Целесообразность и направления реформы жилищно-коммунального хозяйства
В сфере ЖКХ в соответствии с Концепцией реформирования жилищно-коммунального хозяйства и Указом Президента РФ с 1997 года осуществляется реформа, целью которой является переориентация данной сферы на рыночные условия хозяйствования. Проведение реформ в одном из проблемных секторов городского хозяйства, в сфере ЖКХ обусловлено рядом причин.
Во-первых, расходы на содержание ЖКХ всегда составляли существенную часть бюджетных расходов, прежде всего местных органов управления.
Во-вторых, необходимо конкретным образом изменить отношение к имеющимся материальным ресурсам. Их экономия дает значительные выгоды всему народному хозяйству страны.
В-третьих, существовавшая система обеспечения этой сферы материальными и финансовыми ресурсами не позволяла удовлетворительным образом содержать ее и обеспечить потребности населения. Изменение политико-экономических отношений административных структур управления на всех уровнях власти также предопределило необходимость реформы ЖКХ.
Коммунальные предприятия продолжают занимать монопольное положение на рынке услуг. Особенно это касается тепло-, водо-, электро-, газоснабжения. На оплату услуг данного вида приходится 70% платежей населения. Поэтому необходим тщательный ценовой контроль органов власти по поводу регулирования и утверждения тарифов предприятий естественных монополий.
В порядке эксперимента реформирование началось с 1992 года в отдельных городах, в тех регионах, где предпосылки для реформирования были наиболее благоприятиными. Социально-экономическое состояние российских регионов определяется как объективными, так и субъективными факторами и, в первую очередь, кадрами местных администраций и методами регионального управления. В сложных условиях выхода из кризиса преимущество имеют, прежде всего, те регионы, в которых используются адекватные методы и инструменты управления их развитием. Происходящие изменения, связанные с необратимостью экономических реформ и движением к здоровой конкуренции во всех организациях, заставляют уделять значительное внимание долгосрочным аспектам кадровой политики на предприятиях городского хозяйства, базирующейся на научно обоснованном планировании.
Существовавшая на протяжении десятилетий система информационной поддержки организационно-экономического управления предприятиями городского хозяйства выявила огромное несоответствие её возможностей потребностям и задачам проводимой в России жилищно-коммунальной реформы. В Санкт-Петербурге, как в одном из наиболее крупных и обеспеченных инфраструктурой городов России, информационное обеспечение организационно-экономического механизма управления далеко от полного соответствия задачам, стоящим перед органами управления. Зачастую информация, необходимая для оценки эффективности того или иного мероприятия или контроля над его реализацией, является недоступной. Это происходит вследствие того, что данная информация не включена в систему информационного обеспечения управления отраслями городского хозяйства, несмотря на то, что социальная направленность реформ жилищно-коммунального хозяйства требует постоянного и внимательного учета деятельности предприятий отрасли. Система мониторинга крайне необходима г. Санкт-Петербургу в целях совершенствования организационно-экономического управления отраслями городского хозяйства и создания наиболее эффективных механизмов управления. Мониторинг городского хозяйства должен рассматриваться как обеспечивающая подсистема системы управления и с другой стороны является одним из инструментов информационной поддержки отраслей городского хозяйства.
Для основной массы населения муниципального образования наиболее острым и волнующим вопросом является повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги и как следствие, повышенное внимание ко всему процессу проведения жилищно-коммунальной реформы.
Важнейшими направлениями проводимой реформы являются:
-формирование оптимальной структуры управления жилищно-коммунальным хозяйством;
- демонополизация и создание конкурентной среды для предприятий, предоставляющих услуги ЖКХ,
- контроль над установлением тарифов предприятиями монополистами,
-обеспечение социальной защиты населения.
В сфере оказания услуг по содержанию и ремонту жилья технологических ограничений не существует, как в случае с предприятиями-монополистами. Поэтому при введении в 1997 году в г. Санкт-Петербурге ряда организационных нововведений, новые правила игры не замедлили дать определенный положительный эффект. Вместе с тем в этой модели рынка изначально были слабые места, определившие его неустойчивость и возможность скорого реванша административной системы. В соответствии с логикой развития реформы, должен быть изменен принцип бюджетного дотирования. Движение бюджетных средств должно быть переориентировано с производителя работ на потребителя.
Преобразования, осуществляемые в рамках реализации Концепции реформы ЖКХ в Российской Федерации, ориентированы прежде всего на создание целостной системы государственного регулирования и контроля за территориями основных направлений и параметров реформы жилищно-коммунального хозяйства. Формирование целостной системы реформирования ЖКХ предполагает:
- комплексное регулирование процессов расширения доступности жилья (как социальной, так и на коммерческих началах);
- развитие рыночных отношений в ЖКХ, конкуренции и демонополизации при предоставлении жилищно-коммунальных услуг;
- коррекцию тарифной политики в направлении ее дифференциации в разрезе доходных групп населения и качественных параметров занимаемого жилья;
- институциональные преобразования в сфере управления городским жилищным фондом;
- постепенный переход на конкурсный отбор частных компаний для управления жилищным фондом;
- защиту интересов собственников жилищной недвижимости и потребителей коммунальных услуг.
В развитии программы демонополизации для развития конкурентной среды в жилищно-коммунальной сфере Госстроем России разработана и утверждена подпрограмма “Поддержка малого предпринимательства в ЖКХ”, которая открывает новые горизонты и возможности участия малого бизнеса в этом важном секторе экономики, в котором сосредоточена треть фондов национального хозяйства. Поэтому разработка методов, моделей и механизмов повышения эффективности функционирования жилищного фонда является необходимым условием успешности проводимой жилищно-коммунальной реформы, обеспечения сохранности значительной части недвижимого богатства страны, обеспечения надежного и экологически безопасного проживания и потребления жизненно необходимых услуг. Комплексный подход к реформированию жилищно-коммунального хозяйства состоит в последовательном сокращении бюджетных расходов, повышении качества жилищно-коммунального обслуживания, смягчении негативных социальных последствий в ходе роста платности предоставляемых услуг. Важным звеном в этом направлении является повышение эффективности функционирования и использования жилищного фонда в городах Российской Федерации, качества услуг ЖКХ, причем как в муниципальном, так и в приватизированном фонде. Это может быть достигнуто внедрением новых рациональных форм хозяйствования и управления городским жилищным фондом и развития жилищного самоуправления.