УРОК № 5. Социально- экономическое развитие после отмены крепостного права

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с изменениями, произошедшими в экономике после отмены крепостного права, выяснить характер изменений и их последствия для дальнейшего развития страны.

Развивающая: развивать навыки сравнения, умение выделять причинно-следственные связи

Тип урока: изучение нового материала

Методы обучения: урок-лекция

Формы работы: рассказ учителя – лекция, организация беседы, заполнение схем

Организационный момент.

Изучение нового материала.

Социальная структура общества

Отвечая на вопрос по актуализации знаний, учащиеся отмеча­ют, что сословное деление общества после отмены крепостного права сохранялось. На этом фоне учитель объясняет, что сохране­ние сословной структуры это пережиток феодальных отношений и что она стала входить в противоречия с реальным соотношением социальных сил в обществе. Здесь необходимо сравнить понятия «сословие» и «класс общества».

После отмены крепостного права в России продолжала сохраняться сословная структура. Но реально шел процесс формирования классов.

СОСЛОВИЯ – большие группы людей, с определенными правами и обязанностями, передававшимися по наследству.

КЛАССЫ – большие группы людей, различающиеся по:

А) их месту в системе производства;

Б) отношениям к средствам производства (собственность на орудия труда)

В) размерам доли общественного дохода

??? Какие сословия существовали в России в 19 в? (дворянство, духовенство, купечество, крестьянство, казачество, мещанство)

УРОК № 5. Социально- экономическое развитие после отмены крепостного права - student2.ru

УРОК № 5. Социально- экономическое развитие после отмены крепостного права - student2.ru

Учитель просит учащихся сравнить схему сословной струк­туры российского общества. Сравнение показывает, что прин­ципиальных изменений не произошло. Затем следует сравнение сословной и классовой структуры российского общества во вто­рой половине XIX в. Ученикам несложно будет определить, что классы помещиков и крестьян совпадают с сословиями дворян и крестьян, а классы буржуазии и рабочих не имеют аналогов в сословной структуре. Тем не менее такой взгляд учеников в целом правилен, но неточен. Поэтому учитель должен дать не­которые пояснения.

Комментарий к схемам

1. Не все дворяне были помещиками. Часть дворян не имела поместий и получала средства к существованию на государствен­ной службе. Это были или разорившиеся дворяне-помещики, или чиновники, получившие дворянство по выслуге.

2. Крестьяне хотя и были сословно равны, объединялись в общину, но их имущественное положение было различным. Во второй половине XIX в. ускоряется процесс расслоения крестьян­ства на бедняков, середняков и кулаков. Община сдерживала этот процесс, но была не в состоянии его остановить.

3. Буржуазия и рабочие (пролетариат) — это новые классы развивающегося капиталистического общества. Их появление не было предусмотрено сословной иерархией, поэтому состав этих классов пополнялся представителями разных сословий. Следует отметить, что к буржуазии относят не только собственников круп­ных торговых или промышленных предприятий, но и мелких торговцев и производителей.

Состав буржуазии пополнялся прежде всего лицами, имев­шими капитал и вкладывавшими его в какое-либо торгово-промышленное дело. Дворяне-помещики получили большие средства во время выкупной сделки. Но не все из них направля­ли полученные деньги на развитие своего "хозяйства или на создание капиталистического производства. Большинство по­мещиков тратило выкупные суммы на непроизводительные цели (проще говоря, «проедало» их).

Купечество, почетные граждане (выходцы из купечества и ме­щанства), мещане составили свои капиталы на торговой деятель­ности.

Крестьяне, пополнявшие класс буржуазии, также изначально занимались торговой или ростовщической деятельностью. Рань­ше их называли капиталистами.

Класс рабочих формировался прежде всего из бедных крестьян, уходивших на заработки на заводы и фабрики. Учитель напомина­ет, что еще до отмены крепостного права крестьяне нечернозем­ных губерний уходили на заработки, чтобы отдать помещику об­рок (крестьяне-отходники). Во второй половине ХК в., когда за счет отрезков усилился земельный голод, все больше малоземель­ных крестьян устремляется на заводы и фабрики, пополняя ряды рабочего класса.

Мещане (жители городов) также поступали работать на пред­приятия. В большинстве своем это были обедневшие жители горо­да, не выдержавшие конкуренции со стороны крупных торговцев и промышленников. В завершение учитель должен указать на политическую слабость российской буржуазии и ее зависимость от правительства.

Наши рекомендации