Фритьоф Ведель-Ярлсберг Нансен
И его фотографии.
Спасибо всемирной паутине, мы можем найти разнообразнейшую информацию по любому вопросу..) кроме одного – что было на самом деле.
Тем не менее, на сайте http://politrussia.com/ нашла такую позицию:
Нацисты первыми использовали эти материалы для информационной войны на Украине, обвинения в смерти людей в результате большевистской политики. Такая информация и сегодня бытует в умах не только обывателя, но и ряда российских учёных. Фотографии пандемии первой половины 20-х годов XX века стали иллюстративным материалом для подтверждения «большевистского геноцида» на Украине и голода, организованного большевиками в первые годы революции. Статистические данные естественного сокращения людей (во всей Европе) как следствия Первой мировой войны и пандемии использовали для подтверждения числа «жертв коммунизма». В России эта трагедия ещё дополнилась гражданской войной и иностранной интервенцией.
В то же время 10 февраля 1935 года американская «Нью-Йорк таймс» написала: «В германской и австрийской прессе развязана голодоморная пропаганда о несчастных жертвах Советского голода. … некоторые фотографии были сделаны раньше в 1921 году во время голода на Волге. Это излюбленный приём антибольшевистской пропаганды».
В 1935 году несколько фотографий о голоде в СССР опубликовал журнал «Тайм», с оговоркой, что «Such pictures prove nothing, since almost any picture could be made to lie» - такие фотографии ничего не доказывают, так как практически любую фотографию можно заставить лгать».
О чём же говорят фотографии крайне истощённых людей начала века?: В частности о том, что отсутствие каких-либо значимых резервов продовольствия у правительства советских республик привело к тому, что оно в июле 1921 года обратилось за продовольственной помощью к иностранным государствам и общественности. Несмотря на множественные просьбы, первая незначительная помощь была отправлена лишь в сентябре. Основной поток помощи пошёл после активной общественной кампании, организованной лично Фритьофом Нансеном.
Фри́тьоф Ве́дель-Я́рлсберг На́нсен (10 октября 1861 — 13 мая1930)
норвежский полярный исследователь, учёный — доктор зоологии, основатель новой науки — физической океанографии, политический и общественный деятель, гуманист, филантроп, лауреат Нобелевской премии мира за 1922 год, удостоен наград многих стран, в том числе России. Именем Нансена названы географические и астрономические объекты, в том числе кратер на Северном полюсе Луны. В молодости стал известен как спортсмен-лыжник и конькобежец. В 27-летнем возрасте впервые в истории пересёк на лыжах ледниковый покров острова Гренландия, что было воспринято широкой публикой как грандиозное спортивное достижение. В ходе попытки достижения Северного полюса — экспедиции на корабле «Фрам» — достиг 8 апреля 1895 года 86° 13′ 36" с. ш. Хотя после этого Нансен не участвовал в первопроходческих предприятиях, методы передвижения и выживания во льдах и используемое им оборудование стали примером для подражания для многих полярников мирового класса; Нансен регулярно консультировал полярных исследователей из разных стран. Последнее десятилетие жизни Нансена связано с Лигой Наций. С 1921 года он был её верховным комиссаром по вопросам беженцев. Велик его вклад в налаживание связей Европы и Советской России, оказание помощи голодающим Поволжья. В начале 1920-х годов нансеновские паспорта признавали более 50 правительств, это позволяло беженцам на законном основании пересекать границы, искать работу и т. п. Среди обладателей нансеновского паспорта были и всемирно известные деятели, например, Марк Шагал, Игорь Стравинский, Анна Павлова.
Осенью 1921 г. Ф. Нансен приехал в Россию с целью лично убедиться, насколько велики ужасы голода. В ходе поездки по охваченным бедствием районам Поволжья он 28 ноября посетил Саратовскую губернию. Из России Нансен привез фотографии, на которых были запечатлены живые скелеты, обтянутые кожей, и горы трупов. В начале 1922г. с этой «наглядной агитацией» и призывами о помощи России он совершил лекционную поездку по странам Европы и США, пытаясь привлечь на свою сторону не только руководителей различных стран, но и простых граждан.
Это сильно повредило репутации Нансена, которого стали обвинять в «большевизме» и отстаивании интересов советского правительства. С трибуны Лиги Наций Ф. Нансен обратился к европейским державам, призывая их откликнуться на русскую трагедию. В своем выступлении он отмечал, что помогать русскому народу – не означает помогать коммунистам и нельзя обрекать на смерть миллионы людей из-за неприязни к советской власти. «Думаю, что мы не укрепим Советское правительство, если покажем русскому народу, что есть еще человеческие сердца в Европе. Но, допустим даже, что этим мы укрепим Советское правительство. Найдется ли здесь среди нашего собрания хоть один человек, который посмеет сказать, что он скорее готов допустить гибель 20 миллионов человек от голодной смерти, нежели оказать помощь Советскому правительству?»