Материальная и духовная культура Чечни в V –XII веках.
1. Алания и вайнахи.Аланы, как таковые, оформились в результате синтеза близкородственных ираноязычных племен Приаралья в I в. н.э. В том же веке под мощным натиском хуннских (гуннских) кочевников с обширных восточных регионов аланы продвинулись на запад и, в свою очередь, совершили гигантское вторжение на Северный Кавказ.
В VП-Х вв. аланам удается создать раннефеодальное государство, куда вошли многие народы Северного Кавказа. Чеченцы и ингуши влились в формирующееся аланское государство.
Считается, что в состав государственного объединения Алания вошли преимущественно жители плоскостных территорий современной Чечни и Ингушетии.
Дзурдзукия и Алания.Горцы вошли в состав государственного объединения Дзурдзукия.При всем этом, нахи, составлявшие Дзурдзукетию, и нахи, входившие в Аланию, всегда осознавали себя как часть единого народа, имевшего единый язык, единые исторические корни, единую территорию, единую культуру и единые основы экономических связей, что и отразилось в этнониме «вайнахи».
К сожалению, сложению единого нахского государства «Вайнахия» помешали очередные нашествия степняков - монголы, татары, полчища среднеазиатского деспота Тимура и т.д.
Алания развалилась, а Дзурдзукия распалась на отдельные феодальные владения.
Взаимоотношения древних нахов с соседними народами.Территория Чечни на протяжении тысячелетий служила как бы буфером в этнических, экономических, культурных, политических и прочих контактах между народами Северного Кавказа, Юго-Восточной Европы, Закавказья, с восточным и античным мирами.
В разное время Чечня переживала нашествие различных кочевых племен:
скифского (VI-IV вв. до н.э.),
сарматского (III в. до н.э. - IV в. н.э.),
аланского (IV-ХI вв.)
Первая половина I тыс. н.э. на Северном Кавказе отмечена бурными событиями. Она совпала и с так называемым великим переселением народов и приходом сюда новых кочевников - алан и гуннов.
Повсеместно проходят процессы формирования военно-политических союзов. Одним из первых мощных племенных объединений всех пришлых кочевников было гуннское (IV – Vвв.).
Спустя 400-500 лет в недрах гуннского союза зарождается новое объединение во главе с хазарами. В первые десятилетия VII н.э. хазары создали свое собственное государство Хазарский Каганат.
Оно просуществовало более 300 лет (с 30-х годов VII и до середины X века). К середине IX в. Хазария контролировала Северный Кавказ, Придонье и почти все Поволжье.
Наладив взаимовыгодные связи с Хазарским каганатом, древние чеченцы остались на своих прежних местах жительства в Терско-Сунженском междуречье, выплачивая ему определенную дань.
Нахи-горцы также поддерживали выгодные для себя торгово-экономические связи с каганатом, так как для отгонного животноводства им нужны были равнины и степи. Параллельно горцы - вайнахи активно общались с дагестанскими народами.
В VII веке, когда Дербент был захвачен арабами, нахи в союзе с хазарами, аланами и дагестанцами мужественно выступили против арабских завоевателей.
Наконец, археологические материалы свидетельствуют о многосторонних связях нахов с древней Русью.
Кроме того, продвижение праславянского и славяно-русского населения в среду народов Северного Кавказа по археолого-этнографическим данным наблюдается со второго тысячелетия до н.э. по настоящее время. Забегая вперед, можно отметить, что эти миграции особенно активизировались с конца XVII века.
Материальная и духовная культуры Чечни в V-ХII вв.Материальная культура раннесредневековой Чечни изучена на материалах бытовых и погребальных памятников. К бытовым памятникам относятся городища и поселения. Только на равнинной части Чечни их насчитывается более 100.
По слоям этих памятников можно изучать разные периоды истории: скифский, сарматский, аланский и татаро-монгольский. К этому времени относится Алхан-Калинское городище. В горной Чечне раскопаны древние кладбища, состоящие из каменных ящиков, подземных, полуподземных и надземных склепов, грунтовых могил и катакомбных погребений. В них археологи находили: оружие (наконечники копий, стрел, боевые ножи, навершия булав), орудия труда, украшения (браслеты, гривны, поясные наборы, бусы), керамику и прочее.
Среди них очень много вещей, которые находят широкие аналогии на обширной территории - от Сибири до Западной Европы, не говоря о Кавказе. Это и понятно, так как существовавшие торговые связи, впоследствии оживленные «великим переселением» народов в VII в. н.э., должны были оставить заметный след в материальной культуре разных народов.
Вместе с тем, археологи находили и такой материал, который в основном характерен только для территории Чечни. К примеру, птицевидные (бабочко-видные) бляхи и др.
В V-ХII веках каких-либо существенных изменений в сфере культурных традиций не произошло. Всё направления культуры предыдущих периодов получили свое дальнейшее развитие.
При этом главным занятием вайнахов оставались земледелие и животноводство. В земледелии совершенствуются орудия труда, улучшается технология обработки почвы и повышается урожайность.В горах развивалось террасное земледелие. Ручные мельницы сменили более примитивные зернотерки. Выращивали в основном пшеницу, ячмень, рожь, овес. О кукурузе горцы еще ничего не знали.
Значительное место занимало садоводство. Полеводство и садоводство было развито у всех народов Центрального и Северо-Восточного Кавказа.
Земледельческо-скотоводческое хозяйство дополнялось домашними промыслами. Так, значительное место отводилось ювелирному и оружейному делу.
Свое дальнейшее развитие получило гончарное производство.
Каменное зодчество вайнахов. На основе обширного изучения памятников Чечни разных эпох ученые пришли к выводу о высоком уровне строительного дела. Установлено, что еще в III тыс. до н.э. в строительном деле вайнахов ведущее место занимал камень.
В Чечне, особенно в ее горной зоне, сосредоточены башни, а также каменные склепы («Маьлхан кешнаш» - «Солнечные могилы», или «кладбища»). Без них трудно себе представить нахский горный пейзаж.
Горцы-нахи говорили, что «человеку при жизни нужна башня, после смерти - склеп».Все башни учеными разделены на три типа: жилые, боевые и полубоевые. Башни сохранились (если их не разрушили в эту войну) у селений Хьайбах, Ушкалой, Ник1арой, Эткали, Дере и др.
Фольклор. В культуре нахов значимое место занимает устное народное творчество. Героический эпос нахов ученые справедливо воспринимают не только художественное произведение, но и своеобразный исторический источник. Например, эпос чеченцев и ингушей в своей древней и более поздней форме отражает в известной степени перемещения и столкновения народов, что четко подтверждается археологическими, антропологическими и другими источниками. Устные сказания, слагавшиеся на протяжении столетий, содержат обильный и благодатный этнографический материал, освещающий материальную и духовную культуру народов.
Религия (язычество, христианство, ислам). Духовное наследие нахов многогранно. Главное место в нем занимает религия. Долгим был путь к идее единого Бога в сознании древних нахов - от олицетворения непонятных стихийных сил природы, а также животных, на которых охотились (или которых остерегались), до культа племенных божеств. Каждое племя, каждый род, даже каждая семья (а порой и каждый член семьи) имели своего бога.
Языческие божества почитались чеченцами и ингушами до принятия ими исламской религии в ХУ-Х1Х веках.
Пропагандировавшееся на Северном Кавказе христианство среди нахов не утвердилось.
Этому помешало начало проникновения исламской религии со стороны Дагестана в VIII—X вв. и со стороны Золотой Орды в ХШ-Х1У вв.
Российские письменные источники XVI-XVII вв. свидетельствуют, что в XV-XVII вв. на территории Чечни и Ингушетии мирно уживались нахи-язычники, нахи-христиане и нахи-мусульмане.
Имеются документы (челобитные от чеченцев к русскому царю Ивану IV (Грозному), которые подписаны чеченцами-мусульманами, христианами и язычниками. В Чечне и Ингушетии ислам окончательно утвердился лишь в XIX в.
Процесс формирования нахского этноса, начался в III тыс. до н.э. и завершившегося, видимо, в конце I тыс. до н.э. сложением нахского этноса со своим языком и территорией, на которой исторически, с эпохи камня, жили их предки.
Литература:
1. Багаев М.Х. Страницы древней истории Чечни. Грозный, 2012.
2. Дударев С.Л. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-Восточной Европы в предскифскую эпоху (IX - первая половина VII в. до н.э.). Армавир, 1999.
3. История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный, 2006. Т.I
4. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
5. Марковин В.И. В стране вайнахов. М., 1969.
6. Мифы народов Кавказа. Составитель М.Х. Багаев. Махачкала, 1999.
7. Очерк истории ЧИАССР. Грозный, 1967. Т.I.