Понятие, назначение и структура городского хозяйства
Городское хозяйство — комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте).
Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта. |
Понятие городского хозяйства достаточно многоаспектно, в связи со сложностью и многофункциональностью. Под городским хозяйством часто понимают не только совокупность предприятий и организаций, создаваемых для жизнеобеспечения города, но и систему организационно-экономических отношений между ними. Такой подход представляется весьма правильным с экономической точки зрения. Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Особенности городского хозяйства
Выделяются следующие особенности городского хозяйства:
местный характер деятельности: естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;
комплексный характер развития: развитие отдельных областей городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями городского хозяйства;
неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий: связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);
разнообразие видов деятельности: производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;
однородность продукции отдельных предприятий: например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;
наличие постоянного контингента потребителей;
специфическая связь процессов производства и потребления.
Структура городского хозяйства в каждом городе индивидуальна.
Существенным образом она изменилась в российских городах в связи с переходом на рыночные отношения.
Структура экономики города представляет собой определенное соотношение между элементами его экономической системы, важнейшими из которых являются: структура факторов воспроизводства, отраслей, внутриотраслевые структуры, структуры экономики в разрезе городских территорий, структура внутренних и внешних связей, производства и потребления, инвестиций, занятости и пр.
Обращаясь к вопросу о содержании структуры городского хозяйства, следует отметить, что, как правило, оно является результатом исторического развития города. Эволюция структуры городского хозяйства отражает присущие городу условия, в числе которых: географическое местоположение, природные ресурсы, его климатические условия, экономическая история развития городского воспроизводственного комплекса, отражение военно-политических и социально-экономических процессов на его территории, демографические, историко-культурные особенности развития города.
В структуру городского хозяйства, включаются следующие группы предприятий, фондов и хозяйств:
· жилой фонд;
· коммунальные предприятия (водоснабжение, канализация, газоснабжение и т.д.);
· внешние сети и коммуникации;
· предприятия благоустройства и уборки территорий;
· транспортные предприятия, включая городской пассажирский транспорт, дороги и дорожное хозяйство;
· внешнее уличное освещение;
· мосты, набережные, гидротехнические сооружения;
· зеленые зоны, насаждения, парки, скверы;
· предприятия бытового обслуживания ( прачечные, бани, гостиницы)
· памятники архитектуры.
Основы управления жилищно-коммунальным
Хозяйством в городах
Устойчивое функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах и жилищно-коммунальных услугах.
Основная задача управления городом состоит в обеспечении пропорционального развития этих сфер. Для успешного решения этих задач возникает необходимость создания эффективной системы управления, основанной на новом механизме территориального хозяйствования и стратегическом подходе к развитию города. Такой механизм должен быть ориентирован на повышение качества жизни населения, на укрепление экономической самостоятельности и значимости городов, на повышение эффективности и комплексности развития данной территории, на создание благоприятных условий для производства и жизнеобеспечения.
Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Среди них особое место занимает жилищно-коммунальное хозяйство, которое представляет собой жизненно важную сферу обеспечения услугами населения городов и общин.
В условиях планового хозяйства, когда местные органы власти были составной частью государственного управления, в формировании особой системы управления городским хозяйством не было необходимости. В настоящее время новое гражданское законодательство приравнивает муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению городским хозяйством и городом в целом.
Основную роль в управлении городским хозяйством играет реформирование и оптимизация управления отраслями жилищно-коммунального хозяйства.
Эффективность хозяйственной деятельности городских предприятий - одна из важнейших характеристик системы отраслей городского хозяйства, которая рассматривает всю систему с точки зрения соотношения затрат и результатов ее функционирования. В зависимости от того, какие затраты и особенно - какие результаты ставятся во главу угла, можно говорить об экономической, социально - экономической, социальной, экологической эффективности. Однако границы между всеми этими понятиями расплывчаты и сами эти понятия тесно взаимосвязаны, пути достижения эффективности в значительной мере зависят от эффективности системы управления городским хозяйством.
Анализ и формирование организационной структуры управления муниципальными предприятиями и всем городским хозяйством, значение и задачи организационного проектирования, научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации предприятий городского хозяйства к рыночной экономике. Без оптимального проектирования структур управления городом в целом, затруднено дальнейшее совершенствование управления жилищно-коммунальным хозяйством и повышение его эффективности.
Это обусловлено целям рядом причин.
Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений и жилищно-коммунального обеспечения;
Во-вторых,в сфере управления техническими системами, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма управления городом должно учитывать специфику функционирования муниципальных предприятий.
Целью совершенствования организационных структур муниципальных предприятий в системе городского хозяйства являются оптимизация издержек, обеспечение высокого уровня управляемости и гибкости, повышение качества коммунальных услуг, повышения ответственности структурных подразделений предприятия за результаты деятельности. Кроме организационных изменений, значительно влияет на результаты хозяйственной деятельности организационно-правовая форма, в которой находится предприятие. Например, в данный момент, существующая в Российском законодательстве организационно-правовая форма унитарного предприятия является плохо контролируемой и практически неуправляемой. Более приемлемы иные формы организации, например общества с участием муниципального образования. Также целью организационных совершенствований являются: модернизация производства, введение прогрессивных технологий, повышение ответственности предприятий, совершенствование системы формирования тарифов.
Еще одним фактором, определяющим хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, является невмешательство муниципалитета на те рынки, где с успехом работают частные предприятия. Как правило, предприятия, принадлежащие органам власти, оказываются в более привилегированном положении, поскольку их учредители имеют соответственно возможности влиять на экономическую ситуацию и условия деятельности этих предприятий. К тому же частное предприятие почти всегда осуществляет предпринимательскую деятельность лучше и дешевле, нежели государственное или муниципальное предприятие. Перенос некоторых видов деятельности из ведения городских властей в рыночную конкурентную экономику продолжается и, как показывает опыт, дает положительный эффект при условии контроля за ней. С одной стороны муниципалитет отрешается от предпринимательских задач и сосредотачивает свое внимание на непосредственных своих функциях и на традиционно своих отраслях экономики. С другой стороны, растут качество предоставляемых услуг и внимание к потребностям рядового потребителя.