Охотники и собиратели Центральной, Южной и Восточной Африки
Охотники и собиратели Африки представлены в основном тремя группами - пигмеями Центральной Африки, бушменами Южной Африки и хадза Восточной Африки. Ни пигмеи, ни бушмены не являются стадиально единым монолитом - каждая из этих групп состоит из племен или иных этнических общностей, находящихся на различных уровнях социально-исторического и культурного развития. Одни, например так называемые «желтые» бушмены (кунг), в силу ряда исторических причин сохранили охотничье-собирательский уклад жизни и отвечающую ему социальную структуру в большей неприкосновенности, чем другие, например «черные» бушмены (хукве и хаиком, или хейкум), издавна находящиеся под воздействием соседей - банту. Нас, естественно, интересуют прежде всего первые; материалы, касающиеся вторых, привлекаются лишь в тех случаях, когда это необходимо для сравнения.
Пигмеев Центральной Африки можно разделить на три географически обособленные группы: 1) пигмеи бассейна реки Итури, известные как бамбути, вамбути или мбути и лингвистически делящиеся на три подгруппы: эфе, басуа, или суа, и ака; 2) пигмеи области Великих озер - тва, населяющие Руанду и Бурунди, и разрозненные группы, окружающие их; 3) пигмеи западных областей тропического леса - багуиелли, обонго, акоа, бачва, байеле и др. Кроме того, существует еще группа восточноафриканских пигмеев - бони [503, т. 1, с. 16; 504; 502].
В 50-х годах XX в. общая численность пигмеев составляла около 168 тыс. Наиболее многочисленной была западная группа - 126500 человек, пигмеи бассейна Итури насчитывали около 32 тыс., группа тва - около 9 тыс. человек [311, с. 8, 13]. По данным П. Шебесты, численность пигмеев Итури составляла в 70-х годах 50 тыс. [507, с. 755]. В 1978 г. число всех пигмеев достигало 250 тыс. [37, с. 876].
Пигмеи населяют обширные области Тропической Африки и в большинстве своем ведут экстенсивное охотничье-собирательское хозяйство. Деление на сезоны вследствие близости к экватору выражено здесь не резко. Это отражается на характере освоения ими природной среды. С глубокой древности пигмеи были, видимо, единственными обитателями тропического леса, его автохтонами. Об этом свидетельствуют легенды и предания самих пигмеев и их соседей - банту [503, т. 1, с. 84, 88]. Существует мнение, что и сам своеобразный антропологический тип пигмеев, в том числе рост, не превышающий в среднем 150 см, сложился под длительным воздействием специфических условии среды обитания, в ходе тысячелетней адаптации к ней. И в настоящее время группы пигмеев обитают в лесах от западного побережья Центральной Африки до области Великих озер на востоке, включая области к северо-западу и востоку от реки Конго; в прошлом населяемая ими территория была, вероятно, еще более обширной. Известно, что они жили здесь уже во времена фараона Пепи II Неферкере, в III тысячелетии до н. э. Не существует никаких признаков того, что они когда-либо находились на более высоком уровне развития, а затем деградировали. Следовательно, культуру и общественный строй пигмеев, сохраняющих традиционный образ жизни, который сложился на протяжении многих тысячелетий, можно рассматривать как типичные, репрезентативные для охотников и собирателей.
Но на протяжении нескольких последних столетий пигмеям приходилось постепенно уходить в глубь леса под натиском соседей - земледельцев и скотоводов - и осваивать недоступные области. Часть пигмеев, осев среди пришельцев, отказалась от полукочевого образа жизни и обитает теперь в постоянных поселениях. У пигмеев тва только группам, кочующим по горным склонам, куда носители производящих форм хозяйства еще не проникли, удалось сохранить традиционные формы жизни. Остальные группы тва занимаются изготовлением на продажу глиняной посуды. Это занятие, которое было совершенно чуждо их предкам, мужчины сочетают с охотой. Часть пигмеев, живущих на берегах озер, занимается рыболовством. Сравнительно недавно пигмеи - охотники и собиратели начали получать от соседей металлические наконечники для копий, охотничьи ножи и топоры. В традиционных условиях культура пигмеев основывалась на дереве и других материалах, которые можно добыть в тропическом лесу. Между многими группами пигмеев и их соседями издавна ведется обмен продуктами охоты и собирательства, с одной стороны, и земледелия - с другой. Как известно, пигмеи даже утратили свой древний язык (хотя лингвисты и находят некоторые его следы, в наибольшей степени - у группы эфе) и восприняли язык соседей - банту.
Из всех этих многочисленных групп полнее всего удалось сохранить основы своей древней культуры и общественного строя пигмеям мбути. К тому же о них известно больше, чем о других группах. Так, П. Шебеста начал изучение мбути в 1929 г., когда их еще не коснулось европейское влияние.
В тропическом лесу, в котором обитают мбути, достаточное количество не только воды (многочисленные реки и ручьи, по берегам которых пигмеи устраивают свои стоянки), но также разнообразной и постоянной пищи растительного (съедобные корни, грибы, орехи, ягоды, фрукты) и животного (антилопы, обезьяны, дикие свиньи) происхождения. Все это можно добывать круглый год, за исключением, пожалуй, меда, единственного вида пищи (если не считать термитов), который собирают в определенном сезоне. Год в области Итури делится на два сезона - сухой (декабрь - март) и сезон дождей (апрель - ноябрь). Наиболее дождливое время - август - октябрь - большинство общин мбути проводят на своих базовых стоянках, остальные месяцы кочуют в глубине леса, в пределах своих охотничье-собирательских территорий. Для добычи термитов общины распадаются на отдельные семьи, причем каждая возводит хижину неподалеку от термитника. Лес дает пигмеям все необходимое для жизни, включая материалы для изготовления орудий и утвари. И, по мнению всех исследователей, пигмеи обнаруживают замечательную приспособленность к природному окружению, за которой стоит опыт многих поколений. Глубокие связи с лесом в хозяйственном, социальном и религиозном отношениях выражаются, в частности, в том, что мбути называют себя «детьми леса». Лес они считают могущественным существом, от которого зависит само их существование. Лес олицетворяет для них силы природы и занимает особое место в мифологии и представлениях о мире. Отношение мбути к лесу, в котором они обитают, напоминает отношение австралийских аборигенов к земле, на которой они живут.
В течение многих тысячелетий предки мбути, как и предки других групп пигмеев, вели жизнь, свободную от всякого постороннего влияния. Позднее, когда мбути вступили в контакты с банту и европейцами, они обнаружили не только умение приспосабливаться к меняющейся обстановке, но и сильное противодействие внешнему влиянию, вследствие чего оно не затронуло глубинных основ их общественной жизни и культуры. По авторитетному свидетельству К. Тернбулла, одного из лучших знатоков пигмеев мбути, воздействие африканцев-земледельцев на мбути очень поверхностно [587, с: 148, 274]. Существует представление, пишет Тернбулл, что целые семьи пигмеев находятся в наследственной собственности банту, напоминающей крепостную зависимость, что последние заставляют пигмеев не только охотиться для них, но и работать на своих плантациях. Подобные утверждения не соответствуют действительности [585, с. 23-24]. Слухи о наследственной собственности на пигмеев распространялись самими банту и являются, по словам К. Тернбулла, не более чем мифом. Банту, по мнению Тернбулла, больше зависят от мбути, чем наоборот. Продукты земледелия - бананы, пизанги, маниоку, овощи, - а также металлические орудия пигмеи получают в обмен на продукты охоты. Все это, однако, не делает пигмеев зависимыми от банту. Отношения между теми и другими скорее основаны на взаимном обмене услугами и продуктами хозяйственной деятельности, хотя настоятельной экономической необходимости в таком обмене для мбути нет - лес обеспечивает их всем необходимым, и они могут вполне обходиться без продуктов земледелия их соседей. Значительного влияния на жизнь мбути, на их традиционные формы хозяйства этот обмен не оказывает. Не существует зависимости пигмеев от банту и в социальной сфере. Главы пигмейских деревень, назначаемые банту, не имеют реальной власти [589, с. 34-52, 150]. Хотя мбути заимствовали у соседей внешнюю форму некоторых обрядов, например обряда посвящения юношей - нкумби, некоторых социальных объединений, например мужского братства - каре, они наполнили эти обряды и институты новым содержанием, совершенно изменив их характер [585, с. 25-27]. У некоторых групп пигмеев в последние десятилетия под влиянием банту появилось спорадическое земледелие [511, с. 103-109, 118-121]. Попытались перейти к земледелию и некоторые общины мбути, но вскоре утратили к нему интерес и вернулись к традиционной кочевой жизни охотников и собирателей [587, с. 249-250]. Таким образом, преувеличивать влияние банту на пигмеев мбути было бы неверно. Такой знаток пигмеев, как П. Шебеста, пишет: «Общественная жизнь мбути обнаруживает так много самобытных, чуждых неграм элементов, что можно с полным правом говорить о существовании и ныне самостоятельной социальной культуры мбути. Более того, они сами оказали значительное влияние на общественную жизнь негров» [503, т. 2, ч. 2, с. 551].
Мбути делятся на два хозяйственных типа - охотников с луками (эфе) и охотников с сетями (суа и ака). Луки в одном случае и сети - в другом являются главными орудиями охоты, причем охотники с луками не пользуются сетями. Охотники с луками предпочитают охотиться небольшими группами, состоящими из представителей одной - трех семей: индивидуальная охота малопродуктивна. Считается, что для успешной охоты достаточно трех охотников. Чаще, однако, охотники с луками выходят группами из пяти или шести человек, иногда возглавляемых наиболее опытным охотником. Этим способом охоты во многом и обусловлено расщепление общин охотников с луками в охотничий сезон на хозяйственные группы, порою вплоть до отдельных семей. Исключением является охота загоном - бегбе, в которой принимает участие вся община, в том числе женщины и дети, а иногда и несколько соседних общин. Но бегбе устраивается обычно не более одного раза в год. При охоте с сетями каждый женатый охотник выставляет одну сеть. Сети, соединенные одна с другой, расставляются на земле в виде полукруга. Длина сети, принадлежащей одному охотнику, - от 9 до 30 м, а общая длина полукруга, образованного сетями всех участников охоты, достигает 900 м [185, с. 68]. Женщины криками гонят животных в сети. Этот способ охоты требует участия всех членов общины, иногда даже и детей.
Считается, что охота с сетями неэффективна, если сетей менее семи, так как общая длина цепи в этом случае невелика и в нее попадает очень немного дичи. Следовательно, эффективную охотничью группу могут образовать не менее семи семей, каждая со своей сетью. Цепь из более чем тридцати сетей, принадлежащих более тридцати участникам, слишком велика: дичь может легко ускользнуть из нее. Оптимальное число сетей - пятнадцать. Так требования охоты определяют оптимальный размер общины (пятнадцать семей), ее нижнюю и верхнюю границы. В бегбе у охотников с луками участвуют еще больше человек, чем в охоте с сетями, потому что здесь сами охотники образуют «человеческую сеть»; но из-за этого к такому способу охоты прибегают редко. Охота с сетями напоминает бегбе, однако у охотников с сетями нет руководителя. Решение о том, когда и куда они отправятся, принимается всеми охотниками сообща.
Наконец, существует еще охота с копьями на крупных животных - слонов, буйволов, окапи, кабанов. Охота с копьями может быть коллективной и индивидуальной, в последнем случае в ней принимают участие лишь лучшие охотники. Группа охотников на слона может состоять из мужчин одной общины или нескольких общин, но необходимо, чтобы люди находились в дружеских отношениях друг с другом - это обеспечивает успех охоты. Минимальная группа состоит из двух-пяти охотников [320, с. 52-69]. Группу охотников с копьями возглавляет лидер - тума. Его статус не институциализирован, и после охоты он вновь становится рядовым членом общины [320, с. 86-91]. Пигмеи охотятся с копьями на слонов так же, как это делали люди нижнего палеолита. Вспомним известную находку скелета древнего слона из Лерингена, между ребрами которого застряло хорошо сохранившееся деревянное копье. Копье в этом случае не метательное оружие, а пика или рогатина.
Единственное домашнее животное пигмеев, как и аборигенов-австралийцев, - охотничья собака.
Разделение труда в обществе пигмеев состоит главным образом в том, что мужчины охотятся, изготовляют охотничье оружие и устраивают мужские обряды - молимо и нкумби, а женщины помогают мужчинам в охоте, собирают растительную пищу, мелких животных, возводят хижины, готовят пищу и устраивают женские обряды - элима [250; 503, т. 2, ч. 1, с. 17-23, 31-35, 98-100]. Но добывание меда, связанное с необходимостью влезать на деревья, требует участия мужчин. И мужчины, и женщины принимают участие в обрядах молимо и элима. В разделении труда помимо полового имеет значение и возрастной фактор. Старейшие члены общины пользуются наибольшим уважением и авторитетом. Они - носители социального опыта, хранители социальных норм. Старики, а также увечные и больные окружены заботой и вниманием [589, с. 152-153]. У пигмеев наблюдаются и первые ростки специализации. Все взрослые мужчины одинаково владеют техникой охоты, однако некоторые охотники особенно искусны в каком-либо виде охотничьей деятельности. Основанные на этом специализацию и своего рода разделение труда обнаружил у пигмеев тва М. Гузинде: одни члены общины охотились на слонов, другие - на буйволов, третьи - на обезьян или львов. В свою очередь, эти люди нуждались в помощи других охотников [312, с. 27]. Наблюдаются у пигмеев и первые признаки разделения руководительской и исполнительской функций. Но, несмотря на различия в личных дарованиях и на авторитет старших членов общины, в ней господствует принцип равенства.
И в массовых формах охоты, и в обрядах злима - обрядах посвящения девушек, достигших половой зрелости, - принимают участие все женщины общины. Это служит преодолению изолированности замужних женщин, пришедших из разных общин, и помогает им в полной мере осознать себя членами своей новой общины.
Собирательство у охотников с сетями осуществляется на индивидуальном уровне в отличие от охоты, почти всегда коллективной. У охотников с луками, где женщины, как правило, не участвуют в охоте (за исключением бегбе), они обычно занимаются собирательством в составе небольших групп. Их основное орудие труда - небольшая палка. Работают женщины, как правило, ежедневно с 10 до 16 часов. Мясо составляет около 30 % рациона пигмеев, 70 % дает собирательство [503, т. 2, ч. 1, с. 11]. Положение женщин у мбути нельзя назвать приниженным, они даже допускаются в секретное общество торе. Однако более высокое положение мужчин определяется, по мнению самих мбути, их охотничьей деятельностью. Хотя женщины-собирательницы добывают пищи количественно больше, чем мужчины, мясная пища, которую приносят главным образом мужчины, ценится пигмеями (как и другими охотниками и собирателями) значительно выше растительной. Кроме того, мужчину уважают и ценят как воина - защитника общины. И все же в целом разделение труда у пигмеев имеет довольно архаический характер и по своим формам близко к той ранней его стадии, когда труд мужчин и женщин был сравнительно мало дифференцирован и это отражалось на их статусе. Ведь женщины, как уже говорилось, принимают активное участие в коллективных формах охоты, при этом они выступают иногда в роли руководительниц. Подобное явление наблюдал у пигмеев мбути П. Шебеста. К тому же женщины - руководительницы охоты зажигают священный огонь во время обряда, предшествующего охоте, чтобы сделать охоту успешной - а это свидетельствует о важной социально-идеологической роли женщины. Опытные женщины старшего возраста иногда возглавляют группы охотников и у пигмеев саванны. Эти «руководительницы охоты», как называют их сами пигмеи, не являются, однако, общественными лидерами в полном смысле слова [563,с.246-247].
Социальный строй пигмеев характеризуется рыхлой структурой: отдельные общины слабо связаны между собой. Каждая община - это небольшая группа семей, мужчины которой по преимуществу кровные родственники. Общины вирилокальны. Жены приходят из других общин и, как правило, поддерживают контакты с родными общинами на протяжении всей жизни. Вдова вправе вернуться в общину родителей вместе с маленькими детьми. Семья состоит из мужа, одной или, реже, нескольких жен и их неженатых детей. Обычно каждая простая семья занимает в стойбище отдельную хижину, высота которой около 1 м, диаметр - от 1,5 до 2,5 м. В хижине или перед нею находится семейный очаг. Однако, по словам М. Гузинде, в некоторых хижинах пигмеев обитает более одной семейной пары. Так, в одной из общин было семь хижин, в которых жило 12 семейных пар, всего 66 человек, в другой - три хижины, шесть семейных пар, всего 27 человек, в третьей - одна хижина, две семейные пары, всего восемь человек. Итак, в общинах, о которых он упоминает, было от 2 до 12 семей [310, с. 281-282]. У мбути - охотников с луками стойбища насчитывают примерно от 3 до 37 хижин, в среднем около шести хижин; у охотников с сетями общины больше: в среднем около 15 хижин в каждой. П. Шебеста наблюдал поселения мбути, в которых было и 50-60 хижин, и только одна, но, как правило, поселения насчитывают от 4 до 12 хижин. Поселения с большим количеством жилищ - обычно временные объединения родственных общин. В среднем в общинах пигмеев от 15 до 60 человек [503, т. 2, ч. 1, с. 126-127; 313, с. 59; 587, с. 160]. Согласно П. Патнему, общины охотников с сетями насчитывают до 150 человек, из них от 20 до 40 - взрослые мужчины-охотники [478]. Соседние общины иногда объединяются для совместной охоты загоном, но такие объединения редки и непродолжительны, и даже в этих случаях общины, стремясь сохранить свою автономию, живут в отдельных поселениях, правда расположенных поблизости друг от друга. Общины совершенно самостоятельны и сами решают все свои дела.
Племенная организация пигмеям неизвестна. Основными социальными общностями пигмеев являются, по словам К. Тернбулла, простая (нуклеарная) семья и хозяйственное объединение нескольких семей, образующее охотничье-собирательскую общину, которая осваивает принадлежащую ей охотничью территорию. Как две ведущие социальные формы выделяет их и П. Шебеста, причем община, по его словам, - это прежде всего хозяйственное объединение и самая важная социальная общность [587, с. 160; 503, т. 2, ч. 2, с. 288, 290, 304]. С. Зейтц называет пигмейскую общину наибольшей социальной общностью и основной производственной ячейкой [511, с. 61-62]. Община пигмеев, согласно П. Патнему, прежде всего экономическое единство [478]. Община - важнейшая социально-экономическая ячейка общества пигмеев, ведущие функции ее - производственные, пишет М. Гузинде [310, с. 283-284]. Экономическую обусловленность социальной структуры пигмеев он выразил следующим образом: «Экономическая система пигмеев – optimum adaptationis к естественным условиям, а их социальная структура - неизбежный результат их экономической активности» [311, с. 22]. И действительно, когда, например, в общине охотников с сетями остается менее десяти семей, т, е. менее десяти женатых мужчин, каждый из которых имеет одну сеть, охота становится трудной, а когда в общине остается менее семи семей - невозможной. Поэтому, когда община охотников с сетями становится слишком малочисленной, она сливается с соседними общинами. И напротив, когда число семей в общине превышает 30, она дробится на части меньшего размера. В этом особенно наглядно выступает ведущая функция общины как производственного коллектива. Община пигмеев стремится привести свою численность в соответствие с требованиями производства. Она достаточно велика и в то же время достаточно мала, чтобы успешно существовать как единый производственный коллектив, способный прокормить себя в определенных природных условиях.
Циклы дисперсии и концентрации, характерные и для других охотников и собирателей, свойственны одинаково охотникам с сетями и охотникам с луками, однако реализуются они различно. На протяжении всего охотничьего сезона охотники с сетями живут всей общиной, сохраняя необходимое число участников коллективной охоты, а в период собирания меда распадаются на небольшие группы. Охотники с луками, напротив, охотятся в составе хозяйственных групп, обычно трех или четырех, которые в период собирания меда соединяются. Но только во время охоты бегбе община охотников с луками обретает подлинное экономическое единство. В процессе слияния и расщепления общин охотников с сетями и охотников с луками действуют диаметрально противоположные модели, но цель преследуется одна и та же: оптимальная адаптация к условиям производства. Кроме того, в период собирания меда охотники с сетями снимают социальное напряжение, накопившееся на протяжении нескольких месяцев жизни большим коллективом; охотники с луками, напротив, используют этот период для возобновления внутриобщинных и межобщинных контактов, укрепления взаимных родственных и дружеских связей, для проведения совместных праздников и обрядов [320, с. 91-99; 589, с. 100-107; 586, с. 132-137]. Исследователи подчеркивают, что мобильность, численность, дисперсия и концентрация групп мбути зависят прежде всего от количества и распределения ресурсов и являются выражением социальной адаптации к экологическим условиям [155, с. 3-31]. Экологически обусловлены все основные способы охоты пигмеев (коллективная охота с сетями, коллективная и индивидуальная охота с луком и стрелами), смена базовых стоянок и охотничьих стойбищ.
Пигмеи барва, живущие к западу от озера Киву, являются охотниками и собирателями одновременно двух географических зон - горного леса и степей. Их охотничья деятельность определяется, как и в других областях расселения пигмеев, ритмической сменой сезонов. В сухое время года (май - сентябрь) они охотятся с сетями, причем в охоте принимает участие вся община, включая женщин и детей. Глава каждой семьи, как и у мбути, выставляет одну сеть. В сезон дождей (октябрь - май) пигмеи барва живут на базовой стоянке и охотятся в одиночку или группами из представителей нескольких семей. Группу охотников возглавляет руководитель - муиндаги. Устраивается и коллективная охота, в которой участвуют несколько общин. Мобильность, соответствующая сезонному ритму, имеет маятникообразный характер; из долговременного поселения барва переселяются во временные охотничьи стойбища в лесу, а затем возвращаются обратно [511, с. 66-87].
На протяжении года дважды происходит перестройка общины пигмеев: распадение ее на хозяйственные группы, каждая со своим собственным стойбищем в пределах общинной территории, а затем восстановление общины как единого целого. Большинство охотников с сетями уже в декабре, в начале сухого сезона, направляются к стойбищам, расположенным на их охотничьих угодьях. Каждой общине принадлежит часть леса, которую ее члены называют «нашим лесом». В ее пределах находится 5-6 охотничьих стойбищ, расстояние между которыми составляет 5-8 км. Размеры охотничьих территорий у мбути - от 120 до 300 кв. км, плотность населения - от 0,4 до 0,5 человека на 1 кв. км [344, с.131-188]. У пигмеев - лесных охотников охотничьи территории, как правило, невелики по сравнению с территориями охотников степей и саванн, например бушменов, но уровень потребления сравнительно высок. Так, среднее потребление мяса на человека у пигмеев - охотников с сетями - 800 г ежедневно. Это - один из наиболее высоких показателей среди охотников и собирателей [560, с. 101-135].
Каждая общинная территория мбути экономически самодостаточна. Ресурсов этой территории обычно хватает для пропитания всех членов общины, а сама территория достаточно велика для того, чтобы животные и растительные ресурсы их успевали восстановиться на протяжении хозяйственного года. К. Тернбулл пишет, что не встречал общины, которая бы испытывала острую нехватку в продуктах охоты или собирательства. Экономически, как и во всех других отношениях, общины пигмеев автономны и независимы. Экономические связи между общинами незначительны. Редкость и совместная охота двух или более общин. Экономическая взаимопомощь общин в прямом смысле этого слова проявляется в другом: если в силу тех или иных причин численность одной общины уменьшается и она как производственный коллектив перестает быть эффективной, а в другой общине наблюдается избыток людей, происходит перемещение части семей из второй, более крупной общины в первую [589, с. 93-97, 148-149, 174-175].
Собственная территория - один из главных признаков общины и один из основных факторов, объединяющих ее. К. Тернбулл понимает под общиной такое объединение, которое независимо от родственных связен составляющих его людей рассматривает себя в качестве собственника общей охотничьей территории [589, с. 24]. В оформлении структурных связей внутри общины отношения по родству и происхождению, по его мнению, не играют существенной роли. В отличие от К. Тернбулла, который говорит о неустойчивости и непостоянстве состава общин мбути, П. Шебеста отмечает их прочность, которую он объясняет тем, что их члены объединены прежде всего совместной хозяйственной деятельностью, а также родственными связями Г503, т. 2 ч. 2, с. 289-290].
Состав общины нестабилен, но стабильна ее территория, она-то и делает общину как социально-экономическую общность стабильной, и это еще более увеличивает значение общинной территории. Территория общины - как бы стенки сосуда, содержимое которого частично переливается в другие сосуды и смешивается с их содержимым, но сам наполненный сосуд при этом сохраняется.
Общинная экзогамия - ведущая тенденция, хотя случаются браки и внутри общины. В андаманских общинах, как отмечалось выше, тоже допускаются эндогамные браки. Простые семьи - те ячейки, из которых строится община; жизнь семьи тесно переплетена с жизнью общины, семья - неразрывная ее часть. В традиционных условиях и семья, и отдельная личность подчинены общине и только в ней обретают свое значение. Община невесты получает за нее выкуп от общины жениха, ведь она теряет рабочую силу. К тому же подобные отношения содействуют укреплению связей между общинами. Ту же цель преследует и такой обычай, существующий у части пигмеев: будущие супруги до достижения зрелости живут в одной общине. Дети в возрасте трех-четырех лет часто адоптируются другими семьями той же общины (или просто живут в них в течение некоторого времени), а иногда и другими общинами [589, с. 116-118, 179]. Зависимость семьи от общины, тесное переплетение интересов той и другой - черта, свойственная всем охотникам и собирателям, но воспитание детей в других семьях общины можно рассматривать, если речь идет об охотниках и собирателях, как архаическую особенность, восходящую к ранним стадиям развития семьи. О других архаических чертах в культуре и общественных отношениях пигмеев мбути уже говорилось.
Жизнь пигмеев основана на коллективизме и взаимопомощи как в повседневной борьбе за существование, так и в чрезвычайных обстоятельствах. По свидетельству П. Шебесты, в жизни пигмея община значит несравненно больше, чем отдельная семья. Интересы общины, в том числе хозяйственные, преобладают над интересами отдельной семьи; община как социальное единство прочнее и долговременнее семейного союза [503, т. 2, ч. 2, с. 312-314]. Это и неудивительно - вне общины семья не смогла бы выжить в тропическом лесу длительное время. Правда, при недостатке средств существования общины распадаются не только на хозяйственные группы, но и на отдельные семьи, и с этим связана периодическая хозяйственная самостоятельность семей [310, с. 279, 296-307]. Это свойственно и другим охотникам и собирателям. В то же время сотрудничество нескольких семей, составляющих общину, обеспечивает безопасность и саму жизнь каждого ее члена. Если кто-то вернулся с поисков пищи с пустыми руками, его накормят. Община избавляет человека от страха остаться без пищи, наедине с окружающим враждебным миром [313, с. 64-67, 69]. Но и община не может существовать без семьи. Семья и община нераздельны, каждая предполагает существование другой. Как хозяйственная ячейка, тесно связанная с общиной, семья, в основе которой лежит взаимопомощь мужчины и женщины, отражает коллективизм общины. К. Тернбулл справедливо называет коллективизм пигмеев ключом к пониманию их общества [585, с. 124]. Если для замужних женщин, пришедших из разных общин, интересы семьи зачастую преобладают над интересами общины, если их повседневная деятельность направлена прежде всего на повышение благосостояния их семей, общественные интересы мужчин сосредоточены в их общине, да еще в секретном обществе торе, выполняющем как социальные, так и магико-религиозные функции. Принадлежность к общине определяет их самосознание и поведение.
Община мбути в зависимости от времени года и условий хозяйственной деятельности может быть сконцентрирована в одном поселении (на базовой стоянке) или рассредоточена на принадлежащей общине территории в нескольких стойбищах или на стоянках охотников. Поселение пигмеев напоминает поселение семангов или андаманцев. Хижины расположены по периметру лесной прогалины и образуют окружность, в центре которой открытое пространство. Оно служит местом проведения обрядов и других общественных мероприятий. Посреди стоянки или в стороне пылает общий костер - средоточие и символ общинной жизни. Поселения нескольких родственных общин - редкое исключение из общего правила [503, т. 2, ч. 2, с. 306; 587, с. 148]. Окружающий лес осваивается во всех направлениях от поселения. Частота смены стойбищ - от 3-4 дней до 3-6 недель - зависит, видимо, от многих причин, важнейшая из которых - исчезновение дичи в районе охоты. Переход отдельных групп к оседлости, полной или долговременной, - всегда результат влияния извне [311, с. 8-57; 310, с. 234-295].
Количество полигамных браков в обществе мбути незначительно - не более 5-6 %; в группах, находящихся под влиянием соседей банту, оно возрастает до 10 %. Браки эти всегда полигинные [503, т. 2, ч. 2, с. 379; 587, с. 181]. У пигмеев бака некоторые мужчины имеют нескольких жен, и у каждой - отдельная хижина.
П. Шебеста и М. Гузинде в отличие от К. Тернбулла подчеркивают значение родственных связей в оформлении общины пигмеев, видят в ней группу семей, связанных кровным родством и совместно ведущих хозяйство. По мнению П. Шебесты, экзогамия общины основана на патрилинейности и патрилокальности. К. Тернбулл, однако, утверждает, что патрилинейное родство «не более чем тенденция», большинство общин строятся на когнатных родственных связях и покоятся прежде всего на территориальности. Значение родственных связей в обществе пигмеев вообще невелико [587, с. 176; 589, 284-285]. Совместное проживание, общие хозяйственные интересы - главные связующие факторы. Мужчин объединяет привязанность к общине, к которой большинство из них принадлежит от рождения, и к ее земле. Говоря о том, что община строится на кровнородственных связях, П. Шебеста добавляет: «Но не кровное родство сохраняет общину как целое, а совместная хозяйственная деятельность. Именно она стоит всегда на переднем плане» [503, т. 2, ч 2 с. 289].
П. Шебеста обнаружил в социальной организации мбути общности, которые он называет кланами. По его словам, эти общности, разбросанные среди различных общин, не локализованы, т. е. не обладают собственной территорией, и не имеют никакого экономического и политического значения [503, т. 2, ч. 2, с. 290]. Единственное, что связывает членов клана между собой, - представление об общем тотеме. Принадлежность группы людей к тому или иному клану определяется общим тотемом и общим самоназванием. В качестве тотемов выступают, как правило, различные животные (особенно часто леопард и шимпанзе), реже - растения. То, что Шебеста называет кланом, имеет характер скорее тотемической группы (по аналогии с тотемическими группами австралийцев), но не тотемического рода. Такого важнейшего признака рода, как экзогамия, клан мбути не знает. Экзогамными общностями являются общины, а не кланы. А так как клан охватывает несколько общин, представители одного и того же клана вступают в брак между собой [503, т. 2, ч. 2, с. 432-441]. Едва ли есть основания характеризовать такую структуру как родовую. Видимо, родовая организация пигмеям неизвестна. И некоторые исследователи прямо говорят о том, что никаких следов родовой организации у пигмеев не обнаружено [320, с. 90].
В то же время факты, о которых идет речь, свидетельствуют, по мнению некоторых исследователей, о существовании у пигмеев древнего и оригинального тотемизма [503, т. 2, ч. 2, с. 426; 311, с. 29-32; 313, с. 78-82]. Таково верование, что каждый человек происходит от животного или растения, с которым он тесно связан посредством безличной силы - мегбе. Все члены тотемического сообщества несут равную ответственность за уничтожение своего тотема (они не могут убить его, если это животное, не могут сорвать, если это растение), они смотрят на него как на родственника, брата. Пигмеи верят, что первый тотем был предком всех животных и растений данного вида и всех людей соответствующего сообщества. Тотемизм пигмеев имеет немало общего с тотемизмом аборигенов Австралии. Это - одно из тех явлений культуры и общественной жизни, которые сближают между собой такие отдаленные друг от друга охотничье-собирательские народы, как пигмеи и австралийцы, явлений, которые имеют типологический характер, свойственный определенной стадии социального развития.
Хотя общины пигмеев, как правило, экзогамны, все же некоторые общины охотников с сетями состоят из нескольких экзогамных патрилиниджей, члены которых могут вступать в брак между собой. По словам К. Тернбулла, экономическое, политическое или религиозное значение линиджей (у пигмеев это всегда патрилиниджи) ничтожно, в жизни общины они большой роли не играют, наиболее заметной их функцией является регулирование брачных связей [589, с. 97-99, 108]. Общины охотников с сетями всегда больше общин охотников с луками и не только иногда состоят из нескольких линиджей, но и включают в свой состав выходцев из других общин. Экономический статус последних не отличается от статуса остальных людей, они такие же равноправные члены общины. И напротив, отсутствующие члены общины, несмотря на то что родились в ней, теряют экономические связи со своей общиной. Экономическое равноправие членов охотничье-собирательской общины - это равноправие тех, кто трудится в ней, независимо от происхождения.
Охотничье-собирательские угодья общины со всей добываемой на них растительной и животной пищей, сырьем для изготовления орудий и утвари - ее коллективная собственность. Все члены общины, как принадлежащие к ней по рождению, так и влившиеся, имеют равные права на пользование землей и ее ресурсами. Ведь все они вносят в добывание средств существования свой труд. На земле общины отдельный человек ничего не может присвоить в полную собственность (за исключением только деревьев с ульями, о чем будет сказано особо), как не может присвоить саму землю [313, с. 67-68; 310, с. 287-289]. Как и в других охотничье-собирательских обществах, община в целом является субъектом экономической собственности на землю и ее ресурсы.
Территория общины хорошо известна ее членам и соседям. «На границах нет никаких условных знаков, - пишет Л. Котлоу, - но все пигмеи хорошо знают, где проходят эти условные линии. Более того, вам никогда не удастся уговорить пигмея, даже за щедрое вознаграждение, нарушить невидимую границу... Проводники-пигмеи будут сопровождать вас только до границы их владений» [81, с. 63]. Чужие допускаются на угодья общины только с согласия последней. Произвольное нарушение границ чревато конфликтами, но пигмеи, как уже говорилось, избегают нарушать границы чужих территорий, и столкновений на этой почве, как правило, не бывает. Преследуемое охотниками животное принадлежит той общине, на земле которой оно убито; если соседние общины находятся в дружеских отношениях друг с другом, они или делят добычу, или собственники территории уступают ее охотникам. Границы общинной территории, где протекает хозяйственная деятельность пигмеев, образуют своего рода окружность. Радиус активной хозяйственной деятельности вокруг стойбища - 3-4 км [503, т. 2, ч. 1, с. 96-98; 560, с. 123-124].
Если собственность на землю являетс<