Правописание о — е(ё) после шипящих в корнях слов и в некоторых других случаях
В корнях слов после ж, ч, ш, щ под ударением может писаться или о, или е(ё).
Буква о пишется в том случае, если обозначаемый ею гласный звук в данном корне всегда является только ударным и никогда не может занимать безударного положения, например: жох, жом, чопорный, чокаться, шорник, шоры и т. д.
Буква е(ё ) пишется в том случае, если данный гласный в корне, кроме ударного, может иметь также и безударное положение, например: жёлудь — желудёвый, жёлоб — желобок, шёлк — шелковистый, черт — чертёнок и т. д.
Примечания:
1. Следует помнить, что о пишется также в словах: обжора, крыжовник, трещотка, чащоба, шов, Печора, чох, чохом.
2. В некоторых словах иноязычного происхождения о может писаться и в безударном положении: шовинизм, шоколад, шокировать, шоссё, шофёр.
З. В следующих словах пишется е(ё): тушёнка, кручёнка, печёнка, копчёнка, жжёнка (от тушёный, кручёный и т. д.), дешёвый, решётка.
4. В существительных поджог, ожог пишется о, а в глаголах поджёг, ожёг пишется е(ё).
Упражнение. Спишите слова. Объясните, почему в них после шипящих пишется о. С каждым словом составьте предложение.
Изжога, крыжовник, обжора, трущоба, чащоба, чокаться, чохом, шов, шорох; жокей, жонглер, крюшон, мажор, шоколад, шомпол, шоссе, шофер, шокировать.
Упражнение. Спишите примеры, вставляя пропущенные буквы
1. Лиза подвинулась ближе к Тоне и ш.. потом рассказала ей о столкновении на перекрестке. (Н. Островский.) 2. Вдоль деревянного забора шла широкая беговая дорожка из ж. .лтого песка. (А. И. Куприн) 3. Послышался громкий ш. .рох от встречи битого льда с корпусом лодки. (Г. И. Успенский.) 4. Изумруд ш. .л ровной машистой рысью. (А. И. Куприн.) 5. С плеч его свисал ж. ванный чесучовый пиджак. (К. Федин.) б. Он пристально следил, как Извеков разж. вывал хлеб вприкуску с яблоком. (К. Федин.) 7. Солоха побежала отворять дверь, а проворный ч. .рт влез в лежавший мешок. ( Н. В. Гоголь.)
Упражнение. Составьте небольшое описание на тему « В лесной чаще». В тексте описания используйте данные ноже слова.
Желоб, желудь, желтый, жердочка, кошелка, нашептывать, решетка, чащоба, черный, щелкать, бечевка, шорох.
Орфографические правила, связанные со словообразованием.
Один и тот же гласный звук данной морфемы в ударном и безударном положении чаще всего обозначается одной и той же буквой.
Поэтому безударные гласные корня в случае сомнений необходимо проверять ударением, подбирая соответствующую форму данного слова или подходящее родственное слово, например: очаровать— чары, зарядить — заряд, утонуть — утонет, утянуть — утянет, развевать — развёять, развивать — развить.
Ударением можно также проверять безударные гласные приставки, суффикса и окончания, например: высота — высоты, паровой — столовый, походить — походя, у дороги — у реки.
Упражнение. Запишите данные группы родственных слов с корнями
-став(л)-, -сто(j)-, -станов(л)-. С выделенными словами составьте предложения.
1) -став(л)-: ставить, выставить, выставлять, выставка, выставочный, отставной, составитель, составлять, оставлять, заставлять, переставлять;
2) -сто (j)-: застой, стоять, отстоять, выстоять, настоять, перестоять, устоять, самостоятельный, настоятельный, самостоятельность, настоятель;
3) -станов (л)-: постановить, установить, постановление, постановка, обстановка, постановочный, установочный, установка.
Упражнение. Запишите данные группы родственных слов и форм с корнями -драж-, -дрож -па(д)-, -да-. С выделенными словами составьте предложения.
1) -драж-: раздражать, раздражить, раздражение, раздраженный, раздраженность, раздражитель, раздражительный, раздражительность;
2) -дрож-: дрожь, дрожать, подрожать (на морозе), дрожащий, дрожание;
3) -па(д)-: падать, пропадать, выпадать, отпадать, ниспадать, выпадение, ниспадающий, выпадающий, пропадающий;
4) -да-: дать, давать, выдавать, задавать, передавать, отдавать, удаваться, выдавальщица, выдающийся.
Упражнение. Запишите данные группы родственных слов и форм с корнями -раз(ж)-, -образ(ж)-, -свят(щ)-, -свет(ч, щ)-. С выделенными словами составьте предложения.
1) -раз(ж)-: зараза, заразить, отразить, поразить, выразить, заражать, отражать, поражать, выражать, заражение, отражение, поражение, выражение, заразительный, поразительный, выразительный, выразительность, поразительность, заразительность, отраженный, пораженный, выраженный, зараженный;
2) -образ(ж)-: образчик, изображать, воображать, отображать, преображать, изобразить, вообразить, отобразить, преобразить, изображение, воображение, отображение, преображение, изображаемый, воображаемый, отображаемый, преображаемый, изобразительный;
3) -свят(щ)-: свято, святой, священный, посвятить, посвящать, посвящение, посвященный, святыня;
4) -свет(ч, щ): светлый, освещать, просвещать, осветить, просветить, освещение, просвещение, освещенный, просвещенный, освещенность, просвещенность.
Упражнение. Запишите данные группы родственных слов и форм с корнями -ви-, -ве (j )-, -вин-, -чар-, -един-. С выделенными словами составьте предложения.
1) -ви-: развитие, развивать, увиваться, завиваться, обвиваться, развивающийся, увивающийся, обвивающийся, развиваться;
2) -ве( j )-: веять, развевать, обвевать, развеваться, развевающийся, обвевающий;
З) -вин-: невинный, вина, обвинять, обвинение, извинять, извинение, провиниться, извините;
4) -чар-: чары, очаровать, чаровница, очаровательный, очарование, очаровательность, зачарованный, чарующий;
5) -един- (-один-): единственный, соединять, объединять, разъединять, соединение, объединение, разъединение, уединяться, уединение, соединенный, объединенный, разъединенный, уединенный, объединительный.
Упражнение. Запишите данные группы родственных слов и форм с корнями -мер-, -мир-, -ряд(ж)-, -ред(ж)-, -дав-. С выделенными словами со ставьте предложения.
1) -мер-: мера, измерять, вымерять, перемерять, измерение, измерительный, измеряющий, примерять, примеряющий;
2) -мир-: мирный, примирять, примирить, примиритель, примирительный, примирение, примиряющий;
3) -ряд(ж) -: зарядный, зарядить, нарядить, разрядить, обрядить, вырядить, заряжать, наряжать, разряжать, обряжать, заряжающий, наряжающий;
4) -ред(ж)-: редкий, редеть, редеющий, редевший;
5) -див-: дивный, удавить, удивлять, удивление, удивительный, удивленность, удивляющий, удавленный, удивительно.
Упражнение. Составьте сочинение на тему «Мой любимый поэт». Используйте в любой форме и в любом порядке следующие слова, сохраняя безударное положение гласных в их корнях.
Выставочный, самостоятельность, раздражение, подражать, вы падать, отдавать, выдающийся, выразить, поражать, выражение, выразительный, изображать, воображение, священный, посвятить, просвещение, развиваться, обвинение, очаровательный, чарующий, соединенный, объединение, примиряющий, примеряющий, удивление, удивительный.