Потребители электрической энергии.
Стартер.
Стартер представляет собой двигатель постоянного тока последовательного возбуждения, кратковременного режима работы с длительностью не более 10 с. Стартер состоит из электродвигателя, механизма привода и электромагнитных тяговых реле. Номинальная мощность стартера при напряжении 12 В-4 кВт (5,3 л. с). Электродвигатель стартера имеет четыре полюса, с помощью которых на корпусе смонтированы катушки обмотки возбуждения, имеющие последовательно-параллельное соединение. Корпус стартера изготовлен из полосовой стали.
Якорь стартера состоит из вала с напрессованным на него коллектором и пакетом стальных пластин, в пазы которых уложены секции обмотки волнового типа, изготовленные из неизолированного прямоугольного медного провода. Концы секции обмотки зачеканены в пазах и пропаяны.
Коллектор торцового типа, изготовлен из медной пластины и армирован пластмассой типа АГ-.Крышка выполнена из цинкового сплава, к ней приклепаны четыре щеткодержателя. Щетки трапецеидальной формы, надежность контакта их с коллектором обеспечивается усилием цилиндрических пружин , изолированных от «массы» для исключения возможности прохождения через них тока. Изолированные щетки с катушками обмотки возбуждения соединены с помощью штекеров.
Вал якоря вращается в подшипниках скольжения, запрессованных в крышках и , а также в промежуточную опору . Электродвигатель стартера получает питание от аккумуляторных батарей. Поворотом ключа замка зажигания электромагнит реле включается в цепь питания, втягивает якорь , движение которого через тягу и рычаг передается приводу стартера. Привод установлен на валу якоря и состоит из шестерни , роликовой муфты , свободного хода с направляющей втулкой, буферной пружины и втулки отводки.
Муфта свободного хода передает крутящий момент только в одном направлении – к валу дизеля, обеспечивая автоматическое разъединение валов стартера и дизеля после пуска и предохраняя тем самым якорь стартера от разрушения. При включении стартера крутящий момент вала якоря передается на направляющую втулку муфты свободного хода и от нее на наружную обойму. Поворачиваясь по ходу часовой стрелки, обойма заклинивается роликами продолжает вращаться вместе с гладкой цилиндрической поверхностью шестерни. Пружины удерживают ролики в узкой части фасонных пазов наружной обоймы. Вместе с наружной обоймой начинают вращаться шестерня и венец маховика дизеля. После пуска частоты вращения маховика и шестерни возрастают. Ролики увлекаются цилиндрической частью шестерни, перемещаются в более широкую часть фасонных пазов наружной обоймы и расклинивают поверхности. Благодаря этому исключается передача крутящего момента от работающего дизеля к якорю стартера.
Когда выключатель стартера поставлен в положение пуска, напряжение от аккумуляторной батареи подается на обмотку реле РС502, соединенную с «массой». Реле срабатывает, его контакты замыкаются, и через них подается питание на тяговое реле стартера. Последний включается и проворачивает коленчатый вал дизеля, с увеличением частоты, вращения которого повышается напряжение генератора, преобразуемое встроенным выпрямителем и подводимое к его обмотке. Когда напряжение возрастает до 8…9В, что соответствует частоте вращения 10,8… 12,5 с-1 (650…750 об/мин), реле срабатывает, размыкает свои контакты, обесточивается. После размыкания контактов под действием пружины стартер отключается.
Схема стартера для двигателя д-243.
1 Болт контактный; 2 Пружина; 3 Шайба специальная; 4 Скоба; 5 Шайба; 6 Шайба изоляционная; 7 Диск контактный; 8 Плунжер; 9 Втулка; 10 Шайба; 11 Пружина; 12 Ярмо; 13 Прокладка; 14Пружина; 15 Якорь; 16 Штифт; 17 Фланец; 18 Шайба; 19 Винт; 20 Шайба; 21 Ось рычага; 22 Крышка; 23 Вкладыш; 24 Шайба; 25 Гайка; 26 Шайба; 27 Обойма; 28 Полукольцо упорное; 29 Привод; 30 Пружина; 31 Втулка отводки (задняя); 32 Втулка отводки (передняя);33 Кольцо; 34 Подшипник; 35 Шайба; 36 Болт специальный; 37 Якорь; 38 Коллектор; 39 Шайба; 40 Винт; 41 Кожух; 42 Кольцо уплотнительное; 43 Изолятор пружины; 44 Пружина; 45 Щетка неизолированная; 46 Щетка изолированная; 47 Катушки; 48 Рычаг отводки;49 Наконечник; 50 Втулка изоляционная; 51 Корпус; 52 Катушки; 53 Крышка; 54 Болт стяжной; 55 Шайба; 56 Шайба; 57 Винт; 58 Траверса; 59 Шайба; 60 Гайка; 61 Шайба; 62 Гайка; 63 Шайба; 64 Шайба; 65 Крышка; 66 Прокладка