Тема 5.2. Освоение биоресурсов тундры
Задание 5.2.1. Рассчитать структуру и динамику численности популяции диких северных оленей в течение двух лет.
Северный олень дает продукцию при круглосуточном обитании на просторах Крайнего Севера, обеспечивая регионы мясом, шкурами, камусом, рогами и другой продукцией. Для увеличения выхода этой продукции необходимо знать биологию дикого северного оленя.
Необходимо рассчитать: численность оленей, подлежащих промысловому отстрелу в зимний период (до отела) с целью приведения структуры популяции к оптимальному варианту; число животных, подлежащих отстрелу в осенне-зимний период; определить ассортимент и количество товарной продукции (мясо, шкуры, рога).
Исходные данные:
1. Продолжительность жизни производителей до 10 лет. Срок активной половой деятельности быков 4-6 лет, важенок - до 10 лет.
2. Численность животных в стаде оленей в зависимости от сезона года и обеспеченности кормами существенно меняется. Так, в весенне-летний период стадо может насчитывать 5-16 особей, в начале зимы 40-60, в середине зимы - 70-90, а в период продолжительной миграции стадо может достигать 1 тыс. особей и более.
3. Половое созревание телок наступает в возрасте 6-7 мес. Осенью на первом году жизни участвует в размножении только 1-2% телок, основное поголовье покрывается осенью следующего года в возрасте 1,5 лет.
Бычки впервые участвуют в гоне в возрасте 1,5 лет, но главная нагрузка лежит на быках в возрасте 4-9 лет. На каждого быка-производителя в стаде приходится 5-15 самок: телок, нетелей и важенок.
4. Беременность длится 7,5 мес, обычно рождается один теленок. У новорожденных телят соотношение самцов и самок примерно 1,1:1.
5. В благоприятные годы яловость у самок составляет около 10%, в годы с многоснежной зимой этот показатель увеличивается до 40%.
6. В течение года отход новорожденных составляет 8-22% (в среднем 15%), а взрослых животных - 4-16% (в среднем 10%).
7. Примерная оптимальная структура стада (табл. 23)
Таблица 23
Примерная оптимальная структура стада диких северных оленей
Половозрастные группы | Структура стада, % от всего поголовья |
Быки-производители | 10-20 |
Важенки и нетели | 50-60 |
Бычки | 10-20 |
Телки | 20-25 |
8. Количество продукции, получаемой от северного оленя (табл.24)
Таблица 24
Продуктивные качества северного оленя
Половозрастные группы | Живая масса, кг | Масса шкуры, кг | Площадь шкуры, дм | Масса рогов, кг |
Быки-производители | 6,0 | 1,5 | ||
Важенки, нетели, бычки, телки | 2,9 | 0,8 |
9. Убойный выход (%): взрослые животные - 55,
молодняк до 2,5 лет - 50%.
10. По данным службы учета, на территории региона в сентябре 20__ года зафиксирована популяция диких оленей численностью _____ особей, состоящая из нескольких стад, в т.ч. быки - 31%, важенки и нетели - 35%, бычки - 18%, телки - 16%.
Расчеты:
1. Рассчитать половую и возрастную структуру популяции северных оленей в оптимальном соотношении перед зимовкой (табл.25).
Таблица 25
Структура популяции северных оленей и предполагаемое изъятие в 20__ году
Половозрастные группы | Фактические данные численности популяции (результаты авиаучета на 01.10. 20___г.) | Расчетные данные оптимальной численности популяции (на 01.12. 20___г.) | Число оленей к осеннему убою 20___г. | ||
Кол-во особей | Структура, % | Кол-во особей | Структура, % | ||
Быки-производители | |||||
Важенки и нетели | |||||
Бычки | |||||
Телки | |||||
Всего |
2. Определить количество полученного приплода, в т.ч. бычков и телок:
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
3. Определить количество приплода к концу года (с учетом отхода):
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
________________________________________________________________
4. Рассчитать общее поголовье стада по половозрастным группам на 01.10. 20__г. с учетом отхода за год (табл.26)
Таблица 26
Общее поголовье стада диких северных оленей 01.10. 20__г.
Половозрастные группы | Количество особей |
Быки-производители | |
Важенки и нетели | |
Бычки | |
Телки | |
Всего |
5. Сделать прогноз дальнейшего развития популяции диких северных оленей (табл.27)
Таблица 27
Структура популяции северных оленей и предполагаемое изъятие в 20__ году
Половозрастные группы | Фактическая численность на 01.10. 20__г. | Расчетная численность на 01.12. 20__ г. | Число оленей к осеннему убою 20__г. | ||
кол-во особей | структура, % | кол-во особей | структура, % | ||
Быки-производители | |||||
Важенки и нетели | |||||
Бычки | |||||
Телки | |||||
Всего |
6. Рассчитать выход товарной продукции, получаемой от популяции диких северных оленей за два года (табл.28)
Таблица 28
Выход товарной продукции от популяции диких северных оленей
Половозрастные группы | Количество особей | Масса, ц | ||||
20___г | 20___г | всего | живая | мяса | шкур | |
Быки-производители | ||||||
Важенки и нетели | ||||||
Бычки | ||||||
Телки | ||||||
Всего |
7. Сделать предложения по дальнейшему развитию популяций оленей (табл.29)
Таблица 29
Структура популяции оленей на 01.10.20___г.
Половозрастные группы | Особи | Структура популяции, % |
Быки-производители | ||
Важенки и нетели | ||
Бычки | ||
Телки | ||
Всего |
РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОХРАНА ПРИРОДЫ"
Научный подход к интенсивному использованию ресурсов растительного и животного мира, постоянная забота о "чистоте" земли, рек, озер, воздушного пространства позволят сохранить и украсить планету для будущих поколений людей. Особая ответственность в решении проблемы охраны природы ложится на специалистов сельскохозяйственного производства. Важным моментом в подготовке таких специалистов является написание реферата.
Главная задача студента при написании реферата - провести анализ состояния и перспектив охраны окружающей среды региона (республика, область, район, хозяйство), обратив при этом особое внимание на состояние фауны, выявить неиспользованные резервы и дать предложения по дальнейшему совершенствованию работы по охране природы.
ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТА
При выборе темы реферата следует отдать предпочтение темам, связанным с охраной животного мира и направленным на решение проблемы окружающей среды при интенсификации отраслей животноводства (скотоводство, свиноводство, птицеводство и др.) на примере конкретного хозяйства, района, области, республики и т.д.
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Применение безотходных технологий в животноводстве (разные отрасли) - непременное условие охраны природы;
2. Влияние деятельности человека (в сельском хозяйстве или отраслях промышленного производства) на изменение ландшафтов и животного мира;
3. Утилизация отходов животноводства, их роль в загрязнении окружающей среды;
4. Охрана животного мира в условиях интенсификации отраслей сельскохозяйственного производства;
5. Охрана воздушной и водной среды в условиях современного животноводства;
6. Охрана водной среды - непременное условие для ведения прудового рыбоводства;
7. Пресноводные ресурсы страны, их охрана и использование;
8. Дикие животные как перспективный объект для одомашнивания (по видам);
9. Искусственное рыбо- и дичеразведение как один из резервов обогащения фауны страны;
10. Охрана и рациональное использование разных видов животных (по выбору студента);
11. Охрана природы - залог получения экологически чистой продукции пчеловодства, рыбоводства и других отраслей животноводства;
12. Охрана насекомых-опылителей сельскохозяйственных культур;
13. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России (на примере таежных и лиственных лесов Европейской России).
14. Роль заповедников и заказников в охране редких видов животных и растений в России (на примере отдельных ООПТ).
15. Русский чернозем. Современное состояние. Меры по рациональному использованию и сохранению плодородия.
16. Рациональное использование и охрана пресных водоемов в России.
17. Современное состояние Волги. Нерешенные проблемы. Меры по рациональному использованию и охране Волги.
18. Решенные и нерешенные проблемы охраны оз. Байкал.
19. Проблемы рекультивации и восстановления нарушенных человеком земель (при добыче полезных ископаемых).
20. Московские лесопарки, их состояние, рациональное использование и охрана.
21. Гибель странствующего голубя как модель уничтожения процветающего вида.
22. Байбак как экологически уязвимый вид. (Экология, современное распространение, численность и меры охраны).
23. Китобойный промысел. Современное состояние промысловых видов китов. Перспективы рационального промысла.
24. Лошадь Пржевальского. История сохранения и перспективы реакклиматизации.
25. Экология и меры по сохранению и восстановлению численности стерха.
26. История, современное состояние и перспективы развития степного лесоразведения.
27. Лососевые рыбы. Состояние природных популяций (на модельных видах). Роль рыбзаводов в восстановлении численности природных популяций.
28. Проблемы осетровых рыб. Причины бедственного состояния природных популяций. Перспективы сохранения и рационального использования.
29. Предупреждение гибели животных во время сельхозработ.
30. Мероприятия по предупреждению гибели животных при стихийных бедствиях.
- возможны другие темы, предложенные студентами.
Реферат пишут в виде обобщения нескольких литературных источников с использованием собственных наблюдений и примеров. Использовать учебники для написания реферата не разрешается. Литературные источники подбираются в ЦНБ ТСХА и РАСХН.
Примерная схема изложения материала в реферате
Титульный лист оформляется по общепринятой форме (приложение 1).
Реферат включает три раздела: введение, основной раздел, библиографический список. Объем реферата – 15-20 страниц текста.
Введение: кратко (не более 1 страницы) излагаются основные задачи охранных мероприятий, их значение и перспективы.
Основной раздел: включает несколько подразделов: а) экология, б) современное распространение и численность изучаемых животных, в) особенности питания, размножения, миграции и т.д., г) состояние охраны и пути сохранения животных, д) краткое заключение, выводы и рекомендации.
Количество подразделов и их названия студент определяет на свое усмотрение. Это зависит от выбранной темы реферата.
Библиографический список оформляется согласно существующим требованиям ГОСТа. Реферат пишется на основании изучения и обобщения нескольких литературных источников (не менее трех).
Помимо литературных источников на русском и иностранных языках, студент может использовать в реферате данные своих наблюдений, опыта сельскохозяйственных предприятий и т.д.
В конце реферата студент ставит свою подпись и дату.
Реферат сдается на проверку преподавателю, после чего основной материал студент докладывает на занятиях. К сдаче зачета по охране природы студент допускается только после написания и защиты реферата.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Содержание и задачи науки экологии. Экология - теоретическая основа охраны природы.
2. Задачи охраны природы.
3. Международное сотрудничество в деле охраны природы.
4. Научно-технический прогресс и охрана природы. "Критическая (запретная) грань в воздействии производительных сил и техники на окружающую среду". Примеры.
5. Экологические катастрофы. Причины. Примеры.
6. Биосфера. Особенности строения, границы.
7. Схема биотического круговорота веществ. Продуценты, консументы, редуценты.
8. Сельское хозяйство и охрана природы.
9. Природные ресурсы, их классификация и краткая характеристика.
10. Сельскохозяйственное загрязнение природы и борьба с ним.
11. Земельные ресурсы и проблема их охраны.
12. Охрана почв. Луга и пастбища.
13. Экологические основы лесопастбищного хозяйства.
14. Экологические основы рационального использования сенокосов и пастбищ.
15. Особенности фитоценозов природных лугов и агрофитоценозов.
16. Мероприятия по предупреждению пастбищной и технической дигрессии лугов и пастбищ.
17. Водные ресурсы. Проблемы охраны и рационального использования водных ресурсов.
18. Особенности охраны водоемов в условиях сельскохозяйственного производства. Использование сточных вод.
19. Основные требования к питьевой воде. Экологические требования к источникам питьевой воды.
20. Способы очистки животноводческих сточных вод. Сущность биологической очистки сточных вод.
21. Схема процессов выбросов веществ в атмосферу и их трансформация в кислотные дожди.
22. Кислотные дожди и окружающая среда. Предшественники кислотных дождей.
23. Значение растений в биосфере. Охрана растительности.
24. Леса и проблема их охраны.
25. Защитное лесоразведение и сельское хозяйство.
26. Охрана воздушной среды. Борьба с шумовыми загрязнениями.
27. Охрана недр - невозобновимых ресурсов земли.
28. Животные как компонент биосферы. Охрана животных.
29. Рациональное использование ресурсов животного мира.
30. Охрана и рациональное использование животного мира в сельскохозяйственном производстве.
31. Утилизация навоза животноводческих ферм - источника загрязнения природы. Особенности использования жидкого навоза.
32. Загрязнение зерна и его размола продуктами жизнедеятельности грибов, микроорганизмов и амбарных вредителей.
33. Охрана здоровья потребителей сельскохозяйственной продукции.
34. Заповедники и заказники, их значение в деле охраны природы.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная:
1. Банников А.Г., Рустамов А.К., Вакулин А.А., Охрана природы. Учеб ное пособие, 2-е издание – М, Агропромиздат, 1988
2. Дежкин В.В. Природопользование. М.: Изд. МНЭПУ, 1997.
3. Заповедники и национальные парки России. М., 1998.
4. Константинов В.М. Охрана природы. М.: Академия, 2000.
5. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы рационального природопользования. – М.: Академия, 2001.
6. Куражковский Ю.Н. Основы общей экологии. – Ростов – н/Дону, 1992.
7. Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. Учебное пособие. Изд. 2-е. – М.: Просвещение, 1988.
Дополнительная:
1. Алексеева Т.И. Адаптация человека в различных экологических нишах Земли. – М.: Изд. МНЭПУ, 1998.
2. Боголюбов С.А. Защита экологических прав. – М., 1999.
3. Борисов В.А. Охраняемые природные территории мира. – М., 1985.
4. Будько М.И.Эволюция биосферы.- Л. Гидрометеоиздат, 1984.
5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М.: Наука, 1991.
6. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. Т. 1 – 3; М., «Мир», 1990.
7. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. Изд. 2-е. М. Гидрометиоиздат, 1983.
8. Красная книга СССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений, т. 1 и 2. - М.: Лесная промышленность, 1984.
9. Майр Э. Популяции, виды и эволюция. М., 1974.
10. Максимов А.А. Природные циклы. Причины повторяемости экологических процессов. – Л.: Наука, 1989.
11. Макфедьен Э. Экология животных. М., 1965.
12. Марчук Г.И., Кондратьев К.Я. Приоритеты глобальной экологии. – М.: Наука, 1992.
13. Мельников Н.Н, Волков А.Н., Коротков О.А. Пестициды и окружающая среда. – М: Химия, 1977.
14. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. – М.: Прогресс, 1993 – 1994. Кн. 1 – 2.
15. Моисеев Н.Н. Человек, среда, общество. – М.: Наука, 1982.
16. Небел Б. Наука об окружающей среде. – М.: Мир, 1993. – Т. 1 – 2.
17. Моторика Л.В., Овчинников В.А. Промышленность и культивация земель. – М.: Мысль, 1975.
18. Никитин Д.П., Новиков Ю.В. Окружающая среда и человек. – М.: Высшая школа, 1980.
19. Одум Ю.Л. Экология. В. 2т. - Мир, 1986.
20. Окружающая среда. Энциклопедический словарь – справочник. – М.: Прогресс, 1993.
21. Особо ценные территории природного и природно – историко – культурного наследия народов Российской Федерации. – М.: Изд. МНЭПУ, 1997.
22. Пивоваров Ю.Л. Урбанизация в современном мире. – М.: Знание, 1982.
23. Преображенская В.С. Ландшафты в науке и практике. М.: Знание, 1981.
24. Рахилин В.К. Животные в жизни людей. – М., 1996.
25. Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. – М.: Мир, 1994 – 1995. – кн. 1 – 4.
26. Реймерс Н.Ф. Основные биологические понятия и термины. - М.: Просвещение, 1988.
27. Россия в окружающем мире /Под ред. Н.Н.Мосеева, С.А. Степанова. – М.: Изд. МНЭПУ, 1998.
28. Соколов В.Е., Филонов К.П., Нухимовская Ю.Д., Шадрина Г.Д. Экология заповедных территорий России. – М.: Янус – К, 1997.
29. Состояние окружающей среды и природоохранная деятельность на территории бывшего СССР – от Стокгольма к Рио. Справочное пособие. – М., 1994. – Т.1 – 2.
30. Сохранение биологического разнообразия в России. Первый национальный доклад Российской Федерации. – М., 1997.
31. Фишер Д., Саймон Н., Винсент Д. Красная книга. Дикая природа в опасности. – М.: Прогресс, 1976.
32. Юфит С.С. Яды вокруг нас. – М., 2002.
33. Яблоков А.В., Остроумов С.А Охрана живой природы (проблемы и перспективы). – М.: Лесная промышленность, 1983.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Образец оформления титульного листа
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Российский государственный аграрный университет – МСХА
Имени К.А. Тимирязева
_____________________________________________________________
Зооинженерный факультет
Кафедра зоологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Охрана природы»
на тему: "ОХРАНА ДНЕВНЫХ ХИЩНЫХ ПТИЦ"
Выполнил:
студент 105 группы
зооинженерного факультета
И.И. Иванов
Проверил:
доцент кафедры зоологии
А.М. Зубалий
Москва 20__ г.
Учебное издание
Составители: