Государственная поддержка отраслей рыбного хозяйства
Использование экономических инструментов по отношению к субъектам хозяйствования, позволяют государству наиболее эффективно реализовать задачи связанные: с развитием рыночных отношений, социальной поддержкой населения, развитием прибрежных регионов и предпринимательской среды. Тем не менее, государственная программа развития рыбохозяйственного комплекса, призванная до 2020 г. решить ключевые задачи государства в обеспечении населения рыбной продукцией, лишь частично в состоянии обеспечить полноценное развитие рыбного хозяйства в рамках принятых программ и подпрограмм. Ожидаемые результаты реализации Программы, возможны при стабильной, рентабельной работе предприятий, однако, экономические инструменты в адрес действующих предприятий в настоящее время используются недостаточно. Поддержка предпринимательской деятельности основных отраслей рыбного хозяйства - рыбодобычи (рыболовство) и рыбопереработки (обрабатывающие производства), в программе предусмотрена незначительно, и не может существенно изменить экономическое состояние большинства предприятий рыбного хозяйства.
В настоящее время значительную роль в поддержке предпринимателей, ведущих экономическую деятельность, играют местные и региональные власти, например на Камчатке, Сахалине, в Приморье.
Хотелось бы отметить положительный опыт Правительства Ростовской области. Несмотря на то, что в структуре валового регионального продукта (ВРП) Ростовской областина конец 2013 г. рыболовство и рыбоводство занимало 0,1%, в региональном правительстве не просто числиться, а долгие годы полноценно работает Рыбохозяйственный Совет Ростовской области.
Рыбохозяйственный Совет Ростовской обл. является коллегиальным совещательным органом Правительства Ростовской обл., обеспечивающим взаимодействие областных органов исполнительной власти с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в сфере использования, воспроизводства и сохранения водных биологических ресурсов и действует с 2002 года. Рыбохозяйственный комплекс отрасли включает свыше 400 предприятий и организаций различных форм собственности и направлений деятельности, на которых работает более 6 тыс. человек[442]. Ежегодно на официальном сайте Правительства Ростовской области «выкладываются» статистические данные и показателирыбохозяйственного комплекса Ростовской области(оперативные данные) по 3-м направлениям: добыча, переработка, рыбоводство.
В соответствии с Областным законом «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 24.12.2012 г. № 1009-ЗС в рамках полномочий Депохотрыбхоза Ростовской области были предусмотрены следующие направления финансовой поддержки[443]:
1) Наименование субсидии: «На возмещение 50 процентов затрат (без НДС и транспортных расходов) на приобретение запасных частей, текущий ремонт и (или) модернизацию судов, используемых в целях добычи (вылова) водных биологических ресурсов». Получатели субсидии: Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство;
2) Наименование субсидии: «На возмещение части затрат на добычу (вылов) карася, тюльки, шпрота, хамсы и бычков». Получатели субсидии: Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыболовство;
3) Наименование субсидии: «На возмещение 50 процентов затрат (без НДС) на приобретение электрической энергии для переработки, охлаждения и хранения рыбы». Получатели субсидии: Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыбоводство, рыболовство, рыбопереработку;
4) Наименование субсидии: «На возмещение 50 процентов затрат (без НДС и транспортных расходов) на приобретение и установку холодильного, рыбоперерабатывающего оборудования, оборудования для упаковки, на приобретение спецавтотранспорта, в том числе по импорту». Получатели субсидии: Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие рыбоводство, рыболовство, рыбопереработку.
Как результат, 17 ноября 2014 г. в селе Порт-Катон Азовского района Ростовской области, в рыболовецком хозяйстве «Социалистический путь» запущена новая рыбоконсервная линия. «Это первое за последние 20 лет новое производство по выпуску рыбных консервов, открытое на юге России. Инвестиции в проект составили 75 млн. руб., из них 20 млн. руб. – субсидии областного бюджета. Пуск новой линии позволит хозяйству дополнительно перерабатывать в год до 5 тыс. тонн рыбы-сырца (около 15 млн. условных банок)[444]».
В Приморском крае, при поддержке краевой долгосрочной целевой программы «Государственная поддержка развития береговой рыбопереработки в Приморском крае на 2010-2013 гг.» были достигнуты следующие результаты на 2011 г.: произведено продукции 68,3 тыс. тонн, что составляет 125,2% к уровню 2010 г., выполненными оказались планы по размеру заработной платы (15,4 тыс. рублей, что на 13% выше уровня 2010 г.). Основной вклад осуществили предприятия-участники программы. Однако, невыполнение плана по индикатору «Количество рабочих мест», позволило администрации края признать программу неэффективной[445], что вызвало обеспокоенность участников-программы.
В настоящее время осуществляется Государственная Программа Приморского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса в Приморском крае на 2013-2017 годы»[446]. Согласно «Годовому отчёту о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы Приморского края» от 08.04.2014 г. за 2013 г.: объём производства переработанной и консервированной продукции составил - 664,5 тыс.т. (за аналогичный период предшествующий отчетному – 632,5 тыс. т.); объём инвестиций принёс 127 560 тыс. руб. (против 91400 тыс. руб. запланированных); удельный вес организаций осуществляющих технологические инновации в общем количестве обследованных организаций береговой рыбопереработки в Приморском крае составил 27% (за аналогичный период предшествующий отчётному – 23,8%).
На Сахалине и Курилах проводиться большая работа со стороны местных властей по развитию рыбного хозяйства, в частности в рамках государственной программы «Развитие рыбохозяйственного комплекса Сахалинской области на 2014 – 2020 гг.». До 2015 г. «субсидии предоставлялись предприятиям по следующим направлениям: развитие аквакультуры; возмещение части затрат юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям – производителям товаров, работ и услуг в рыбохозяйственном комплексе; уплата процентов по кредитам, лизинговым платежам»[447].
Как отмечено руководителем регионального агентства по рыболовству Павлом Колотушкиным - «в 2014 году предоставлены льготные тарифы на электроэнергию для 13 предприятий рыболовства, аквакультуры и рыбопереработки. По предварительным оценкам, размер бюджетной поддержки составил около 10 млн. рублей. В нынешнем году (примечание: 2015 г.) льготные тарифы предусмотрены для 29 предприятий отрасли»[448].
Многие направления развития рыбной отрасли в Сахалинской обл. в настоящее время являются эксперементальными для современного российского рыбного хозяйства, и инициированы обласным руковоством. В частности такими программами являются «Доступная рыба» и «шестимильная» рыболовная зона.
В целом для предприятий рыбного хозяйства России, применяются следующие налоговые льготы:
- при реализации рыбной продукции производится налогообложение по налоговой ставке 10 % (ст. 164, п. 2, пп.1) следующих продовольственных товаров: рыбы живой (за исключением ценных пород); море- и рыбопродуктов, в том числе рыбы охлажденной, мороженой и других видов обработки, сельди, консервов и пресервов (за исключением деликатесных);
-ставка НДС в размере 0% при реализации рыбной продукции на экспорт и освобождения от налогообложения НДС при ввозе на территорию РФ (ст. 150, п. 11).
Имеются налоговые льготы по ставке сбора для градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов) (ст. 333.3, п.7), для индивидуальных предпринимателей (ст. 333.3, п.9), которые удовлетворяют критериям, предусмотренным для рыбохозяйственных организаций и устанавливаются в размере 15 % ставок сбора.
От уплаты торгового сбора освобождены налогоплательщики в городах федерального значения Москва и Санкт-Петербург, а также в г. Севастополь, применяющие систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих единый сельскохозяйственный налог[449], также введены следующие льготы:
- налоговая ставка устанавливается в размере 6 % (ч.2, гл. 26.1, ст. 346.8, п. 1);
- понижены тарифы страховых взносов в следующие фонды: ПФР, ФСС РФ, ФФОМС и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС);
- сняты обязанности по уплате: налога на прибыль организаций (за небольшим исключением), налога на имущество организаций и налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией) (ст. 346.1, п.3);
- индивидуальные предприниматели освобождены от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), они не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (ст. 346.1, п.3);
- для сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также для рыбохозяйственных организаций (градо- и поселкообразующих рыбохозяйственных организаций), налоговая ставка по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 % (ст. 284, п. 1.3);
- законами Республики Крым и г. Севастополя налоговая ставка в отношении налоговой базы, определяемой по деятельности на территориях Республики Крым и г. Севастополя, может быть уменьшена для всех или отдельных категорий налогоплательщиков: в отношении периодов 2015-2016 гг. до 0 %; в отношении периодов 2017 - 2021 гг. до 4 % (ст. 346.8, п. 2).
Затраты на приобретение квот (долей) добычи (вылова) водных биологических ресурсов, фактически оплаченные до перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога и не отнесенные на расходы при определении налоговой базы, включаются в налоговую базу на дату перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога (ст. 346.6, п.6, пп.7).
При определении объекта налогообложения, налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы (с. 346.5, п. 2):
- расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;
- расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
- арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
- расходы на оплату труда, выплату компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности;
- расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, и расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации;
- расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по ряду видов добровольного страхования;
- суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам (работам, услугам);
- суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа;
- расходы на обеспечение пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
- суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе (вывозе) товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле;
- расходы на командировки, в т.ч. на: оформление и выдачу виз, паспортов; сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи, и сборы; расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов; расходы на питание работников, занятых на сельскохозяйственных работах; расходы на рацион питания экипажей морских и речных судов; расходы на сертификацию продукции; расходы, связанные с участием в торгах (конкурсах, аукционах), проводимых при реализации заказов на поставку продукции; суммы портовых сборов, расходы на услуги лоцмана и иные аналогичные расходы.
Существуют специальные налоговые режимы (ч.1, гл.1, ст. 18), предусматривающие особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных указанными статьями 13 и 15. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (ч.1, гл.1, ст. 18, п. 2, пп. 1); упрощенная система налогообложения (ч.1, гл.1, ст. 18, п. 2, пп. 2); система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ч.1, гл.1, ст. 18, п. 2, пп. 3); система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (ч.1, гл.1, ст. 18, п. 2, пп. 4); патентная система налогообложения (ч.1, гл.1, ст. 18, п. 2, пп. 5).
В настоящее время специальные налоговые режимы приняты: для Республики Крым и г. Севастополь, для свободных портов, для территорий опережающего развития (ТОРы).
Устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности на территории свободного порта Владивосток (Приморский край»), в частности: «для плательщиков страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, получивших статус резидента свободного порта Владивосток, устанавливаются пониженные тарифы страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах»[450] (ст. 20); применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны от 18.06.2010 г. Для целей применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны территория свободного порта Владивосток приравнена к особой экономической зоне (ст. 23). Применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, установленная правом Евразийского экономического союза.
В целях повышения эффективности использования экономических инструментов со стороны государства, используя региональный потенциал, отраслевую и межотраслевую кооперацию и интеграцию, считаем наиболее перспективным для рыбной отрасли применение кластерного подхода.
Создание кластера даёт следующие преимущества: одновременное максимальное развитие нескольких отраслей рыбного хозяйства на основе специализации, кооперации, интеграции; рациональное использование ресурса за счет использования форм комбинирования (последовательная переработка сырья, использование отходов производства, комплексная переработка сырья); сокращение технологических простоев; создание рабочих мест в рамках смежных производств; насыщение регионального рынка рыбной продукцией.
Таким образом, с 2014 г. для рыбного хозяйства сложилась наиболее благоприятная конъюнктура в средне и долгосрочной перспективе для развития на российском рынке. Наиболее благоприятными факторами являются: необходимость обеспечения продовольственной безопасности страны; политика импортозамещения. Резервами отрасли являются: совершенствование нормативно-правовой базы; обновление материально-технической базы; ускоренное развитие рыбоводства в России; кооперация, интеграция, кластеризация как отраслевая, так и межотраслевая; освоение менее рентабельных видов рыб; повышение эффективности использования экономических инструментов.
Стабильное развитие отрасли, поможет своевременно осуществлять процессы воспроизводства и выпускать качественную продукцию. Видовой состав рыбы и морепродуктов России, позволяет производить широкий ассортимент продукции во всех ценовых сегментах.
Согласно исследованию, наиболее эффективно экономические инструменты в управлении, за редким исключением, используют региональные Правительства, заинтересованные в развитии вверенных им территорий. В бюджет государственных программ, следует отдельно включить (помимо отдельных программ и подпрограмм), средства в бюджет региона, т.к. о положении на местах, лучше владеют региональные и местные власти. В целях повышения эффективности использования экономических инструментов, предложено использовать их в рамках региональных кластеров с учётом возможностей регионов и с прогнозированием потребности населения в рыбной продукции (подушевое потребление).