Основные функции и задачи краеведения.

Основные функции и задачи краеведения.

Функции краеведения: педагогическая (добиться повышения эффективности учебно-воспитательного процесса), учебная (отдельный базовый курс элементарной школьной географии), научная(Результаты кр-ких исследований могут становится базисом для других наук, изучение предметов, явлений и процессов и общие закономерности развития природы и общества в конкретных локальных пределах)

Задачи: Овладение знаниями о сущности и значении краеведения, основных формах и методах краеведческой работы. Изучить историю своего края. Формировать умения у студентов давать описания исторических, архитектурных объектов, природных компонентов, а также характеристику населения, хозяйства, отдельных предприятий в своем крае. Овладеть умениями по использованию краеведческих знаний в туристско-экскурсионной работе, составления тематических туристско-краеведческих карт. Овладеть умениями разработки походов, проведения учебных экскурсий, организации и проведения туристических походов. Содействовать овладению знаниями об эколого-природоохранительной деятельности на территории края и функционировании особо охраняемых территорий и объектов.

3. Определите место краеведа в системе подготовки специалиста по туризму.

Общественно полезная отдача от краеведческой работы связана с тем, что туристское краеведение предполагает прикладное изучение природы, трудовой жизни, быта и культуры населения в их взаимодействии и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута.

Литературный метод

Данный метод в краеведении предполагает применение различных печатных источников для получения сведений об изучаемой территории.

Картографический метод исследования предполагает работу с картой и направлен на выяснение пространственного размещения природных, хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории. В краведении карты служат как источником информации, так и для демонстрации результатов, полученных другими способами: краеведческое исследование начинается с карты, а нанесение на карту его результатов, составление разных карт — важная заключительная часть исследования.

Статистический метод- этот метод основан на отборе и анализе различных количественных показателей с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм.

Метод полевых исследований

Это один из ведущих метод в краеведческой работе, представляет собой непосредственное обследование природного или хозяйственного объекта. Применяется для изучения природных условий, геологического строения местности, животного и растительного мира, археологии и используется в процессе природоведческих и производственных экскурсий, походов и экспедиций.

Визуальный метод — это непосредственное целенаправленное и планомерное наблюдение (обозрение), зарисовка, фотографирование или видеосъёмка

Метод анкетирования в краведении заключается в опросе местных жителей для выяснения сведений о происходивших в изучаемом крае памятные событиях, изменениях в природе за последние годы и др.

13. В чем заключаются достоинства и недостатки литературно-аналитического метода в краеведческих исследованиях?

Литературно-аналитический метод-метод изучения и критического анализа научно-методических источников по данной проблеме. Имеет огромное значение на начальных этапах кр-кого исследования.

Достоинства:

1.Метод материально легко доступен;

2.Экономичен во времени;

3.Полнота изложения материала;

4.Логическая последовательность изложения материала;

4.Лит-аналитический метод позволяет определить что уже известно об объекте исследования, а что неизвестно, соответственно на что необходимо обратить внимание, направить усилия в работе

Недостатки:

1.Разно масштабность покрытия территории литературными источниками;

2.Неверная трактовка или неверная подача факта;

3.Субъективизм автора;

Как работать?

1.Сопоставлять точки зрения разных авторов.

2.Не рассматривать лит-аналит метод как единственный совмещать с другими.

14.История развития краеведения. Дореволюционный этап.

Преподавание географии как учебного предмета в России началось XVIII в. В русской школе география носила характер собрания справочных сведений разнообразного содержания, которые заучивали учащихся. Однако в то время начинают возникать краеведческие идеи в их современном понимании . 1761 г М.В. Ломоносов делает попытку краевых исследований с участием местного населения, собирались данные о минеральных богатствах. К сбору образцов были привлечены дети, это привело к лучшему результату. Ломоносовым была составлена анкета из 30 вопросов, в которую входили сведения о городах, провинциях. Это считается первой программой краеведческого изучения территории, т. к. сбор материалов проводился не в экспедиционном порядке, а в полном содействии местного населения.

В XIX в мощный толчок в краеведение дало создание Императорского географического общества (1845).

Оно взяло на себя обязанность обеспечения методической литературы, финансирование исследования, создало возможность публикаций результатов исследований. Оно занималось тем чем в других странах занимались постоянно действующие службы(геологическая, метеорологическа). Причиной создания РИГО во вт пол XIX в послужили в России власть имущие, у них резко возрос интерес к своему краю(поиск внутренних рынков). Возникает движение отечествоведение. На основе этого движения возникает родиноведческое движение.Преследует те же цели но на более малую территорию. Вызвало к формированию родиноведческого направления географии того времени. Первые отчественные учебники по географии авторы Ломоносов, Ушинский, Зуев. До революции краеведение развивалось стихийно , его успехи во многом зависели от наличия краеведа-любителя. Лучшими краеведами становились полит ссыльные. Идеи краеведения оживают на кануне первой мировой войны. 1915 г

15. История развития краеведения. Послереволюционный, послевоенный, современный этапы.

II этап Послереволюционный. Краеведение приобретает массовый характер. Выделяют 2 причины:1) народ почувствовал себя хозяином своей страны. 2)Государство не могло позволить себе содержать постоянно действующие службы, их функции выполняли краеведы, но на более серьезной основе чем в дореволюционный период. Создается ЦБК (центральное бюро краеведения).ЦБК параллельно с РГО занимается обработкой результатов краеведческих исследований. В отличие от ГО располагались большими возможностями для оказания финансовой помощи краеведам. В учебном кр-нии и в обучении географии кр-кий принцип являлся единственным в преподавании. В научном краеведении происходят определенные изменения в конце 30-х у государства находятся деньги для создания постоянно действующих служб на базе научно-исследовательских институтов и организаций и их отделов.Государство не могло допустить распыления средств между службами и организациями. Краеведческие организации не могли долгое время выдержать конкуренцию со стороны служб более глубоко изучающих свою тематику. Краеведческие организации включая ЦБК закрываются. Создается и начинает развиваться государственное кр-ние, основой которого является кр-кий музей. Послевоенный этап

Научное по прежнему развивается в рамках госудрственного; В учебном усиливается роль преподавании многих предметов при этом происходит разделение на программное и непрограммное. Программное кр-ние – выполнение практических работ на местности с целью дальнейшего изучения своего края. Непрограммное(внеклассное) – начало массового формирования детских, юношеских станций, организаций. Современный этап:В Украине преподавания ряда предметов кр-кий принцип признается ведущим. Внешкольное кр-ние большую значимость преобретает формальный, а незначимый подход. Госуд краеведение развивалось на базе кр-ких музеев. Развивается государственное краеведение музеи, научно-исследовательские организации , вузы, отдельные кафедры проводят гос бюджетную или хоз договорную кр-кую работу.

16.План характеристики геологического строения своего края. Что означает каждый из пунктов характерист

1) Место положения своего края в окружающих геологических структурах.

2)Стратеграфия – описания горных пород с их возрастом. Используется геохронологическая шкала: Эоны, Эры, Периоды, Эпохи, Века, Зоны; Наряду с геохронологической шкалой существут стратеграфическая шкала – шкала слоев горных пород. В которых собственные имена подразделений звучат одинаково. Эра – эротема, период – система, эпоха – отделом, век – ярус, зона – горизонт; Стратеграфия является основой при региональных геологических исследований. Дает возможность понять особенности тектоники. Определяет направление поиска и разветки полезных ископаемых. Для определения возраста горных пород в кр-нии применяют биостратеграфический метод. Основан на изучении ископаемых организмов по преимуществу морских животных. Этот метод применим к осадочным породам. Исследование основано на принципе необратимости эволюции: последовательной смене комплексов животных и растений во времени, одни и те же формы которых не возникают повторно в процессе исторического развития. Руководящие окаменелости должны обладать такими признаками:

1) Иметь твердый наружный и внутренний скелет;

2) Эти скелеты должны обладать заметными внешними отличиями.(узор раковины, отличия внутренней поверхности)

3) Должны иметь активный способ передвижения.

4) Должны обладать быстрой во времени изменчивостью.

5) Должны иметь широкий ареал распространения вплоть до космополитизма.

6) Определение возраста идет по специальным справочникам и атласам руководящих ископаемых и окаменелостей;

3.Тектоника– выявление и описание геологических структур и составление реконструкции геологической истории. Бывают геологические структуры не большие по размерам, что позволяет наглядно их изучить: разломы, флексусы, складки. Но в большинстве случаев они значительны по размерам и скрыты от исследователя почвами, растительностью. В связи с невозможностью разглядеть вид геологических структур их выделение происходит на основе стратеграфии при геологическом картировании, поэтому на геологических картах показывают только возраст горных пород. Например, можно выделить 2 типа складок антиклиналь и синклиналь.На геологической карте если в середине структуры показаны более древние отложения,а по краям более молодые - антиклиналь. Если в центре более молодые, а по краям древние –синклиналь.Если показатели стратификационных подразделений вытянутой формы струтктура назыв геосинклинальной областью.Если стратегр элементы изометричны – платформы. Платформа- обширный участок земной коры, обладающий сравнительно малой тектонической подвижностью, равниннымили платообразным рельефом, выражающимся в наличии складчатого основания(фундамента) и осадочного чехла.

4. Магматизм

Формы: эффузивный (внешний) и интрузивный (внутренний); Формы интрузии: лаколиты, батолиты, дайки; Магма представляет собой природный, чаще всего силикатный, раскаленный, жидкий расплав, возникающий в земной коре или в верхней мантии, на больших глубинах, и при остывании формирующий магматические горные породы. Лава - раскалённый жидкий (эффузия) или очень вязкий (экструзия) расплав горных пород, преимущественно силикатного состава (SiO2 примерно от 40 до 95 %), изливающийся на поверхность Земли при извержениях вулканов. Отличие от магмы — нет газов.

5.Полезные ископаемые –минералы и горные породы, обладающие достаточной величиной запасов при условии, если экономически выгодно и технически возможно в хоз деятельности человека.

горючие:твердые (уголь, сланцы), жидкие (нефть), газообразные ( газ);

Рудные: черные (железо, магний, хром, марганец, чугун), цветные (Легкие металлы: алюминий, бериллий, магний, титан, литий; Тяжелые металлы:медь, никель, кобальт, свинец; Тугоплавкие:хром, молибден, вольфрам; Благородные:золото, серебро, платина, иридий; Радиоактивные:урон, технеций, полоний, паладий;

Негорючие: хим сырье: калийная соль, каменная соль, серка, фосфориты; стройматериалы: известняк, мел,песок;

17. На какие группы делятся магматические горные породы?

По происхождению: Интрузивные(застывают в толще Земли), Эффузивные (выливаются на поверхность)

По фациальным образованиям ( по глубине залегания):

1.Плутонические породы образуются на глубинах более 3 км. Их кристаллизация осуществляется длительное время (до сотен миллионов лет);

2.Вулканические породы окончательно затвердевают – кристаллизуются на поверхности земли, иногда под толщей воды или льда.

3.Гипабиссальные породы, являются промежуточными между вулканическими и плутоническими.

Интрузивные делятся: от глубины, на которой происходит становление плутонов, выделяются гипабиссальные (глубина менее 3 км), мезоабиссальные (от 3 до 10 км) и абиссальные (более 10 км) Плутоны. По характеру становления они подразделяются на простые и сложные. Простые Плутоны возникают в результате одного этапа внедрения магмы в данный участок литосферы, а сложные – в несколько этапов (фаз),причем при последовательных внедрениях состав магмы мог меняться, а интрузивные тела оказывались сложенными породами различного состава. В зависимости от соотношения времени внедрения магмы и складчатости принято выделять три типа интрузивных тел: доскладчатые (доорогенные), соскладчатые (синорогенные) и послескладчатые (посторогенные). Подразделяются на группы и типы по их отношению к вмещающим толщам. Этот признак позволяет выделить согласные (конкордатные) и несогласные (дискордатные) интрузивные тела. Первые из них залегают параллельно с плоскостями наслоения вмещающих пород, а вторые занимают секущее положение.

18.Как в полевых условиях определяют возраст горных пород?

Для определения возраста горных пород применяют биостратеграфический метод.Основан на изучении ископаемых организмов по преимуществу являющихся морскими животными. Использует принцип необратимости эволюции: основан на последовательной смене комплексов животных и растений во времени одни и те же формы, которых не возникали повторно в процессе исторического развития. Руководящие окаменелости должны обладать след признаками:

Склонновые процессы

Склон –территория от 20-40. Главная действующая сила – гравитационные силы. Процессы протекающие на склонах, ведущие к удалению, перемещению и накоплению продуктов выветривания, т. е. формирование как выработанных (эрозионных) так и накопленных (аккумулятивных) форм рельефа.

Обвальные склоны– высокий градус уклона (350). Им предшествует возникновение систем трещин на склонах или приближенных им скалах. Образование стенок срыва в верхней части склона или скального участка. Для аккумулятивной части характерен холмистый беспорядочный рельеф представленный крупно-обломочным материалом.Обвалы состаящие из обломков не более 1 м2 называются камнепады.

Осыпные склоны отличаются меньшими размерами камней.В нижней части формируется конус осыпи. На склонах формируются отложения назыв колювиальные.Наиболее крупные обломки продвигаются дальше по склону.

Оползневые склоны, оползень - скольжение , смещение масс горных пород под действием тяжести. Их образование всегда гидрографически обусловлено. Возникает когда водопроницаемые породы подстилают водоупорные – поверхность скольжения. Породы,смещенные в результате оползней назыв деляпсий. Меры борьбы:

Высаживание деревьев, дренаж, сетки, укрепление дорог, подпорные стенки.

Делювиальные склоны– склоны, на которых перемещение материала вниз происходит прежде всего под действием стока дождевых и талых вод в виде тонких переплетающих струек, покрывающих всю поверхность склона. Тип отложений делювий.

Флювиальные процессы –геоморфологические процессы осуществляемые поверхностными текучими водами линейными фиксированными движениями воды.

Микроклимат территории

Микроклимат – это климат небольшой части территории, обусловленной влиянием рельефа местности, подстилающей поверхности и других факторов, определяющих своеобразие режима температуры почвы и воздуха, увлажнения, скорости ветра. В зависимости от особенностей рельефа выделяются микроклимат склонов, долин, вершин, холмов и др. Под влиянием различного радиационного баланса подстилающей поверхности создается микроклимат лугов, полей, лесной опушки, поляны, берега, озера и т.д. Под воздействием застройки формируется микроклимат города. В посевах создается особый вид микроклимата, называемый фитоклиматом.
Особенности микроклимата проявляются наиболее заметно в приземном слое воздуха. При резко пересеченном рельефе уже на расстоянии нескольких десятков метров по горизонтали создаются заметные различия в температуре почвы и нижнего слоя воздуха. Эти различия, уменьшаясь с высотой, проявляются в слое толщиной до нескольких метров, а затем сглаживаются под влиянием турбулентного перемешивания воздуха.
Микроклимат южных склонов обеспечивает повышенное количество солнечного тепла. В связи с этим на южных склонах раньше стаивает снег, быстрее прогревается и просыхает почва, возможен более ранний сев, повышается обеспеченность созревания сельскохозяйственных культур.

План характеристики сельского хозяйства своего края, сельскохозяйственного предприятия.

Се́льское хозя́йство — отрасль экономики, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Сельское хозяйство входит в состав агропромышленного комплекса и включает в себя следующие основные отрасли: Растениеводство: зерновые культуры (пшеница, ячмень, рожь, овёс, рис, кукуруза, гречиха и др),зернобобовые культуры (горох, фасоль, чечевица, соя и др.), кормовые культуры (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, кормовые бахчевые культуры), технические культуры: сахарный тростник, сахарная свёкла, хмель, хлопчатник, лён, джут, каучуконосы (гевея), овоще-бахчевые культуры: картофель, капуста, салат, бахчевые культуры (арбуз, дыня, тыква и др.), масличные и эфиромасличные культуры: а) масличные культуры (подсолнечник, рапс, конопля, лён, кокосовая пальма, масличная пальма, оливковое дерево, виноградарство. садоводство

Животноводство: звероводство, кролиководство, рыбоводство, скотоводство (выращивание крупного рогатого скота), овцеводство, коневодство, пчеловодство.

С/х лучше исследовать через рассмотрение агропромышленного комплекса. В состав АПК входит: отрасли снабжающие с/х и другие сферы комплекса средствами производства, строительство;

С/х, отрасли осуществляющие заготовку, транспортировку, переработку, хранение и сбыт конечной продукции;

План с/х:

1.Оценка природно-географических ресурсов: почвенные, агроклиматические, наличие природных и искусственных водойомов;

2. Технико-экономические показатели: технико-вооруженность, энерговооруженность, характеристика технической базы в целом;

3. Чисто экономические показатели: структура землепользования, структура с/х земель, структура пашни, величина кормопотребления;

4. Отдельно рассматривается растеневодство по каждой культуре(площадь посевов, урожайность, валовый сбор).

5. Животноводство (скороспелость мяса и жирность молока).

Основные функции и задачи краеведения.

Функции краеведения: педагогическая (добиться повышения эффективности учебно-воспитательного процесса), учебная (отдельный базовый курс элементарной школьной географии), научная(Результаты кр-ких исследований могут становится базисом для других наук, изучение предметов, явлений и процессов и общие закономерности развития природы и общества в конкретных локальных пределах)

Задачи: Овладение знаниями о сущности и значении краеведения, основных формах и методах краеведческой работы. Изучить историю своего края. Формировать умения у студентов давать описания исторических, архитектурных объектов, природных компонентов, а также характеристику населения, хозяйства, отдельных предприятий в своем крае. Овладеть умениями по использованию краеведческих знаний в туристско-экскурсионной работе, составления тематических туристско-краеведческих карт. Овладеть умениями разработки походов, проведения учебных экскурсий, организации и проведения туристических походов. Содействовать овладению знаниями об эколого-природоохранительной деятельности на территории края и функционировании особо охраняемых территорий и объектов.

3. Определите место краеведа в системе подготовки специалиста по туризму.

Общественно полезная отдача от краеведческой работы связана с тем, что туристское краеведение предполагает прикладное изучение природы, трудовой жизни, быта и культуры населения в их взаимодействии и концентрирует внимание на изучение тех особенностей, которые обусловлены местонахождением объектов или явлений в границах определенного, как правило, небольшого района вдоль туристского маршрута.

Наши рекомендации