Экспертиза в хозяйственном судопроизводстве: сущность, функции, задачи
Содержание
Введение 2 Глава 1: Экспертиза в хозяйственном судопроизводстве. Заключение эксперта и специалиста 4
1.1 Экспертиза в хозяйственном судопроизводстве: сущность, функции, задачи 4
1.2 Виды экспертизы в хозяйственном судопроизводстве 10
1.3 Порядок назначения экспертизы. Заключение эксперта 14
Глава 2: Анализ практики применения экспертизы в хозяйственном процессе. 23
2.1 Судебная практика применения экспертизы в хозяйственном суде 23
2.2 Экспертиза в подрядных спорах 34
Глава 3: Организационно-методические и правовые вопросы экспертной деятельности 43
Заключение 44
Список использованных источников 45
Введение
Хозяйственный процесс является одной из основных специальных правовых дисциплин имеющих фундаментальное значение в юридическом образовании цель дать необходимые знания о порядке судебной защиты субъективных прав и охраняемых законом интересов в хозяйственных судах в ходе хозяйственного судопроизводства компетенции хозяйственных судов по рассмотрению и разрешению хозяйственных дел и исполнению судебных решений правах и обязанностях участников хозяйственного судопроизводства также о порядке защиты прав в третейском судопроизводстве Деятельность хозяйственных судов а также третейских судов направлена на защиту прав и свобод укрепление законности и правопорядка и служит необходимым условием функционирования государства и общества Задача изучения дисциплины Хозяйственный процесс формирование высокого уровня профессионального правосознания и научного мышления будущих юристов выработка умений и навыков позволяющих свободно ориентироваться в законодательстве о хозяйственном судопроизводстве и третейском судопроизводстве анализировать толковать и применять эти нормы Усвоение предмета хозяйственного судопроизводства является необходимым этапом получения высшего юридического образования . Хозяйственный процесс обеспечивает воспитание юристов хорошо понимающих сущность хозяйственного судопроизводства и иных форм защиты права и способных обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод граждан индивидуальных предпринимателей юридических лиц Предпосылкой изучения дисциплины является необходимый объем знаний о подлежащих защите правах и охраняемых законом интересах из гражданского земельного административного финансового и иных отраслей права Знание гражданского процесса позволяет глубже усвоить общие закономерности судопроизводства по гражданским и хозяйственным делам и особенности хозяйственного процесса обеспечивает подготовку квалифицированных специалистов для работы в качестве юрисконсультов прокуроров адвокатов судей хозяйственных судов судебных исполнителей Для глубокого изучения дисциплины необходимо ознакомиться с действующим законодательством о хозяйственном судопроизводстве о третейском судопроизводстве с международными договорами Республики Беларусь в данных сферах практикой их применения а также рекомендованной учебной и научной литературой.
Глава 1: Экспертиза в хозяйственном судопроизводстве. Заключение эксперта и специалиста
Рисунок 9.3
Порядок назначения экспертизы. Заключение эксперта
Экспертиза в хозяйственном процессе может быть назначена судьёй (судом) как по ходатайству лиц, участвующих в деле, так и по собственной инициативе на любой стадии хозяйственного процесса, однако только после принятия искового заявления к производству и возбуждения производства по делу.
Порядок назначения экспертизы представлен на рисунке 9.3.
В случаях, когда хозяйственный суд поручает проведение экспертизы индивидуальному предпринимателю, имеющему соответствующую лицензию, либо порученная экспертному учреждению экспертиза проводится вне экспертного учреждения, эксперт приглашается в судебное заседание, где хозяйственный суд:
1) удостоверяет его личность, специальность;
2) выясняет, нет ли оснований для его отвода;
3) разъясняет эксперту его права и обязанности;
3) под расписку предупреждает его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, за отказ либо уклонение без уважительных причин от исполнения возложенных на него обязанностей.
Основанием для производства судебной экспертизы является определение хозяйственного суда (судьи), в котором формулируются те вопросы, на которые должен дать ответы эксперт. Оно состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. Суд не вправе заменить определение о назначении экспертизы другим документом, не предусмотренным законом: сопроводительным письмом, списком вопросов эксперту и т.д.
Кроме того, если конкретный эксперт назначается хозяйственным судом, то суд в своём определении должен указать права и обязанности эксперта, а также его ответственность за отказ от дачи или дачу заведомо ложного заключения. Такая ответственность установлена в статьях 401, 402 УК Республики Беларусь.
В тех случаях, когда проведение экспертизы поручено экспертному учреждению, то последнее несёт ответственность как за проведение экспертизы, так и за дачу экспертного заключения. В этом случае конкретный эксперт назначается руководителем этого экспертного учреждения. На руководителя экспертного учреждения возложена и обязанность по разъяснению эксперту его прав и обязанностей, а также его ответственности за отказ от дачи заключения или за дачу заведомо ложного заключения. Однако независимо от этого процессуальные правоотношения возникают между судом и конкретным лицом, которому поручено проведение экспертизы, но не между судом и руководителем экспертного учреждения277.
При исследовании заключения эксперта должны быть проверены соответствие заданию, полнота, научная обоснованность содержащихся в нем выводов.
Законом установлен следующий порядок инициирования проведения экспертизы по хозяйственному спору. Так, согласно ст. 132 ХПК в случае подачи стороной по делу или третьим лицом, заявившим самостоятельные требования, ходатайства о назначении экспертизы денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, предварительно должны быть внесены на соответствующий счёт хозяйственного суда заявителем ходатайства. Если такое ходатайство заявлено обеими сторонами либо назначение экспертизы проводится по инициативе хозяйственного суда, необходимые денежные суммы вносятся сторонами в равных частях на соответствующий счёт хозяйственного суда.
В данной связи в подготовительном судебном заседании либо на основании письменного ходатайства о предоставлении необходимой информации хозяйственный суд сообщает заинтересованным лицам, участвующим в деле:
1) номер счета хозяйственного суда и банковские реквизиты;
2) ориентировочный размер сумм, подлежащих предварительному внесению на счёт хозяйственного суда.
В случае если хозяйственный суд отказал в удовлетворении соответствующего ходатайства, предварительно внесённые на счёт хозяйственного суда денежные средства подлежат возврату лицу, их внёсшему.
При поступлении ходатайств о назначении экспертизы в отсутствие предварительно внесённых денежных сумм хозяйственный суд вправе объявить перерыв в судебном заседании либо отложить рассмотрение дела и установить срок для внесения денежных сумм, подлежащих выплате экспертам на счёт хозяйственного суда. Как указано в п. 4 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О некоторых вопросах применения хозяйственными судами законодательства об экспертизе» от 18 декабря 2007 г. № 11, если в установленный хозяйственным судом срок на счёт хозяйственного суда не будут внесены денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, хозяйственный суд вправе отклонить ходатайство о назначении экспертизы и рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.
В соответствии с п. 3 постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь «О применении Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь при распределении издержек, связанных с рассмотрением дела в хозяйственном суде» от 18 декабря 2007 г. № 13278, в исключительных случаях, когда решение по делу не может быть принято на основании представленных сторонами доказательств без назначения экспертизы, а денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, предварительно не внесены по причине, признанной хозяйственным судом уважительной, хозяйственный суд вправе удовлетворить заявленные ходатайства или осуществить необходимые процессуальные действия по собственной инициативе. В этом случае хозяйственный суд в зависимости от конкретных обстоятельств дела взыскивает необходимые суммы на счёт хозяйственного суда при вынесении соответствующего определения либо судебного постановления по делу.
Действующий ХПК предусматривает порядок компенсации издержек, связанных с привлечением в процесс экспертов: им возмещаются понесённые в связи с явкой в хозяйственный суд расходы по проезду, найму жилого помещения и выплачиваются суточные.
Эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению хозяйственного суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей.
За лицами, вызываемыми в хозяйственный суд в качестве экспертов, в соответствии со ст. 1 31 ХПК сохраняется средний заработок по месту их работы за все время, затраченное ими в связи с выполнением обязанностей при разрешении споров, возникающих при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Суммы, подлежащие выплате экспертам, предварительно вносятся на депозитный счёт хозяйственного суда стороной, заявившей соответствующую просьбу (ходатайство), или третьим лицом по делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, заявившим самостоятельные требования. Если указанная просьба (ходатайство) заявлена обеими сторонами либо вызов свидетелей, специалистов, назначение экспертизы и другие действия, подлежащие оплате, производятся по инициативе суда, то необходимые суммы вносятся сторонами в равных частях на депозитный счет суда.
Размер суммы, которая заранее вносится стороной (сторонами), определяется судом ориентировочно исходя из указанных в Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате потерпевшим, гражданским истцам и их представителям, свидетелям, экспертам, специалистам, переводчикам, понятым, утверждённом постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2006 г. № 1775279 размеров оплаты.
Окончательный расчёт производится после выполнения экспертами своих обязанностей по представлению ими или организациями, в которых они работают, соответствующих расчётов. Суммы, причитающиеся экспертам, выплачиваются независимо от взыскания их со сторон из бюджетных средств, выделяемых суду на эти цели.
После проведения необходимых исследований эксперт даёт заключение в письменной форме. Заключение эксперта представляет собой судебное доказательство, содержание которого составляет имеющаяся в заключении информация об искомых фактах. Процессуальной формой доказательства является собственно заключение как письменный документ.
В целях разъяснения и дополнения заключения эксперта ему могут быть заданы вопросы. Хозяйственный суд может ограничиться оглашением письменного заключения эксперта, не вызывая его в судебное заседание.
Объектами экспертного исследования могут быть:
1) вещественные доказательства;
2) документы, предметы, образцы для сравнительного исследования;
3) материалы дела, по которому производится судебная экспертиза, содержащие сведения, относящиеся к предмету экспертизы.
Если при производстве экспертизы эксперт установит обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он обязан включить выводы о них в своё заключение.
Заключение подписывается экспертом. Если производство экспертизы поручено нескольким экспертам, они вправе совещаться между собой, давать одно общее заключение при общности выводов. Эксперт, не согласный с другими экспертами, даёт отдельное заключение по всем вопросам.
Заключение эксперта исследуется в заседании хозяйственного суда и оценивается наряду с другими доказательствами.
В случае недостаточной ясности или неполноты заключения эксперта хозяйственным судом может быть назначена дополнительная экспертиза, поручаемая тому же или другому эксперту.
Структура заключения эксперта. Наиболее оптимальным способом изложения информации в экспертном заключении является такое его построение, когда заключение состоит из трёх частей: вводной, описательной (исследовательской) и заключительной (выводов).
1) Вводная часть включает: наименование экспертизы, ее номер; является ли она дополнительной, повторной, комплексной или комиссионной; наименование хозяйственного суда, назначившего экспертизу; сведения об эксперте (экспертах), его квалификации, стаже работы; основание для производства экспертизы; наименование поступивших на экспертизу материалов; вопросы, поставленные на разрешение эксперта.
2) В исследовательской части описывается процесс исследования и его результаты, даётся научное объяснение установленных фактов, подробно описываются методы и технические приёмы, использованные экспертом при исследовании фактических обстоятельств.
3) В заключительной части эксперт формулирует свои выводы, излагая их в виде чётких ответов на поставленные судом вопросы.
В зависимости от характера сделанных выводов экспертное заключение может быть в альтернативе: 1) категорическим (однозначным); 2) вероятным.
В категорическом заключении содержится однозначный вывод. Данный вывод может быть положительным или отрицательным. Когда в результате проведения исследования эксперт не может дать однозначного ответа на поставленные вопросы, он даёт вероятное заключение. Вероятное заключение эксперта не позволяет сделать однозначный вывод о существовании тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела, но тем не менее является доказательством и подлежит исследованию и оценке в совокупности с другими доказательствами по делу. Фактически вероятное экспертное заключение представляет собой косвенное доказательство.
Оценивая заключение эксперта, суд должен проверить соблюдение норм процессуального права при назначении и проведении экспертизы, определить, на чем основаны выводы эксперта, соответствуют ли эти выводы поставленным вопросам, приняты ли экспертом во внимание все материалы, представленные на экспертизу, а также доброкачественность самих материалов исследования, установить, проведено ли экспертом соответствующее исследование полно и объективно на основе научных или иных специальных знаний.
Суд может отклонить и не принять во внимание экспертное заключение, если оно противоречит другим обстоятельствам дела или если оно, по мнению суда, недостаточно объективно или недостаточно обоснованно. Суд также может, отвергнув заключение эксперта и не принимая во внимание сделанные им выводы, установить обстоятельства дела и вынести решение на основе других доказательств, собранных по делу. В любом случае, когда суд не соглашается с заключением эксперта, он должен в решении указать причины, по которым он не принимает во внимание заключение, обосновав эти причины ссылкой на другие доказательства, установленные обстоятельства дела или на недостатки экспертного заключения. Отсутствие в решении или определении данных о проведении судом оценки экспертного заключения, описания мотивов согласия или несогласия с ним суда может повлечь за собой отмену вынесенного решения.
Если проведение экспертизы было поручено нескольким специалистам, которые дали различные заключения, суд должен оценить каждое из заключений в отдельности. При этом мотивы согласия или несогласия суда с этими заключениями должны быть приведены в решении или определении по каждому из заключений в отдельности280.
Важным средством доказывания является заключение специалиста. Специалист - это лицо, обладающее познаниями, необходимыми для обеспечения эффективного осмотра или иного процессуального действия.
Такое определение этого участника хозяйственного судопроизводства дано в ст. 71 ХПК. Экспертиза и участие специалиста -различные формы использования специальных знаний. Их отличительные черты обусловлены функциями эксперта и специалиста, способами их реализации. И специалист, и эксперт в своей работе оперируют специальными познаниями, но делают они это в различных формах.
Специалист даёт профессиональные пояснения по специальным вопросам; его задача - оказать консультационную или техническую помощь. Главная отличительная функция эксперта заключается в проведении им специального исследования. Эксперт не объясняет уже имеющийся факт, а добывает новый и даёт ему профессиональную оценку, которая и составляет содержание экспертного заключения.
Различается консультационно-вспомогательная и справочная деятельность специалиста. Первая не имеет самостоятельного доказательственного значения, не опосредуется в каких-либо актах специалиста и направлена на правильное совершение судом процессуального действия. Вторая может быть опосредована в разъяснении специалиста, составляемом при отсутствии потребности в исследовании. Такое разъяснение не исключает, при наличии к тому оснований, проведения экспертизы и не подменяет собой заключения эксперта.
Глава 2: Анализ практики применения экспертизы в хозяйственном процессе
2.1 Судебная практика применения экспертизы в хозяйственном суде
Согласно статье 39 ХПК хозяйственный суд разрешает хозяйственные (экономические) споры, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Хозяйственный суд отказал в принятии заявления гражданина об обжаловании действий и бездействия ликвидационной комиссии ОАО в связи с не подведомственностью спора. Апелляционная инстанция хозяйственного суда указанное судебное постановление оставила без изменения. В кассационной жалобе заявитель просил отменить оба постановления и принять заявление к рассмотрению.
Отказывая в удовлетворении жалобы, Кассационная коллегия указала, что формы обращения в хозяйственный суд определены статьёй 7 ХПК. Обращения в форме заявления осуществляются по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Под административными правоотношениями понимаются отношения, основанные на подчинении и возникающие в процессе организации исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов, публичные - отношения, обеспечивающие универсальный, совокупный (публичный) общегосударственный интерес.
Деятельность ликвидационной комиссии регламентирована Гражданским кодексом Республики Беларусь и не обладает признаками административных или публичных отношений, поэтому они могут быть обжалованы в рамках ликвидационного производства, которое осуществляется под контролем хозяйственного суда.
Согласно части первой статьи 92 ХПК хозяйственный суд назначает экспертизу для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, как по ходатайству лиц, участвующих в деле, так и по своей инициативе.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы суд пришёл к выводу о необходимости проведения почерковедческой экспертизы, в связи с чем производство по делу было приостановлено.
В кассационной жалобе ответчик указал, что апелляционная инстанция не вправе назначать экспертизу, поскольку при рассмотрении дела в суде первой инстанции истцом подобное ходатайство не заявлялось.
Отказывая в удовлетворении жалобы, Кассационная коллегия указала, что согласно статье 277 ХПК хозяйственный суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Принятие хозяйственным судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств возможно только в случае, если заявителем приведены причины их непредставления в суд первой инстанции.
Согласно статье 92 ХПК для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных познаний, по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по своей инициативе хозяйственный суд назначает экспертизу.
На основании заключённого между сторонами договора подряда на выполнение работ по проектированию, дизайну и ремонту был предъявлен иск о взыскании задолженности по оплате выполненных работ. В судебном заседании представителем ответчика было заявлено ходатайство о проведении строительно-экономической экспертизы для определения стоимости реально выполненных работ. Хозяйственный суд удовлетворил ходатайство и приостановил производство по делу.
Оставляя жалобу на определение без удовлетворения, Кассационная коллегия указала, что для оценки расчётов необходимы специальные познания - таким образом, все предусмотренные ХПК условия назначения экспертизы соблюдены.
Согласно части 6 статьи 115 ХПК определения хозяйственного суда об обеспечении иска или об отказе в его обеспечении могут быть обжалованы в установленном порядке.
Хозяйственным судом удовлетворено ходатайство истца о принятии мер по обеспечению иска и наложению ареста на денежные средства ответчика.
Апелляционная инстанция хозяйственного суда отклонила жалобу и оставила без изменения определение хозяйственного суда об обеспечении иска.
В кассационной жалобе ответчик просил определение об обеспечении иска отменить, ссылаясь на его незаконность. В частности, заявитель указывал на то, что в связи с принятием определения судом допущено существенное нарушение прав лиц, не привлечённых к участию в деле, поскольку наложение ареста на расчётный счёт предприятия препятствует перечислению денежных средств в счёт выплат заработной платы работникам, платежей в бюджет и др. первоочередных платежей.
В своём постановлении Кассационная коллегия указала, что суд обоснованно применил меры обеспечения иска, приняв во внимание сумму задолженности, нежелание должника в течение длительного времени исполнять обязательство в добровольном порядке. Кроме этого, коллегия отклонила доводы кассатора относительно нарушения прав лиц, не привлечённых к участию в деле, отметив, что данные обязательства должника не связаны с предметом иска.
Согласно статье 145 ХПК хозяйственный суд обязан приостановить производство по делу в случае невозможности рассмотрения данного дела до принятия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемому в порядке конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного или административного судопроизводства.
Хозяйственным судом вынесено определение о приостановлении производства по делу до принятия решения в порядке уголовного судопроизводства.
Рассмотрев жалобу, Кассационная коллегия признала доводы кассатора обоснованными и, отменяя определение о приостановлении производства, указала на необходимость обоснования невозможности рассмотрения дела при отсутствии информации об обстоятельствах, установление которых возможно только в рамках уголовного дела. Отметив при этом, что сам по себе факт рассмотрения судом общей юрисдикции уголовного дела по обвинению директора предприятия не препятствует рассмотрению хозяйственного спора, подведомственного хозяйственному суду.
В соответствии со статьёй 159 ХПК при обращении с исковым заявлением в хозяйственный суд в нем должны быть указаны полные наименования (имена) лиц, участвующих в деле, их почтовый адрес, банковские реквизиты.
ООО "П" обратилось в суд с иском о взыскании задолженности с учредителей ОДО "Г" в порядке наступления субсидиарной ответственности. Суд вынес определение об оставлении иска без движения, поскольку исковое заявление подано с нарушением норм статей 159, 160 ХПК: в заявлении не указаны полные имена ответчиков (учредителей) и их почтовые адреса. Поскольку в указанные судом сроки допущенные недостатки не были исправлены, исковое заявление было возвращено.
Определение о возврате искового заявления было обжаловано заявителем сначала в апелляционном, а затем и кассационном порядке.
В обоснование своих требований заявитель указал, что в соответствии с Инструкцией о порядке ведения единого государственного реестра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утверждённой постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 28.04.2003 N 9 (далее - Инструкция), сведения о месте жительства физических лиц предоставляются только по запросам суда, контролирующих и правоохранительных органов.
Истец также сослался на письмо Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 11.05.2005 N 03-24/896 и судебную практику другого хозяйственного суда по аналогичному делу.
Отклоняя жалобу, Кассационная коллегия в постановлении указала, что согласно пункту 4 статьи 47 Гражданского кодекса Республики Беларусь, пунктами 44, 45 Инструкции физические и юридические лица вправе получать информацию, содержащуюся в Едином государственном реестре, поскольку она является открытой и доступной для всеобщего ознакомления, за исключением сведений, составляющих государственный секрет, банковскую, служебную коммерческую тайну, а также сведения о месте жительства учредителей - физических лиц. Таким образом, действующее законодательство не препятствует получению из Единого государственного реестра сведений о составе учредителей конкретного хозяйственного общества, а также иные сведения в отношении учредителей (за исключением адреса места жительства).
Из материалов дела следует, что ООО "П" вообще не обращался в Единый государственный реестр за получением сведений до подачи иска в суд.
Относительно ссылки кассатора на письмо Высшего Хозяйственного Суда и на судебную практику по аналогичному делу Кассационная коллегия отметила, что письмо Высшего Хозяйственного Суда не является нормативным актом и не может быть принято во внимание.
В соответствии со статьёй 179 ХПК при неявке в судебное заседание лица, участвующего в деле, в отношении которого у суда отсутствуют сведения о его извещении надлежащим образом, судебное разбирательство дела откладывается.
Вынесенное судом решение об удовлетворении иска о взыскании задолженности было обжаловано ответчиком в кассационном порядке. Кассатор отметил незаконность принятого судебного постановления, указав, что он не был надлежащим образом извещён о месте и времени проведения судебного заседания.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции все процессуальные документы были направлены ответчику по адресу, указанному в исковом заявлении, и позднее возвращены с пометкой об отсутствии адресата по указанному адресу. Учитывая, что этот адрес соответствовал адресу, полученному из электронной базы Министерства по налогам и сборам, руководствуясь положениями статьи 128 ХПК (1998 года), суд сделал вывод о надлежащем извещении ответчика и рассмотрел дело в его отсутствие.
Отменяя в соответствии с частью 5 статьи 297 ХПК (2004 года) решение по делу, Кассационная коллегия указала, что данные из базы данных Министерства по налогам и сборам не являются официальными сведениями органа государственной регистрации. В приложенной к кассационной жалобе ответчика копии изменений и дополнений, внесённых в устав и зарегистрированных в установленном порядке, указано, что почтовый адрес ответчика (местонахождение юридического лица) изменился до возбуждения производства по делу и статья 128 ХПК 1998 года применению не подлежит.
Согласно статье 221 ХПК хозяйственный суд, принявший судебное постановление, вправе по заявлению стороны рассрочить исполнение судебного постановления.
Определением хозяйственного суда была предоставлена рассрочка исполнения судебного решения. Истец обжаловал данное определение, указав на невозможность в таком случае исполнения решения суда в полном объёме.
Представитель ответчика просил оставить определение без изменения, поскольку его сложное финансовое положение не позволит рассчитаться с кредитором в полном объёме единовременным платежом.
Учитывая, что деятельность ответчика - УП "Водоканал" - социально значима и удовлетворение жалобы истца может привести к негативным социальным, экономическим и экологическим последствиям, Кассационная коллегия в удовлетворении жалобы отказала.
Статья 227 ХПК устанавливает право индивидуального предпринимателя подать в хозяйственный суд заявление о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.
Хозяйственный суд отказал в принятии заявления об отмене приказа Министерства здравоохранения Республики Беларусь об отказе в выдаче индивидуальному предпринимателю лицензии для занятия предпринимательской деятельностью в связи с не подведомственностью спора хозяйственному суду.
При принятии решения хозяйственный суд руководствовался статьёй 42 ХПК, согласно которой хозяйственному суду подведомственны споры, связанные с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, в том числе и споры об отказе государственного органа в выдаче лицензии.
В соответствии со статьёй 227 ХПК индивидуальный предприниматель вправе подать в хозяйственный суд заявление о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, которым нарушаются его права и законные интересы, но не об отмене ненормативного правового акта государственного органа.
Заявитель обжаловал определение хозяйственного суда, указывая, что фактически им было подано исковое заявление об оспаривании отказа в выдаче лицензии, и, по мнению кассатора, неточная формулировка требований не меняет сути заявления, вытекающей из его содержания.
Кассационная коллегия отказала в удовлетворении жалобы, указав, что процессуальное законодательство не предоставляет суду права самостоятельно формулировать исковые требования.
В соответствии со статьёй 269 ХПК пропущенный срок подачи апелляционной жалобы может быть восстановлен при подаче не позднее одного месяца со дня принятия обжалуемого судебного постановления в хозяйственный суд ходатайства о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин его пропуска.
Индивидуальным предпринимателем было обжаловано определение апелляционной инстанции хозяйственного суда об отказе в восстановлении срока подачи апелляционной жалобы.
В судебном заседании Кассационной коллегией было установлено, что решение по делу было принято 11.05.2005, первоначальная апелляционная жалоба поступила в указанный статьёй 269 ХПК срок. Поскольку в представленной квитанции об уплате государственной пошлины отсутствовали необходимые сведения, определением от 30.05.2005 апелляционная инстанция возвратила жалобу.
Повторная апелляционная жалоба была подана 08.06.2005 и содержала ходатайство о восстановлении пропущенного срока, т.к. первоначальная жалоба была подана в установленные сроки и впоследствии недостатки, указанные в определении о возврате апелляционной жалобы, были исправлены.
Определением от 13.06.2005 апелляционная инстанция отказала в восстановлении сроков на подачу апелляционной жалобы и повторно возвратила жалобу, указав на истечение срока и отсутствие в апелляционной жалобе уважительных причин пропуска срока.
Удовлетворяя жалобу, Кассационная коллегия указала, что в соответствии со статьёй 269 ХПК пропущенный срок на подачу апелляционной жалобы может быть восстановлен при условии, если ходатайство заявлено не позднее одного месяца со дня принятия обжалуемого судебного постановления и причины пропуска срока подачи апелляционной жалобы (протеста) хозяйственным судом признаны уважительными. Таким образом, законодательством предусмотрены два условия восстановления пропущенного срока.
Повторная жалоба была подана 08.05.2005, то есть до истечения месячного срока со дня принятия обжалуемого судебного постановления. В жалобе было указано, что причиной пропуска срока стал возврат первоначальной жалобы. В связи с чем оба условия для восстановления срока соблюдены в полной мере.
Кассационная коллегия восстановила пропущенный срок подачи апелляционной жалобы и направила дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию.
В соответствии со статьёй 319 ХПК основанием для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам являются сведения, опровергающие выводы хозяйственного суда по делу, которые не были и не могли быть известны заявителю и хозяйственному суду.
Решением хозяйственного суда удовлетворены исковые требования ООО о взыскании с индивидуального предпринимателя задолженности по договору транспортной экспедиции.
В заявлении о пересмотре решения по вновь открывшимся обстоятельствам индивидуальный предприниматель сослался на материалы встречной проверки СП "Т", проведённой инспекцией МНС, в ходе которой выявлено, что взаимоотношения этой организации с ООО и заявителем установлены не были.
Хозяйственный суд отказал в удовлетворении указанного заявления, поскольку факты, приведённые в нем, не опровергают основанный на имеющихся в деле письменных доказательствах вывод хозяйственного суда о том, что между сторонами по делу заключены сделки транспортной экспедиции.
Кассационная коллегия указала, что согласно абзацу, второму части второй статьи 319 ХПК одним из оснований для возобновления дела по вновь открывшимся обстоятельствам являются обстоятельства, опровергающие выводы хозяйственного суда по делу, которые не были и не могли быть известны заявителю и хозяйственному суду. Вместе с тем приведённые заявителем доводы к таким обстоятельствам не относятся, поскольку не опровергают выводы хозяйственного суда по делу, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам.
В соответствии со статьёй 348 ХПК хозяйственный суд по заявлению взыскателя вправе вынести определение о применении мер по обеспечению исполнения исполнительного документа. Применение мер по обеспечению исполнения исполнительного документа хозяйственного суда допускается на любой стадии исполнительного производства, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным такое исполнение.
Определением хозяйственного суда удовлетворено ходатайство истца о принятии мер по обеспечению исполнения судебного приказа и наложен арест на административное здание, принадлежащее на праве собственности ответчику.
Обжалуя в кассационном порядке данное определение, ответчик указал на нарушение судом норм части восьмой статьи 377 ХПК, согласно которой не допускается проведение описи имущества, его изъятие, а также арест имущества должника, если на это имущество наложен арест другим уполномоченным на, то органом.
Кассационная коллегия отклонила доводы кассатора как необоснованные.
Утверждение кассатора о том, что на данное имущество наложен арест судом общей юрисдикции было опровергнуто истцом, который представил в судебное заседание письмо суда Советского района о том, что опись указанного здания не производилась.
В кассационном постановлении также отмечено, что наложение ареста на имущество в целях обеспечения иска и арест этого