Упражнения на различение длинных и коротких слов
Упражнение 1
У ребенка фишки, перед ним на столе — длинная и короткая полоски бумаги. Логопед предлагает послушать слово и определить, длинное оно (звучит долго) или короткое (звучит недолго). Услышав слово, ребенок кладет фишку соответственно под длинную или короткую полоску.
Слова:
сук, милиционер, велосипедист, лак, пирамида, щит, учительница, балерина, суп, жук, библиотека, мухоморы, шар.
Упражнение 2
Перед ребенком набор картинок с односложными и многосложными словами. Требуется разделить их на две группы.
Упражнение 3
Из группы детей выбираются двое. Один ребенок ^ищет в комнате предметы с короткими названиями, другой — с длинными. Найдя предмет, играющий называет его, остальные проверяют.
II ЭТАП
Далее слова отрабатываются в соответствии с усложнением звуко-слогового состава. Мы придерживаемся следующего порядка в работе.
Упражнения на объяснение значений малознакомых слов
Поскольку знание лексического значения необходимо для овладения правильным произношением, логопеду следует уточнить значение слова (например, включив его в предложения).
Упражнения на отраженное
Скандированное повторение слов
Изучаемого типа
Упражнение 4
Тренировка умения делать паузы между слогами.
После того как учитель назовет слово, ребенок должен повторить и отстучать его по столу сопряженно. При этом, если взрослый поднимает и удерживает руку вверху, нужно держать паузу, пока рука не опустится. Приведем пример:
БУ.... СЫ, НЕ..... БО, ЛЮ..... ДИ
КО..... ЛЕ-НО (КО-ЛЕ...... НО)
О-ЛЕ.... НИ (О...... ЛЕ-НИ)
СИ..... НИ-ЦА (СИ-НИ....... ЦА).
Далее ребенку предлагается после называния каждого слога делать поворот к другому углу комнаты (или на 360°) и после этого произнести следующий слог.
Упражнение 5
Звуковой анализ и синтез.
1. Подсчет слогов, называние одного, двух и т.д. слогов подряд, либо вразнобой по просьбе логопеда.
2. Выкладывание полосок, палочек по количеству слогов.
3. Выбор подходящей схемы слова.
4. Анализ каждого слога (подсчет и перечисление звуков).
Данный вид работы особенно важен при изучении слов
со стечениями согласных. Эта группа слов требует специального внимания. Предлагается следующий порядок освоения:
1) двусложные слова со стечением в середине слова: вначале даются слова, начинающиеся на гласный звук (игла, овцы, елка, яхта, очки), затем — слова, начинающиеся на согласный звук (пятка, ногти, кухня, сумка, метла, полка, сосна, свекла, пушка, сундук, козлик, винтик, воздух, компот, лыжник, ландыш), после этого — слова с двумя стечениями согласных (ласточка, солнышко, бадминтон, листочки, кустарник, картинка);
2) стечение в конце слова (кость, мост, бинт, волк,
дождь, тент, кисть).
3) стечение в начале слова (слон, ткань, стол, шлем, пляж, глаз, стул, плот, квас, джем, ключ, плащ);
4) односложные слова с двумя стечениями (столб, шланг, хвост, кремль, гвоздь);
5) многосложные слова со стечениями (скворечник, наперсток, кастрюля, лекарство, отвертка, библиотека, строительство, открывашка, салфетница, перекресток, демонстрация).
Упражнение 6
Изолированное проговаривание слов «Идем по лесенке». Игра проводится с одним ребенком либо с группой в виде соревнования «Кто поднимется выше?» Ребенок должен, повторяя за логопедом слово по слогам, подниматься пальчиками по ступенькам игрушечной лесенки. На каждой ступеньке — остановка. Если ребенок ошибается, то повторяет слово с более низкой ступеньки.
Упражнение 7
Вариант игры «Идем по лесенке». Можно предложить ребенку повторить серии из двух-трех односложных слов из закрытого слога: в прямом порядке, с подъемом по лесенке вверх, либо в обратном, со спуском вниз:
СУП — ДЫМ
ГУСЬ — КОТ
ДОМ — НОС
МЕХ - СОН - ЛОБ
ДУШ — ЛОСЬ — МЫШЬ
КУБ - ЛЕС — ФЕН.
Упражнение 8
Повторение рядов слов, близких по звуковому составу: — отличающихся гласными звуками: СУК — СОК МЕХ — МАХ — МОХ
МЯЧ — МЕЧ ДОМ — ДЫМ — ДАМ
КИТ - КОТ БЫК - БОК — БАК — БУК
ЛЕС — ЛИС ТОК — ТУК — ТИК — ТАК
САМ — СОМ
НОС - НЁС ДЫНЯ — ДАНЯ
СОН — СЫН ЛЫЖИ — ЛУЖИ
ТИР — ТЁР РУКИ — РЕКИ
ГОЛ — ГУЛ РАКИ — РУКИ
МЫЛО — МАЛО
ЮЛА — ЮЛЯ
ЛУНА - ЛЕНА; — отличающихся согласными звуками:
СУК - СУП ДУБ — КУБ — СУП — ЗУБ
НОС — НОЖ КОНЬ — КОМ — КОТ — КОЛ
МЕХ — МЕЛ МАК — МАЙ — МАХ — МАЛ
ВОТ - ТОТ — КОТ — ГОД
ЛЕС — ЛЕВ — ЛЕЙ МЁД — ГОД — КОТ — ЛЁД
КИТ — ВИД — ЩИТ СОМ — КОМ — ДОМ — ТОМ
СОМ — СОК — СОН ЛУК — БУК — ТУК — СУК
КОЛ - ГОЛ — ПОЛ МАК — ТАК — БАК — ЛАК
БОК - ТОК - СОК
ЛОСЬ - ЛОБ - ЛОМ
ЛЫЖА — ЖИЖА РОЗА — ПОЗА
СОВА — СОФА ШАРЫ — ДАРЫ
КОЗА - КОСА НОТЫ - СОТЫ
Куча — ТУЧА МУКА — РУКА
РУКИ — ЩУКИ ЗУБЫ — ШУБЫ
МЫЛО — БЫЛО ТИНА — ТИМА
ДЕТИ - СЕТИ НИНА - ТИНА;
— отличающихся согласным звуком и местом ударения:
ВОДА — СОДА КОЗА — РОЗА
ЛУНА — ЛУПА КОЖА — КОЗА
ВАТА — ФАТА ПОЗА — КОЗА
УШИ — УЖИ РУКИ — ЖУКИ.