Игра «Где хранят эти вещи?».
Мыло , вешалка.
а в (на)
Дневник конверт.
Книги футляр.
Очки шкаф.
Письмо в (на) мыльница.
Платье портфель.
Пальто полка.
4. Игра «Где что покупают?».
Лекарство булочная.
Хлеб аптека.
Газета в ^на' почта.
Конверт киоск.
5. Игра «Где что изготавливают?».
Ткань типографии.
Часы фабрике.
Книги в ^на' заводе.
Хлеб пекарне.
Игра «Составь предложение».
Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 11 и Рисунок 12). Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных картинок» к Рисунку 11 и Рисунку 12).
7. Итог урока.
Связь слов в предложении по типу примыкания
Главное слово | Зависимое слово |
Глагол (сказуемое) | Наречие (обстоятельство), выражающее пространственные, временные отношения или образ действия |
В подчинительной связи по типу примыканиязависимым выступает неизменяемое слово. Учащиеся практически осваивают примыкание на примере наречий. Вначале усваиваются наречия, которые выражают пространственные отношения и отвечают на вопрос ГДЕ?: близко, высоко, справа, слева и т. п. Далее отрабатываются наречия, выражающие временные отношения и отвечающие на вопрос КОГДА?: вчера, сегодня и т. д. Последними актуализируются наречия образа действия, отвечающие на вопрос КАК?: быстро, тихо, медленно, громко, шумно, ловко, красиво, ровно, чисто, спокойно, дёшево, дорого, верхом, пешком, ползком, илагом, бегом и др.
22
УРОК 11
Тема:Распространение предложений обстоятельствами, выраженными
наречиями. Цели:Закрепить знания о связях глагола в предложении.
Тренировать учащихся в употреблении наречий при составлении
простых распространённых предложений.
План и ход урока
Организационный момент.
Игра «Когда это бывает?».
Логопед загадывает загадки.
Дети отвечают на поставленный вопрос.
Тает снежок, Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает?
(весной)
Солнце печёт, Липа цветёт, Рожь поспевает. Когда это бывает?
(летом)
Пусты поля, Мокнет земля, Лист опадает. Когда это бывает?
(осенью)
Снег на полях, Лёд на реках, Иней сверкает. Когда это бывает?
(зимой)
Игра «Нарядим игрушечную ёлку».
Действия сопровождаются пояснениями с использованием слов вверху, внизу, справа, слева, выше, ниже и др.
23
Игра «Когда?».
Дети катаются на санках и коньках .... Люди собирают урожай .... Дети лепят снежную бабу, играют в снежки .... Ученики готовятся к школе .... Дети собирают подснежники .... Дети готовят скворечники .... Люди сажают овощи .... Дети собирают землянику ....
Игра «Как?».
Дети распространяют предложения, используя слова для справок.
Образец: Птицы летают быстро и медленно, плавно, высоко или низко, красиво, ловко, охотно.
Птицы летают... Катя читает... Вова пишет... Папа уехал... Акула плавает...
Слова длясправок: глубоко, быстро, ловко, громко, выразительно, тихо, охотно, чисто, красиво, аккуратно, утром, рано, надолго, летом, стремительно.
Игра «Составь предложение».
Логопед раздаёт разрезные картинки (Рисунок 5, Рисунок 9 и Рисунок 10).
Дети составляют предложения (см. «Содержание предметных картинок» к Рисунку 5, Рисунку 9 и Рисунку 10) и дополняют следующие предложения:
Девочка рисует (ГДЕ?)... (дома).
Девочка рисует (КОГДА?)... (утром).
Девочка рисует (КАК?)... (быстро, красиво, охотно).
Бабушка вяжет (КОГДА?)... (вечером).
Бабушка вяжет (КАК?)... (ловко, аккуратно, стремительно).
Малыш строит (КОГДА?)... (днём).
Малыш строит (КАК?)... (медленно, увлечённо, тщательно).
7. Итог урока.
Составление рассказов
Чтобы речь была связной, учащиеся должны:
1) ясно представлять тему и уметь делать вывод или выражать своё
отношение к изложенному;
2) последовательно излагать события, устанавливать логические
связи между частями рассказа;
3) оформлять речь по грамматическим законам языка.
24
Из этого следует, что обучение связной речи поначалу должно строиться на темах, близких детям, и с опорой на их жизненный опыт. При этом важной остаётся задача научить детей видеть, наблюдать, сравнивать и делать обобщения.
Поэтому мы предлагаем начинать обучение составлению рассказов на материале программы «Вместе — дружная семья», посвященной жизни ребёнка в семье.
УРОК 12
Тема:Составление связного рассказа.
Цель:Научить учащихся подробно рассказывать о своей деятельности и
деятельности окружающих.
План и ход урока
Организационный момент.
Игра «Убираем логопедический кабинет».
Дети получают небольшие задания, составляют план их выполнения и рассказывают по нему.
Образцы:
Приведение доски в порядок
1. Намочить тряпку.
2. Убрать мел.
3. Вытереть доску.
4. Вымыть тряпку.
Приведение цветов в порядок
1. Намочить тряпку.
2. Стереть пыль с листьев.
3. Полить цветы.
4. Вытереть подоконник.
Уборка кабинета
1.Подмести комнату.
2. Вынести мусор.
3. Проветрить помещение.