Чечня в бронзовом веке (IV в. до н.э. - II тыс. дон.э.)

1. Кавказ-это обширный перешеек между Черным и Каспийским морями. Горная система Большого Кавказа делит его на две большие области - Закавказье и Северный Кавказ. Северный Кавказ в наши дни объединяет 10 самостоятельных субъектов Российской Федерации: 2 края - Краснодарский и Ставропольский, 1 область - Ростовская и 7 республик - Адыгея, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия, Ингушетия, Чечня и Дагестан. В юго-восточной части Северного Кавказа расположена Чеченская Республика, которая вместе с Дагестаном входит в Северо-Восточный Кавказ.

Территория нынешней Чечни является частью Северо-Восточного Кавказа, рельеф которого; начал формироваться примерно 10 млн. лет назад.

Именно в то время, когда формировался рельеф Кавказа, значительная часть Европы и Азии подверглась оледенениям. Этим процессом был охвачен и Кавказ. Широкое расселение первобытных людей на Кавказе было возможно в теплые климатические периоды. Эти условия благоприятствовали пребыванию и передвижению людей в горных районах. Как отмечают ученые, в эпоху оледенения условия жизни на Кавказе сильно менялись: границы вечных снегов резко понижались, что приводило к большим изменениям растительного и животного миров. И тогда первобытные люди покидали горные районы и укрывались в естественных убежищах предгорий и межгорных котловин, в глубоких каньонах. В последний, наиболее суровый период юрского оледенения, завершившийся около 10 тысяч лет назад, зона человеческого обитания на Кавказе предельно сужается: человек покидает горные районы и районы Восточного Кавказа.

В целом горообразовательные процессы, оледенения, наступления и отступления Каспийского моря, образовали ту сплошную и меняющуюся природную среду, на фоне которой протекали ранние этапы развития человеческого общества на Северо-Восточном Кавказе, где в конечном итоге сложились дагестанские и нахские народы.

Самой длительной частью истории человечества считается первобытнообщинная. От 2,5 млн. лет до 5 тысяч лет до н.э. Общепринято, что древнейший человек появился в Африке и Азии. Там же сложились и первые классовые общества, но только в 1У-Ш тысячелетиях до н.э. Существует всемирно принятая археологическая периодизация. Она основана на различиях в материале и технике изготовления орудий труда: каменный, бронзовый и железный века.

Каменный век делится прежде всего на древнекаменный (палеолит), - от возникновения человека на земле до начала геологической современности (2,5 млн. - 10 тысяч лет до н.э.).

В п а л е о л и т е, в свою очередь, выделяется несколько археологических эпох: олдувейская, аббевильская (соответствующая самому начальному этапу истории человечества), ашельская (от 400 до 80 тысяч лет), мустьерская (от 80 до 35 тыс. лет) - и верхнепалеолитическая (от 35 до 10 тыс. лет).

Кроме того, первые четыре эпохи от олдувея до позднего ашеля включительно - объединяются в нижний, или ранний палеолит, а мустье выделяется в средний палеолит.

Нижний и средний палеолит-это время становления первобытного общества и существования наиболее ранних объединений людей. Они, согласно исторической периодизации, основанной на развитии форм собственности и распределении, называются праобщинами или первобытными человеческими стадами.

Нижний палеолит. Современные данные позволяют говорить, что заселение происходило из Передней Азии примерно 500-200 тыс. лет назад, т.е. в период большого и теплого предпоследнего межледниковья. Более активно люди размещались по Кавказу 150-80 тысяч лет назад. Об этом свидетельствуют археологические находки, обнаруженные в южной и западной частях Кавказа (Армения, Азербайджан, Южная Осетия, Колхида, Причерноморье, Прикубанье. В это время был освоен и Северо-Восточный Кавказ - как горная, так и равнинная зоны. Следы ашельского человека обнаружены в предгорье Дагестана, в горной его части.

В 1957 г. в горной Чечне, в Веденском районе, были найдены кремневые обломки, явно оббитые рукой человека. В 1961 г. в том же горном массиве, близ селения Кезеной, в нескольких километрах от озера была обнаружена стоянка, где жили древние люди.

Находки у сел. Кезеной были осмотрены специалистами, которые пришли к выводу, что, скорее всего, на платформах у реки Ансалта люди жили начиная от палеолита (мустье). Хорошо известно, что в эпоху мустье уже жил неандерталец (от назв. долины Неандерталь в Германии) - ископаемый человек, занимавший в эволюции человечества промежуточное положение между питекантропом (в переводе с греческого: обезьяна + человек) и современным человеком.

В рассматриваемое время главным хозяйственным занятием людей были собирательство и охота.

В обществе происходит естественное разделение труда. Более трудную работу (охота, изготовление орудий труда и охоты, строительство жилищ) мужчины берут на себя, а несколько легкую (приготовление пищи, шитье одежды, собирание диких плодов, ягод, съестных трав и корней, воспитание детей и т.д.) возлагают на женщин. Жили люди группами (праобщинами). Их объединяла, главным образом, коллективная трудовая деятельность.

В среднем палеолите, приблизительно от 80 до 35 тыс. лет назад люди все больше и больше расселяются вдоль северного склона Большого Кавказа и особенно по всему Северо-Восточному Кавказу. Стоянки этого времени найдены в Дагестане и в Чечне (Хой, Кезеной, Макажой, Балан-Су, Ведено) и Ингушетии (Гамурзиево, Экажево)

Таким образом, как признано археологами, наличие отдельных археологических культур, разнообразных памятников, искусственных жилищ, намеренных захоронений предполагает, что отдельные человеческие коллективы являлись самостоятельными экономическими ячейками с определенными нормами общественной жизни, которые характерны для зарождающейся родовой организации первобытного общества.

2.К 30-му тысячелетию до н.э. на Северо-Восточном Кавказе происходят заметные изменения, - как в развитии производительных сил, так и в организации общества. Завершился процесс формирования постоянных хозяйственных коллективов, возникает родовая община, основанная на матриархате. Это были коллективы сородичей, связанных общим происхождением по материнской линии.

Расцвет первобытного общества принято рассматривать по двум стадиям: стадия раннепервобытной (ранне-родовой) общины и стадия позднепервобытной (позднеродовой) общины.

При этом первая стадия соответствует двум археологическим эпохам: верхнему палеолиту (от 35 до 10 тыс. лет тому назад) и мезолиту (от 10 до 8 тыс. лет тому назад).

Верхний палеолит. В верхнем палеолите завершается процесс становления человека современного типа - кроманьонца.

Он усвоил технику изготовления орудий из удлиненных кремневых пластин, расширил ассортимент самих орудий, но главным достижением рассматриваемого периода было изобретение лука со стрелами, эффективно использовавшееся при охоте на бизонов, быков, диких лошадей, горных козлов и баранов, и т.д., а в прикаспийской зоне и на мамонта, о чем свидетельствует чаша, изготовленная из кости мамонта, найденная в Дербентскои районе.

Верхний палеолит был одним из важнейших этапов в истории первобытного общества, характеризуется крупными достижениями в развитии производительных сил, хозяйства, родового строя, материальной и духовной культуры, а также самого человека современного физического типа.

М е з о л и т.Средний каменный век - датируется периодом от 10-8 тыс. лет тому назад. За это время самое широкое распространение получили лук и стрелы. Обладая легким весом, лук с большим запасом стрел существенно повысил вооруженность и мобильность охотника, а также его статус как воина.

Возможность ведения быстрой и меткой стрельбы из любого положения и на значительном расстояния, открыла широкие перспективы для развития охоты, сделала ее более маневренной, дала ей доступ к ранее недоступным видам дичи.

Совершенствуются рыболовство и собирательство; начинается процесс приручения и одомашнивания некоторых видов животных; делаются первые, пусть робкие, но поступательные шаги по накоплению окультуренных видов съедобных и злаковых растений.

Таким образом, в мезолите люди постепенно переходят от охотничье-собирательского хозяйства к земледельческо-скотоводческому.

Складываются предпосылки для возникновения производящего хозяйства. Об этом свидетельствуют орудия, изготовленные по усовершенствованной технологии - составные орудия из мелких обработанных камней и т.д., улучшаются условия жизни людей, население растет, осваиваются новые территории.

Постепенно появляются объединения нескольких племен, связанных общностью происхождения культуры и говорящих на родственных диалектах, складываются этнические общности. Это способствовало усилению связей между племенами, росту обмена культурных связей, быстрому распространению важных открытий и изобретений на значительных территориях.

Одним из таких регионов являлся Северо-Восточный Кавказ, где памятники мезолита наиболее хорошо изучены на территории Дагестана. Особо выделяется Чохское многослойное поселение, находящееся у села Чох (Гунибский район).

На территории Чечни так же как и в Дагестане, основу хозяйства составляла еще охота. Активно культивировался сбор дикорастущих злаков, в том числе пшеницы, ячменя.

Последние вскоре были окультурены. Кроме того, люди Чохской культуры как бы заложили основу изобразительного искусства. Они хорошо знали минеральные краски. Смешав с животным жиром, ими разукрашивались тела людей, наскальные рисунки, а также деревянные и костяные изделия. Наскальные изображения, найденны в пещерах в Гунибском районе Дагестана. Можно говорить о том, что наряду с о Средней Азией, Ближним Востоком, Кавказ также был одним из древнейших очагов возникновения производящего хозяйства и ранних земледельческо-скотоводческих культур.

Становление родовой общины земледельцев и скотоводов.До неолита и энеолита основными видами хозяйственной деятельности людей были охота и собирательство. С ростом населения природа не могла удовлетворить растущие потребности общества. Готовых продуктов не хватало, появилась необходимость активного воздействия человека на природу. Богатейший жизненный опыт подсказал путь перехода от собирания дикорастущих злаков к их выращиванию, от охоты на диких животных - к их приручению.

Таким образом, на смену присваивающему охотничье-собиратель-скому хозяйству пришло производящее, основанное на земледелии и скотоводстве.

Н е о л и т (новокаменный век) Чечни (VII – VI тыс. до н.э.). Неолит Северо-Восточного Кавказа хорошо представлен многослойным Чохским поселением. В Чечне такие классические памятники пока не найдены, но следы неолитических стоянок в горной Чечне прослежены В.И. Марковиным. Они указывают что, в районе озера Кезеной-Ам можно искать стоянки той эпохи, когда люди уже умели шлифовать, полировать и сверлить камень.

В данный период можно говорить о неравномерности культурно-исторического процесса в регионе. Горные области развивались в неолите более быстрыми темпами по сравнению с приморской низменностью.

Вскоре в горной зоне наступила новая эпоха - эпоха металлов, первых металлических орудий. Этот период в археологии называется энеолитом, или медно-каменным веком.

Э н е о л и т (медно-каменный век) Чечни (V-IV тыс. до н.э.).Самые ранние находки медных изделий были изготовлены в Передней Азии и датированы VII— VI тыс. до н.э. Спустя две тысячи лет орудия из меди появляются на Северо-Восточном Кавказе. Освоение меди шло медленными темпами. Дело в том, что мягкая и редкая в то время медь еще не стала подлинным конкурентом испытанному временем камню.

Кавказ является одним из центров металлургии меди и ее сплава - бронзы.

На территории Чечни культура энеолита представлена двумя погребениями: у селения Бамут; второй могильник - это остатки разрушенного в 1954 г. погребения на территории г. Грозного.

Период первоначального освоения металла в горах Северо-Восточного Кавказа совпал с временем активного расселения горцев по наиболее удобным районам для ведения земледельческо-скотоводческого хозяйства. Они активно перенимали, с одной стороны, опыт земледелия закавказских племен, а через них и народов Передней Азии, а с другой - навыки скотоводческого хозяйства у степняков Предкавказья и Волго-Донского междуречья.

В период энеолита в скотоводстве продолжает развиваться. Разводили овец, коз, свиней и крупный рогатый скот. При разделке убитых животных пользовались кремневыми ножами, а шкуры обрабатывались кремневыми и костяными скребками. Из шкур изготовляли одежду, используя костяные проколки. Находки, найденные в Гинчинском поселении свидетельствуют о том, что одежда в горных зонах Северо-Восточного Кавказа изготовлялась уже и из тканей.

Энеолит хорошо представлен и керамической продукцией. И кухонная, и столовая посуда лепилась вручную и обжигалась в специальных печах. Иногда использован рельефный орнамент в виде валика с вдавлинами, конусов, шишечек, сосуды расписывают красной и коричневой красками.

Видное место в жизни племен занимала также обработка камня, кости, дерева, строительное дело. Не исключено, что известна была и медь.

Таким образом, археологические материалы свидетельствуют о своеобразном и достаточно независимом характере культурно-исторического развития раннеземледельческого населения горной зоны Северо-Восточного Кавказа на начальных этапах освоения металлов.

Чечня в бронзовом веке (конец IV - конец II тыс. до н.э.)Этот век известен как время роста экономики, культуры, дальнейшего социального развития общества. Развиваются металлургия и металлообработка, земледелие, расширяется скотоводство, привычным становится гончарное дело, развиваются и другие ремесла - обработка камня, кости, кожи, домостроение.

На протяжении бронзового века на северо-восточном Кавказе поочередно сложились и оставили свой след широко известные в науке археологические культуры: куро-араксская (восточный вариант), майкопская, северокавказская («северокавказская культурно-историческая общность»), гинчинская, каякентско-харачоевская.

В бронзовом веке выделено три периода:

1) эпоха ранней бронзы (конец IV тыс. до н.э. - последние века III тыс. до н.э.);

2) эпоха средней бронзы (конец III тыс. до н.э. - середина II тыс. до н.э.);

3) эпоха поздней бронзы (2-я половина II тыс. до н.э.).

Эпоха ранней бронзы.Памятники ранней бронзы (около 40 поселений и могильников) хорошо изучены в Дагестане.В Чечне это курганные могильники у селений: Бачи-Юрт Шалинского района; Бамут Ачхой-Мартановского района; у ст. Мекенская Наурского района.

Помимо названных погребальных памятников, на территории Чечни к настоящему времени известны и бытовые памятники: поселения с. Сержень-Юрт; Зандак и Гиляны; Шалажи; на правом берегу реки Фортанги, у сел. Бамут; у сел. Курчалой и, наконец, Луговое поселение, близ сел. Мужичи (бывшее селение Луговое, отсюда и название), на самой границе между Чечней и Ингушетией, а учитывая тот факт, что в III тыс. до н.э. нынешних административных и государственных границ не было, вполне закономерно считать это поселение как древнечеченским, так и древнеингушским, т.е. древненахским.

Погребальные памятники най денные в Майкопском кургане, дали название целой культуре – Майкопской.

Наиболее ярко майкопскую культуру на территории Чечни представляют Бамутские курганы.

Керамический и бронзовый инвентарь, найденный в этих могильниках, позволяет установить связи Северного Кавказа с конкретной областью Передней Азии - Месопотамией.

К середине III тыс. до н.э. майкопские племена проникают в Северную Осетию, Чечню и Ингушетию. Однако они занимали в основном предгорные и равнинные зоны Северного Кавказа.

Люди того времени жили в домах как прямоугольной, так и округлой формы. Такая архитектура была характерна для майкопской и куро-аракской культуры, которая была широко распространена в Закавказье, а также в более раннее время в Дагестане.

О высоком уровне техники гончарного производства на рассматриваемой территории в эпоху ранней бронзы свидетельствует документально установленный факт, что часть сосудов, происходящих как из погребений, так и с поселений Северного Кавказа, изготовлена с помощью примитивного гончарного круга.

Влияние внешнего импульса на развитие и формирование майкопской культуры было велико, но решающими были факторы, связанные с внутренним развитием.

Распространяясь, одна (майкопская) - в южном направлении, другая (куро-араксская) - в северном, но обе - в направлении к предгорным и горным областям Большого Кавказа, эти культуры сталкиваются непосредственно друг с другом и приходят в активное взаимодействие. Результатом чего явилось создание на пограничной между культурами территории, т.е. в Чечне и Ингушетии, таких смешанных памятников, как

Луговое поселение, Сержень-Юртовские и др. поселения.

На основании археологических данных можно утверждать, что в эпоху р а н н е й б р о н з ы значительная часть Чечни, включая степные, предгорные и некоторые горные районы, была заселена древними племенами - далекими предками современного коренного населения края.

Эпоха средней бронзы (конец 111-11 тыс. до н.э.).На основе куро-араксской и майкопской культур в конце Ш-го тыс. до н.э. на Северном Кавказе складывается северокавказская археологическая культура.

Во II тыс. до н.э. начинает выявляться и своеобразие в развитии культуры отдельных областей Северного Кавказа: западной, или прикубанской; центральной, включающей кабардино-балкарские, североосетинские и соседние группы памятников; и восточной, куда включены, в основном памятники Чечни, Ингушетии и частично Дагестана.

На рубеже Ш-П тыс. до н.э. распалось существовавшее прежде культурное единство и сложился ряд новых археологических культур среднебронзового века – гинчинская, присулакская и великентская.

Из них наиболее емко представлена (своими памятниками) гинчинская. Ее носители были расселены в горных районах Восточной Чечни и Дагестана.

Весьма разнообразен металлический инвентарь из могильника Гатын-Кале – бронзовый проушной топор, листовидные ножи, шилья, головные булавки с валютными украшениями, булавки с дисковидными навершиями, браслеты, различные подвески, в том числе и височные в полтора оборота, бусы и т.д. Как показал лабораторный анализ, это медные и бронзовые изделия. Изготовлены они из мышьяковистой бронзы. Замена олова мышьяком объясняется отсутствием олова на Кавказе, тогда как выходы медных и мышьяковых руд широко распространены.

Уже бесспорно доказано, что горцы Кавказа в эпоху бронзы полностью овладели металлургией меди путем получения самых различных сплавов.

Важным памятником для изучения эпохи бронзы Чечни и всего Северо-Восточного Кавказа является могильник Гатын-Кале.

Можно с уверенностью сказать, что население, оставившее могильник Гатын-Кале (Чечня), представляло собой общество с патриархальным укладом. Женщина в нём играла явно подчиненную роль.

Люди, хоронившее своих близких на кладбище Гатын-Кале, были скорее всего скотоводами и земледельцами, в могилах много костей различных домашних животных и зерна культурных злаков. Обилие керамики и такие предметы, как игла, шило, указывают на занятия женщин ткачеством, шитьем.

Историческое значение могильника Гатын-Кале усиливается также теми материалами, которые дает он для восстановления древних идеологических представлений населения Аргунского ущелья.

Могильник Гатын-Кале является памятником, оставленным местным населением - далекими предками чеченцев.

Эпохи поздней бронзы и раннего железа (XIV-IV вв . до н. э.). Каякентско-харачоевская культура (третья четверть II тыс. до н.э. -XII в. до н.э.).На территории Дагестана и горной Чечни в середине II тыс. до н.э. оформляется каякентско-харачоевская культура эпохи поздней бронзы. Это название возникло от двух могильников, расположенных у села Каякент в Дагестане и села Харачой в Чечне.Для всей территории культуры общими являются следующие характерные особенности:

1) преобладание погребений в каменных ящиках;

2) четкая планировка погребений;

3) преобладание скорченных захоронений;

4) преобладание одиночных захоронений;

5) наличие древесных угольков в погребениях;

6) наличие в заупокойном инвентаре мясной пищи (находки костей животных).

Памятников названой культуры на территории Чечни найдено несколько десятков, в том числе у селений

Харачой, Шали, Сержень-Юрт, Курчалой, Дуба-Юрт, Ишхой-Юрт, Сагунты (долина р. Аксай), Зандак, Байтарки (бассейн р. Ярык-су), Белгатой (горный), Дарго, Гуни, Бачи-Юрт, Майртуп и т.д.

В погребениях и на поселениях рассматриваемого времени изделия из металла не столь многочисленны, как керамика. Находки подразделяются на оружие, орудия труда и украшения.

Но в целом, металлообрабатывающее производство на Северо-Восточном Кавказе в период каякентско-харачоевской культуры находилось на высоком уровне. Наряду с медью, бронзой и серебром было известно и золото.

Об уровне технического развития в области металлургии и металлообработки свидетельствуют остатки литейного производства, в том числе и печи для плавки металла. Были известны и различные приемы плавки. Все это свидетельствует о высоком профессиональном уровне местных кузнецов и выделении этого вида общинного ремесла в специализированную отрасль производства у носителей каякентско-харачоевской культуры.

Итак, завершение II тыс. до н.э. для Чечни ознаменовалось оформлением каякентско-харачоевской культуры. Она непосредственно связана с предшествующим развитием племен. В ее недрах происходит этническое оформление того массива племен, который в дальнейшем получит наименование вайнахов.

Кроме того, на завершающем этапе этой культуры происходят следующие события:

во-первых, в регионе начинают осваивать новый металл - железо;

во-вторых, из Юго-Восточной Европы сюда доходят первые импульсы кочевого скотоводства, а с ним связано освоение местными племенами верховой езды и изготовление бронзовых (а позже и железных) удил;

в-третьих, в местной среде стали появляться воины-всадники.

Наконец, в это время завершается формирование кобанской археологической культуры.

Кобанская культура.(от села Кобан в Северной Осетии,где были найдены первые предметы, ставшие определяющими для этой культуры)

Корни этой культуры обнаруживаются в памятниках начала XIV - первой половины XII вв. до н.э. в горах Центрального Кавказа. В ХII-Х вв. до н.э. носители этой культуры постепенно стали продвигаться на юг, и к XI в. до н.э. кобанская культура охватила территорию всей Чечни и Ингушетии -вплоть до Дагестана.

Уже в конце XIX - начале XX века на территории Чечни были обнаружены памятники этой культуры - грунтовые могильники у селений:

Пседах, Мужичи (Луговое); у ст. Наурской, Калиновской, Николаевской, Червленной, у с. Алды, Кулары, Урус-Мартан, Атаги; у с. Исти-Су, Сержень-Юрт, Шали, Майртуп, у г. Гудермес и др.

Именно памятники кобанской культуры позволяют нам определить время появления железа на Северном Кавказе и начало его широкого использования. Это конец II тыс. до н.э.

Месторождения железа встречаются в природе гораздо чаще, чем месторождения меди и олова - основных компонентов бронзы. Возможно, и по этой причине металл быстро подешевел и стал более доступным для широких слоев населения Северного Кавказа.

Открытие людьми металлов - меди, бронзы и железа -положило начало резкому увеличению ремесленного производства,

более активному развитию земледелия, животноводства и домостроения.

На равнине, в предгорьях и в горах люди стали объединяться в большие общины, ядром которых служили ремесленные центры.

Более рационально распределялось общинное богатство - пахотные и покосные земли. Крестьяне, которые не могли обрабатывать свои земельные участки (отсутствие орудий труда и.д.), продавали их или отдавали за долги более предприимчивым или удачливым соседям,

постепенно превращаясь в безземельных и бедных общинников, в батраков.

Этой же дешевой рабочей силой пользовались хозяева ремесленных мастерских и владельцы скота. Постепенно наемные работники попадали в полную зависимость от работодателей.

Таким образом, шел медленный, но поступательный процесс обнищания одних и обогащения других.

Именно в ту пору стали появляться такие понятия в чеченском языке, как «хьолан да» - хозяин богатства (состояния) или отец богатства (состояния); «лай» - раб, «ялхо» - зависимый человек, некоторые другие понятия из социальной жизни вайнахов.

Постепенно на равнине и предгорьях число сел увеличивалось. Это были богатые поселения, в которых дома строились большими и многокомнатными. Люди здесь жили мирно и спокойно.

Литература:

1. Амирханов Х.А. Чохское поселение: Человек и его культура в мезолите и неолите горного Дагестана. М., 1987.

Наши рекомендации