Терско-гребенское казачество на территории Чечни.
В начале XVI в. территория, занимаемая нахскими обществами, включала в себя пространство между вершинами Главного Кавказского хребта на юге и течением Терека и Сунжи на севере, бассейнами верхнего течения Ассы на западе и рр. Аксай и Акташ на востоке.
Небольшая группа нахов - туш-бацой -располагалась на южном склоне Бокового хребта (ответвление Кавказского хребта) в бассейне р. Тушетская Алазани. Западные горные общества нахов располагались районах в истоков Ассы, Сунжи и на в вернем течении р. Терека с притоком Армхи.
Соседями собственно чеченцев являлись: на юге - грузины, на севере - ногайцы и русские (сер. XVI в.), на западе - ингуши, осетины и кабардинцы,
на востоке - народы Дагестана (кумыки, андийцы и аварцы). Консолидирующими центрами чеченского народа в XVI в. выступают восточные районы края, в бассейнах рр. Гумс, Аксай, Ярык-су, ХулхуЛау, Басе), а в XVII в. - предгорья и плоскость северной части страны, где с середины века закладываются такие общины как Чечен-Аул, Атаги и Гехи.
Чеченская народность сформировалась на базе свыше десятка крупных территориальных объединений («вольные общества»), издревле сложившихся в горной зоне в границах ущелий, бассейнов рек и плоскогорий. Это такие объединения, как Нохч-Мохк, Мичик, Аух (Арара-Аькхи, «окохи», «ококи»), Чаьнти, Аькки (горные), Мял-хий, Чеберлой, Шарой, Шотой (Шубут), Нашхой, Майсты и др.
В XVI-XVII вв. на карте Чечни появляются крупные общества-землицы и феодальные владения, сыгравшие ведущую роль в процессе этнообразования - Окоц-кое, Чеченское и Гехинское владения, Мичкизы, Шубут и др.
Более всего сведений в документах XVI-XVII вв. о двух из чеченских земель - Окоцком владении (Аух) и Чеченском владении на р. Аргун.
Общая численность нахов-чеченцев в ХУ1-ХУП вв., учитывая количество обществ и поселений, по самым осторожным предположениям могла достигать 60-70 тыс. чел. К сожалению, источники XVI в. не дают подробных данных.
Следует отметить, что в исторических границах Чечни в указанный период появляется и инонациональное население. Так, в западной части междуречья Терека и Сунжи в XVI в. – кабардинцы.
С другой стороны, на стратегически важных перевозах нижней части Терека пытаются закрепиться северо-дагестанские (кумыкские) феодалы.
В затеречной зоне, пока еще периодически, останавливаются ногайские кочевья.
И, наконец, в 70-80 гг. XVI в. на Тереке пытаются осесть так называемые «вольные казаки», переселяемые сюда рурскими властями в целях охраны подступов к царским крепостям (Терский город, Сунженский острог, Койсинский городок и др.) Примерно с 20-х гг. XVII в. начинается оседлость русских казаков на Тереке, которая привела к формированию Терско-Гребенского казачьего войска.
В XVI веке основными занятиями населения Чечни было земледелие, скотоводство и ремесла.
Известно о выращивании в Чечне ячменя, проса и пшеницы. Урожай вполне удовлетворял внутренние потребности.
Система полеводства была разнообразной. Так, для ХVI-ХVII вв. как и в последующем, для равнинной части Чечни характерна переложная, а также двух- и трех-польная система земледелия. В горной зоне было развито террасное земледелие.
Важное значение для чеченцев в XVI в. имело и скотоводство, представленное двумя основными отраслями: разведением крупнорогатого скота и овцеводством. Разведение свиней, известное, по археологическим данным, в большинстве районов Чечни, уже в XVI в. сходит на нет в связи с распространением ислама.
Скотоводство в Чечне исследуемого периода носило экстенсивный характер. Ранней весной скот выпасался в степных районах, а затем, по мере усиления летней жары, перегонялся в горы, где имелись богатые альпийские луга.
К числу древнейших хозяйственных занятий чеченцев, относится пчеловодство. (в более отдаленные времена - бортничество).
Домашние промыслы горцев Чечни были представлены обработкой шерсти, глины, дерева, добычей соли, селитры, серы, нефти и некоторых металлов (меди, свинца, серебра).
Наиболее распространенными видами промыслов и ремесел чеченцев являлись отрасли, связанные с обработкой шерсти и кожи. Их развитию способствовала хорошая сырьевая база.
Мастера-кузнецы сел Чечни в основном специализировались на изготовлении сельскохозяйственных орудий труда - плугов, борон, серпов, кос, топоров, ножниц для стрижки овец.
Было развито ювелирное дело.
Оружейники, кузнецы и ювелиры Чечни имели дело с разнообразными металлами, знали приемы сварки и закаливания, травления металла кислотами, чеканку, гравировку, чернь.
Им было известно литье в земляных и каменных формах, литье по восковой модели, вытягивание проволоки, выбивание украшений по матрице и т. д.
Развита была деревообработка. Часть изделий из дерева в ХVII - ХVII вв. делалась на токарном станке.
Развитие каменного строительства в горной части Чечни в средневековый период, представленное крупными массовыми сооружениями - башнями, склепами, замками, храмовыми строениями, - привело к выделению определенного ремесла. В XVI в. строительное искусство каменных сооружений достигло расцвета.
В ряде чеченских селений существовало специализированное гончарное производство. Изготовление керамической посуды производилось на гончарном круге.
На территории Чечни велась кустарная добыча отдельных полезных ископаемых. Так, русские люди ездили в нахские горные общества для покупки свинца (добыча его там продолжалась в XVIII и XIX в.).
Выходы нефти в XVI-XVII вв. были известны близ сел. Алды, Беной, на Качкалыковском и Терско-Сунженском хребтах. Нефть, добываемая из природных источников и искусственных колодцев, применялась для освещения, смазки колес и лечения кожных заболеваний.
Из арабоязычных документов XVII в. известно, что нефть, добытая в Беное, шла в Дагестан.
Чеченцы вели меновую торговлю с северокавказскими соседями, Грузией, странами Востока и Россией. Как и другие горцы Северного Кавказа, они вывозили пшеницу, просо, фрукты, скот, меха, мед, воск, марену, лес, нефть, готовые изделия кузнецов и оружейников, сукна, бурки, войлоки и ковры.
2.Основным представителем чеченского общества ХVI-ХVII веков являлся свободный крестьянин, собственник обрабатываемого участка, небольшого стада овец и коров, тягловой силы (лошади, быки) и жилища
Крестьяне Чечни именовали себя «оьзда нах» (свободные, благородные люди) и считали себя равноправными узденям (дворянам) соседних народов, живших в границах феодальных владений. Из их среды избирались «начальные люди» («хьалхара нах» «тоьлла нах») и депутаты («декъашхо») народных собраний страны - «Мехк-кхел».
Ниже них были вольноотпущенники («мукъа битана нах») - бывшие пленные и рабы, принятые в аульное общество, крепостные («лай»), пленники («йисар») и наемные работники («ялхо»).
Титулованная знать в Чечне XVI в. была малочисленна. Это князья («эли»), известные в русских документах как мурзы и владельцы. При князьях («эли») зачастую состоят дворяне - уздени, делившиеся на «лучших», «задворных» и «дворовых».
Со второй половины XVI в. на территории Чечни документально фиксируется существование отдельных объединений, определяемых как «землицы», а позже - как «общества».
Некоторые нахские «землицы» перечисляются в 1587 г. в статейном списке русского посольства в Грузию: «Ококи, Кумуки, Индили, Шибуты...» В русских документах конца ХVI-ХVII вв. упоминается уже больше чеченских и ингушских обществ.
Чеченские общества и феодальные владения различались по размерам территории, количеству населения, уровню развития хозяйства и природным особенностям. Отсюда проистекали и определенные различия в уровне развития их общественно-политического строя, формах общественного устройства, роли и значимости их в политической жизни края.
Из «вольных» союзов обществ самым крупным и густонаселенным было Мичкизское (Мичик и Нохч-мохк), насчитывавшее в XVII в. свыше 30 аулов. Значительным было и Шибутское общество в верховьях Аргуна.
Община - «джамаат» - осуществляла управление через сельские сходы, в которых принимали участие представители мужской части населения, достигшие 15 лет. Но правом голоса пользовались только «старшие», то есть отцы семейств.
Здесь же решались вопросы обеспечения безопасности территории и жителей селения, выборы старшин, членов суда, военных предводителей. Выносились на собрания и споры между отдельными лицами и даже семейные ссоры.
Решения собраний были строго обязательны для общинников и общины в целом. Виновные в неисполнении или систематическом неуважении к решениям собрания изгонялись из общества (порой с конфискацией имущества).
Подобные собрания являлись высшим органом управления тех или иных «вольных» обществ, а также «землиц».
Известны также собрания регионального и национального масштаба - «Мехк-кхел» на которые собирались представители союзов «вольных» обществ.
Здесь ставились вопросы, касавшиеся всего народа - объявление войны и сбор всенародного ополчения, заключение мира и союзов, внесение изменения или дополнений в адат и т. д.
Зависимость аулов от князей носила номинальный и эпизодический характер, так как чеченские аулы по собственному произволу меняли одних «владельцев» на других или отказывались от них вовсе. Это был типичный институт «призванных князей» известный практически всем горским народам.
Материальная и духовная культура. Лучше всего сохранились архитектурные памятники XVI-XVII вв. изучаемого времени в горной части Чечни.
Это так называемые жилые башни (г1ала) и боевые (б1ов).
Более редкими были так называемые «полубоевые» башни.
С началом массового распространения пороха и огнестрельного оружия, а также в связи с переселением горцев на плоскость, строительство башен на основной части территории Горной Чечни прекратилось.
В XVII в. если и строились башни, то исключительно жилого типа.
В Чечне строили не только башни, но и разного типа надземные склепы, служивших коллективными усыпальницами отдельных семей и фамилий.
Основным типом жилища в равнинной зоне страны становятся турлучные (с глиняной обмазкой) дома в несколько комнат, чаще вытянутые в длину. Во дворе возводились хозяйственные постройки - навес («раг1у»), сарай для скота («божал») и др.
С утверждением ислама в Чечне (на плоскости в XVI в.) покойников стали хоронить не в склепах, а в грунтовых могилах без инвентаря. С этого времени над могилами ставятся каменные стелы (с арабскими надписями и выразительным орнаментом).
На смену языческим святилищам в Чечне, начиная с XVI в., приходят первые исламские мечети («маьждиг»).
С XVI в. в Чечне начинают распространяться кремневые ружья и пистолеты.
Письменных памятников духовной культуры чеченцев в ХУ1-ХУИ вв. не обнаружено, кроме эпиграфических и эпистолярных.
В XVI в. только равнинные чеченцы (ауховцы) знали письменность. Они пользовались арабской графикой и писали на литературном языке, так называемом «книжном тюрки». Надо отметить, что письма чеченских князей, направляемые российским властям с конца ХУ1-ХУП вв. написаны арабской графикой «по-татарски» (т.е. на «тюрки»). Однако, основная часть населения Чечни не знала грамоты.
В целом духовная культура чеченцев этого периода развивалась в русле устного народного творчества: мифы (главным образом, нарт-орстхойские сказания), героико-эпические песни («илли»), лирические песни, сказки, предания, пословицы и поговорки.
Огромное влияние на духовную культуру чеченцев ХУ1-ХУ11 вв. оказало принятие великой монотеистической религии - ислама.
Однако и в XV в. ислам еще не был распространен в основной части Чечни.
Распространение ислама в Чечне происходило в несколько этапов, связанных с историческими, культурными и географическими особенностями того или иного района:
- в XVI в. можно говорить о полной исламизации плоскостных селений восточной части края;
- со второй половины XVII в., наблюдается проникновение ислама и в горные районы страны.
Однако в XVIII в. отдельные высокогорные чеченские общества, прилегающие к Грузии, продолжили следовать языческим обрядам.
В высокогорных районах Чечни, по Аргуну Ассе и Форганге, и в XVI-XVII вв. (в отдельных обществах и до XVIII в.) продолжали функционировать языческие святилища.
Таким образом, в XVI-XVII вв. в духовной культуре чеченского народа с принятием ислама произошли огромные изменения, связанные с выходом на великую восточную культуру и знаковым повышением уровня социально-общественной жизни.
Определенное влияние на культуру чеченцев в указанное время стал оказывать и фактор, связанный с выходом Российского государства на Терек и сооружением здесь крепостей, где возникали горские слободы. Одной из них стала «Окоцкая слобода», населенная ауховцами, мичгизами, шибутами и другими выходцами из Чечни, сохранявшими связи с родными аулами.