Раздел 1: КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

российский государственный аграрный университет –

МСха имени К.А. Тимирязева

__________________________________________________________________

Зооинженерный факультет

Кафедра зоологии

Изучение дисциплины «ОХРАНА ПРИРОДЫ»

студентами направления 110400 «Зоотехния»

Очной формы обучения

Рабочая тетрадь

Москва 2011

Изучение дисциплины «ОХРАНА ПРИРОДЫ» студентами направления 110400 «Зоотехния» очной формы обучения: Рабочая тетрадь / А.М. Зубалий, Л.В. Маловичко. М.: Изд-во РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, 2011. – 51 с.

Издание содержит указания и задания для аудиторной и самостоятельной работы по дисциплине «Охрана природы».

Предназначено для студентов зооинженерного факультета, обучающихся по направлению 110400 «Зоотехния» очной формы обучения (специальность 110401.65 и направление бакалавриата 110400.62).

Рекомендовано к изданию методической комиссией зооинженерного факультета РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева (протокол № 10 от 29 октября 2010 г.).

  © Зубалий А.М., Маловичко Л.В., составители, 2011 © ФГОУ ВПО РГАУ-МСХА имени К.А.Тимирязева, 2011  

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 4

Раздел 1: КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ.. 5

Тема 1.1. Воздушная среда и оценка ее экологического состояния. 5

Задание 1.1.1. Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта. 6

Задание 1.1.2. Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью методов биоиндикации. 11

Раздел 2: РАСТИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ.. 16

Тема 2.1. Изучение влияния рекреационных нагрузок на лесные экосистемы 16

Задание 2.1.1. Определение стадии деградации лесной экосистемы.. 16

Раздел 3: ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ.. 19

Тема 3.1. Оценка экологического состояния почвы. 19

Задание 3.1.1. Оценка антропогенных нарушений почвы.. 20

Раздел 4: ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ.. 23

Тема 4.1. Пищевые (трофические) цепи водных экосистем. 23

Задание 4.1.1. Составить схему пищевых цепей искусственной экосистемы пресноводного пруда. 24

Задание 4.1.2 Сделать расчет движения веществ по пищевым цепям пруда в течение первого суточного цикла. 30

Задание 4.1.3.Рассчитать поступление в воду биогенных элементов за счет стоков животноводческих ферм. 33

Раздел 5: НАЗЕМНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ.. 34

Тема 5.1. Освоение биоресурсов лесных угодий. 34

Задание 5.1.1. Рассчитать оптимальную численность и структуру популяций при вольном разведении лося, благородного оленя, косули, зайца-русака и зайца-беляка на землях хозяйства. 34

Тема 5.2. Освоение биоресурсов тундры.. 38

Задание 5.2.1. Рассчитать структуру и динамику численности популяции диких северных оленей в течение двух лет. 38

РЕФЕРАТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ОХРАНА ПРИРОДЫ". 43

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА.. 47

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ 50

ВВЕДЕНИЕ

Современное сельскохозяйственное производство постоянно сталкивается с отрицательными последствиями непродуманной интенсификации земледелия и животноводства. Неправильное использование средств интенсификации производства приводит к усилению нарушения экологического равновесия в окружающей среде и ее загрязнению. Правильное использование приемов интенсивного земледелия и животноводства способно не только обеспечить рост производства продуктов питания, но и улучшить состояние окружающей среды. Для проведения комплексных мероприятий по охране природы, предупреждению загрязнения и деградации окружающей природной среды, обеспечению наиболее эффективного использования природных ресурсов и получению безопасной продукции нужны региональные комплексные схемы охраны природы, в разработке которых должны принимать участие и специалисты сельскохозяйственного производства, в том числе зооинженеры.

Основы экологически грамотного ведения хозяйства закладываются при изучении комплексного использования пруда, как пресноводной экосистемы. Студенты анализируют предложенную схему основных путей круговорота веществ в пруду, прослеживают пищевые связи, производят расчеты доз минеральных и органических удобрений, необходимых для нормального развития экосистемы пруда.

В рабочей тетради предложено задание по организации и ведению охотничьего хозяйства на естественных сельскохозяйственных угодьях с целью их более эффективного использования для дополнительного производства продукции от диких животных.

В качестве промежуточного контроля студенты защищают результаты расчетных заданий по изучаемым разделам и темам. В заключение студенты пишут реферат на выбранную тему. К сдаче зачета студент допускается только после защиты всех заданий и реферата.

Задание 1.1.1. Расчетная оценка количества выбросов вредных веществ в атмосферу от автотранспорта.

Выполнение работы.

1. Выберите участок автотрассы длиной 0,5 – 1 км, имеющий хороший обзор.

2. Определите длину участка и ширину дороги на данном участке.

3. Определите количество единиц автотранспорта, проходящего по участку в какой-либо период времени в течение 20 минут.

4. Рассчитайте количество автотранспорта проходящего по участку за 1 час и общий путь, пройденный за это время (таблица 3).

Таблица 3

Количество автотранспорта и общий путь, пройденный автомобилями каждого типа за 1 час (заполнить)

Тип автотранспорта Количество за 20 минут, шт. За час, Ni, шт Общий путь за 1 час, L, км
Легковой автомобиль      
Грузовой автомобиль      
Автобус      
Дизельный грузовой автомобиль      

Общий путь, пройденный выявленным количеством автомобилей каждого типа за 1 час (L, км) рассчитывается по формуле:

Li=Ni*l, где

N- количество автомобилей каждого типа за 1 час;

i- обозначение типа автотранспорта

l – длина участка, км

5. Заполните таблицу 4. Определите общее количество сожженного топлива каждого вида (∑Q). Количество топлива (Qi, л) разного вида, сжигаемого при этом двигателями автомашин, рассчитывается по формуле: Qi=Li*Yi (Значения Yi возьмите из таблицы 1)

Таблица 4

Общее количество топлива каждого вида (заполнить)

Тип автотранспорта Li Qi, в том числе
бензин дизельное топливо
Легковой автомобиль      
Грузовой автомобиль      
Автобус      
Дизельный грузовой автомобиль      
  Всего ∑Q    

6. Заполните таблицу 5. Рассчитайте количество выделившихся вредных веществ в литрах при нормальных условиях по каждому виду топлива и всего.

Количество вредных веществ, выделяемых при сгорании каждого вида топлива (в литрах) рассчитывается с помощью коэффициента К (таблица 2).

Таблица 5

Количество вредных веществ по каждому виду топлива (заполнить)

Вид топлива ∑Q,л Количество вредных веществ, л
СО Углеводороды (пентан С5Н12) NO2
Бензин        
Дизельное топливо        
  Всего(V),л      

Задание 1.1.2. Качественная оценка загрязнения воздуха с помощью методов биоиндикации.

Биоиндикация – это оценка состояния окружающей среды по реакции живых организмов. В зависимости от свойств биоиндикатора различают специфическую и неспецифическую биоиндикацию. Неспецифической биоиндикация является, когда различные антропогенные факторы вызывают одни и те же ответные реакции. Если происходящие изменения возникают под действием только одного фактора, биоиндикация является специфической.

В качестве биоиндикаторов используют животных, растения, грибы, вирусы. Одним из перспективных объектов биоиндикации являются лишайники. Тело лишайника (слоевище, или таллом) состоит из гриба и одноклеточной водоросли, находящихся в симбиозе. По строению слоевища лишайники делят на три группы:

· Накипные (коркоподобные) – плотно срастающиеся с корой, камнями, почвой; они трудно отделяются от субстрата, на ощупь бархатистые (рис.1а). Их слоевища имеют вид корочки толщиной 1-2 мм, но иногда достигают в толщине 5 мм. Накипные лишайники имеют чаще всего желтоватый и зеленовато-беловатый цвета;

· Листоватые (листовидные) – имеют форму пластинок или чешуек, прикрепляются к поверхности тонкими нитями гриба и легко отделяются от него (рис.1б). Их слоевища имеют вид листовидной пластинки, горизонтально расположенной на субстрате. Они в основном округлой формы. Слоевища листоватых лишайников достигают в диаметре 10- 20 см;

· Кустистые – Их слоевища имеют вид прямостоячего или повисающего кустика высотой от нескольких миллиметров до 40 см (рис.1в)

Раздел 1: КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - student2.ru Раздел 1: КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - student2.ru Раздел 1: КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - student2.ru
Раздел 1: КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - student2.ru Раздел 1: КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - student2.ru Раздел 1: КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - student2.ru
а б в
Рис. 1. Три группы лишайников

Лишайники высокочувствительны к загрязнению атмосферы. На них отрицательно действуют вещества, увеличивающие кислотность среды, но сравнительно безвредны тяжелые металлы, накапливающиеся в слоевище и радиоактивные изотопы.

Выполнение работы.

1. Выберите район, в котором будут проводиться наблюдения.

2. Составьте карту района.

3. Отметьте на карте близлежащие дороги с интенсивным транспортным движением, автостоянки, заводы, другие предприятия, мусорные свалки и т.д.

4. Разбейте выбранную территорию на квадраты (не меньше трех), размер которых зависит от площади изучаемой территории (например 10х10 м).

5. В каждом квадрате выберите 10 отдельно стоящих старых, но здоровых, растущих вертикально деревьев.

6. На каждом дереве подсчитайте количество лишайников. Не обязательно проводить видовое определение, важно различать по цвету и форме слоевища. Для более точного подсчета можно использовать лупу.

7. Все обнаруженные виды разделите на три группы по форме слоевища: кустистые, листоватые, накипные.

8. Проведите оценку степени покрытия древесного ствола. Для этого на высоте 30-150 см на наиболее заросшую лишайниками часть коры наложите рамку. Подсчитайте, какой процент общей площади занимают лишайники.

Кроме деревьев можно обследовать обрастание лишайниками камней, стен домов и т.п.

9. Полученные результаты занесите в таблицы 8-10.

Таблица 8

Количество лишайников разных групп

и степень покрытия древесных стволов (квадрат 1)

  Признаки Деревья
Общее количество лишайников, в том числе:                    
Кустистые                    
Листоватые                    
Накипные                    
Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %                    

Таблица 9

Количество лишайников разных групп

и степень покрытия древесных стволов (квадрат 2)

  Признаки Деревья
Общее количество лишайников, в том числе:                    
Кустистые                    
Листоватые                    
Накипные                    
Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %                    

Таблица 10

Количество лишайников разных групп

и степень покрытия древесных стволов (квадрат 3)

  Признаки Деревья
Общее количество лишайников, в том числе:                    
Кустистые                    
Листоватые                    
Накипные                    
Степень покрытия древесного ствола лишайниками, %                    

Задание 2.1.1. Определение стадии деградации лесной экосистемы

Исходными данными являются характеристики стадий рекреационной деградации лесных экосистем (таблица 14).

Выполнение работы.

1. Выберите район, в котором будет проводиться обследование лесных экосистем.

2. Составьте карту района.

3. Отметьте на карте близлежащие предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением, места отдыха населения, кострища, свалки мусора, дорожки (антропогенная нагрузка).

4. На карте отметьте точки обследования. При высокой антропогенной нагрузке они должны быть расположены на расстоянии 1,5-3 км

5. Проанализируйте основные характеристики рекреационной деградации лесных экосистем.

6. Проведите изучение видового состава. Видовой состав лесных экосистем выясняется с помощью определителей; качественная оценка состояния различных ярусов лесного сообщества проводится в показателях, представленных в таблице 14. Вселение вида (луговая, полевая, придорожная растительность) происходит чаще всего с помощью человека; семена и споры растений также могут быть занесены ветром и животными. Включения нелесных видов подсчитываются в процентах от общего видового состава исследуемой территории.

7. Полученные результаты внесите в таблицу 13.

8. Проведите сравнение результатов вашего исследования с данными таблицы 14.

Таблица 13

Характеристика лесных экосистем обследованных участков

№ участка Состояние ярусов Включения нелесных видов
Древостоя Подлеска и крупного подроста Подроста младших возрастов Травостоя Мохово-лишайни-кового покрова
               
               
               

Таблица 14

Характеристики стадий рекреационной деградации лесных экосистем

Стадии дегра-дации Характеристика состояния лесной экосистемы   Состояние ярусов   Включе-ния нелесных видов
Древостоя Подлеска и крупного подроста Подроста младших возрастов Травостоя Мохово-лишайни-кового покрова
Нулевая Ненарушенные насаждения Сомкнутость древесного полога Полная сохранность нет
I Слабо нарушенные насаждения Полная сохранность Заметное поврежде-ние Слабо затронут Разрежен-ный Не более 10% видового состава
II Средняя степень нарушения покрова Практически полностью сохраняется; наблюдается выпадение отдельных деревьев Заметные повреждения Угнетен-ное Полное исчезнове-ние или незначи-тельные пятна До 50% видового состава
III Значительно нарушенные насаждения (критическое состояние) С нарушенной сомкнутостью Единичные уцелевшие экземпляры Преобла-дание заносных видов Полное исчезно-вение До 80% видового состава
IV Полное разрушенное лесное сообщество Низкая плотность древостоя вплоть до значитель-ного его распада нет нет Господство сорных и луговых видов нет Более 90% видового состава
V Отсутствие сомкнутой растительности (полный кризис) Отдельные деревья в угнетенном состоянии нет нет Пятна сорной раститель-ности в угнетенном состоянии нет Более 90% видового состава

9. Обработка результатов и выводы.Сделайте вывод о степени деградации изученной лесной экосистемы. Какие меры вы можете предложить для стабилизации лесных экосистем в условиях действия антропогенных факторов?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Раздел 3: ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ

Задание 3.1.1. Оценка антропогенных нарушений почвы

Выполнение работы.

1. Выберите хорошо знакомый вам участок местности.

2. Укажите типы и группы антропогенных нарушений почвы, заполнив соответствующие графы в таблице 15.

Таблица 15

Типы и группы антропогенных нарушений почвы на обследуемом участке

Группы нарушений В чем выражается нарушение
Сельскохозяйственные Перекрытие почвенного профиля (укажите чем)  
Лесохозяйственные Эрозия почв (укажите разновидность)  
Промышленные Механическое нарушение (уплотнение, переувлажнение, иссушение), замусоривание, пожарища и другое    
Строительные Загрязнение почв (засоление, закисление, загрязнение нефтепродуктами, удобрениями, тяжелыми металлами и др.)    
Транспортные Перекрытие и уплотнние почвенного слоя  
Рекреационные Уплотнение, замусоривание, пирогенные нарушения  

3. Опишите, по возможности подробнее, нарушения почв, заполнив таблицу 16.

Таблица 16

Описание антропогенных нарушений почв (местонахождение: наименование населенных пунктов, улиц, дорог, рек, ориентиров и т.п.)

Характеристика нарушений Описание нарушений
Площадь распространения Форма участка, протяженность, ширина, общая площадь и т.п.    
Признаки вывленных нарушений Укажите, в чем выражаются нарушения    
Стадия нарушения Начальная, развитая и др.    
Вид антропогенных воздействий, явившихся причиной нарушений Укажите вид воздействия    
Характер воздействий Интенсивность – низкая, средняя, высокая, очень высокая; продолжительность, периодичность  
Влияние на природный комплекс Укажите, в чем выражается влияние    
Группа нарушений Укажите группа нарушений    
Возможные пути устранения (снижения) воздействия Впишите Ваши предложения

Приложите к описанию иллюстрированный материал: карты, схемы, зарисовки, образцы природных объектов.

4. Обработка результатов и выводы.

· Нанесите антропогенные нарушения почв на карту (план, схему) местности;

· Определите экологические последствия выявленных нарушений;

· Сформулируйте предложения.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Раздел 4: ВОДНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ

Задание 4.1.1. Составить схему пищевых цепей искусственной экосистемы пресноводного пруда.

4.1.1.а. Записать определения (и примеры) основных звеньев биоценоза искусственной экосистемы пресноводного пруда:

· Фитопланктон _________________________________________________

· Зоопланктон __________________________________________________

· Бентос _______________________________________________________

· Детрит (вместе с редуцентами) ___________________________________

· Три вида товарной рыбы (карп, белый толстолобик, пестрый толстолобик)

· Возможно добавление минеральных удобрений и комбикорма.

4.1.2.б. Нарисовать схему пищевых цепей искусственной экосистемы пресноводного пруда
Задание 4.1.2. Расчет движения веществ по пищевым цепям биоценоза пресноводного пруда

С целью сохранения чистоты окружающей среды и получения дополнительной продукции из пресноводного пруда определить:

1. Необходимую дозу минеральных удобрений для оптимального развития фитопланктона.

2. Движение веществ по пищевым цепям биоценоза пресноводного пруда в течение двух суток по прилагаемой схеме, включая прирост рыб.

3. Оптимальное суточное количество навоза или помета, которое может быть внесено в пруд без нарушения экосистемы; поголовье животных соответствующей фермы.

4. Вносимую дозу минеральных удобрений для поддержания оптимальной концентрации биогенных элементов в воде пруда, в который поступают навозные стоки.

Исходные данные:

1. Площадь пруда _______ га. Средняя глубина 1 м.

На его берегу планируется разместить ____________________ ферму.

2. Содержание биогенных элементов (таблица 17).

Таблица 17

Содержание биогенных элементов (N и P)в некоторых видах удобрений

Название Содержание азота (N), г/кг Содержание фосфора (Р), г/кг
Навоз коровий 4.5 2.3
Навоз свиной 4.5 1.9
Помет куриный 15.0 3.0
Помет утиный 17.0 3.0
Аммиачная селитра 370.0 -
Суперфосфат - 200.0

В среднем в сутки одна корова выделяет 30 кг навоза, свинья - 7 кг, курица - 0.20 кг, утка - 0.40 кг.

3. Содержание биогенных элементов в воде естественных водоемов в среднем - 0.5мг/л Nи 0.2мг/лР (в сумме 0.7мг/л). Оптимальное соотношение биогенов Р:N = 1:4.

4. Фитопланктон пруда имеет исходную массу 20г/м3. При концентрации биогенов 0.5-1.75мг/л суточный прирост фитопланктона составит 150%. При концентрации биогенов 1.76-2.75мг/л прирост фитопланктона увеличивается до 200%, а при концентрации биогенов 2.76-3.00мг/л – до 300%. Указанные концентрации биогенных элементов поддерживают развитие фитопланктона на протяжении 10 суток.

Если прирост фитопланктона меньше 150% от его начальной массы, его потребление распределится следующим образом:

зоопланктон - 52% от прироста,

белый толстолобик - 35%,

пестрый толстолобик - 6%,

бентос - 6%,

детрит - 6%.

Всего 105% от прироста фитопланктона, т.е. исходная масса фитопланктона уменьшится на 5%. При средней массе фитопланктона 5г/м3 и ниже его прирост приближается к нулю.

Если прирост фитопланктона составляет 150-250% от его начальной массы, он распределяется следующим образом:

зоопланктон - 50% от прироста,

белый толстолобик - 33%,

пестрый толстолобик - 5%,

бентос - 5%,

детрит - 7%.

Всего 100% от прироста.

Если прирост фитопланктона больше 250% от начальной массы, он распределяется следующим образом:

зоопланктон - 48% от прироста,

белый толстолобик - 32%,

пестрый толстолобик - 4%,

бентос - 4%,

детрит - 7%.

Всего 95% от прироста, т.е. исходная масса фитопланктона увеличится на 5%. При концентрации фитопланктона 120г/м3 биоценоз пруда погибает по причине недостатка кислорода(ночные заморы).

5. Комбикорм (только для подкормки карпа). Вносится в количестве 2.5% от массы карпа, при этом 25% корма вымывается и оседает в детрит.

6. Зоопланктон. Исходная масса - 5 г/м3. Прирост зоопланктона составит 15% от потребленного фитопланктона.

Если суточный прирост зоопланктона составит менее 50% от его исходной массы, он распределится так:

бентос - 16%,

пестрый толстолобик - 55%,

карп - 31%,

детрит - 4%.

Всего 105% от прироста зоопланктона.

Если суточный прирост зоопланктона составит 50-70% от его исходной массы, он распределится так:

бентос - 15%,

пестрый толстолобик - 50%,

карп - 30%,

детрит - 5%.

Всего 100% от прироста зоопланктона.

Если суточный прирост зоопланктона составит более 70% от его исходной массы, он распределится так:

бентос - 12%,

пестрый толстолобик - 48%,

карп - 28%,

детрит - 7%.

Всего 95% от прироста зоопланктона.

При массе менее 1 г/м3 зоопланктон не прирастает, а при массе более 15г/м3 он потребляет до 65% прироста фитопланктона.

7. Бентос. Исходная масса 10г/м2. Прирост бентоса зависит от количества детрита:

· При наличии детрита менее 25г/м2 прирост бентоса составит 25% от его начальной массы.

· При наличии детрита в концентрации 26-100 г/м2 прирост массы бентоса составит 50% от его начальной массы.

· При накоплении детрита более 100 г/м2 прирост бентоса составит 100% от массы. Дальнейшее увеличение детрита приводит к угнетению экосистемы в связи с дефицитом кислорода в нижних слоях воды.

Если прирост бентоса составит менее 50% от исходной массы, то он распределится таким образом:

карп - 93%,

детрит - 11%;

всего 104% от прироста.

Если прирост бентоса составит 50% от исходной массы, то он распределится таким образом:

карп - 90%,

детрит - 10%;

всего 100% от прироста.

Если прирост бентоса составит более 50% от исходной массы, то он распределится таким образом:

карп - 87%,

детрит - 9%;

всего 96% от прироста.

8. Определение прироста живой массы рыбы по видам:

8.1. Карп. Плотность посадки годовиков 10 тыс.шт/га со средней массой 30г (на 10000м2 при глубине пруда 1м).

При кормлении комбикормом марки К-110 кормовой коэффициент (КК) равен 3.

При потреблении зоопланктона и бентоса КК равен 8.

При потреблении детрита КК равен 20.

8.2. Пестрый толстолобик. Плотность посадки годовиков 10 тыс.шт/га со средней массой 25 г.

При потреблении фитопланктона КК равен 12.

При потреблении детрита КК равен 20.

При потреблении зоопланктона КК равен 7.

8.3. Белый толстолобик. Плотность посадки годовиков 10 тыс.шт/га со средней массой 25г.

При потреблении фитопланктона КК равен 12.

При потреблении детрита КК равен 20.

9. Детрит + редуценты. Исходная биомасса 50г/м2. Прирост детрита и бактерий происходит за счет непереваренных остатков пищи и погибших водных организмов в течение суток. Прирост детрита определяется по результатам расчетов за каждые сутки.

Прирост детрита распределяется следующим образом:

растворение в воде - 5%,

карп - 24%,

белый толстолобик - 5%,

пестрый толстолобик - 10%,

зоопланктон - 10%,

бентос - 35%. Всего 89% от прироста.

10. Биогенные элементы (N и Р) поступают в воду соответственно в количестве 2% и 0,5% от растворенного в ней детрита.

Задание 4.1.2 Сделать расчет движения веществ по пищевым цепям пруда в течение первого суточного цикла.

1. Определить оптимальную концентрацию биогенных элементов в воде пруда и рассчитать необходимое для этого количество минеральных удобрений.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

2. Определить прирост фитопланктона и его распределение по пищевым цепям.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

3. Определить прирост зоопланктона и его распределение.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4. Определить прирост бентоса и его распределение.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Определить прирост рыб по видам:

Карп

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Толстолобик белый

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Толстолобик пестрый

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Определить прирост детрита от всех гидробионтов пруда, рассчитать распределение прироста детрита.

Прирост детрита:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Распределение прироста детрита:

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7. Определить количество биогенных элементов (N и Р), поступающих в воду из прироста детрита.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание 4.1.3.Рассчитать поступление в воду биогенных элементов за счет стоков животноводческих ферм.

1. Определить объем пруда, если его площадь _________га и глубина ________ м. _____________________________________________________

2. Определить недостающее в воде пруда количество биогенных элементов.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

3. Определить оптимальный объем стоков ___________ навоза (помета) в сутки.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

4. Рассчитать поголовье животных на ферме.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Определить необходимое количество минеральных удобрений, вносимых дополнительно к навозу (помету) каждую декаду.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

6. Результаты расчетов:

Площадь пруда _______________га. Глубина________________ м.

Ферма ______________________.

Количество стоков в сутки _______________ (т) на весь пруд.

Минеральные удобрения ежедекадно вносятся:

аммиачная селитра ______________кг

суперфосфат _____________ кг

ВЫБОР ТЕМЫ РЕФЕРАТА

При выборе темы реферата следует отдать предпочтение темам, связанным с охраной животного мира и направленным на решение проблемы окружающей среды при интенсификации отраслей животноводства (скотоводство, свиноводство, птицеводство и др.) на примере конкретного хозяйства, района, области, республики и т.д.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Применение безотходных технологий в животноводстве (разные отрасли) - непременное условие охраны природы;

2. Влияние деятельности человека (в сельском хозяйстве или отраслях промышленного производства) на изменение ландшафтов и животного мира;

3. Утилизация отходов животноводства, их роль в загрязнении окружающей среды;

4. Охрана животного мира в условиях интенсификации отраслей сельскохозяйственного производства;

5. Охрана воздушной и водной среды в условиях современного животноводства;

6. Охрана водной среды - непременное условие для ведения прудового рыбоводства;

7. Пресноводные ресурсы страны, их охрана и использование;

8. Дикие животные как перспективный объект для одомашнивания (по видам);

9. Искусственное рыбо- и дичеразведение как один из резервов обогащения фауны страны;

10. Охрана и рациональное использование разных видов животных (по выбору студента);

11. Охрана природы - залог получения экологически чистой продукции пчеловодства, рыбоводства и других отраслей животноводства;

12. Охрана насекомых-опылителей сельскохозяйственных культур;

13. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесов в России (на примере таежных и лиственных лесов Европейской России).

14. Роль заповедников и заказников в охране редких видов животных и растений в России (на примере отдельных ООПТ).

15. Русский чернозем. Современное состояние. Меры по рациональному использованию и сохранению плодородия.

16. Рациональное использование и охрана пресных водоемов в России.

17. Современное состояние Волги. Нерешенные проблемы. Меры по рациональному использованию и охране Волги.

18. Решенные и нерешенные проблемы охраны оз. Байкал.

19. Проб<

Наши рекомендации