ата (совр. г. Тараз в Казахстане). Это была заблаговременная подготовка для нападения на Чуй и Талас. Кроме того, задачи кокандских ханов облегчали внутренние распри между племенами солто и сарыбагыш и не утихающее противостояние кыргызов с казахским Улуу жузом. В 1825 г. войско кокандцев под командованием Лаш-кер Кушбеги (Кушбег, точнее коошунбеги, означает военачальник) вторглось в Чуй. Разрозненные кыргызы не смогли оказать существенного сопротивления. После нескольких неудачных стычек часть солто и сарыба-гышей вынуждена была признать власть хана. Часть сарыбагышей, не желая подчиняться захватчикам, во главе с сыновьями Атаке-бия перекочевала на Иссык-Куль. Алчущие плодородных земель кокандские завоеватели заполнили Чуйскую долину и в том же году возвели на реке Ала-мудун крепость Бишкек, где было размещено их военное подразделение.Через некоторое время кокандцы направили к иссыккульским кыргызам предложение подчиниться им. Получив твердый отказ, кокандцы в 1831 г. организовали поход на Иссык-Куль и Нарын. Одно войско под предводительством Лашкера Кушбеги прошло к Иссык-Кулю через Ташкент, Чымкент, Олуя-Ата и Чуйскую долину. Другое, возглавляемое Хаккулой, выйдя из Ферганы, прошло через перевал Когарт и дошло до Ак-Талаа, Ат-Баши, На-рына, Жумгала и Кочкора, грабя и разоряя народ на своем пути.Таким образом, раздробленность кыргызов, их внутриплемен-ные раздоры, особенно между сарыбагышами и саяками, бугинца-ми и саяками, обусловили почти беспрепятственное вторжение кокандцев в Тенир-Тоо. Некоторые вожди, ослепленные эгоизмом и жаждой наживы, даже способствовали кокандцам в разгроме неугодных им сородичей. Для закрепления своих завоеваний кокандцы создавали на торговых путях крепостные укрепления с военными гарнизонами — Бишкек, Токмак, Ак-Суу, Чалдовар, Кара-Бал-та, Мерке, Ат-Баши, Куртка, Тогуз-Торо, Кочкор, Жумгал, Сууса-мыр, Тон, Жаргылчак, Тамга, Барскоон, Каракол.В 1825 г. на древнем торговом пути, связывавшем Среднюю Азию с Китаем, у пересечения с Верненским трактом была основана крепость Бишкек - основа будущей столицы Кыргызстана. Вскоре рядом с крепостью возникли базары, караван-сараи, мелкие мастерские ремесленников и жилые кварталы. Здесь, на месте крепости, покоился прах легендарного кыргызского предводителя Бишкек-баатыра (потомок известного родоначальника Жоочалыша), был возведен в его память гумбез. Поэтому со временем и крепость стали именовать именем славного баатыра Бишкека. Позднее, после присоединения Чуйской долины к России, русские чиновники в соответствии с русским произношением стали называть крепость и выросшее вокруг нее поселение Пишпе Год от года все усиливался гнет кокандских правителей: вводились новые виды налогов и податей, росли их ставки, ужесточались меры наказания за неуплату. Все это вызывало справедливое негодование и ненависть народа. Начались массовые выступления против кокандцев. В 30—40-е гг. XIX в. освободительная борьба кыргызов против засилья Кокандского ханства приняла широкий размах.Причиной, переполнившей чашу терпения и поднявшей людей, стали безжалостные грабежи и неслыханные бесчинства, совершенные кокандцами во время похода 1831 г. С особым упорством и непримиримостью выступали против кокандев жившие в верховьях Нарына саяки - кыргызы Ак-Талаа, Тогуз-Торо, Нарына и Ат-Баши. Дело в том, что воины этого племени накопили большой организационный опыт проведения военных кампаний и оснащения вооружением, принимая активное участие в освободительной борьбе народов Восточного Туркестана против маньчжуро-цинь-ской экспансии и в походах Жангера Кожо на Кашгар.Возглавили восстание против Кокандского ханства Тайлак и его старший брат Атантай - лидеры саяков Ак-Талаа. Их отец, выходец из рода чоро, в свое время имел большой авторитет и уважение как среди правого, так и левого крыла кыргызов. Есть сведения, что в правление Жанболот-бия (XVIII в.) он был видным военачальником в войне с Китаем Тайлак и его джигиты считались храбрыми воинами. Так, например, когда в 20-х гг. XIX в. возглавленное Жангером Кожо восстание против Китая было подавлено, он нашел убежище у Тайлак-батыра. В погоню за Жангером Кожо был направлен китайский отряд из 400 солдат под командованием генерала Баян-Бату, который, воспользовавшись отсутствием Тайлака, разгромил его владения в Ак-Чие, разграбил имущество и угнал скот. Тайлак со своими джигитами настиг врагов в ущелье Ойнок-Жар на Орто-Сырте (совр. Ат-Башинский район) и уничтожил отряд во главе с самим генералом. В то время Тайлаку было всего 26 лет. В 1831 г. семитысячное кокандское войско, которым командовал Хак Кула, неожиданно вторглось в Ак-Талаа, разгромило саяков и захватило Атантая и Тайлака в плен. Освободившись, они немедля собрали ополчение и осадили крепость Куртка. Одержав победу над кокандцами, воины Тайлака освободили из подземелий крепости томящихся там узников, возвратили населению награбленный кокандцами скот и отменили налоги. На подавление восстания хан направил отряд из 500 хорошо вооруженных сарбазов под командованием Арап-баатыра. Джигиты Тайлака встретили войска кокандцев на джайлоо Бычан в Тогуз-Торо и одержали победу. Враг потерял около 400 сарбазов. Не ожидавшие такого отпора кокандцы стали беспорядочно отступать. Тайлак-баатыр настиг бежавшего с кучкой воинов Арапа и в поединке поразил его насмерть копьем. Место поединка сохранилось в народной памяти под названием "перевал Арапа".Долгое время Тайлак-баа-тыр со своими воинами противостоял кокандцам, успешно отражал их атаки, не поддаваясь на их уловки. Однако в 1838 г. кокандский лазутчик под видом лекаря проник в ставку и отравил 42-летнего Тайлак-баатыра. В 40-е гг. XIX в. освободительное движение кыргызского народа против кокандского гнета усилилось и охватило огромную территорию. В 1843 г. восстали кыргызы Иссык-Кульской котловины и изгнали кокандские гарнизоны из крепостей Кара-кол, Барскоон, Конур-Олен. Возглавляемое Табылды-баатыром народное движение в Нарыне за изгнание врагов длилось в течение двух лет и нанесло большой урон кокандским захватчикам. Отказались платить дань кокандскому беку атбашинские кыргызы из рода черик, возглавляемые Турдуке. Бек крепости Куртка Мамы-разык, будучи не в силах подавить разрастающееся народное движение, в течение двух лет постоянно клянчил у правителя Андижана подкреплений. В 1845 г. против кокандцев выступили алай-ские и ферганские кыргызы Ошского региона, создав тем самым серьезную угрозу ханской ставке. В Ош срочно было направлено большое войско под руководством военачальника Мусулманкула. Кыргызы оказали кокандцам упорное сопротивление. Однако хорошо оснащенные, набившие руку в карательных походах и численно превосходящие войска сарбазов жестоко подавили мятеж. Мусулманкул обосновался в Оше и безжалостно расправлялся с малейшим проявлением недовольства.Борьба кыргызского народа против экспансии Кокандского ханства в первой половине XIX в. имела большое историческое значение, так как набиравшее силу народное движение вынуждало захватчиков повсеместно преодолевать сопротивление населения, что приводило к большой потере живой силы, значительным материальным затратам и ослаблению реальной власти Кокандского ханства. Назначенные наместниками ханов беки практически не могли обеспечить полного подчинения кыргызов.Усиление гнета еще больше стимулировало адекватные ответные действия народа, а также его стремление к свободе и независимости. Раздробленный, разобщенный народ и его политические лидеры племен приходили к пониманию жизненной необходимости объединения.Несмотря на то, что Кокандское ханство было единым гос-вом, в нем все еще глубоко коре-нились феодальная разобщенность и междоусоби-ца. В непрерывной борьбе за верховенство и власть крупные кланы, феодалы бесконечно смещали неугодных и возводили на престол угодных им ханов.Дворцовые интриги особенно усилились в 40-х гг., причем в них не последнюю роль стали играть кыргызские и кыпчакские феодалы. В 1842 г. был устроен заговор против Мадали-хана, в итоге эмир Бухары Насрулла захватил Коканд, а Мадали-хан был казнен. Однако уже через три месяца власть Бухары над Кокандом рухнула. Между феодальными группировками завязалась борьба за трон. Кыргызские и кыпчакские феодалы, объединившись, решили возвести на престол своего ставленника - Шералы (1792-1845 гг.), являвшегося сводным по отцу братом Алим-хана. Значительная роль в возвышении Шералы принадлежала кыргызским феодалам Нузуп минбашы и Ажы-датка. В 1842 г. Шералы, сопровождаемый объединенной дружиной таласских и чаткальских кыргызов и кыпчаков, вошел в Коканд и воссел на престол. На первых порах хан беспрекословно выполнял "советы" кыргызских и кыпчакских феодалов, но уход войск кыргызов из столицы резко изменил ситуацию: влияние и положение кыргызских феодалов при дворе хана заметно пошатнулось. Этому способствовало также убийство минбашы Нузупа, подстроенное кыпчакским предводителем Мусулманкулом (1794—1852 гг.). Власть на некоторое время перешла в руки Шады — таджика по происхождению.Лидер кыпчакских аристократов Мусулманкул оставался по-прежнему одним из самых влиятельных лиц в ставке. В 1844 г. хорошо организованные и отлично вооруженные отряды Мусулманкула, разбив силы кокандцев, заняли столицу. По праву победителя Мусулманкул присвоил себе титул минбашы, а Шералы-хан превратился в марионетку, покорно исполнявшую его прихоти. В 1845 г., воспользовавшись тем, что Мусулманкул отправился на подавление восстания кыргызов в Ош, узбекские и кыргызские предводители свергли Шералы и возвели на трон одного из сыновей Алим-хана — Мурата. Разгневанный Мусулманкул, вернувшись в Коканд, немедленно казнил Мурата, который находился у власти всего 11 дней, и объявил ханом Кудаяра — тринадцатилетнего сына Шералы. Мусулманкул возложил на себя обязанности аталыка (регента) и стал самолично править гос-вом. Чтобы держать Кудаяр-хана под своим влиянием, Мусулманкул женил его на своей дочери. Мать Кудаяр-хана Жаркын айым, будучи родом из таласских кыргызов, не прерывала связей с кыргызскими феодалами. Жена самого Мусулманкула была также дочерью крупного кыргызского манапа из Кетмен-Тюбе. Со временем недовольство молодого хана жестким аталыком, не допускавшим его к власти, усиливалось. В 1850 г. Кудаяр-хан обратился к беку Ташкента Нурмагамбету помочь ему забрать власть у тестя. Тот незамедлительно выслал в Коканд, войско, но сражение с армией Мусулманкула оказалось для него неудачным: Ташкент потерпел поражение, а Кудаяр-хан был взят в плен, но затем прощен.В 1852 г. Кудаяр-хан вновь попытался избавиться от опеки Мусулманкула. 8 октября в местности Былкылдама ханские сарбазы сошлись с войском кыпчаков и выиграли сражение. После этой победы сарбазы прошли по кыпчакским селениям, сея насилие и смерть: Кудаяр-хан приказал истребить ненавистное ему племя. Сам Мусулманкул был взят в плен недалеко от Намангана, в кишлаке Уйчи, и повешен в Коканде.Таким образом, изнурительная война положила конец влиянию кыпчакских феодалов в Кокандском ханстве. Политическая власть временно перепила к узбекским сановникам. Однако через некоторое время в борьбу за нее вступил ханзаада (царевич) Мала-бек, которого снова поддерживали кыргызские и кыпчакские феодалы. Потерпев неудачу в сражении с Мала-беком, Кудаяр-хан бежал к эмиру Бухары, а кыргызско-кыпчакская коалиция провозгласила Мала-бека ханом. В правление Мала-бека некоторое время ханским визирем был Алымбек-датка - правитель Алая. Тайлак-баатыр:Тайлак Рыскул уулу (приблизительно 1796 г., местность Каргалык на берегу реки Нарын - 1838г., местность Куртка) - видный участник движения кыргызского народа за независимость в первой половине XIX в. Первый этап борьбы кыргызов против гнета Коканда, начавшийся в 1832 г. под предводительством Тайлак-баатыра и его брата Атантая, закончился безуспешно. Семитысячное кокандское войско быстро подавило малочисленные силы кыргызов и вынудило народ выплатить большую дань. Второй этап борьбы нарынских кыргызов с Кокандом был спровоцирован Мадали-ханом посылкой отряда (500 сарбазов) во главе с предводителем Арапом с целью пленения Тайлак-баатыра. Встретив сарбазов на джайлоо Бычан в урочище Тогузторо, кыргызы разбили карателей. Третий этап возглавляемой Тайлак-батыром борьбы пришелся на конец 30-х гг. XIX в. Мадали-хан, договорившись с одним из казахских предводителей по имени Эдиге, организовал набег против Тайлак-батыра. Вначале Эдиге имел определенный успех, но в схватке в местности Дубанкечуу на Суусамырском плато силы Тайлак-баатыра нанесли захватчикам сокрушительное поражение. В 20-х гг. XIX в. кыргызские рода, возглавляемые Тайлак-баатыром, стали активно вмешиваться в политические события Восточного Туркестана. В 1838 г. Тайлак-баатыр был отравлен кокандским лазутчиком. После этого хану Коканда удалось покорить кыргызов Нарына и восстановить разрушенную Тайлак-баатыром крепость Куртка.
20.Социально- экономическое положение Кыргызстана в период господства Кокондского ханства.
В середине XIX в., в период господства Кокандского ханства, кыргызы по-прежнему проживали на своих исконных территориях. Население Кыргызстана составляло более 800 тысяч человек. По подсчетам В. Радлова, кыргызов в то время было 80 тысяч юрт (семей). Характерной особенностью кыргызов было разделение на множество племен и родов. Между ними не было тесных и устойчивых экономических отношений и единства. Междоусобные феодальные распри подрывали силы кыргызского народа, препятствовали объединению в целостное гос-во, провоцировали сопредельные владения и гос-ва на грабительские набеги.Хотя на территорию Кыргызстана и распространялась власть кокандского хана, тем не менее в отношения и дела внутри родов он вмешиваться не мог. Здесь ситуация полностью контролировалась предводителями родов и племен. В первой половине XIX в. в Кыргызстане господствовали патриархально-феодальные отношения. отношений. Несмотря на то, что основу общественных отношений составлял феодальный способ производства, глубоко сохранялись еще многие признаки патриархально-родового уклада. В этом состояла основная особенность общественного устройства кочевых народов. Вхождение кыргызов в состав Кокандского ханства обусловило появление новых форм землевладения, таких, как ашляк - гос-венное землевладение, мулк (мулк) - частное землевладение, вакып (вакуф) - землевладение мусульманского духовенства (медресе и мечетей). Однако традиционные для кыргызов нормы и правила землевладения, а также земле- и водопользования существенно отличались от тех, которые были установлены Кокандом.Хотя главным собственником земли считался кокандский хан, в действительности она оставалась во владении коренного населения. Распоряжались выпасами и зимовьями кыргызские феодалы — баи и манапы.Земля у кыргызов так же, как и у многих народов, являлась основным средством производства. Другим важным средством производства в условиях кочевого и полукочевого хозяйствования был скот; он составлял главное богатство. Содержание скота, пользование им в качестве основного средства производства составляло другую особенность общественных отношений кыргызов.В Южном Кыргызстане и Фергане проблемы земли и воды стояли сложнее и острее. Ханские сановники постоянно вмешивались в вопросы использования кыргызами пахотных земель и пастбищ, расположенных по соседству с кокандскими владениями. Нередки были случаи, когда хан просто отнимал лучшие земли у кыргызов и продавал их. В соответствии со сложившимися вековыми традициями кочевников земли находились во владении общины, рода или племени. Однако распределение выпасов, контроль за их использованием, регулирование порядка и сроков зимних и летних перекочевок осуществлялись феодалами-манапами. Споры и претензии по вопросам пользования пастбищами решались на советах биями и мана-пами. Иногда на них присутствовали ханские сановники.Свидетельством появления у кыргызов формы частного (личного) землевладения являлся корук (огороженный участок земли). К примеру, крупный алайский феодал Абдылдабек имел в собственности земли и зимовья в местности Беш-Булак (вдоль дороги Ош — Ал аи).Право пользования гос-венной землей удостоверялось специальным документом — васик, который выдавался самим ханом.Несмотря на то, что в землеводопользовании установились феодальные отношения, патриархально-племенные устои, традиции и законы родственных взаимоотношений, ритуалы и обычаи играли еще важную определяющую роль. Все это в конечном итоге создавало благоприятные условия для эксплуатации бесправных сословий, занимавших в общественной иерархической лестнице самые низшие ступени - кедеи, кембагалы жатаки, чайрыкеры, мандике-ры, малаи и жакыры.Известно, что крупные кыргызские манапы имели рабов - кул (раб), куц (рабыня), которыми становились в основном пленники, захваченные в междоусобных войнах. Манапы отдавали рабов вместе со скотом в качестве калыма или приданого, выставляли как приз на различных состязаниях. Они могли предоставлять им свободу. Однако институт рабства при кочевом образе жизни не был эффективным и в нем не было большой необходимости. Поэтому широкого распространения рабство у кыргызов не имело.Таким образом, в XIX в. общественные отношения кыргызов характеризовались как патриархально-феодальные, т.е. определяющим являлся феодальный способ производства, в котором важное место отводилось патриархально-родовому укладу.Кокандское ханство подвергало народ беспощадному гнету. Особенно тяжелым было положение южных кыргызов. На севере Кыргызстана, особенно в горных районах, власть кокандцев не была столь прочной. Основной формой угнетения были грабительские налоги - форма земельной ренты. Наиболее обременительным был зекет - налог на скот. На первых порах кыргызы платили Кокандскому ханству тундук зекет (зекет с юрты) в размере одного барана и адал зекет (зекет со скота) - по одной голове с определенного числа голов скота. Так, с 40 голов мелкого рогатого скота, 40 лошадей и с 30 голов крупного рогатого скота (коров, яков) по одной голове отдавали в качестве налога. Если у хозяина было больше 40 лошадей, то за каждую лишнюю голову он уплачивал дополнительно по 40 копеек (цена одного ягненка). За каждые пять верблюдов владелец платил одного барана. Причем, размеры налога со скота не были постоянными, они часто менялись. В некоторые годы в виде налогов взималась 1/20 часть скота.Земледельцы платили земельный налог - харадж, который составлял одну десятую часть урожая. Те, кто занимался садоводством и огородничеством, платили налог в денежном выражении. Время от времени с каждой юрты (семьи) брали военный налог -по одной золотой монете или по три барана.Кроме названных, существовало множество других поборов. В правление Кудаяр-хана число их, например, составляло более двадцати. Кокандским наместникам на местах - акимам позволялось собирать средства на свое "пропитание", поэтому они увеличивали ставки налогов, стараясь как можно больше поживиться за счет народа. Доходило до того, что подати взимались с тех, кто заготавливал впрок сухостой для обогрева юрты. Население заставляли методом ашара (коллективного труда) бесплатно работать на строительстве крепостей, дорог и т.п.С первых лет образования ханства кокандские феодалы, военачальники, служители духовенства и их приспешники захватывали удобные для земледелия территории южных кыргызов. К примеру, Омор-хан без всякого предупреждения продал плодородные поливные земли в Наманганской низменности, населяемые кыргызами, узбекским феодалам. Тысячи кыргызов, изгнанные из обжитых предками мест, вынуждены были переселиться в безводные предгорья. Массовое лишение кыргызов Ферганы плодородных земель привело их к обнищанию, порождало справедливую ненависть к ханскому гнету.Еще одной формой угнетения населения, усугубляющей его тяжелое положение, была грабительско-спекулятивная торговая политика кокандских купцов, которые приобретали товар по низким, а продавали его кыргызам по значительно завышенным ценам. Не имея выбора, а также возможности приобрести необходимые предметы потребления в другом месте, население, особенно горных районов, вынуждено было обменивать свой откормленный скот в ущерб себе на дешевый и нередко сомнительного качества товар. Бедняки брали необходимые в быту товары в долг, под поручительство местных биев и беков, что еще больше увеличивало их материальную и моральную зависимость от богачей. Чтобы расплатиться с долгами, они зачастую отдавали своих дочерей и сыновей в услужение бай-манапам. Несмотря на такое бедственное положение народа Кудаяр-хан тратил на своих 36 жен по 300 тысяч рублей в год.Известный востоковед А. Кун писал, что в последние годы Ко-кандского ханства было введено немыслимое количество налогов и податей, вплоть до платы за рождение и смерть человека, и что "необложенным налогом оставался разве только вдыхаемый воздух".Хозяйство кыргызов. Скотоводство:Традиционно главным занятием кыргызов, сложившимся в течение длительного процесса его исторического развития, являлось скотоводство. Однако его направления в зависимости от исторических условий менялись. В период господства на территории Кыргызстана Кокандского ханства, когда частыми явлениями были феодальные междоусобные войны, набеги завоевателей, приоритетным направлением было коневодство.В суровых горно-степных условиях лошадь была незаменима. Воины использовали коней в боевых походах и сражениях. Лошадь являлась универсальным средством передвижения - на ней можно было преодолевать труднопроходимые горные тропы, совершать длительные переходы по степи и пустыням, перевозить домашний скарб. Мясо и молоко лошади являлись ценными питательными продуктами. Кыргызская лошадь, относившаяся к одному из видов монгольской породы, отличалась неприхотливостью к кормам, выносливостью и также хорошо переносила резкие перемены погоды.По сравнению с лошадьми верблюды и овцы представляли для кыргызов меньшую ценность. Однако позднее коров и верблюдов стали разводить больше. Местные породы коров были низкорослыми, более приспособленными к горному рельефу и климату, но имели невысокую молочность. Кыргызские овцы относились к грубошерстной, курдючной породе овец, которые могли хорошо переносить суровые условия и зимнюю бескормицу.Южные кыргызы, в жизнедеятельности которых со временем стало преобладать земледелие, отдавали предпочтение содержанию лошадей, коров и коз. Особое место в их хозяйствах занимал крупный рогатый скот — волы и коровы. В качестве средства передвижения и тягловой силы в этом регионе использовали больше ослов и мулов. Кыргызы Восточного Памира, горных областей Ошского региона и частично Центрального Тенир-Тоо разводили яков.Каждый род круглогодично кочевал на определенных территориях, соблюдая принцип вертикального передвижения из низле-жащих долин к высокогорным пастбищам и наоборот. Весной из долин скот выгонялся из зимовий на близлежащие весенние пастбища - оттаявшие пригорки и поляны, предгорья. В это время происходил окот овец. Затем, по мере наступления жары, появления мух и слепней, скот постепенно перегонялся выше - на высокогорные альпийские пастбища. Большинство из них располагалось поблизости от снежных и ледниковых языков. В прохладе и на чистом воздухе животные быстро набирали вес. Кыргызы издревле знали животворную силу талой воды, горного климата, альпийских трав и рационально использовали их. К концу лета скот перегоняли в поймы рек и распадков, а с наступлением первых холодов - еще ниже - на осенние выпасы в предгорья. Поздней осенью, после уборки урожая, животноводы возвращались со стадами в зимовья. Нагулявший хороший вес и плотный жировой слой скот не поддавался зимней стуже.Зимой кыргызы, как правило, держали скот на подножном корму, выпасая его в защищенных от ветра лощинах и ущельях. Вобильные на снегопады зимы вперед пускали лошадей, которые разгребали копытами снег, затем на этих местах пасли коров, а потом уже овец. Нередко искусственно устраивали сход лавин с крутых склонов, после чего на освободившиеся от снега склоны выгоняли овец.После долгой зимы перекочевка из зимовий на весенние джай-лоо была для кыргызов особо торжественным и долгожданным праздником, который сопровождался особыми ритуальными церемониями. Увязав и погрузив домашний скарб и поклажу на верховых животных, все от мала до велика переодевались в чистые, новые одежды, накрывали поклажу коврами, поверх них приторачивали торбы, самовары и т.д., лошадей убирали в нарядную сбрую и попоны, украшали головы и шеи верблюдов. Те, кто обустраивался на летовке раньше других, встречали прибывающих сородичей и соседей угощением. Расстояние, на которое перекочевывали со скотом кыргызы, в разных регионах было разным. В одних случаях это было несколько десятков верст, в других — до сотни. В основном это обусловливалось природными условиями. Богатые и зажиточные скотоводы кочевали и устраивались <