Расстояние от площадок до жилых и общественных зданий
Площадки | Размеры площадок м2/чел; | Расстояния от площадок до окон жилых и общественных зданий, м |
Для игр детей дошкольного и младшего школьного возраста | 0,7 | |
Для отдыха взрослого населения | 0,1 | |
Для занятий физкультурой | 2,0 | 10-40 |
Для хозяйственных целей | 0,3 | |
Для выгула собак | 0,3 | 40 и более |
Расстояния от площадок для занятий физкультурой устанавливаются в зависимости от их шумовых характеристик. Расстояния от площадок для мусоросборников до физкультурных площадок, площадок для игр детей и отдыха взрослых принимаются не менее 20м, а от площадок для хозяйственных целей до наиболее удаленного входа в жилое здание свыше 100 м.
Учреждения и предприятия обслуживания размещаются приближенно к местам жительства и работы. При расчете учреждений и предприятий обслуживания принимаются социальные нормативы обеспеченности.
Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке, как правило, принимают не более указанного в табл. 3.
Таблица 3.
Радиус обслуживания населения учреждениями и предприятиями, размещенными в жилой застройке
Учреждения и предприятия обслуживания | Радиус обслуживания, м |
Детские дошкольные учреждения, кроме специализированных и оздоровительных: в городах в сельских поселениях, в малых городах при одно- и двухэтажной застройке | |
Общеобразовательные школы | 750 (500 для нач. классов) |
Помещения для физкультурно-оздоровительных занятий | |
Физкультурно-спортивные центры жилых районов | |
Поликлиники и их филиалы в городах | |
Раздаточный пункт молочной кухни | |
То же при одно- и двухэтажной застройке | |
Аптеки в городах | |
То же при одно- и двухэтажной застройке | |
Предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания местного значения в городах при застройке: многоэтажной одно- и двухэтажной | |
Отделения связи и филиалы сберегательного банка |
Общественные центры.
1. В городах следует формировать систему общественных центров, включающую общегородской центр, центры планировочных районов (зон) жилых и промышленных районов, зон отдыха, торгово-бытовые центры повседневного пользования, а также специализированные центры (медицинские, учебные, спортивные и др.), которые допускается размещать к пригородной зоне.
Примечание. Число, состав и размещение общественных центров принимаются с учетом величины города, его роли в системе расселения и функционально-плакировочной организации территории. В крупных и крупнейших городах, а также в городах, с расчлененной структурой общегородской центр, как правило, дополняется подцентрами городского значения. В малых городах и сельских поселениях, как правило, формируется единый общественный центр, дополняемый объектами повседневного пользования в жилой застройке.
2. В общегородском центре в зависимости от его размеров и планировочной организации следует формировать системы взаимосвязанных общественных пространств (главных улиц, площадёй, пешеходных зон), составляющих ядро общегородского центра.
В исторических городах ядро общегородского центра допускается формировать полностью или частично в пределах зоны исторической застройки при условии обеспечения целостности сложившейся исторической среды.
Селитебная территория.
Планировочную структуру селитебной территории городских и сельских поселений следует формировать с учетом взаимоувязанного размещения зон общественных центров, жилой застройки, улично-дорожной сети, озелененных территорий общего пользования, а также в увязке с планировочной структурой поселения в целом в зависимости от его величины и природных особенностей территории.
Для предварительного определения потребности в селитебной территории следует принимать укрупненные показатели в расчете на 1000 чел.: в городах при средней этажности жилой застройки до 3 этажей — 10 га для застройки без земельных участков и 20 га — для застройки с участками; от 4 до 8 этажей — 8 га; 9 этажей и выше — 7 га.
Селитебную территорию в городах необходимо расчленять на районы площадью не более 250 га магистралями или полосами зеленых насаждений шириной не менее 100 м.
При определении размера селитебной территории следует исходить из необходимости предоставления каждой семье отдельной квартиры или дома. Расчетная жилищная обеспеченность определяется дифференцированно для городов в целом и отдельных их районов на основе прогнозных данных о среднем размере семьи, с учетом типов применяемых жилых зданий, планируемых объемов жилищного строительства, доли фонда, строящегося за счет средств населения. Общую площадь квартир следует подсчитывать в соответствии с требованиями СНиП 2.08.01-89.
Размещение индивидуального строительства в городах следует предусматривать:
• в пределах городской черты — преимущественно на свободных территориях, включай территории, ранее считавшиеся не пригодными для строительства, а также на территориях реконструируемой застройки (на участках существующей индивидуальной усадебной застройки, в районах безусадебной застройки при ее уплотнении и в целях сохранения характера сложившейся городской среды);
• на территориях пригородных зон — на резервных территориях, включаемых в городскую черту; е новых и развивающихся поселках, расположенных в пределах транспортной доступности города 30—40 мин.
Районы индивидуальной усадебной застройки в городах не следует размещать на главных направлениях развития многоэтажного строительства на перспективу.
В районах индивидуальной застройки следует предусматривать озеленение, благоустройство и инженерное оборудование территории, размещение учреждений и предприятий обслуживания повседневного пользования.
Производственная территория (промышленная зона)
Промышленные предприятия, как правило, размещаются (должны размещаться) на территории промышленных зон (районов) в составе групп предприятий (промышленных узлов) с общими вспомогательными производствами или объектами инфраструктуры.
При размещении промышленных зон (районов) необходимо обеспечивать их рациональную взаимосвязь с жилыми районами при минимальных затратах времени на трудовые передвижения.
Территория, занимаемая площадками(промышленных предприятий и других производственных объектов учреждениями и предприятиями обслуживания, должна составлять, как правило, не менее 60 % всей территории промышленной зоны (района).
Примечания;
1. Занятость территории промышленной зоны (района) определяется в процентах как отношение суммы площадок промышленных предприятий и связанных с ними объектов в пределах ограждения (или при отсутствии ограждения — в соответствующих ей условных границах), в также учреждений обслуживания с включением площади, занятой железнодорожными станциями, к общей территории промышленной зоны (района), определенной генеральным планом города. Занятые территории должны включать резервные участки на площадке предприятия, намеченные в соответствии с заданием на проектирование для размещения на них зданий и сооружений.
2. Нормативный размер участка промышленного предприятия принимается равным отношению площади его застройки к показателю нормативной плотности застройки площадок промышленных предприятий в соответствии со СНиП II-89-80
В пределах селитебной территории размещаются промышленные предприятия, не выделяющие вредных веществ, с не пожароопасными и невзрывоопасными производственными процессами, не создающие шума, превышающего установленные нормы, не требующие устройства железнодорожных подъездных путей. При этом расстояние от границ участка промышленного предприятия до жилых зданий, участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения и отдыха принимается не менее 50м.
В случае невозможности устранения вредного влияния предприятия, расположенного в пределах жилой застройки, на окружающую среду предусматривается уменьшение мощности, перепрофилирование предприятия или отдельного производства или его перебазирование за пределы жилой застройки.
Для объектов по изготовлению и хранению взрывчатых веществ, материалов и изделий на их основе следует предусматривать запретные (опасные) зоны и районы. Размеры этих зон и районов и возможность строительства в них определяются специальными нормативными документами, утвержденным в установленном порядке, и по согласованию с органами государственного надзора, министерствами и ведомствами, в ведении которых находятся указанные объекты. Застройка запретных (опасных) зон жилыми, общественными и производственными зданиями не допускается, В случае особой необходимости строительство зданий, сооружений и других объектов на территории запретного района может разрешаться в каждом конкретное случае в порядке, указанном в Положении по установлению запретных зон и районов при арсеналах, базах и складах, утвержденном в установленном порядке.
Научная и научно-производственная зона (район).
На территории научной и научно-производственной зоны следует размещать учреждения науки и научного обслуживания, опытные производства и связанные с ними высшие и средние учебные заведения, учреждения и предприятия обслуживания, а также инженерные и транспортные коммуникации и сооружения.
Примечание. Состав научной и научно-производственной зоны и условий размещения отдельных НИИ и опытных производств следует определять с учетом факторов влияния на окружающую среду.
Численность работающих научно-производственной зоны, расположенной в пределах селитебной территории, не должна превышать 15 тыс. чел.
Размеры земельных участков научных учреждений следует принимать (на 1000 м2 общей площади), га, не более:
естественных и технических наук…......0,14 – 0,2
общественных наук……………………..0,1 – 0,12
Коммунально-складская зона (район).
На территориях коммунально-складских зон (районов) следует размещать предприятия пищевой (пищевкусовой, мясной и молочной} промышленности, общетоварные (продовольственные и непродовольственные), специализированные склады (холодильнику картофеле-, овоще-, фруктохранилища), предприятия коммунального, транспортного и бытового обслуживания населения города.
Примечания:
1. Для малых городов и сельских поселений следует предусматривать централизованные склады, обслуживающие группу поселений, располагая такие склады преимущественно а районных центрах или пристанционных поселениях.
2. В районах с ограниченными территориальными ресурсами и ценными сельскохозяйственными угодьями допускается при наличии отработанных горных выработок и участков недр, пригодных для размещения в них объектов, осуществлять строительство хранилищ продовольственных и промышленных товаров, сметной документации, распределительных холодильников и других объектов, требующих обеспечения устойчивости к внешним воздействиям и надежности функционирования.
Размеры земельных участков складов, предназначенных для обслуживания поселений. допускается принимать из расчета 2 м2 на одного человека в крупнейших и крупных городах с учетом строительства многоэтажных окладов и 2,5м2 — в остальных поселениях.
В городах-курортах размеры коммунально-складских зон для обслуживания лечащихся и отдыхающих следует принимать из расчета 6м2 на одного лечащегося или отдыхающего, а в случае размещения в этих зонах оранжерейно-тепличного хозяйства — 8м2.
В городах общая площадь коллективных хранилищ сельскохозяйственных продуктов определяется из расчета 4—5 м2 на одну семью. Число семей, пользующихся хранилищами, устанавливается заданием на проектирование.
Ландшафтно-рекреационная территория.
В городских и сельских поселениях необходимо предусматривать, как правило, непрерывную систему озелененных территорий и других открытых пространств. Удельный вес озелененных территорий различного назначения в пределах застройки городов (уровень озеленения территории застройки) должен быть не менее 40%, в границах территории жилого района не менее 25% (включая суммарную площадь озелененной территории микрорайона).
Примечания:
1. В зонах тундры, лесотундры, пустыни и полупустыни уровень озеленения территории в пределах застройки должен устанавливаться в соответствии с региональными нормами.
2. В городах с предприятиями, требующими устройства санитарно-защитных зон шириной более 1км, уровень озеленения территории застройки следует увеличивать не менее чем на 15 %.
В крупнейших, крупных и больших городах существующие массивы городских лесов следует преобразовывать в городские лесопарки и относить их дополнительно к озелененным территориям общего пользования исходя из расчета не более 5 м2/чел.
Планирование отношений субъектов градостроительной деятельности
Регулирование отношений субъектов градостроительной деятельности осуществляется на основе федеральных законодательных документов и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Регулирование осуществляется на региональном уровне на основе постановлений законодательных органов субъектов Российской Федерации. Объектами регулирования являются: объекты жилищно-гражданского назначения, объекты коммунального и промышленного назначения и земельные участки. Регулирование осуществляется с целью:
1. упорядочения процедуры выделения земельных участков и рационального их использования
2. совершенствования процедуры проведения аукционов и передачи прав на аренду земельных участков
3. совершенствования процедуры оформления разрешения на проектирование и строительство объектов в черте города.
Основными направлениями, по которым осуществляется регулирование, являются:
1. Предоставление земельных участков. Земельные участки для проектирования и строительства предоставляются юридическим и физическим лицам на возмездной основе. В соответствии с генеральным планом города, планами застройки микрорайонов и кварталов при условии соблюдения установленных градостроительных регламентов. Строительство на территории города производится только по разрешению правомочного органа исполнительной власти местного самоуправления – главы города, оформленного соответствующим постановлением. Строительство в индивидуальном частном секторе для удовлетворения личных потребностей владельцев земельных участков производится на основе постановления главы управы района. Оформление разрешения на отвод участка объектов общегородского назначения (общественные и производственные здания, спортивные и культурно-зрелищные объекты коммунального и транспортного назначения, здравоохранения и образования, реконструкция памятников, торговые центры и гостиничные комплексы) осуществляется в два этапа. Первый этап – предварительное согласование места размещения для производства проектных работ на основе постановления органа исполнительной власти с последующим проведением государственной экспертизы и согласованием проекта в комитете главного архитектора. Второй этап – разрешение строительства объекта с последующим оформлением разрешения на производство СМР в муниципальной инспекции Архстройнадзора. Оформление разрешения на проектирование строительства жилых домов осуществляется в один этап. Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта, без наличия градостроительной документации о застройке города не производится.
2. Предварительное согласование места размещения объектов. Для согласования заказчик обращается с письменным заявлением в администрацию города о предоставлении ему земельного участка или разрешения на проектирование с краткой характеристикой объекта строительства. Комитет главного архитектора прорабатывает площадку и формирует акт выбора участка, который утверждается в течение месяца, в т.ч. акт выбора земельного участка и возможность его выставления на торги. Акт выбора участка утверждается межведомственной комиссией.
К акту выбора земельного участка разрабатываются или прилагаются следующие документы:
· Выкопировка из плана города (М 1:500 или 1:5000) с нанесением границ, координат и площади земельного участка (подоснова)
· Краткая характеристика предполагаемого к строительству объекта.
· Краткие условия землепользования с указанием предлагаемых сервитутов (ограничение права землепользования).
· Заключение комитета главного архитектора о соответствии земельного участка генплану города, проекту детальной планировки, красным линиям застройки и другим условиям для проектирования (сведения о подъездных путях, наличии существующих объектов).
3. Формирование технических условий для строительства. Для инженерного обеспечения объекта и получения технических условий формируется комиссия под председательством данного комитета и заместителя главного архитектора, а также предприятий «Воронежводоканал», «Воронежтеплосеть», «Воронежгорэлектросеть» и т.д. Комиссия рассматривает запрос заказчика и готовит в течение пятнадцати календарных дней заключение на технические условия, а также в течение двух месяцев выдает паспорт и архитектурно-планировочное задание, которое является основанием для проектирования. Постановление действительно в течение двух лет.
4. Разработка и согласование проекта. Архитектурно-планировочное задание и строительный паспорт являются основанием для разработки проектной документации. Для согласования проекта заказчик совместно с проектной организацией получает:
· Заключение городского центра «Госсанэпиднадзора»
· Результаты экологической экспертизы
· Заключение государственной противопожарной службы
· Заключение УГО и ЧС
· Заключение инспекции по охране памятников
· Заключения и согласования иных органов и служб.
После согласования проекта и его экспертизы комитет главного архитектора осуществляет вынос осей (в течение двух недель) и оформляет акт-разрешение на строительство.
5. Оформление разрешения на производство СМР. Разрешение на СМР подразделяется на два вида: Первый – на выполнение отдельных видов работ (например, коммуникаций, нулевой цикл), второй – разрешение на выполнение всех СМР (через месяц). Для получения разрешения на СМР в инспекцию Архстройнадзора подаются следующие документы:
· Заявление застройщика
· Копия постановления о разрешении строительства
· Документы, подтверждающие право на землю и акт отвода земли
· Проектно-сметная документация и генплан участка строительства
· ПОС и ППР утвержденный главным инженером генподрядчика
· Копии лицензий заказчика, проектировщика и подрядчика
· Приказы по техническому, авторскому надзору и назначение ответственного производителя работ
· Журнал производства работ
· Копия строительного паспорта
Срок рассмотрения документов – десять дней. Разрешение на производство отдельных видов работ выдается на срок не более трех месяцев.
Комплекс градостроительных требований определяется договором об условиях строительства, заключаемым между администрацией города и заказчиком, где определяются права и обязанности сторон и условия по целевому использованию земли, сроки строительства и порядок участия заказчика в развитии городской инфраструктуры. Договор обеспечивает устойчивое градостроительное развитие и реализацию программ перспективного развития энергетических объектов и общегородских коммунальных объектов с учетом увеличения нагрузки на них от строящегося объекта.
6. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Указанные документы и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.