Роль и значение кадастра недвижимости в охране и рациональном использовании земельных ресурсов.
Достоверная кадастровая информация позволяет принимать более эффективные решения на уровне города, а также воздействовать на рынок земли и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей.
Природные ресурсы являются национальным богатством народов, естественной основой устойчивого социально-экономического развития, определяя, в конечном счете саму возможность существования человека. Одним из важнейших природных богатств в нашей стране являются земельные ресурсы. Среди земель разного назначения городские, на которых сосредоточено основное национальное богатство, созданное трудом человека, представляют наибольшую ценность. В условиях административно-командной системы предприятия не были экономически заинтересованы в рациональном использовании земельных ресурсов, их охране и воспроизводстве, хотя такая обязанность на них возлагалась законодательством. Более того, расходы на охрану земельных ресурсов являлись фактором, снижающим итоговые результаты деятельности предприятия.
Бесплатность землепользования, много лет определявшая бесхозяйственное отношение к земле в нашей стране, способствовала расточительному, нерациональному использованию ценнейшего ресурса - городских земель. Это приводило к гипертрофированному росту территорий городов и промышленных комплексов и в связи с этим к необоснованному изъятию под строительство в завышенных размерах сельскохозяйственных угодий и лесопокрытых территорий. Увеличивалась протяженность инженерных и транспортных коммуникаций, деградировала природная среда вокруг городов, росли стоимость всех видов обустройства территорий и издержки эксплуатации как производственных, так и в инженерных системах городов. Все это негативно сказывалось на эффективности производства и удобствах проживания населения.
Переход к рыночным отношениям в сфере землепользования связан с формированием экономического механизма, призванного соединить интересы экономики и рационального использования земельных ресурсов. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный рынок находится в стадии становления. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Земельные отношения крайне политизированы. Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.
Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка автоматизированной системы земельного кадастра. Достоверная кадастровая информация позволяет принимать более эффективные решения на уровне города, а также воздействовать на рынок земли и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей.
Надежная информация о земле имеет исключительно важное значение для управления земельными ресурсами, будь то развитие устойчивого сельского хозяйства или управление развитием городов. Автоматизированные системы ведения государственного земельного кадастра становятся очень полезным инструментом для управления городскими землями. ??????
Система землеустройства.
Землеустройство - это социально-экономический прогресс и система мероприятий по организации использования и охране земли, организации и регулированию землевладений, землепользовании и специальных фондов земель, устройству' территорий сельскохозяйственных предприятий и крестьянских хозяйств, созданию благоприятной экологической среды и улучшению природных ландшафтов.
1) разработку прогнозов и программ использования земли, схем землеустройства страны, регионов, краёв, областей, районов; 2) составление экономически и экологически обоснованных, технически грамотных проектов; 3) образование, реорганизация (упорядочение, совершенствование) землепользований и землевладений сельскохозяйственного и несельскохозяйственного значения; 4) составление проектов с внутрихозяйственным устройствам территории хозяйств для рационального и эффективного ведения сельскохозяйственного производства; 5) разработка проектов по защите, восстановлению, улучшению (рекультивации) и использованию земельных угодий; 6)проведение обследований и изысканий по изучению земельных ресурсов и условий их использования для информационного обеспечения проектов, схем, прогнозов и др.; 7) проведение земельно-кадастровых работ для научного обоснования текущего и перспективного планирования, платы за землю и других целей; 8) мониторинг земель и контроль за их использованием, авторский надзор за осуществлением проектов; 9)правовое регулирование и юридическое оформление земельных отношений, возникающих по поводу владения и пользования землёй (на основании действующего земельного законодательства) выдача правоустанавливающих актов, указание границ и площадей на планах и в натуре.