Расчет себестоимости грузовых перевозок
Методом расходных ставок
Расчет себестоимости грузовых перевозок методом расходных ставок выполнить по единичным расходным ставкам, рассчитанным в разделе 2, т.е. по определенному виду тяги. Схема расчета приведена в таблице 18.
Смысл расчета себестоимости методом расходных ставок заключается в определении величины расходов, приходящихся ни 1000 тонно-километров нетто в зависимости от показателей использования подвижного состава. Качество использования подвижного состава влияет на затрату измерителей, формулы расчета которых приведены в таблице 18. Расчет величин измерителей выполнить с точностью два знака после запятой для результатов больше единицы (например, 2,58) и 4-5 знаков после запятой для величин, меньше единицы (0,00258). Показатели использования подвижного состава по вариантам приведены в таблице 19.
Таблица 18
Расчет затрат измерителей работы подвижного составана 1000 ткм нетто
№ п/п | Измеритель | Единичная расходная ставка, руб. | Величина измерителя на 1000 ткм | Расходы, руб. |
Вагоно-км | гр.3*гр.4 | |||
Вагоно-часы | -//- | |||
3* | Тонно-км брутто вагонов | - | - | |
4* | Поездо-км (= лок-км во главе поезда) | - | - | |
Лок-км общего пробега | гр.3*гр.4 | |||
6* | Лок-км линейного пробега | - | - | |
Локомотиво-часы | -//- | |||
Бригадо-часы локомотивных бригад | -//- | |||
кВт*час электроэнергии (кг усл. топлива) | -//- | |||
Тонно-км брутто вагонов и локомотивов | -//- | |||
Количество грузовых отправок | -//- | |||
Количество отправленных вагонов | -//- | |||
Маневровые лок-часы (УРС) | -//- | |||
*) вспомогательные измерители
– отношение числа отправленных тонн к числу перевезенных (принимаем = 0,43).
Укрупненную расходную ставку (УРС) на маневровые локомотиво-часы для всех вариантов принять равной 659,36 руб. Этой же ставкой необходимо воспользоваться при расчетах в разделе 4.
Таблица 19
Показатели использования подвижного состава
Показатели | Усл. обозн. | Варианты | ||||||||||
Электротяга | Теплотяга | |||||||||||
1.Динамическая нагрузка на вагон, т | 42,5 | 44,0 | 43,5 | 43,0 | 42,8 | 48,9 | 45,0 | 42,0 | 41,0 | 42,0 | ||
2.Масса тары вагона, т | 23,6 | 23,8 | 23,5 | 23,5 | 23,6 | 23,5 | 23,8 | 23,6 | 23,5 | 23,5 | ||
3.Отношение порожнего пробега вагона к груженому | 0,61 | 0,65 | 0,64 | 0,63 | 0,62 | 0,61 | 0,62 | 0,63 | 0,64 | 0,65 | ||
4.Среднесуточный пробег вагона, км | ||||||||||||
5.Среднесуточный пробег локомотива, км | ||||||||||||
6.Отношение вспомогательного пробега локомотива к пробегу во главе поездов, % | ||||||||||||
7.Вспомогательный линейный пробег, % | ||||||||||||
8.Участковая скорость, км/ч | 46,0 | 45,0 | 44,0 | 43,0 | 42,0 | 36,0 | 35,0 | 34,0 | 33,0 | 32,0 | ||
9.Процент условного пробега локомотива | ||||||||||||
10.Среднее расстояние перевозки, км | ||||||||||||
Окончание таблицы 19 | ||||||||||||
11.Коэффициент, учитывающий время на прием и сдачу локомотива в расчете на 1 лок-км | 0,018 | 0,019 | 0,017 | 0,018 | 0,017 | 0,019 | 0,018 | 0,017 | 0,019 | 0,017 | ||
12.Масса грузового поезда брутто, т | ||||||||||||
13.Затрата маневровых локомотиво-часов на 1000 вагоно-км | 0,499 | 0,480 | 0,490 | 0,495 | 0,499 | 0,485 | 0,495 | 0,499 | 0,490 | 0,495 | ||
14.Уд. расход электроэнергии (топлива) на 10000 ткм брутто, кВт*ч | ||||||||||||
15.Вес локомотива, т | ||||||||||||
16.Разница между эксплуатационными и тарифными ткм | % | 1,0 | 1,5 | 1,25 | 1,5 | 1,0 | 2,0 | 1,5 | 1,0 | 1,5 | 2,0 | |
17.Статическая нагрузка на вагон, т | ||||||||||||
18.Груженый рейс вагона, км | ||||||||||||
19.Простой поездного локомотива, приходящийся на 1 км линейного пробега, ч | 0,032 | 0,031 | 0,030 | 0,031 | 0,032 | 0,029 | 0,032 | 0,031 | 0,032 | 0,030 | ||
20.Длина грузового состава, ваг. | ||||||||||||
21.Длина пассажирского состава, ваг. | ||||||||||||
22.Масса пассажирского поезда брутто, т | ||||||||||||
Рассчитав с помощью единичных расходных ставок и таблиц 18 и 19 зависящие расходы, приходящиеся на 1000 ткм нетто эксплуатационных, определяют себестоимость тарифных тонно-км. Разрыв между эксплуатационными и тарифными тонно-километрами в % приведен по вариантам в таблице 19.
Себестоимость 1000 ткм эксплуатационных в части зависящих расходов составила 98,75 руб., а разрыв между тарифными и эксплуатационными ткм равен 1,0%, то себестоимость 1000 тарифных ткм составит:
Далее следует определить полную величину себестоимости тарифных ткм, исходя из условия, что зависящие расходы в общей величине себестоимости составляют 40% (для всех вариантов). Расчет завершить определением полной себестоимости 10 тарифных ткм в копейках, как это принято в практической деятельности.