Крестьянские восстания в Чечне в XVIII веке.
1.Кавказский регион в эпоху позднего средневековья стал объектом одновременного воздействия, а трех империй, каждая из которых стремилась насадить здесь свой «универсальный порядок». С одной стороны исламские Турция и Иран, с другой – Россия, которая начала претворять свои интересы на Кавказском перешейке с XVI в., и закончила во второй половине XIX в. полной победой российского самодержавия на Северном Кавказе.
В 1567 г. при впадении Сунжи в Терек построена русская крепость - Терки, в которой расположился артиллерийский наряд и крупный гарнизон.
Строительство крепости на тогдашней границе расселения чеченцев сопровождалось установлением документально фиксируемых политических связей России с одной из чеченских владельческих фамилий, правивших в Окоцкой земле (Аух) в лице Ушармы-мурзы.
В 1588 г. начинается новый этап в политической истории народов Чечни и всего Северного Кавказа, связанный с дальнейшим утверждением России на Тереке.
С этого же времени так называемые «вольные» терские казаки небольшими «городками» сажаются московским правительством в районе впадения Сунжи в Терек.
Оседлость их начинается значительно позже, ближе ко второй четверти XVII в. До этого казаки жили здесь временно, занимаясь охотой, рыболовством, наемной на службой у терских воевод и грабежом торговых караванов.
Османо-иранские войны и русско-чеченские взаимоотношения в первой половине XVII в.Политическое положение чеченцев в начале XVII в. оставалось сложным.
Население некоторых юго-восточных обществ Чечни вовлекалось в военные предприятия дагестанского шамхала и его союзников, стремившихся ликвидировать царские крепости на Тереке и Койсу (Сулак).
Позиция других чеченских обществ, в основном восточной и центральной частей края, была, по-видимому, благоприятной для России.
Надо отметить, что национальные интересы России в тот период не требовали проведения активной политики на Кавказе.
К концу 30-х - началу 40-х гг. XVII в. закончился определенный этап в политической истории народов Северного Кавказа, связанный с подписанием ирано-турецкого мирного договора (Забарский мир 1639 г.), разделявшего сферы влияния великих держав на Кавказе. Завершалась, таким образом, серия ирано-турецких войн, тянувшаяся свыше столетия, с начала XVI в.
К оформлению политических связей с великими державами в середине второй половины XVII в. стремились многие чеченские «вольные» союзы обществ - «землицы».
Одна из них - Мичкизская «землица» в восточной части Чечни, насчитывавшая 36 аулов в 1647 г. принесла так называемую «присягу подданства» России.
Мирные соглашения Москвы с чеченцами в этот момент были тем более важны, что основные наличные силы Терского города - служилые чеченцы-окочане, татары и черкесы, стрельцы и казаки - были привлечены в 1645-1647 гг. к участию в военных действиях на стороне России против Крымского хана на Дону.
Образование Чеченского княжества (1650 г.) .Чечня в международных отношениях на Кавказе во второй половине XVII в.Важным событием политической жизни Чечни середины XVII в., имевшим большое значение для дальнейшей истории народа, было образование на ее территории крупного феодального владения - Чеченского княжества.
В 40-х гг. XVII в. в низовья Аргуна на развалинах старого поселения, возник аул Чечен («Ча-чан»), ставший центром Чеченского владения.
Несколько позже, в 1650 г. из состава Эндирейского княжества выделилась этническая группа брагунцев («бораган») во главе со своими феодалами. Они ушли из Эндирея и поселились в районе слияния Сунжи и Терека, основав аул Брагуны. Так началась история Брагунского владения в Чечне.
В 1658 г. «чеченские» владельцы Турловы заявили себя «вассалами» русского царя.
Но все это носило еще сугубо формальный характер, пока не разразился русско-иранский конфликт по поводу Сунженского острога.
В начале 50-х гг. XVII в. политическая обстановка на Северном Кавказе и в Чечне была серьезно осложнена русско-иранским конфликтом. Основные военные события проходили на Сунже и Тереке, в современных границах Чечни.
В начале 1651г. русское правительство возобновило Сунженский острог в районе слияния Сунжи и Терека и расставило в междуречье казачьи городки таким образом, чтобы поставить под контроль терских воевод торговые пути, броды и переправы, по которым осуществлялись экономические и политические связи Ирана, Дагестана, Чечни с Кабардой, Черкесией, Крымом и турецкими крепостями на черноморском побережье.
Относительные успехи иранских шахов и его сторонников на Северном Кавказе не изменили коренным образом политическую ситуацию здесь в их пользу.
Иранское влияние в Дагестане и частично в Чечне имело место, но и российская внешнеполитическая ориентация сохраняла свою силу.
2.В рассматриваемое время чеченцы, жившие на равнине и в горах, в большинстве своем вели интенсивное земледельческое хозяйство, часто меняли свои пахотные земельные участки, чего, как правило, требовала переложно − залежная система земледелия. В Чечне широко применялось орошение не только в горах, но и на равнине. В горах террасы орошались с помощью подводимых к ним арыков. В равнинной же части Чечни горцами проводились от речек водопроводные каналы, по которым во время засухи они пускали воду на засеянные разными зерновыми культурами участки земли.
Часть населения его из-за малоземелья переселилась на равнину. Однако были и такие горные общества в Чечне, в которых довольно хорошо было развито хлебопашество.
XVIII век в развитии земледелия для равнинной Чечни был переломным периодом. К этому времени заселение чеченцами плодородных равнинных земель в основном завершилось, в результате чего изменился и характер ведения хозяйства. Выросли производительные силы, развивались во всех обществах Чечни торговля и обмен. Поселившись на равнинных землях, чеченцы стали все более уверенно втягиваться в торгово-экономические связи с Россией и соседними северокавказскими народами. В этих условиях, естественно, основной отраслью хозяйства для большинства населения становится земледелие (хлебопашество).
Известно, что равнинная Чечня в XVIII в. была поставщиком хлеба не только для горных районов Северо-Восточного Кавказа, но и вывозила его за границу.
У равнинных чеченцев земледелие велось с применением основных систем полеводства: залежной, подсечной и плодосеменной. Горцы осуществляли полив полей, для чего строили специальные оросительные каналы. Система земледелия у чеченцев была разнообразной: в горных и предгорных районах существовала трехпольная система, в то время как для равнинной зоны основной системой оставалась двухпольная.
В способах обработки земли у чеченцев преобладали некоторые особенности: вносили удобрения (золу, перепревший навоз, птичий помет и др.)
Наибольшее разнообразие используемых орудий земледелия наблюдается в равнинной части Чечни.
После земледелия, скотоводство также являлось у чеченцев основным занятием. В рассматриваемое время в Чечне преобладало разведение крупного рогатого скота. Это было связано с оседлым типом земледельческо-скотоводческого ведения хозяйства. Скот являлся рабочей силой для обработки пахотной земли, перевозки грузов и людей и давал удобрение для полей. Наибольшее значение в хозяйственном отношении имели волы, являвшиеся у горцев основным видом рабочего скота.
Скотоводство обеспечивало сырьем большую часть обрабатывающей промышленности, изготовлявшей необходимую одежду, обувь, постельные принадлежности и т.д. К тому же продукты скотоводства имели хороший сбыт на рынке.
Большое значение имела кожа крупного рогатого скота, из которой изготовлялась обувь, конская сбруя. Изделия из кожи крупного рогатого скота, а также сыромятную кожу чеченцы продавали за пределы своего района, рога домашних животных использовали для изготовления рукояток ножей, кинжалов, шашек и других костяных поделок.
Скот служил также мерилом стоимости и основной платежной единицей при торговых сделках, уплате калыма, штрафе за кровь, увечье, бесчестье и т.д. По чеченским адатам, как и по адатам соседних горских народов, при торговых сделках или за преступление расплачивались скотом. Герои исторических легенд и преданий или сами пасли стада или, так или иначе, были связаны со скотоводством.
В разных географических зонах − горной (высокогорной) и равнинной (предгорной) − развитие скотоводства в чеченских обществах шло неравномерно. Так, например, крупный рогатый скот местные жители разводили в горах меньше, чем мелкий рогатый скот. Быков содержали столько, сколько требовалось для полевых работ, и оценивались они высоко. С переселением на равнины горцы стали широко пользоваться пастбищами по рекам Сунжа и Терек вплоть до самого Кизляра. Наряду с земледелием для развития скотоводства равнинные пастбища использовали и живущие в горах чеченцы. Только в летние месяцы скот пасли в горах, а на все остальное время его перегоняли на равнины. Эти пастбища служили основной кормовой базой для развития скотоводства.
В горных обществах условия хозяйственной жизни чеченцев существенно отличались от равнинных. Как известно, с переселением горцев на равнину создаются возможности для освоения свободных пастбищных земель и увеличения воспроизводства скота за счет расширения кормовой базы. Скотоводство на равнине тоже приносило излишки мяса, молока, масла, сыра и т.д., а также кожу и шерсть для одежды. Развитие скотоводства явилось важным условием развития земледелия, поскольку для последнего крайне необходимо была тягловая сила, особенно ввиду применения в земледелии громоздкого деревянного плуга.
В основе развития скотоводства у чеченцев лежала отгонная система хозяйства. Годовой цикл отгонной системы начинался, как правило, весной, когда скот выгоняли из зимних стоянок на пастбища. Степи Предкавказья представляли ценные пастбища в весенние, осенние и даже в зимние времена, так как в малоснежные теплые зимы скот мог добывать себе подножный корм до самого декабря месяца включительно.
Наличие в Чечне зимних и летних пастбищ давало горцам возможность расширять отгонное животноводство.
Одной из самых древних, продуктивных и наиболее развитых отраслей хозяйства чеченцев является, наряду со скотоводством (крупный рогатый скот), − овцеводство. Овцеводство носило у чеченцев массовый характер. Овцы требовали меньше ухода, чем крупный рогатый скот, были менее прихотливы к корму, их можно было пасти круглый год на склонах гор.
На протяжении столетий мелкий рогатый скот давал горцам все необходимые мясомолочные продукты, а также сырье для изготовления одежды и обуви и других предметов быта. Из овечьего молока горцы делали сыр. Горский сыр был хорошего качества, хотя и несколько солоноват. Овцы являлись у чеченцев главным их богатством. Они обменивали их у равнинных горцев и даже у соседних народов на различные хлопчатобумажные ткани, полотно, ситец, медную и железную посуду, хозяйственные инструменты, соль, зерно и т.д.
Немаловажное место у чеченцев в хозяйстве имело коневодство. Коневодство было развито у чеченцев как в горах, так и на равнине. К XVIII веку уже была выведена чеченская порода лошади, которая была незаменима для горной езды.
В рассматриваемое время жители Чечни разводили также и домашнюю птицу: на равнине и в предгорье − кур, гусей, уток и индеек, а в горах − кур.
Таким образом, наряду с земледелием у чеченцев в указанное время относительно быстрыми темпами развивалось скотоводство и особенно − овцеводство. Это стало возможным благодаря широкому освоению равнинных земель. Наличие зимних и летних пастбищ, а также заготовка фуража в летне-осеннее время, − все это создавало условия для относительно высокого уровня развития скотоводства.
Наряду с основными отраслями хозяйства - земледелием и скотоводством - большим подспорьем в экономике чеченцев в XVIII веке являлись такие вспомогательные отрасли, как садоводство, пчеловодство, рыболовство, табаководство, охота, горный промысел и т.д.
В XVIII веке чеченцы достигли определенных успехов в развитии садоводства. Русские офицеры, побывавшие в Чечне, отмечали хорошее состояние садоводства в крае, наличие больших площадей фруктовых садов, хорошие урожаи фруктовых деревьев: яблонь, груш, вишен, слив, айвы, черешен, винограда и т.д. Так, например, барон РФ. Розен, который, будучи в Чечне, вел специальные записи в своем дневнике, сообщал, что у местных жителей в фруктовых садах растут яблоки, груши, которых чеченцы «часть сухими запасают впрок». С каждым годом все большее количество разнообразных фруктов шло на обмен как внутри Чечни (горной и равнинной), так и за пределы края − на продажу в Кизляр или на соседние меновые дворы. Так, кизлярские купцы закупали у местных жителей сотни пудов сушеных и свежих фруктов и отправляли их в центральные районы России.
Местные жители Чечни достаточно успешно занимались огородничеством. Они разводили такие огородные культуры, как лук, чеснок, репу, редьку, морковь, тыкву, свеклу, капусту, арбузы и т.д. В XVIII веке чеченцы занимались также табаководством.
Немаловажным занятием чеченцев в рассматриваемое время являлась и охота, которая оставалось существенным подспорьем земледелию и скотоводству.
В XVIII веке часть населения Чечни занималась горным промыслом, в частности, нефтедобычей. Наиболее ранние сведения о наличии нефти на территории Чечни относятся к XVII веку. Известно, что в 1653 г., во время осады Сунженского острога персидскими войсками, в качестве горючего материала была использована нефть, добытая, по-видимому, из источников близ аула Мамакай-Юрт. Впоследствии недалеко от него были заложены крепость Грозная, сел. Брагуны и др. В 1718 г. по заданию Петра 1 доктор Готлиб Шобер обследовал на территории нынешней Чечни нефтяные и целебные минеральные горячие источники. После него Чечню посетили географ-экономист Иван Кириллов, академики И.Г. Гмелин, И.А. Гюльденштедт и др. Все они единодушно отмечали, что выступающая на поверхность нефть используется местными жителями − чеченцами и гребенскими казаками − прежде всего для хозяйственных нужд: в качестве осветительного, лечебного, горючего и смазочного материала. Как правило, нефтью горцы и казаки смазывали оси телег, сбруи, использовали ее для освещения и в качестве лечебного средства для домашнего скота.
В середине XVIII века из брагунских и червленских нефтяных колодцев чеченцы и гребенские казаки добывали нефть, как для собственного использования, так и на продажу. В рассматриваемое время в Чечне были обнаружены некоторые полезные ископаемые.
Целебные источники находились недалеко от деревни Девлетгирея (Старый-Юрт) − Исти-Су. Большой известностью пользовались минеральные воды Горячеводского источника вблизи нынешнего селения Толстой-Юрт.
Среди разнообразных домашних промыслов и ремесел чеченцев наибольшего развития достигли в этот период такие виды, как обработка шерсти, кожи, а также металла, камня, глины, дерева, кости, шелка и других материалов. Из этих материалов изготовлялись необходимые для жизни горцев разнообразные предметы, кроме того, местные мастера в подавляющей части удовлетворяли потребности населения в одежде, обуви, орудиях труда, средствах передвижения, домашней утвари, мебели, конской сбруе и т.д.
Из шерсти кустарным способом горцы изготовляли различные домашние сукна, платки, бурки, войлоки, хурджины и т.д. Жилища убирались шерстяными коврами, паласами, войлоками.
Чеченцы издавна занимались изготовлением домашних сукон и тканей, которые пользовались большим спросом в крае.
Широкое распространение получило на местном рынке так называемое «чеченское сукно». Наряду с производством войлочных изделий ткачество у чеченцев являлось одним из основных видов женского труда. Поэтому в производственной деятельности обрабатывающей домашней промышленности наравне с мужчинами были заняты и женщины.
Было развито у чеченцев кузнечное ремесло. Чеченские кузнецы со вкусом изготовляли медную посуду и кувшины; из железа − орудия труда: плуги, косы, серпы, топоры, подковы, ножницы для стрижки овец, гвозди, щипцы, ножи, цепи для очага, таганы, совки и др.
Распространенным видом ремесла у чеченцев в XVIII веке было и гончарное дело. Местные гончары из хорошо отмученной глины изготовляли большое количество керамической посуды отличного обжига в виде различных кувшинов, горшков, кружек и чаш, которые украшались своеобразным орнаментом.
Гончарным производством занимались жители отдельных сел Чечни, удовлетворявшие в основном хозяйственные и бытовые потребности населения, и изделия эти не выходили за пределы местного рынка.
Чеченцам издавна было известно и такое искусство ремесла, как строительство жилых, особенно боевых башен, замков, а также многочисленных склепов и святилищ. В средневековье в Чечне строительство башен велось в широких масштабах. Большим искусством обладали майстинцы, которые строили боевые и жилые башни не только в Чечне, но и за ее пределами.
Боевая башня имела 4-5, а иногда даже 6 этажей, высота ее достигала 25 м. Эти памятники до сих пор поражают людей своей своеобразной конструкцией и искусством тех, кто их строил.
Сложное строительство боевых башен требовало высокого мастерства, многолетнего опыта, знаний и технических навыков. При сооружении верха боевой башни использовали особые машины (вороты и другие технические изобретения).
Мастера строили широкие 2-3 этажные «г\алы», т.е. башни-дома. Они же сооружали высокие, десятиэтажные 4-5 ярусные боевые башни (б\ов), служившие убежищем при нападении врагов, строили маленькие «солнечные могильники-склепы» - «каши».
Чеченцам было известно и такое ремесло, как производство и обработка шелка.
Чеченцы занимались производством тростникового и арбузного меда для внутренних потребностей и для внешнего рынка. Этим занимались в основном притеречные чеченцы.
Таким образом, в XVIII веке в Чечне (в широком смысле понимания) отсутствует узкая специализация производства и разделение труда в массе чеченских производственников. Подавляющее большинство изделий производится членами семей, преимущественно женщинами, и, как правило, для внутреннего потребления. Производство тех или иных предметов и изделий кустарной промышленности носит еще сезонный характер и обусловлено потребностями близлежащих сел. В то же время следует заметить, что отдельные изделия чеченской крестьянской, кустарной промышленности, наряду с внутренним, поступали и на внешний рынок - к соседним народам. Чеченские бурки, холодное оружие, обручи, бочарные доски и другие изделия местных ремесленников, отличавшиеся высоким качеством, тонким вкусом и прекрасной отделкой, являлись уделом отдельных мастеров-профессионалов и пользовались спросом за пределами Чечни. Отдельные отрасли ремесла и домашних крестьянских промыслов превращались (отчасти) в мелкотоварное производство.
Торговля и торговые связи чеченцев в XVIII веке. В XVIII веке Чечня осуществляла внешние и внутренние торгово-экономические связи преимущественно в форме обмена товаров или изделий между различными горными и равнинными обществами, а также обмена и торговли с русским населением в гребенских городках по Тереку и Сунже. Кроме того, чеченцы поддерживали торговые связи с западными и восточными рынками.
Торговые связи Чечни с Россией, налаженные еще в XVII веке, приобретают в XVIII веке постоянный характер. В этот период в хозяйственном быту чеченцев товары восточных стран имели еще значительно более широкое распространение, нежели товары западные. В то же время торговля чеченцев с Россией, народами Северного Кавказа и Закавказья, в частности, в городах Астрахань, Кизляр, Моздок, Терки, Святой Крест, Владикавказ и др., имела несравненно большее значение для экономического развития Чечни, нежели торговля с восточными и западными странами.
Определенную роль играли торговые связи чеченцев в XVIII в. с соседними народами − Дагестана, Кабарды, Осетии, Балкарии и т.д.
В первой половине XVIII века промышленные товары отечественного производства преобладали в русском экспорте в Иран и Закавказье.
Индийские купцы привозили через Астрахань хлопчатую бумагу, меха (овчины и мерлушки), медь-лом, медные изделия (подносы, рукомойники, чаши и др.), сафьян, чернильные орешки и другие. Наряду с Астраханью, в начале XVIII в., одним из главных связующих пунктов торгово-экономических связей России с народами Северного Кавказа и Закавказья становится гор. Терки (Терский город).
В 1588 г. город на Тереке, как имеющий большое стратегическое значение, был правительством еще раз восстановлен, но уже на другом месте, в устье Терека «близ Тюменки» − протока Терека, вследствие чего он назывался и «Теркою» и «Тюменью».
Постройка нового города на Тереке имела большое значение: укреплялось положение Московского государства, взявшего под свою защиту северокавказские народы от турок. Московское правительство в это время помогает традиционному сопернику Турции − Персии. Теперь туркам путь в Среднюю Азию через Северный Кавказ был наглухо закрыт, так как с постройкой этого города открывалась возможность контролировать северокавказский путь.
Петр I считал, что Северный Кавказ сыграет большую роль не только в усилении военного могущества России, но и в развитии торговли на Ближнем Востоке.
Экономические, политические и культурные связи народов Северного Кавказа с Россией расширяются после того, как Петр I побывал здесь во время Персидского похода в 1722 году. Он установил личные контакты со многими местными владетелями и князьями.
К концу 20-х годов XVIII века торговые связи чеченцев с Россией и народами Северного Кавказа и Закавказья принимают систематический характер. Благодаря этому укрепляются, прежде всего, культурные и политические связи чеченцев с соседними народами и с Россией.
Торговля Чечни с соседними народами и с гребенскими казаками, в частности, во второй половине XVIII в. принимает большие масштабы.
Царская администрация, полагая, что нельзя укреплять позиции России на Кавказе одними военными мероприятиями, в 1760 г. начинает обращать основное внимание и на развитие экономических связей с Кавказом. С этой целью 23 декабря 1760 г. указом императрицы Елизаветы Петровны был разрешен ввоз на Кавказ различных мануфактурных товаров.
С сооружением царскими властями вблизи Кавказских гор крепких форпостов, в частности, вблизи проживания чеченцев, последние оказались лишенными возможности торговать с Россией и соседними народами без разрешения царской администрации.
Чечня была богата строевым лесом. Торговлей лесом в основном занимались жители Брагунов, а также жители чеченских сел, прилегающих к Тереку, Аргуну и Сунже. Строевой лес для сбыта доставлялся в Кизляр.
Горные жители Чечни самым тесным образом были связаны своими нуждами с равнинными чеченцами. Чеченцы, жившие в верховьях Аргуна, получали пшеницу, ячмень, просо, кукурузу и соль от жителей равнинных деревень в обмен на мед, воск, шерсть, сукна, ковры, звериные шкуры, бурки, сафьяны из козлиных шкур и т.д.
Со второй половины XVIII в. большое значение для сближения горских народов с русским населением начинает играть крепость Моздок.
Основанный в 1763 г. в качестве форпоста Моздок стал играть важную роль в укреплении русской пограничной линии, в развитии связей Кавказа с Россией. В 1765 г. он был преобразован в крепость. С основанием крепости Моздок торгово-экономические связи чеченцев, естественно, еще более расширились. Несмотря на всевозможные препоны, чеченцы вели торговлю с осетинами и кабардинцами в Моздоке.
Отдельные жители чеченских деревень, главным образом из имущей части населения, постоянно занимались добычей нефти и ее продажей своим соседям, в том числе и казакам.
Видя большой спрос на нефть со стороны соседей, и предвкушая большие выгоды от нее, имущие слои чеченцев и казачества начали монополизировать нефтяные источники-колодцы. Из сказанного можно сделать следующие выводы. В рассматриваемый период в Чечне происходит дальнейшее укрепление и расширение торгово-экономических связей с Россией и соседними северокавказскими народами.
Главными предметами торговли чеченцев с Россией и народами Северного Кавказа были традиционные товары и изделия: чекмени, бурки, башлыки, арбы, колеса, продукты земледелия, животноводства и охоты.
Через Астрахань, Терский город и Дагестан в Чечню поступали российские, восточные и отчасти западноевропейские товары. С появлением новых городов на Северном Кавказе, таких как крепость Терки, Святой Крест, Кизляр, а позже Моздок − экономические связи чеченцев в данном регионе с Россией и Закавказьем усиливаются.
Определенную роль в укреплении торгово-экономических связей Чечни с соседними народами Кавказа продолжали играть торговые центры Дагестана: Эндирей, Аксай, Костек и т.д.
Со второй половины XVIII в. в торговых связях Чечни с Россией наблюдается тенденция развития денежных отношений. Зарождение и развитие элементов денежных отношений было свойственно в основном для равнинной части края. Развитие внутренней торговли можно объяснить образованием в Чечне торгово-ремесленных селений − Гудермес, Шали, Герменчук, Старые Атаги, Чечен-аул, Алды и т.д.
Горные районы Чечни, оторванные в зимнее время от равнинной части, а также из-за отсутствия удобных дорог, были менее втянуты в торгово-экономические связи с соседними народами.
Развитию торговли и товарно-денежных отношений в Чечне в данное время мешали всевозможные ограничения и запреты царской администрации. Однако, несмотря на все препятствия, чинимые царизмом, социально-экономическое развитие Чечни шло по восходящей линии, а тенденция развития торгово-экономических связей чеченцев с Россией и кавказскими народами в XVIII в. все более возрастала и расширялась.
Общественно-политический строй Чечни в XVIII веке.Социальные отношения и структура чеченского общества в XVIII в.В XVIII веке у чеченцев существовала частная собственность на пахотные, пастбищные, сенокосные земли, а также на дома, скот и т.д. В горных районах было налицо имущественное неравенство не только между отдельными семьями, но и родами, тайпами. Богатые, имущие семьи и сильные тайпы эксплуатировали труд беднейших крестьян и слабые тайпы. Чеченские тайпы в XVIII веке состояли из богатых и бедных фамилий. Среди семей встречались также тайпы, которые имели в своем владении много земли и эксплуатировали труд соплеменников и рабов. В то же время были семьи, совершенно не располагавшие средствами производства. С переселением чеченцев с гор на более обширные и плодородные равнинные земли патриархальные отношения окончательно разрушаются. На смену семейной общине приходит территориальная община, которая способствует становлению частной собственности, а термины «старейшие в роде», «знатные в роде», «влиятельные в роде», «старшины», «уздени» и другие приобретают социальное значение.
Чеченские князья, феодалы, владельцы, почетные и влиятельные старшины, знатные уздени и другие богатые люди, составлявшие социально-имущую категорию населения, представляли феодализирующую горскую знать. Во главе села или общества или нескольких сел стояли князья (эли) и феодальные владетели, осуществлявшие верховную власть во владении. После них по своей социальной значимости стояли старшины (старейшины) − наиболее многочисленное сословие. За ними шли знатные уздени, чанки, торговцы (купечество), мусульманское духовенство, жрецы, баьччи (военные вожди) и т.д.
Княжеская верхушка в Чечне была в значительной мере уничтожена еще в течение предыдущего столетия широкими антифеодальными движениями.
Бурное развитие производительных сил чеченцев было связано с процессом возвращения их в XVI-XVII вв. на плоскость и освоением здесь плодородных земель.
Однако слабость позиции пришлых князей и феодалов в Чечне вовсе не означала их полного отсутствия здесь. Документальные источники на протяжении XVI-XVII вв. фиксируют в Чечне довольно значительное количество крупных феодалов, которые фигурировали здесь под наименованием мурз, беков, князей и владельцев. Некоторые из этих феодалов были кабардинского или кумыкского происхождения.
Как известно, со второй половины XVIII в. и, в частности, после начала антифеодального и антиколониального движения горцев в Чечне и на Северном Кавказе во главе с Мансуром в 1785-1791 гг. число иноплеменных князей и феодалов в крае резко уменьшается, а в некоторых чеченских селах и вовсе исчезает. Зато быстро растет в Чечне число местных владельцев, особенно старшин и богатых узденей.
В обязанности чеченских старшин входило, при первой же необходимости оказывать помощь князю или владетелю и выступить на его стороне со своими вооруженными людьми (дружиной).
В XVIII в. термин «уздень» у чеченцев также выражал неоднозначное социальное понятие. Так, наряду с вышеперечисленной сословно-имущей верхушкой (князья, владельцы, старшины) у чеченцев существовала и такая социально-имущая категория, как уздень − оьзда стаг (нах). По своему имущественному положению она стояла, по-видимому, после князей, владельцев (феодалов) и старшин.
В 70-80 г. XVIII в. во многих чеченских обществах возрастает роль знатных узденей, приобретающих такие же сословные права и имущества, что и владельцы и князья.
В XVIII в. в чеченском обществе была зафиксирована также сословно-имущая, социальная категория «чанка». Так называли на Северном Кавказе и, в частности, в Дагестане, детей шамхалов, ханов, уцмиев и других владетелей-беков, рожденных от брака с незнатной женщиной. По своему социально-имущественному положению «чанка» стоял ближе к чеченским владельцам и старшинам.
Другую сословно-привилегированную категорию чеченского общества составляло мусульманское духовенство в лице мулл, кадиев и шейхов.
Мусульманское духовенство в этот период было далеко неоднородным. Отдельные сельские муллы или кадии обладали земельными и другими угодьями.
В конце XVIII в. во всех крупных селах и обществах имелись муллы и кадии. Духовные лица в селах обучали детей в начальных школах (хьуьжар) за плату. Кадии производили суд по шариату, в противовес суду по адатам, совершаемому сельскими старшинами и владельцами.
Горские военные вожди (баьччи) в чеченском обществе этого периода − это не что иное, как социально-имущая категория людей. Социально зависимые люди, напротив, состояли из различных категорий.
В то время в Чечне, в случае, когда пленник («йийсар»), принадлежавший к другому племени, не мог быть выкуплен его близкими, он оставался у того, кто взял его в плен, и превращался в раба. Пленник «йийсар», превращенный в раба, здесь именовался «лаем». Лай был лишен элементарных человеческих прав. Он не имел своего дома; ему разрешалось, согласно преданиям, возводить лишь пристройку к дому своего хозяина. Он также не имел права жениться, не имел земли, не имел своего сельскохозяйственного инвентаря, не имел права решающего голоса в соответствующих общественных органах управления и т.д.
В XVIII в. у чеченцев была и такая категория зависимых людей, как «йийсар» − (чеч.) − пленник, невольник. Ясырями, как правило, становились пленные люди-иноплеменники. Ясырь мог быть выкуплен и возвратиться на родину, тогда как лай, забывший свое происхождение, без связей с отечеством своих предков, составлял неотъемлемую собственность своего господина.
Местные князья и владельцы, покупали ясырей и на невольничьем рынке, затем они использовали их в своих хозяйствах в качестве холопов.
В XVIII в. в чеченском обществе была и такая категория зависимых людей, как холопы. По своему социальному положению они стояли на одном уровне с лаями. В большинстве случаев холопы, которыми становились захваченные в плен люди (ясыри), были людьми нечеченского происхождения. Можно с полным основанием утверждать, что чеченский термин «лай» и русский термин «холоп» равнозначны по своему социальному содержанию.
Таким образом, в этот период в чеченском обществе сформировались и четко обозначились два антагонистических социальных класса: с одной стороны, социально-имущие сословные верхи (эксплуататоры) в лице князей, феодалов (владельцев), старшин, богатых узденей, чанков, торговцев (купечества), духовенства и т.д., а с другой − социально зависимые сословные низы (эксплуатируемые) в лице лаев (рабов), ясырей, холопов, работных людей, бедных узденей и т.д. В то же время в обществе сохранялась зажиточная часть узденей, которая продолжала еще находиться в вассальной зависимости от крупных и влиятельных князей и феодалов. Значительная часть чеченских крестьян-общинников оставалась еще свободной. Сословные верхи в зависимости от своего происхождения, размеров владений и положения занимали различные места на феодальной иерархической лестнице.
Как в горах, так и на равнине, все зависимые крестьяне отбывали различные феодальные повинности и подати. Во всех феодальных владениях и союзах сельских обществ Чечни существовала отработочная повинность. От излишков своей продукции зависимые крестьяне отдавали владельцам и феодалам повинности в виде тайповой помощи, дарения и различных приношений. При всем этом господствующей формой феодальной ренты XVIII в. в Чечне оставалась продуктовая, которая базировалась на феодальной собственности на землю и зависимости крестьян от владельцев и князей.
Общественно-политические устройство Чечни в XVIII в. В XVIII веке Чечня не имела единого государственного устройства. Вся территория чеченцев состояла из целого ряда более или менее крупных феодальных владений (княжеств) и «вольных» обществ (союзов сельских обществ).
Каждое феодальное или княжеское владение, как правило, расположенное на равнине края, а также различные «вольные» общества (в большинстве своем расположенные в горах) представляли собой в какой-то степени самостоятельные и обособленные друг от друга территориально-административные единицы. Локальные политические центры существовали, по-видимому, во всех владениях, а также в обществах и союзах сельских обществ в горах. Князья, феодалы и старшины вели независимую друг от друга как внутреннюю, так и внешнюю политику с соседними народами. Более того, отдельные чеченские князья и владельцы подчас конкурировали между собой. Из-за отсутствия единого политического центра взаимоотношения между феодальными владениями и сельскими обществами в горах, а также внутри самих обществ строились на основе договоров и соглашений, регулировавшихся обычным правом − адатами, а с конца XVIII в. − шариатом.
В то же время в отдельных районах Чечни со второй половины XVIII в. шел интенсивный процесс слияния некоторых, так называемых вольных обществ в союзы сельских обществ.
Как известно, в это время в обществах Эндери и Аксай правили кумыкские князья. Здесь находилась их ставка. И Эндирей, и Аксай одновременно являлись политическими и духовными центрами этих обществ.
В XVIII в. Восточную Чечню (Горная Чечня) составляли три крупных общества: горная Ичкерия, называемая чеченцами Нохч-Мохк; общество Мичик и Качкалыковское общество. Источники сообщают также, что в первой половине XVIII веке в обществе Ми-чик, т.е. в горах по р. Мичик, существовал еще ряд чеченских селений.
В конце XVIII -начале XIX вв. исследователь А.М. Буцковский называет крупное общество Аух и перечисляет в нем чеченские села, образовавшиеся в результате переселения чеченцев на берега рр.Акташ и Ярык-су.
Общество Аух состоит из 14 сел. Названия отдельных сел общества Аух совпадают с названиями чеченских тайпов (родов).
Другое крупное общество Восточной Чечни - Качкалыковское − источники локализуют на территории между устьем рр. Сунжи и Аксай. По свидетельству И.А. Гюльденштедта, в общество Качкалыковское, или Качкалык, входило всего 21 селен<