Правила соблюдения Экадаши и дней явления Шри Вишну-таттвы

Экадаши-врата длится 3 лунных дня (3 титхи), захватывая как день перед Экадаши (дашами, 10-ые титхи), так и день после него (двадаши, 12-ые титхи). Сам день Экадаши – это 11-ые титхи. В дашами утром, представ перед ясными ликами Шри Шри Гуру-Гауранги Гандхарвики-Гиридхари Радхи-Виноды-бихариджи следует принять обет соблюдать установленную Ими Экадаши-врату.

[Иногда в связи с астрономической ситуацией пост переносится с экадаши на Двадаши (мы пишем с заглавной буквы те титхи, в которые следует совершать пост); в этом случае, тремя днями Экадаши-враты становятся экадаши, Двадаши и трайодаши (13-ые титхи)].

Вот мантра принятия обета в дашами из «Хари-бхакти-виласы»:

дашами-динам-арабхйа каришйе ’хам вратам тава

три-динам дэва-дэвеша нир-ввигхнам куру кешава

«О Верховный Повелитель Господь Кешава! Начиная с дашами, я буду соблюдать установленную Тобой трёхдневную врату. Устрани же всё препятствующее этому!» (13.3).

Из самой мантры принятия обета следует, что Экадаши-врата – это выполнение правил, предписанных для трёх дней этой враты, то есть для дашами, Экадаши и двадаши.

Сразу отметим, что правила трёх дней распространяют своё действие и на дни явления Шри Вишну-таттвы, потому что эти дни также являются Хари-васарами, как и Экадаши:

«Хари-васар – это не только Экадаши, но и другие священные для вайшнавов дни – Джанмаштами, Рама-навами, Нрисимха-чатурдаши, Гаура-пурнима...» – говорит Шрила Гурудэв, комментируя «Бхакти-расамрита-синдху-бинду» (4.9) Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

Подтвердим эту новость свидетельством «Хари-бхакти-виласы» на примере Джанмаштами:

«В целом три дня, начиная с седьмого [день перед Джанмаштами], следует соблюдать этот обет в соответствии с предписаниями для дашами, Экадаши и двадаши» (15.408).

Таким образом, Джанмаштами, Гаура-пурниму, Баладэва-пурниму, Нитьянанда-трайодаши, Адвайта-саптами, Нрисимха-чатурдаши, Рама-навами – все эти праздники, посвящённые явлению Шри Вишну-таттвы, а также Шива-ратри, следует проводить по правилам трёх дней – дня до явления, дня самого явления и дня после него – соответствующих правилами дашами, Экадаши и двадаши. Исключением является Вараха-двадаши, попадающий между Экадаши и Нитьянанда-трайодаши; в свою очередь Экадаши и Нитьянанда-трайодаши соблюдаются по правилу трёх дней каждый, составляя вместе пятидневную врату: дашами, Экадаши, двадаши, Нитьянанда-трайодаши, чатурдаши, которая прерывается в пурниму. Проведение Вамана-двадаши зависит от положения звезды Шравана и её влияния на Экадаши-титхи и Вамана-двадаши – это подробно объясняется в постскриптуме «Части второй» эссе. Посты до полуночи, восхода Луны, сумерек или полудня в дни явления Шри Вишну-таттвы, введённые с чьей-то лёгкой руки в практику гаудийа-вайшнавов, не находят подтверждения «Хари-бхакти-виласы», как и воздержание от зернобобовых. Они прерывают врату, и она считается невыполненной. Невыполнение Экадаши-враты – это не только «навлечение на себя вреда», но и утрата обретаемых её исполнением благословений, высший смысл которых нам объяснил Шрила Гурудэв и Кришна – служение на Голоке! Поэтому настроение должно быть очень серьёзным: если мы ещё живы и наступает Экадаши или день явления Шри Вишну-таттвы, то мы живы только для того, чтобы выполнить предписанную в эти дни врату. Нет другого смысла в том, что мы живы! Нужно забыть о еде, сне, семье, работе и всех прочих обязанностях и предложить себя этим дням, нирджалу, бодрствованию, Кришна-катхе и Харинаме!

Один преданный, дикша-ученик Шрилы Гурудэва, ссылаясь на своего нынешнего наставника и шикша-гуру, заявил во время нашего с ним разговора, что соблюдение поста в Шива-ратри в нашу практику ввёл Шрила Гурудэв, а до него этого не было. Этим утверждением в их группе придаётся авторитетность процессу, совершаемому ими в месяц Катьяяни, и оправдывается нововведённая садхана, отсутствующей в практике гаудийа-вайшнавов. Однако Шрила Гурудэв не даёт ни малейшего основания ссылаться на себя в этом случае, так как не является новатором поста в Шива-ратри среди гаудийев. В «Джайва-дхарме» Шрила Бхактивинода Тхакур приводит историю одного грешного охотника, который нечаянно пропостился насухую и прободрствовал целые сутки, которые оказались сутками Шива-ратри, в результате чего обрёл нитья-сукрити, позволившее ему в следующей жизни посвятить себя шуддха-бхакти. Устами Вайшнава даса Шрила Бхактивинода Тхакур говорит:

«Даже неосознанно соблюдая пост в день прославления Господа Шивы, человек, несомненно, обретёт преданность Господу Хари!» («Джайва-дхарма», 6).

В лекции, прочитанной 03 июля 1997 года в Голландии и вошедшей в книгу «Шива-таттва», Шрила Гурудэв говорит:

«В “Хари-бхакти-виласе” Шри Санатана Госвами с сожалением отмечает, что некоторые вайшнавы не соблюдают Шива-чатурдаши-врату. Он рекомендует всем преданным почитать Шанкару и праздновать его день – Шива-чатурдаши. Лично я всегда следую этому указанию».

Таким образом, в отношении поста в Шива-ратри, Шрила Гурудэв следовал прямому указанию Шрилы Санатаны Госвами и «Хари-бхакти-виласе», а также содержанию «Джайва-дхармы», то есть Шриле Бхактивиноде Тхакуру. Кроме того, он следовал в этом Шриле Бхактипрагьяне Кешаве Махараджу, так как указание изучать «Джайва-дхарму» и «Хари-бхакти-виласу» он получил от своего Гуру Махараджа. Это доказывает, что Шрила Гурудэв, соблюдая Шива-чатурдаши, следовал предписаниям парампары, а не придумал нечто новое. Можно с уверенностью сказать, что ни у кого нет подлинных оснований ссылаться на Шрилу Гурудэва для оправдания каких бы то ни было собственных отклонений от линии гаудийа-вайшнава-ачарьев, будь они в таттва-сиддханте или в садхана-бхакти.

Вернёмся к дашами.

Итак, в дашами утром перед Божествами мы читаем приведённую выше мантру принятия обета. В том случае, если по астрономическим причинам экадашный пост переходит на Двадаши, правила для дашами, Экадаши и двадаши переносятся соответственно на экадаши, Двадаши и трайодаши. День самого поста (независимо от того, выпадает он на экадаши, двадаши или на день явления Шри Вишну-таттвы) всегда регулируется правилами соблюдения Экадаши; а дни перед постом и после него – правилами для дашами и двадаши.

Поскольку Экадаши-врата начинается с дашами, начнём с правил для дашами и двадаши. Они идентичны. Их описывают два следующих стиха «Хари-бхакти-виласы» (13.6,7):

«О люди! Завтра день Господа Хари [Экадаши]! Поэтому сегодня [в дашами] не ешьте больше одного раза, не употребляйте кшара [запрещённую в дашами и двадаши пищу (см. 13.9)] и соль, а будьте удовлетворены хавишйей [пищей, разрешённой в дашами и двадаши (см. 13.10-13)]» (13.6).

«Отдых и сон на земле, полный отказ от общения с противоположным полом, памятование об Изначальном Верховном Повелевающем Господе Шри Кришне, привязанность принимать пищу [хавишйу] лишь один раз в день — всё это должно быть и в двадаши» (13.7).

(Напомним, что кшарах и хавишйа для дашами и двадаши отличаются от кшарах и хавишйи, например, месяца Пурушоттама: каждая врата имеет свои правила и свой перечень запрещённых и разрешённых продуктов.)

Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж в своей книге «Шри Экадаши-врата-катха» даёт такое описание дашами и двадаши:

«Проснувшись утром в дашами, день перед Экадаши, почистите зубы и примите омовение без использования масла; проведите поклонение Вишну и постоянно размышляйте о Хари; после полудня один раз примите прасад. В этот день запрещено: есть чечевицу, турецкий горошек, листовые травы и овощи, мёд, баклажаны, пшеницу... [приводится список запрещённых продуктов – кшарах], а также питаться дважды в день, принимать пищу в чужих домах, есть из медной посуды, переедать, пить много жидкости и беседовать с женщинами. Правила для дашами следует соблюдать и в двадаши. Во второй половине дня [дашами] почистите зубы; вечером зайдите в храм Шри Хари и, сосредоточенно обращаясь к Божествам, произнесите следующую мантру:

этадгрихитам говинда майа тватпурато вратам

сиддхим гаччхату нирввигхнам тава паданукампайа

ати-чанчала-читто ’хам лобха-мохамайо нарах

шакломйетад вратам карттум ким тавануграхамритэ

“О Говинда! Перед Твоим божественным ликом я принимаю этот обет – соблюдать Экадаши-врату. Пусть же по Твоей милости он будет успешен и лишён препятствий! Я подвержен всевозможным беспокойствам и соблазнам иллюзии, поэтому без Твоей милости выполнить этот обет неспособен”.

Сказав это, предложите прекрасным лотосным стопам Шри Хари цветы и дандават-пранамы. Проведите ночь на подстилке из травы куша».

Далее Шрила Вамана Махарадж переходит к описанию самого Экадаши:

«Проснувшись утром в Экадаши, прополощите рот водой 12 раз, не чистя зубы...»

Здесь подразумевается раннее утро, до брахма-мухурты; с брахма-мухурты начинаются Экадаши, а экадашный нирджал не допускает приёма даже одной капли воды в рот, поэтому даже ачаман в Экадаши выполняется лёгким прикосновением воды к краю нижней губы, а не выпивается, как в другие дни. Итак...

«Проснувшись утром в Экадаши [до брахма-мухурты], прополощите рот водой 12 раз, не чистя зубы, и примите омовение; проведите поклонение Вишну [мангала-арати]. Весь день повторяйте Хари-наму и обсуждайте Хари-катху, а ночью бодрствуйте, проводя её в собрании вайшнавов с чтением «Шримад-Бхагаватам», «Махабхараты», «Рамаяны» и других, подобных этим, писаний. В течение лунных суток Хариваса не следует просить ни у кого никакую пищу. Утром в двадаши, завершив утренние ритуалы, омойте молоком Божество Шри Хари и в определённое время прервите пост... Обязательно надлежит поститься и соблюдать вышеупомянутый обет во все Экадаши... Всем человеческим существам, начиная с восьмилетнего и до восьмидесятилетнего возраста, надлежит поститься как в тёмные, так и в светлые Экадаши».

Наставления Шрилы Ваманы Махараджа, изложенные им в его книге «Шри Экадаши-врата-катха», полностью совпадает с наставлениями Шрилы Гурудэва, которые он даёт Кришна-Балараме Свами в письме от 11 июля 1993 года:

«Я думаю, у тебя есть “Хари-бхакти-виласа” и ты читал в ней об этих темах. Ты также читал в “Шримад-Бхагаватам” историю Амбариши Махараджа, который всегда соблюдал нирджал в Экадаши. Из “Хари-бхакти-виласы” и из примера враты Амбариши Махараджа мы знаем, что в день перед Экадаши [в дашами] мы должны принять прасад только один раз и не должны пить воду – даже ночью. Во второй день [в Экадаши] мы не должны ни пить, ни есть на протяжении всего дня и всей ночи. И мы не должны спать. Мы должны соблюдать брахмачарью, постоянно повторять и слушать Кришна-катху и читать книги о бхакти. Также мы должны постоянно помнить игры Кришны и занимать свои 11 чувств служением Ему».

Нам очень повезло, что мы застали Шрилу Гурудэва и Шрилу Ваману Махараджа: они – «последние из могикан»! Теперь подобные наставления мы уже ни от кого не услышим!

Важной особенностью утренних обязанностей в Экадаши является принятие обета, подобного принятому в дашами, но посвящённого самому дню Экадаши. Лучше это делать перед Божествами, прочитав перед Их ясными ликами следующие мантры из «Хари-бхакти-виласы»:

экадашйам нирахарах стхитва ’хам-апаре ’ахани

бхокшйами пундарик-акшам шаранам ме бхавачйута

«О непогрешимый лотосоокий Господь! Я проведу Экадаши без пищи, а на следующий день прерву пост. Будь мне прибежищем, о Ачьюта, и не дай моему обету пройти впустую!» (13.25).

экадашйам нирахаро варджджайишйами ваи джалам

кешава прина нартхайа атйанта даманена ча

«Дорогой Господь Кешава! Чтобы доставить Тебе удовольствие, я, подчинив ум и чувства, буду соблюдать полный пост в этот Экадаши, не принимая даже воды» (15.36).

Сами мантры принятия обета в Экадаши свидетельствуют о той составляющей Экадаши-враты, которая обеспечивает её выполнение – это полный отказ от пищи и воды, нирджал! Все другие утверждения, выдвигающие на эту роль главные анги бхакти – шраванам-киртанам или вайшнава-сангу – остаются мнением, лишённым подтверждения шастр: мантры принятия обета не свидетельствуют в их пользу. Что касается садху-санги, то выполнение нирджала в Экадаши – это подлинная садху-санга с такими непререкаемыми садху, как Шрила Санатана Госвами, Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Гауракишора Дас Бабаджи Махарадж, Шрила Бхактиведанта Вамана Махарадж, Шрила Гурудэв и другие ачарьи нашей божественной сампрадайи, ибо садху-санга – это выполнение наставлений подлинных садху.

Шраванам-киртанам занимает ведущее положение во все дни, и это его ведущее положение сохраняется за ним, в том числе, и в Экадаши, но соблюдением Экадаши не является. Необходим нирджал. Если это условие соблюдается, шраванам-киртанам многократно усиливает результат. Если нирджал не выполняется, врата не является даже начатой в силу отсутствия единственного условия, которое сама врата ставит перед теми, кто намерен её соблюдать. Это красноречиво подтверждают следующие два стиха «Хари-бхакти-виласы»:

«О брахман! Даже если экадашный пост совершается из-за отсутствия пищи, этим достигаются все возможные блага, сулимые постом» (12.126).

«О брахман! Даже если поститься в Экадаши принуждает заключение в темницу царя, благо от такого поста будет, без сомнения, тем же самым!» (12.127).

Эти два стиха свидетельствуют, что даже те люди, которые не собирались соблюдать Экадаши, но в силу обстоятельств не имели в этот день возможности утолить голод и жажду, обретают блага выполнения Экадаши-враты! Это доказывает, что нирджал не нуждается в поддержке других составляющих бхакти для того, чтобы Экадаши-врата была признана выполненной, в то время, как нет ни одного свидетельства, что того же результата можно достичь за счёт вайшнава-санги или шраванам-киртанам (без поддержки нирджала), или что отсутствие вайшнава-санги и шраванам-киртанам прервало бы Экадашный пост. Почему нет таких свидетельств? Потому что вайшнава-санга и шраванам-киртанам, при всейценности этих анг бхакти, не являются условием соблюдения Экадаши.

Зато есть свидетельство «Хари-бхакти-виласы», комментируемое Шрилой Санатаной Госвами, что вкушение какой бы то ни было пищи в Экадаши приводит к утрате дхармы вайшнава и самого общения с вайшнавами:

«Тот, кто ест [что-либо – бхунктэ] в Экадаши, становится убийцей отца, матери, брата и гуру. Он будет отстранён от обители Вишну» (12.21).

Комментарий Шрилы Санатаны Госвами:

«Фраза “тот, кто ест в этот день, становится убийцей отца, матери и т.д.” означает, что он обретает грехи, равные по силе этим убийствам; а “будет отстранён от обители Вишну” – что он никогда туда не попадёт. [“Никогда не обретёт бхакти”, – говорит Шрила Гурудэв]. “От обители Вишну” можно ещё перевести как от вайшнавов, то есть он не получит их общение» (12.21 ком.).

Значит, вайшнавы обязательно соблюдают нирджал в Экадаши, потому что тот, кто ест что-либо в этот день, утрачивает их общение и отделяется от них, то есть не считается вайшнавом. Он не только обретает грехи, равные по силе убийству отца, матери, брата и гуру, но и лишается возможности когда-либо встретиться с вайшнавами. В противоположность этому, одним из благ, обретаемых строгим соблюдением Экадаши, является общение с истинными вайшнавами, то есть подлинная вайшнава-санга.

Таково распределение ролей и граница, которые устанавливает стих 12.21 и Шрила Санатана Госвами между вайшнавами и теми, кто ест что-либо в Экадаши. По какую сторону этой границы мы хотим находиться?

Вывод: потворство языку и желудку в Экадаши катапультирует с бхакти-марга в тусовки «Клуба любителей сознания Кришны» самсары, вынуждая мигрировать между средними и адскими планетами.

Итак, нирджал – это базовое условие соблюдения Экадаши-враты, подобное фундаменту, на котором может быть возведён храм экадашного праздника. Когда этот фундамент есть, шраванам-киртанам без труда явит совершенную архитектуру храмового зодчества и займёт своё безоговорочно главенствующее положение. Но без фундамента, заложенного нирджалом, на месте храма может появиться лишь лачуга, не соответствующая роскоши экадашного праздника и ожиданиям Кришны, а потому непривлекательная для Хари-намы.

Ещё можно сравнить нирджал с затребованным Кришной троном, который мы создаём по Его заказу, а затем приглашаем взойти на этот трон и удобно на нём расположиться Божественную Чету, Шримати Радхику и Шри Кришну, в форме Их Святых Имён – Харе Кришна маха-мантры.

«В Экадаши, воздерживаясь от дневного сна, не принимая ни воды, ни пищи, надлежит всю ночь радостно воспевать славу Господу и играть на музыкальных инструментах, чтобы доставить Ему удовольствие» – таков заказ Кришны, обеспечивающий праздник Его прославления!

«Прославление Кришны является главной отличительной особенностью этого дня», – говорит Шрила Санатана Госвами в комментарии к стиху (13.45) «Хари-бхакти-виласы»:

«В дашами следует быть воздержанным, в Экадаши – подчинить себе чувства и, став свободным от гнева и насилия, провести весь день и всю ночь в прославлении Кришны!» (13.45).

Весь день и всю ночь!

«Завершив ежедневное поклонение Божествам, вечером, в честь празднования любимого дня Господа Хари, следует провести пышное поклонение Хари, а ночь бодрствовать!» (13.53).

« “День Хари” – это Экадаши», – комментирует этот стих Шрила Санатана Госвами. – «Поскольку в этот день предписан праздник, надлежит провести пышное поклонение Хари!» (13.53 ком.).

А ночь – бодрствовать!

В очередной раз мы слышим о необходимости бодрствовать в Экадаши. И хотя бодрствование не упоминается в мантрах принятия обета, как и шраванам-киртанам, оно всегда подразумевается при описании праздника Экадаши-враты, как его важнейшая составляющая, без которой невозможно прославлять Кришну в любой форме шраванам-киртанам. Бодрствование считается настолько важным условием соблюдения Экадаши, что даже дневной сон в дашами и двадаши оскверняет врату, а сон в Экадаши расценивается как апарадха и тяжкий грех. Ниже будут приведены соответствующие цитаты из «Хари-бхакти-виласы» на эту тему.

Джагадананда Пандит – это вечный спутник Шри Чайтаньи Махапрабху, неразлучно сопровождавший Господа во время Его проявленных игр. Он знает все наставления Махапрабху досконально и в «Према-виварте» описывает случай, который произошёл в Джаганнатха Пури в Экадаши, когда Сарвабхаума Бхаттачарья, Каши Мишра и Гопинатха-ачарья принесли Махапрабху в сады Джаганнатхи-валлабхи Джаганнатх-прасадам. Гауранга предложил маха-прасаду дандаваты и, отложив прасада-севу на следующий день, прославил Экадаши и разъяснил всем собравшимся как надлежит вайшнавам праздновать этот священный день:

«В бхакти непочтение к Экадаши приводит к полному краху!... В Экадаши следует полностью отказаться от сна и еды... Только вкусом Святого Имени Кришны утоляют свою жажду в Экадаши благочестивые вайшнавы, других вкусов не принимают, других речей не ведут, все чувственные наслаждения отвергают!» («Према-виварта», 18).

Итак, действия, которые Кришна признаёт экадашным постом и соблюдением Экадаши, определены Им Самим и разъяснены в шастрах. Это, прежде всего, отказ от употребления воды и пищи (нирджал) и суточное бодрствование в Экадаши. Они выступают в роли фундаментального условия соблюдения Экадаши, на платформе которого другие составляющие экадашного праздника, начиная с правил, регулирующих дашами и двадаши, и заканчивая ягьями, пуджами, шраванам, киртанам, могут проявить себя в полной мере; однако, как бы ни были могущественны анги шраванам-киртанам, они не могут обеспечить выполнение Экадаши-враты независимо от нирджала и бодрствования.

Пост за других и уступка

Возникает вопрос: что же делать людям, которые не в состоянии проводить Экадаши без воды и пищи?

Ответ даёт «Хари-бхакти-виласа»:

«Если во время принятия обета ощущается телесная слабость, препятствующая его совершению, пусть этот пост соблюдает целомудренная жена или покорный сын, сестра или брат. Обет от этого не пострадает» (12.86).

«Или надлежит дать посильное пожертвование лучшему брахману. Постом за других обретается в сотню раз большее благо!» (12.83).

Комментарий Шрилы Санатаны Госвами:
«Постом за отца и других обретается в сотню раз большее благо, чем постом ради самого себя» (12.83 ком.).

Таков альтернативный вариант соблюдения Экадаши, описанный в шастрах.

Однако может быть ситуация, когда тому, кто не способен держать нирджал в Экадаши, некого попросить сделать это за него. Есть ли анукалпа (уступка) в такой ситуации?

Шрила Вамана Махарадж описывает в своей книге такую уступку, которая в порядке исключения даётся шастрами:

«Дети, старики, страждущие, больные и немощные могут соблюдать Экадаши-титхи, поев один раз вечером, и пищей им может служить лишь молоко, фрукты или корнеплоды».

В «Хари-бхакти-виласе» это сформулировано так:

«Если дети [до 8-ми лет], старики [с 80-ти лет и старше] и больные люди примут один раз ночью молоко, корнеплоды или фрукты, они не прервут этим свой обет» (12.91).

Значит, если человек слишком слаб, чтобы держать нирджал в Экадаши, он может попросить кого-то другого выполнить Экадаши-врату за него – вплоть до того, что заплатить за это деньги какому-нибудь благочестивому брахману. В этом случае, благо получают оба, причём постящийся за другого даже большее, чем если бы он постился только за самого себя. Если попросить некого, то дети до 8-ми лет, старики с 80-ти лет и старше, а также больные и немощные люди могут один раз после захода солнца принять молоко, фрукты или корнеплоды. Этот льготный вариант, в отличии от предыдущего, является ущербным, так как обретаемые им плоды ограничены, но Экадаши-врату он не прерывает и не имеет последствий нама-апарадхи, а значит, способен обеспечить высший результат за счёт шраванам-киртанам-смаранам и практики других составляющих бхакти.

Итак, возможность выполнить Экадаши-врату одним из трёх описанных шастрами способов имеет каждый человек. Воздержание от зернобобовых, как мы видим, не вписывается ни в один из них, а значит, соблюдением Экадаши не является. Увы, увы, увы!

Наши рекомендации