Практическое и научное значение географических карт. Классификация географических карт.
Географическая карта – уменьшенное обобщённое изображение земной поверхности на плоскости в определенной проекции, с учетом кривизны поверхности относимости, показывающие размещение, сочетания и связи природных и общественных явлений, отбираемых и характеризуемых в соответствии с назначением данной карты.
Географические карты служат важнейшим средством изучения земной поверхности, позволяя одновременно обозревать территорию любых размеров. Географические карты применяются в различных отраслях народного хозяйства и науки. Они требуются для производства различных изысканий и проектирования (в качестве основ), для организации землеустройства и административно-хозяйственного управления, для обучения и научных исследований. От каждой карты требуется, чтобы она была достоверной, точной, достаточно полной и подробной, наглядной и удобочитаемой.
По пространственному охвату карты бывают: Карты всего земного шара; Карты полушарий (северной и южной, западной и восточной, материковой и океанической); Карты материков и океанов; Карты частей материков (полуостровов, отдельных регионов и т.д.) и частей океанов (морей, заливов, проливов и др.); Карты государств, карты частей государств (единиц административного деления); Карты населенных пунктов; Карты локальных объектов (заповедников, промышленных предприятий и т.п.).
По масштабу выделяют:
Крупномасштабные (топографические) карты (масштаба 1: 200 000 и более) воспроизводят основные особенности местности; их создают в результате обработки аэрофотоснимков и путем непосредственных полевых наблюдений и измерений на местности.
Среднемасштабные (обзорно-топографические) карты (1: 200 000 - 1: 1 000 000 включительно) создают с крупномасштабными картами путем генерализации, т.е. отбора и обобщения объектов в соответствии с назначением карты.
Мелкомасштабные карты (обзорные) карты (мельче 1: 1 000 000) предназначены для изучения больших территорий и часто используют как основу для тематических карт.
По содержанию карты бывают:
Общегеографические. На них элементы местности изображают с одинаковой детальностью. Это в основном рельеф, гидрография (реки, озера, болота), а также населенные пункты, пути сообщения и т.д.. Ни один из объектов, нанесенных на карту, не выделяют особенно среди других. Классическим примером общегеографической карты является топографическая карта.
Тематические. Эти карты передают с большей детальностью один или несколько элементов, в зависимости от тематики данной карты. Среди них различают физико-географические карты (геологические, климатические, почвенные, ботанические, природного районирования и т.п.) и социально-экономические (политические, политико-административные, экономические, карты населения и др.).
По назначению карты делятся на: Научно-справочные; Учебные; Военные; Навигационные; Туристические и т.д.
По способу использования карты бывают:
Настенные; Настольные; Компьютерные (на мониторе компьютера); Текстовые (например, в газетном тексте) и др.
Значение карт трудно переоценить. Карта - модель действительности. Она имеет большую информативность, обзорность, наглядность. Это делает ее важнейшим средством научного познания в географии и в других областях знаний о Земле и обществе.
Географическая карта незаменима при решении различных народнохозяйственных задач, связанных с изучением и освоением территорий. Поиски и разведка полезных ископаемых, учет и оценка сельскохозяйственных земель, вод, лесов, мелиоративное строительство, работы по проектированию дорог, каналов, линий коммуникаций и электропередач, промышленных объектов, природоохранных и других территорий немыслимы без карт и планов.
Карты необходимы морякам, летчикам, космонавтам, метеорологам и многим другим специалистам. Исключительно важным и разносторонним является применение топографических карт в военном деле.
Карта играет значительную роль в преподавании географии. Карты позволяют устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимости как в природе, так и между естественными и социально-экономическими объектами. Они развивают географическое мышление. Поэтому в школе и высшем учебном заведении карта является важнейшим орудием получения географических знаний.