Целесообразность и условия реформирования жилищно-коммунального хозяйства

Необходимым элементом современной российской реформы ЖКХ является преобразование структуры хозяйства в городах России. Здесь сосредоточена большая часть населения страны, сконцентрирован творческий и экономический потенциал российского общества, определяющие развитие российской экономики. Углубляющийся спад производства, снижение уровня и качества жизни в городах, требуют эффективной структурной экономической политики.

Проблема состоит в том, что народно-хозяйственная структура, равно как и структуры регионов и городов, в период предшествовавший реформе, формировались в условиях командной экономики и, следовательно, соответствуют данному типу хозяйства. Экономические структуры регионов и городов не были ориентированы на функционирование в условиях конкурентного рынка.

Наряду с этим следует отметить ряд существенных изменений общих условий хозяйствования, в числе которых:

− количественная и качественная трансформация внешнего рынка, в связи с появлением и развитием отношений с государствами СНГ, а также с изменением экономических отношений с традиционными партнерами на мировых рынках;

− демилитаризация экономики;

− формирование свободных рыночных структур, функционирующих

в экономике городов на основе частной собственности, предпринимательства, конкуренции;

− значительные изменения в сфере спроса и предложения.

Трансформация структуры городского хозяйства требует достаточно ясных представлений об основных вопросах теории и практики в этой области. При этом особого внимания заслуживают: определение сущности, основных принципов, содержания, направлений реформирования структуры городского хозяйства, ее социальной ориентации.

Структура городского хозяйства формируется не только эволюционно, но и под воздействием революционных событий и процессов. Обращаясь к периоду истории от середины 80-х годов XX века, мы имеем все основания считать происходившие перемены в хозяйственной жизнедеятельности городов, как по темпам, так и в содержательном аспекте революционными. Однако перемены в хозяйственной структуре городов революционными быть не могут в силу того, что требуют организационной работы направленной на создание нового воспроизводственного комплекса. До тех пор пока в городском хозяйстве не произойдет реальное изменение отраслевой структуры, структуры производственной и непроизводственной сфер, их потенциала и составляющих, форм собственности, системы управления, внешнеэкономических и межрегиональных связей, ориентированных на функционирование конкурентного, социально-регулируемого рынка, рыночная реформа не обретет своего реального содержания, будет носить формальный характер.

Необходимыми моментами структуры городского хозяйства являются ее пропорциональность и сбалансированность. Оптимальность изменения пропорций определяется наиболее эффективным использованием научно-технического, производственного, трудового и прочих потенциалов, которыми располагает городское хозяйство. При этом важнейшими критериями являются: создание преимущественных условий развития системы жизнеобеспечения, а также повышение качества жизни населения города.

Достижение этих целей требует научного подхода к выработке направлений преобразования структуры городского хозяйства. К их числу относятся:

- определение и обоснование целей предполагаемых структурных изменений;

- учет реально сложившейся ситуации в городском хозяйстве;

- оценка имеющихся в распоряжении города ресурсов;

- расчет оптимальных сроков;

-проектирование намечаемых результатов, предполагающих повышение уровня и качества жизни населения города;

-обеспечение мер защиты социума от возможных негативных последствий проводимой реформы.

В настоящее время существуют два различных направления, по которым может идти реформирование предприятий городского хозяйства. Согласно первому, основное внимание уделяется экономии бюджетных средств, повышению эффективности их использования путем постепенного перекладывания затрат на финансирование предприятий городского хозяйства на плечи потребителей. Это происходит путем повышения тарифов на услуги предприятий городского хозяйства. Однако у этого направления есть серьезные недостатки: в результате простого повышения тарифов до уровня окупаемости, у этих предприятий не возникнет стимула повышать качество предоставляемых услуг, а также со стороны населения будет резкое недовольство политикой, проводимой местными властями, а также ухудшение социальной ситуации в целом. Согласно второму направлению, основные усилия должны быть направлены на активизацию экономических путей решения существующих проблем. Нужна демонополизация рынков услуг предприятий городского хозяйства, создание конкуренции между предприятиями различных форм собственности, что повлечет сбережение ресурсов и также постепенное повышение тарифов, которое также является частью реформ.

Повышение тарифов на услуги предприятий городского хозяйства – неотъемлемая часть каждого из направлений реформирования, но целью проведения реформ является повышение качества обслуживания населения города с переводом предприятий городского хозяйства на принципы работы в условиях рыночной экономики. До нынешнего момента, повышение тарифов предприятиями городского хозяйства было оторвано по времени от каких либо качественных результатов этого повышения. Либо оно вовсе не имело своим следствием ни снижения бюджетных расходов, ни повышения качества работ и услуг в данной сфере, ни, тем более не стимулировало снижение производственных издержек в данной сфере.

В частности, система управления городскими предприятиями такова, что заказчик не имеет возможности полноценно спрашивать с подрядчика за качество производимых услуг и работ вследствие слабо развитых правовых и договорных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве, не разделены функции Заказчика и Подрядчика, управление и хозяйствование, по сути, находится в одних руках. Формирование городского заказа идет очень неэффективно, не во всех сферах городского хозяйства присутствуют предприятия различных форм собственности, альтернативных государственной. Городские заказы автоматически переходят к фирмам, которые работали на этом поприще до внедрения системы городских заказов, вследствие неразвитости методов и средств привлечения негосударственного сектора в жилищную систему, ущербности проведенных конкурсов. Система оплаты за жилищно-коммунальные услуги несовершенна, экономически не обоснованна. Качество предоставляемых предприятиями городского хозяйства услуг, зачастую не соответствует ни каким минимальным стандартам качества.

Наши рекомендации