Показатели «Государственной программы Российской Федерации «Развитие рыбохозяйственного комплекса», 2014 - 2020 г.
№ | Наименование показателя (индикатора) | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Количество построенных и модернизированных судов рыбопромыслового флота с господдержкой (нарастающим итогом), ед. |
Согласно представленной на рис. 21 схеме, количество судов с 1991 г. по 2015 г. сократилось 3,18 раз. Возрастная группа: 20 ед. - возраст судов до 5 лет; 21 ед. - возраст судов 6-10 лет; 95 ед. - возраст судов 11-15 лет; 114 ед. - возраст судов 16-20 лет; 114 ед. - возраст судов 16-20 лет; 1654 ед. - возраст судов свыше 20 лет.
По оценкам, в настоящее время средний возраст крупных пелагических траулеров типа «Пулковский меридиан» - 25 лет, траулеров «Альпинист» - 30 лет, судов прибрежного лова типа РС, МРС – 40 лет[365].
Рис. 21 Российский рыбопромысловый флот, по состоянию на 2015 г.[366]
«Согласно сводному перспективному плану по строительству рыболовных судов, на период до 2030 года, разработанному Минпромторгом РФ, планируется строительство 425 новых судов, в том числе 358 промысловых»[367].
По оценке президента АО «ОСК» Алексея Рахманова «…в ближайшие 10-15 лет рыбакам потребуется 150-200 новых судов»[368].
По некоторым экспертным оценкам, потребность российской экономики в промысловых судах до 2025 г. оценивается примерно в 180 крупных и средних судов различного назначения и не менее 220 малых общей стоимостью свыше 170 млрд. рублей[369].
В феврале 2011 г. Олег Кожемяко (на указанный период губернатор Амурской области) на встрече с главой Росрыболовства (на указанный период Андрей Крайний) обсуждали «возможность производить с 2018 года перераспределение квот на последующие годы с учетом состояния флота у рыбопромышленников»[370]. В качестве аргумента предполагая, что «при перераспределении этот параметр создаст благоприятные условия для повышающего коэффициента»[371].
Тема развития российского судостроения по направлению строительства флота для рыбной промышленности за счёт обременения рыбаков и привязка квот к существующему или планируемому строительству судов в дальнейшем активно развивалась, что привело к обсуждению «квот под киль», «квот государственной поддержки», «инвестиционных квот» (распределение до 20% квот на инвестиционные цели). Однако Комиссией РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре подсчитано, что при расчетном ОДУ по программе инвестиционных квот, в течение 15 лет могут быть построены всего 25-30 рыбопромысловых судна[372]. При том что «Росрыболовство оценивает потребности отрасли в новых судах в 364 единицы промыслового флота различных типов (в том числе 91 крупнотоннажное судно)»[373], а «сводный план заказов показал, что заявок на строительство судов гораздо больше, чем возможностей у российских судоверфей»[374].
Таким образом, в настоящее время сложились следующие противоречия:
1) Большая часть рыбопромышленных компаний работает на изношенных судах, при этом количество рыбопромыслового флота превышает объём «рентабельных» квот на рыбные ресурсы;
2) При строительстве нового флота (плюс к существующему) возникает риск подрыва сырьевой базы;
3) В настоящее время возможности российских верфей не в состоянии удовлетворить потребность рыбопромышленников в одновременном строительстве большого количества судов;
4) При условии строительства судов на российских верфях, сами верфи не в состоянии укомплектовать судно технологически современным, конкурентоспособным отечественным оборудованием.
В настоящее время с 2015 г. «в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники» по гражданской технике разработаны и разрабатываются 26 проектов рыбопромысловых и научно-исследовательских судов, из них 2 технических проекта, 21 концептуальный и 3 технических предложения»[375]. Тем не менее, в 2015 г. в России не было построено ни одно судно. Специалистами отмечается что «сегодня российское судостроение фактически состоит только из ограниченного числа небольших по мировым меркам судостроительных предприятий, на которых:
· в основном используются устаревшие технологии;
· новые технологии и методы организации судостроительного производства практически отсутствуют;
· активная часть основных производственных фондов имеет физический износ около 60-70% и морально устарела;
· основное судовое оборудование не производится;
· существует общий дефицит кадров и квалифицированных в первую очередь;
· отсутствует отработанный механизм привлечения необходимых финансовых средств;
· проектирование строящихся судов за редким исключением заимствовано;
· низкая эффективность системы корпоративного управления в современных экономических условиях;
· неблагоприятный режим налогообложения.
Удельная трудоемкость производства в отрасли в 4-5 раз выше, чем за рубежом, а продолжительность постройки судов в 2,5-3 раза дольше, что приводит к повышению себестоимости постройки судов на российских верфях не менее чем на 25-50% по сравнению с зарубежными аналогами»[376].
Рыбные порты и терминалы. В период подъёма и расцвета рыбного хозяйства, одним из основных звеньев в общей производственной цепи рыбной промышленности являлись рыбные порты (в настоящее время все порты – морские, на базе которых, в том числе, возможно функционирование рыбных терминалов). В СССР насчитывалось «23 морских порта, в том числе две базы флота: Владивостокский, Нахокинский, Невельский, Петропавловск-Камчатский, Охотский, Маго, Магаданский, Мурманскй, Беломорский, Калининградский, Клайпедский, Рижский, Таллинский, Вентспилсский, Лиепайский, Севастопольский (бухта Камышовая), Керченский, Новороссийский, астраханский, Махачкалинский, Бакинский, (Гоусаны)»[377].
На 2005 г. Е.А. Романов указывал наличие 15 морских рыбных портов рыбохозяйственного комплекса России[378].
В настоящее время морские порты, на базе которых расположены рыбные терминалы, находятся в ведении ФГУП «Росморпорт». Разнообразные виды услуг судам на подходах и непосредственно на акваториях рыбных терминалов морских портов оказывает ФГУП «Нацрыбресурс» (ФГУП «НРР»). В его ведении находится имущественный комплекс, состоящий из 132 находящихся на балансе Предприятий портовых гидротехнических сооружений, расположенных в 16-ти морских портах, портопунктах и терминалах для обслуживания рыбопромыслового флота[379] (рис. 22).
Рис. 22 Расположение морских рыбных терминалов и портопунктов ФГУП «Нацрыбресурс»[380]
Рыбные терминалы обслуживаются предприятиями, заключившими договора с ФГУП «НРР».
Также имеются следующие порты и терминалы для обслуживания судов промыслового флота:
1. Арктический участок: Архангельск - имеется рыбный терминал (гидротехнические сооружения терминала находятся в государственной казне Российской Федерации); Мурманск - имеется рыбный терминал ОАО «Мурманский морской рыбный порт» (ОАО «ММРП»); Териберка – удалённый рыбный терминал морского порта Мурманск (рыборазведение); Лиинахамари – удалённый рыбный терминал морского порта Мурманск (рыборазведение);
2. Балтийский участок: Усть-Луга - имеется рыбный терминал (рыбоперерабатывающий комбинат); Приморск - имеется рыбный терминал (колхозники); Калининград - имеется рыбный терминал в ведении ФГУП «Калининградский морской рыбный порт» (ФГУП «КМРП»); Светлый - удалённый рыбный терминал порта Калининград;
3. Черноморско-Азовский, Каспийские участки: Астрахань - имеется удалённый рыбный терминал;
4. Тихоокеанский участок: Порт Посьет; Славянка – удалённый рыбный терминал порта Посьет (рыбопереработка); Южно-Морской (Бухта Гайдамак) – удалённый рыбный терминал порта Находка; Крабозаводское - удалённый рыбный терминал порта Невельск; Курильск - удалённый рыбный терминал порта Невельск; Южно-Курильск - удалённый рыбный терминал порта Невельск; Поронайск - имеется удалённый рыбный терминал (колхозники); 6-ть удалённых рыбных терминала порта Петропавловск-Камчатский: Октябрьский, Оссора, Усть-Камчатск, Озерновский, Усть-Хайрюзово, Тиличики.
Итого в Российской Федерации насчитывается 38 морских портов и терминалов для обслуживания судов рыбопромыслового флота. Многие из них базируются на территориях близлежащих к друг другу.
Негативным фактором является состояние портов и терминалов, что вызывает нарекание, как у пользователей, так и у региональных властей. Причальные стенки разрушаются и не ремонтируются. Время пребывания в порту может длиться от нескольких дней до 2-х недель. Отрицательные явления сдерживающий фактор развития рыбодобывающей отрасли.
Материально-техническая база рыбоперерабатывающей отрасли. К обрабатывающей базе рыбоперератывающей отрасли относятся производства береговых предприятий и рыбоперерабатывающая база на судах.
В настоящее время основную массу производственных мощностей обрабатывающих производств рыбной промышленности составляют те, что были созданы ещё в советское время.
Последние 15-20 лет обрабатывающие производства рыбной промышленности России испытывали финансовые трудности и находились в состоянии отраслевого кризиса. Далеко не все береговые производства были обеспечены сырьём («сырьевой голод»). Это связано, в том числе и с тем, что в советское время вылов существенно превышал существующий. Был остановлен процесс воспроизводства и модернизации основных фондов в большинстве средних и малых предприятий.
Таблица 25
Динамика наличия и использования мощностей обрабатывающего производства за период 1990-2002 гг.[381]
Производства | 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2002 г. | ||||
Наличие ПМ | Исполь-зование ПМ, % | Нали-чие ПМ | Исполь-зование ПМ, % | Наличие ПМ | Исполь-зование ПМ, % | Наличие ПМ | Исполь-зование ПМ, % | |
Консервное, муб, в том числе: | 2758,1 | 88,9 | 1526,9 | 37,8 | 1264,6 | 33,5 | 1300,0 | 46,0 |
на флоте | 1847,5 | 88,0 | 605,7 | 47,6 | 253,8 | 24,1 | 260,0 | 13,5 |
Морозильное, тыс. т, в том числе: | 5970,8 | 72,0 | 4238,4 | 49,8 | 3068,7 | 48,9 | 3622,8 | 51,1 |
на флоте | 5745,4 | 72,0 | 4011,2 | 44,8 | 2685,0 | 50,3 | 3179,8 | 54,9 |
на берегу | 229,5 | 5,5 | 227,2 | 39,2 | 383,7 | 38,6 | 442,9 | 26,0 |
Коптильное, тыс. т | 312,3 | 86,4 | 268,4 | 25,8 | 198,7 | 16,8 | 148,5 | 23,4 |
Кулинарное, тыс. т | 67,1 | 90,6 | 41,3 | 14,6 | 31,0 | 17,3 | 38,9 | 42,1 |
Рыбомучное, тыс. т, в том числе: | 1178,1 | 62,8 | 619,2 | 39,2 | 287,0 | 38,3 | 242,8 | 28,0 |
на флоте | 1128,5 | 64,0 | 588,6 | 40,7 | 258,3 | 40,0 | 214,4 | 30,0 |
на берегу | 49,6 | 38,0 | 30,6 | 16,2 | 28,7 | 22,1 | 28,4 | 11,9 |
Холодильные, тыс. т ед. хранения | 568,5 | 88,3 | 529,6 | 53,6 | 548,0 | 38,9 | 473,7 | 43,7 |
Примечание: ПМ – производственные мощности
муб – миллион условных банок
Динамика наличия и использования мощностей обрабатывающего производства в 1990-2002 гг. представлена в табл. 25. Согласно таблице, кроме береговых морозильных мощностей, все остальные производства за 12 лет резко сокращали производственные мощности и их использование.
В настоящее время предприятия рыбоперерабатывающего комплекса РФ изношены минимум на 60-75%, требуется серьёзная модернизация и замена технически изношенного оборудования. Только крупные, вновь открывающиеся предприятия или те, кто планирует существенно увеличить выпуск рыбной продукции, идут по пути значительных вложений на приобретение оборудования. Небольшие предприятия предпочитают приобретать старое (ранее употреблявшееся) оборудование.
Динамика производственной структуры рыбообрабатывающего производства за период с1990 по 2002 г. представлен в табл. 26.
Таблица 26
Динамика производственной структуры рыбообрабатывающего производства за период 1990-2002 гг., %[382]
Вид производства | Всего | Из них: | ||||
на флоте | на берегу | |||||
1990 г. | 2002 г. | 1990 г. | 2002 г. | 1990 г. | 2002 г. | |
Рыбоморозильное | 100,0 | 100,0 | 96,0 | 88,0 | 4,0 | 12,0 |
Консервное | 100,0 | 100,0 | 67,0 | 19,7 | 33,0 | 80,3 |
Согласно табл. 26, за указанный период произошло перераспределение производственной структуры рыбообрабатывающего производства. На 47,3% «сместилось» консервное производство с флота на береговые предприятия, и составило на 2002 г. береговое консервное производство (в структуре) 80,3%. В три раза увеличилось рыбоморозильное береговое производство. Рыбоморозильное производство на флоте сократилось на 8% и составило на 2002 г. 88%.
Следует отметить, что в наиболее благоприятном положении находятся предприятия крупных рыбопромышленных компаний страны, где модернизируются существующие фонды и производится установка современного оборудования.
Лидером по вложенным инвестициям в рыбопереработку в настоящее время является Камчатка. По данным на 2014 г. «в крае построено и действует более 180 рыбоперерабатывающих заводов с круглогодичным либо сезонным производственным циклом, из которых 17 осуществляют выпуск рыбных консервов. Суммарная суточная мощность заводов составляет более 12 тыс. тонн мороженой продукции, 1200 туб консервов, емкости для хранения мороженой продукции составляют около 130 тыс. тонн. Перерабатывающие мощности в основном сконцентрированы в г. Петропавловск-Камчатский, Усть-Большерецком, Соболевском и Карагинском районах края. Однако уровень использования береговых рыбоперерабатывающих мощностей крайне низок в силу сезонного фактора»[383]. Тем не менее, в 2015 г. объем инвестиций в рыбохозяйственный комплекс края вырос на 420 млн. руб. и достиг 2,6 млрд. руб.
В настоящее время на рынке оборудования для рыбной промышленности представлен ряд компаний, предлагающий рыбопромышленникам широкий спектр современного, высокотехнологичного оборудования, в том числе безотходного.
В Северо-Западном регионе ведущей компанией по производству оборудования для рыбной промышленности является ОАО «НПО «Рыбтехцентр» (г. Калининград), в Дальне-Восточном регионе ООО «Технологическое оборудование» (г. Владивосток), и другие.
Долгие годы на российском рынке обеспечивает пользователей оборудованием для рыбной промышленности концерн «Альфа Лаваль» (Alfa Laval). В 2015 г. исполнилось 110 лет с момента открытия в Санкт-Петербурге первого представительства компании «Альфа Лаваль». В начале 1990-х гг. концерн основал собственное производство на базе Болшевского машиностроительного завода в г. Королеве (Московская область). В 1996 г. коммерческое подразделение и завод объединились в ОАО «Альфа Лаваль Поток».
Указанные компании имеют большой практический опыт, собственное конструкторское бюро, что позволяет им учесть специфику местной сырьевой базы рыболовства и предложить наиболее эффективное оборудование.
Задачей государства и рыбопромышленников является частно-государственное партнёрство, которое позволит максимально рационально и эффективно разместить производственные мощности рыбной отрасли согласно современным реалиям.
Холодильные мощности. Академиком РАН В.И.Кашиным на парламентских слушаниях 26.03.2015 г., указано следующее состояние холодильных мощностей рыбной промышленности на начало 2015 г.: «Рыбохозяйственный комплекс располагает холодильными складами для хранения около 500 тыс. т. замороженной продукции. Из них реально пригодны для эксплуатации по профилю холодильные емкости не более чем на 300 тыс. т. хранения. Холодильное оборудование складов устарело, на 70-80% физически изношено, требует частых ремонтов и потребляет избыточное количество электроэнергии, ощущается острый дефицит в современных низкотемпературных холодильниках для замороженной рыбы. Действующие холодильники и хдадокомбинаты не в состоянии обеспечить нарастающую потребность производителей рыбопродукции и торговых операторов. Дефицит площадей холодильного хранения современного уровня в целом по России составляет около 1 млн. м² или около 600-700 тыс. тонн продукции»[384].
Транспортировка. Выстроенная «цепочка холода» является залогом сохранения качества дикой рыбы. Одним из основных способов доставки рыбной продукции из рыбодобывающих регионов является доставка по железной дороге. По данным на 2014 г., годовая пропускная способность «Российской железной дороги» по мороженой рыбе, перемещаемой из дальневосточных портов в западном направлении, составляет примерно 630 тыс. тонн[385]. Для доставки охлаждённой продукции (например, для ресторанов) используется авиасообщение. Также используется специализированный автопарк.
Перспективным направлением доставки рыбной продукции с Дальнего Востока в центральную часть России является Северный морской путь.
В настоящее время для транспортировки рыбы железной дорогой используются вагоны рефрижераторных секций (рефрижераторные вагоны) и рефрижераторные контейнеры.
«Под рефрижераторным контейнером следует понимать специализированный стандартизированный контейнер со встроенной рефрижераторной установкой, обеспечивающий перевозку скоропортящихся товаров на железнодорожном, морском и автомобильном транспорте без перегруза перевозимой скоропортящейся продукции при переходе с одного транспорта на другой. Погрузочно-разгрузочные работы в рефрижераторный контейнер и из него могут производиться внутри склада-холодильника, обеспечивая технологию доставки «от двери до двери» и непрерывность холодильной цепи (cold chain, cool chain).
Рефрижераторный вагон – это специализированный вагон, предназначенный для перевозки скоропортящейся продукции по железной дороге в составе рефрижераторной секции (как правило, это 4 грузовых вагона и один вагон-дизель-электростанция)»[386].
Однако в связи с тем, что погрузочно-разгрузочные операции осуществляются на железнодорожных станциях, на специализированных пандусах, находящихся на открытом воздухе, технология доставки груза «от двери до двери» и обеспечение непрерывности холодильной цепи при перевозках в рефрижераторных вагонах невозможна[387]. Тем не менее, рефрижераторные вагоны не только активно используются, но и их износ в 2017 г. составит более 90%.
Состояние железнодорожного парка по доставке рыбной продукции из всех бассейнов в Центральные регионы России и тарифы на перевозку - одни из насущных проблем отрасли.
В августе, на Дальнем Востоке в пик лососевой путины, рыбопромышленники периодически сталкиваются с отсутствием подвижного состава и резким сезонным повышением тарифов на перевозку.
Таким образом, от состояния материально-технической базы отрасли напрямую зависит экономическое благополучие всех субъектов рыбного хозяйства, что в свою очередь влияет на объём произведённой продукции. Так исчерпание потенциала материально-технической базы 70-80-х гг., резкое сокращение присутствия российского флота в Мировом океане, а значит и недостаток сырья, и сокращение производства, отразились в резком падении объёмов произведённой продукции. Государственная программа поддержки рыбохозяйственного комплекса России призвана существенно улучшить положение рыбной отрасли страны.