Политика России на Дальнем Востоке

Отношения с Китаем Отношения с Японией
1858 г. – Айгунский договор с Китаем (Левобережье Амура – территория России, правый берег Амура – Китай. Уссурийский край оставался в совместном пользовании) 1860 г. – Пекинский договор с Китаем. Уссурийский край отошел к России 1855 г. - договор с Японией, по которому Курильские острова отходили к России, Сахалин – в совместном пользовании. 1875 г. – договор, согласно которому Сахалин передавался России, а Курильские острова Японии

Продажа Аляски

1867 г. – продажа Аляски Америке (было невыгодно содержание этих земель, стремление показать добрые отношения к США)

УРОК 2.

Русско-турецкая война 1877 – 1878 гг

ПРИЧИНЫ:борьба за влияние на Балканах.

1875 г. – В Боснии, Герцеговине, Болгарии – восстание против Османской империи.

1876 г. – Россия предъявила Турции ультиматум, требуя заключить перемирие

1877 г. – начало войны

Россию поддержала Румыния

Австрия соблюдала нейтралитет, так как Россия соглашалась на оккупацию ею Боснии и Герцеговины

ХОД военных действий

1877 г. – освобождение русскими Болгарии. Затяжные бои шли у крепости Плевна и на Шипкинском перевале.

Декабрь 1877 г. – Турецкая армия капитулировала под Плевной, русские подошли к Константинополю.

1877 г. – Сан-Стефанский мир

ü Болгария – автономное государство

ü Сербия, Румыния, Черногория – независимые государства

ü Политика России на Дальнем Востоке - student2.ru Россия получала Южную Бессарабию, Карс, Ардаган, Баязет, Батум.

Политика России на Дальнем Востоке - student2.ru Недовольство Европейских стран

1878 г. – Берлинский конгресс

Цели – пересмотр Сан-Стефанского мира, ослабление России на Балканах

ü Болгария разделена на 2 части: Северную (автономную) и Южную (зависимую от Турции)

ü Австрия получила Боснию и Герцеговину

ü Баязет вернулся Турции

ü Англия захватила остров Кипр

ü Территория Сербии и Черногории уменьшалась

Берлинский конгресс – крупное поражение российской дипломатии

Закрепление.

Балканский кризис.В середине 70-х гг. международный авторитет и положение Российской империи заметно укрепились. В то же время претендовать на роль ведущей мировой державы и постоян­но уклоняться от войн было все более затруднительно.

Летом 1875 г. в турецкой провинции Босния и Герцеговина вспыхнули волнения, которые были жестоко подавлены турками. В апреле 1876 г. в Болгарии также началось восстание против османского ига. Сербия и Черногория пришли на помощь болга­рам, объявив Турции войну. Но их малочисленные и плохо обу­ченные армии были разгромлены. Кровавые расправы турецких властей вызвали возмущение русского общества. Ширилось дви­жение в защиту южно-славянских народов. Вопреки правительст­венному запрету, в сербскую армию направлялись тысячи добро­вольцев, в основном офицеров. Главнокомандующим сербской армией стал русский отставной генерал, участник обороны Севас­тополя, бывший военный губернатор Туркестанской области М. Г. Черняев.

По предложению А. М. Горчакова Россия, Германия и Австрия потребовали уравнения христиан в правах с мусульманами. Рос­сия, пытаясь разрешить вопрос мирными средствами, организовала несколько конференций европейских держав, на которых были выработаны предложения по урегулированию положения на Балка­нах. Но Турция, ободренная поддержкой Англии, на все предложе­ния отвечала либо отказом, либо высокомерным молчанием.

Чтобы спасти Сербию от окончательного разгрома, в октябре 1876 г. Россия предъявила Турции требование прекратить военные действия в Сербии и заключить перемирие. Началось сосредоточе­ние русских войск на южных границах.

Император полагал, что этими мерами удастся принудить Тур­цию принять предложения европейских держав и тем самым избе­жать большой войны. Наученный горьким опытом, он опасался, что война с Турцией может в конечном счете превратиться в вой ну европейских держав против России. Чтобы удержать Австро-Венгрию от вступления в войну на стороне Турции, Александр II дал согласие на оккупацию Боснии и Герцеговины австрийскими войсками.

Начало русско-турецкой войны.12 апреля 1877 г. в ответ на от­каз Турции принять требования о прекращении бойни в Сербии Александр II объявил войну. Император шел на этот шаг с тяже­лым сердцем, понимая, что кампания не сулит России никаких ма­териальных выгод, а лишь усложнит ее экономическое положение. Но верх взяли иные соображения. Александр не мог допустить, чтобы вновь была поставлена под сомнение роль России как вели­кой державы, а ее требования игнорировались. К тому же ему при­ходилось считаться и с традиционной для России ролью защитни­цы славянских народов на Балканах. Об этом напоминали царю многие влиятельные журналы и придворные кругк. Общественное мнение России в целом поддерживало и даже подталкивало прави­тельство к войне.

Соотношение сил противников складывалось в пользу России, военные реформы начали давать свои положительные результаты. Русская армия, в сравнении с периодом Крымской войны, была лучше обучена и вооружена, стала более боеспособной. Тем не ме­нее незавершенность реформ сказывалась в отсутствии должного материального обеспечения, в недостатке новейших типов воору­жения, но самое главное — в нехватке командных кадров, способ­ных вести современную войну. В особенности это касалось коман­диров высшего звена. Главнокомандующим русской армией на Балканах был назначен обделенный воинскими жалантами брат императора великий князь Николай Николаевич.

Боевые действия летом 1877 г.Военные действия начались летом 1877 г. Русская армия по предварительной договоренности с Ру­мынией (в 1859 г. княжества Валахия и Молдавия объединились в это государство, остававшееся в зависимости от Турции) про­шла через ее территорию и в июне 1877 г. в нескольких местах переправилась через Дунай. Болгары восторженно встречали сво­их освободителей — «братушек». С большим энтузиазмом шло со­здание болгарского народного ополчения, командующим которым стал русский гекерал Н. Г. Столетов. Передовой отряд генерала И. В. Гурко освободил древнюю столицу Болгарии Тырново. Не встречая по пути своего продвижения на юг особого сопротивле­ния, 5 июля Гурко захватил Шипкинский перевал в горах, через который шла наиболее удобная дорога на Стамбул.

Однако после первых успехов последовали неудачи. Великий князь Николай Николаевич с момента перехода Дуная фактически потерял управление войсками. Командующие отдельными отряда­ми стали действовать самостоятельно. Отряд генерала Н. П. Криде-нера вместо захвата важнейшей крепости Плевны, как это пред­усматривалось планом войны, взял Никополь, находившийся в 40 км от Плевны.

Пока русское командование выясняло местоположение своих отрядов, турецкие войска заняли Плевну, оказавшуюся в тылу на-(ших войск, и посгавили иод угрозу окружения отряд генерала Гур­ко. Значительные силы были брошены противником на то, чтобы отбить Шипкинский перевал. Но все попытки турецких войск, имевших пятикратное превосходство, взять Шипку наталкивались на героическое сопротивление русских воинов и болгарских опол­ченцев. Предпринятые в то же время русскими войсками три штурма Плевны оказались очень кровопролитными, но окончи­лись неудачей.

Падение Плевны. Перелом в ходе войны.По настоянию военного министра Д. А. Милютина император принял решение перейти к планомерной осаде Плевны, руководство которой было поручено герою обороны Севастополя инженер-генералу Э. Н. Тотлебену. Турецкие войска, не подготовленные к длительной обороне в усло­виях наступившей зимы, вынуждены были в конце ноября 1877 г. сдаться.

С падением Плевны произошел перелом в ходе войны. Чтобы не дать Турции с помощью Англии и Австро-Венгрии собраться к весне с новыми силаки, русское командование решило продол­жить наступление в зимних условиях. Отряд Гурко, преодолев не­проходимые в это время года горные перевалы, в середине декабря занял Софию и продолжил наступление в сторону Адрианополя. Отряд Скобелева, обошедший по горным кручам позиции турецких войск у Шипки, а затем разгромивший их, стремительно повел наступление на Стамбул. В январе 1878 г. отряд Гурко овла­дел Адрианополем, а отряд Скобелева вышел к Мраморному морю и 18 января 1878 г. занял пригород Стамбула — местечко Сан-Стефано. Только категорический запрет императора, боявшегося вмешательства в войну европейских держав, удержал Скобелева от взятия столицы Османской империи.

Наши рекомендации