Размещение других инженерных сооружений
Категория дорог устанавливается, в основном, исходя из назначения дорог с учетом грузонапряженности.
В соответствии с нормами (СНиП-83) местные дороги при интенсивности движения менее 200 автомобилей в сутки, по которым перевозят в основном сельскохозяйственные грузы, в зависимости от их назначения подразделяют на две группы.
К первой группе относят внехозяйственные дороги общего пользования, которые соединяют хозяйственные центры сельскохозяйственных предприятий с административными центрами, автомобильными дорогами федерального значения, железнодорожными станциями и пристанями. В эту же группу включают дороги, соединяющие центры сельских администраций, центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий между собой, а также последние с предприятиями по доработке и переработке сельскохозяйственной продукции. Эти дороги являются дорогами муниципального значения.
Ко второй группе относят внутрихозяйственные дороги, которые служат для обеспечения транспортных связей внутри отдельного сельскохозяйственного предприятия. Они находятся в ведении тех хозяйств, на землях которых они расположены.
Внутрихозяйственные дороги подразделяются на магистральные дороги и полевую дорожную сеть. Они являются одним из элементов внутрихозяйственной организации территории. Магистральные внутрихозяйственные дороги, в зависимости от расчетных объемов грузовых перевозок подразделяются на три группы: I-с, II-с, III-с.
Дороги I-с группы соединяют центральные усадьбы сельскохозяйственных предприятий и организаций с усадьбами их производственных подразделений, животноводческими комплексами, фермами, дорогами общего пользования, пунктами заготовки, хранения и переработки продукции и другими сельскохозяйственными объектами и имеют расчетный объем перевозок в месяц «пик» более 10 тысяч тонн.
Дороги II-с группы соединяют усадьбы производственных подразделений сельскохозяйственных предприятий и другие сельскохозяйственные объекты с дорогами общего пользования, между собой и другими внутрихозяйственными объектами, за исключением полевых и вспомогательных дорог и имеют расчетный объем грузоперевозок до 10 тысяч тонн.
Дороги полевые, вспомогательные, предназначены для транспортного обслуживания отдельных сельскохозяйственных угодий, массивов севооборотов и составляют III-сгруппу.
В зависимости от транспортно-эксплутационных требований, группы проектируемой дороги, климатических условий, обеспеченности местными строительными материалами устанавливаются технические параметры внутрихозяйственных дорог (приложение 10).
Типы покрытий проезжей части принимаются в соответствии с установленными поперечными профилями земляного полотна, условиями эксплуатации дорог, наличием местных строительных материалов и других условий.
На дорогах сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств и других организаций рекомендуется применять дорожные покрытия следующих типов:
I-с — капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием (цементобетонные, монолитные или сборные, железобетонные сборные, асфальтобетонные одно- или двухслойные, из щебенного или гравийного материала, обработанные вязким битумом и др.);
II-с — капитальные или облегченные с усовершенствованным покрытием, а также переходные из фракционного щебня, укладываемого по способу заклинки, из щебеночного, гравийного, местных строительных материалов и песка: обработанных органическими и минеральными вяжущими материалами;
III-с — переходные, а также низшие (из грунтов, укрепленных или улучшенных различными скелетными добавками, из местных строительных материалов, укрепленных вяжущими добавками).
При установлении технических параметров магистральных дорог их нормативы могут изменяться в зависимости от состава транспортных средств, ценности сельскохозяйственных угодий, интенсивности их использования, природных особенностей территории.
Так, ширину земляного полотна дорог, проектируемых на ценных сельскохозяйственных угодьях, включая осушенные и орошаемые земли, многолетние насаждения, угодья с высоким почвенным плодородием рекомендуется уменьшить до 8 м для дорог I-с, 7м — II-с, 5,5м ¾ III- групп.
В случаях, когда магистральные дороги в значительной степени используются для транзитных перевозок другими сельскохозяйственными предприятиями, они могут быть отнесены к дорогам более высокой категории.
При проектировании дорог учитывают размещение существующих дорог, рельеф местности, гидрографию, грунты и другие природные особенности территории.
Трассу дороги необходимо намечать по кратчайшему направлению, т.е. по прямой линии. Высотные и контурные препятствия отрицательно влияют на прямолинейное направление дороги. Расположение дороги не всегда следует строго подчинять учету всех естественных преград (небольших оврагов, ручьев и т.д.), так как это вызывает искривление и удлинение дороги. Водотоки и тальвеги дороги должны пересекать в наиболее узких местах. Продольные уклоны дороги не должны превышать 9%, а при условии движения автотранспорта с прицепом — 7%. Наиболее желательны уклоны до 4%.
Трассу дороги по возможности следует совмещать с водоразделами, границами земельных массивов производственных подразделений, полей и хозяйственных участков, с существующими дорогами они должны пересекаться под прямым или близким к нему углом.
При проектировании трассы предусматривается рекультивация участков придорожной полосы путем возвращения снятого плодородного пахотного слоя, в сельскохозяйственный оборот.
Дорожные сооружения: мосты, трубы, броды, лотки, придорожные пруды, проектируются одновременно с размещением трассы дорог.
Мосты и трубы капитального типа (железобетонные, каменные, бетонные) должны гарантировать пропуск автомобилей, тракторов и сельскохозяйственных машин.
Трубы устанавливаются для пропуска небольших расходов воды (до 6-10 м3/с), преимущественно на периодически действующих водотоках и тальвегах. Размеры труб принимаются стандартных диаметров (0,5; 0,75; 1,0; 1,25; 1,5 и 2 м), в зависимости от пропускаемого расхода воды. Устройство труб дешевле и удобнее в эксплуатации, чем строительство малых мостов.
Мосты проектируются различных размеров: малые — длиной до 25 м, средние — 25-100 м и большие — длиннее 100 м. Малые мосты, пролетом 2-3 м, могут проектироваться и строиться без расчетов. Для магистральных дорог габариты мостов (ширины проезжей части) должны быть 6-7 м, а для малых мостов, когда по ним не намечается проезд широко габаритных сельскохозяйственных машин — 4,5 м.
Расчетная нагрузка мостов для магистральных дорог устанавливается следующая: для автомобилей 8-10 т, гусеничной техники 30-60 т.
При размещении трасс дорог и дорожных сооружений решается вопрос об их местоположении, а более детальные расчеты производятся в процессе разработки рабочего проекта строительства дороги.
Проектирование водохозяйственных объектов производят во взаимосвязи с размещением производственных объектов и элементами организации и устройства территории. Проектом предусматривается комплексное использование открытых и закрытых водоисточников для питьевых целей, полевого и пастбищного водоснабжения, обеспечения водой производственных центров, полевых станов, летних лагерей, а также для орошения угодий.
При определении целевого назначения водного источника производят расчеты по установлению дебита и расхода воды, ее потребности, учитывают качество воды, удобство использования для конкретных целей.
При размещении прудов и водохранилищ в процессе проектных работ необходимо также проведение топографо-геодезических работ на площади будущего пруда, водосборной площади и орошаемом участке, дополнительных гидрологических и гидрогеологических изысканий, проведение расчетов по поверхностному стоку воды и определение потребности в воде для различных целей в хозяйстве.
В проекте внутрихозяйственного землеустройства производится размещение других элементов инженерной инфраструктуры хозяйственного назначения: линий электропередач к насосным станциям, полевым станам, летним лагерям, пунктам переработки продукции (мехтока) и др.; магистральных водопроводов; лесонасаждений; гидротехнических противоэрозионных сооружений и др. Устанавливается их влияние на организацию и устройство территории, разрабатываются мероприятия по рациональному использованию угодий в зоне расположения инженерных объектов и сетей.
Размещение объектов инженерного оборудования территории в данной составной части проекта производят на уровне схемы, однако с учетом технических норм и правил. Детальное размещение их осуществляют в процессе разработки рабочих проектов с выполнением более точных сметно-финансовых расчетов и проведением специальных обследований и изысканий.