Особенности геополитического положения, политического и экономического развития США.
США – одна из крупнейших стран мира. По размерам территории (9363,2 тыс. км²) она находится на 4-м месте в мире (после России, Канады и КНР). Численность населения в 2007 г. составила 301,1 млн. человек (3-е место в мире после КНР и Индии).
Геополитическая стратегия США в настоящее время нацелена на лидерство в Евразии. Американское могущество в Евразии должно положить конец амбициям других стран в отношении мирового господства. Геополитической целью США является контроль над Евразией, чтобы не допустить на политической арене соперника, способного бросить вызов Америке. Евразия, занимающая осевое положение в мире и располагающая 80% мировых запасов энергоресурсов, является главным геополитическим призом Америки.
Деловая активность в США служит важным показателем развития мировой экономики; но реально влияет на движение цикла развития мировой экономики, на структуру мировой торговли.
Соединенные Штаты Америки являются ведущей державой мира, локомотивом мировой экономики. Главная особенность американской экономики заключается в том, что она лидирует в области внедрения результатов научно-технического прогресса в производство, в экспорте лицензий на свои открытия, изобретения, что создает эффект зависимости других стран от США в области науки и техники. На долю этой страны приходится 40% мировых затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР), а в общем объеме экспорта наукоемкой продукции в современном мире доля США составляет около 20%.
Не менее значимую роль играют американские ТНК, их предприятия за границей обеспечивают производство товаров и услуг в объеме примерно 3,1 трлн. дол. в год, что составляет почти 1/3 ВВП США и оказывает огромное влияние га экономику тех стран, где эти предприятия работают. Недаром говорят, что существует две американские экономики: одна – на территории США, другая за рубежом.
Рассматривая современные тенденции развития американской экономики, следует отметить негативные последствия терактов 11 сентября 2001 г. в США. Эти события могут оказывать негативные последствия не только на экономику США, но и на экономику других стран, в частности в связи с тем, что они произошли именно в тот момент, когда большинство регионов мира переживали замедление экономического роста, а потому были наиболее уязвимы к негативным внешним воздействиям.
Территория США с 1959 г. состоит из трех несмежных частей: две из них (собственно США в границах 1959 г. и Аляска) расположены в Северной Америке, а третья – Гавайские острова, составляющие штат Гавайи, - в центральной части Тихого океана.
Основная часть страны – это 48 «смежных» штатов общей площадью 7830 тыс. км², входивших в США до того, как статус получили Аляска и Гавайи. Она расположена в средней части Северной Америки, граничит на юге с Мексикой (3326 км), на севере – с Канадой (8893 км, включая 2477 км границы с Аляской). На востоке омывается водами Атлантического океана, на юго-востоке – Мексиканским заливом, а на западе – Тихим океаном. Выход к двум океанам имеет для США огромное значение. Через морские порты осуществляется более 60% внешней торговли страны.
Успехи американской экономики достигнуты во многом благодаря ряду благоприятных факторов, способствовавших быстрому социально-экономическому развитию страны. Выделим главные из них.
США достался громадный, почти незаселенный континент, обладающий богатейшими природными ресурсами, в первую очередь разнообразными полезными ископаемыми, удобно расположенными по отношению к быстро развивающимся центрам промышленности. Климат основных сельскохозяйственных районов страны с их плодородными почвами благоприятствует ведению высокопродуктивного сельского хозяйства.
В США не было докапиталистических отношений (за исключением рабства на юге страны), пережитки которых мешали бы становлению капитализма, как это было в странах Европы. В этих условиях свободные земли, изобилие дешевых энергоресурсов и сырья способствовали созданию в США мощного экономического потенциала. Быстро развивающаяся экономика, требовавшая все большего количества рабочих рук, и относительно высокий уровень зарплаты привлекли в США миллионы переселенцев из других стран. Так, если в период с 1800 по 1900 г. население Европы возросло в 2 раза, то население США увеличилось в 14 раз, главным образом за счет иммиграции из Европы. В США перебирались люди, не довольные своим положением на родине, преимущественно активные, готовые на упорный труд и отчаянную борьбу за место под солнцем.
Развитие экономики США не тормозилось войнами и связанными с ними разрушениями и людскими потерями. Последнее вторжение иностранных войск на американскую территорию было в 1812 г., а военные действия на собственно американской территории велись последний раз в 1861-1865 гг. во время гражданской войны между Севером и Югом против рабства в южных штатах. С тех пор США сами вели колониальные войны, участвовали в двух мировых войнах. Но все это происходило далеко от берегов Америки и не влекло за собой сколько-нибудь существенных для США людских и материальных потерь. Напротив, мировые войны, тормозившие развитие других участвовавших в них стран и наносящие ущерб их хозяйствам, способствовали заметным рывкам вперед в экономическом развитии США. Так, например, ВВП США увеличился с 716,6 млрд. дол. (в ценах 1982 г.) в 1939 г. до 1380,6 млрд. дол. В 1944 г., когда был, достигнут пик военного производства, то есть на 92,6%, а производство в обрабатывающей промышленности ха ток же период возросло в 2,4 раза. Среднегодовые темпы прироста ВВП составили 14%, а производство продукции в обрабатывающей промышленности – 18,7%. Американская экономика никогда не достигала таких темпов экономического роста в мирное время.
Ускоренному экономическому развитию США способствовали конкуренция и свобода экономической деятельности. Характерно, что создание новых предприятий в стране происходило чрезвычайно легко, с минимальными бюрократическими формальностями, и дало толчок развитию конкуренции. В свою очередь конкуренция, ожесточенная борьба за доллар потребителя заставляли постоянно совершенствовать производство, сокращать его издержки, повышать качество, обновлять и увеличивать ассортимент выпускаемой продукции. Конкуренция не давала производству застаиваться, постоянно подталкивала технический прогресс. Однако было бы совершенно не правильно думать, что в США господствует неограниченная рыночная стихия и вмешательство государства в экономику сводится лишь к недопущению монополизации. Антимонополистические мероприятия - только один из многих методов государственного воздействия на экономику.
Государство играет и играло важную роль в экономической жизни США. Функции его постоянно расширяются. Используется большой набор методов и инструментов регулирования американской экономики. Это бюджетные, кредитно-денежные, законодательные, административные меры, позволяющие воздействовать на темпы экономического развития, уровень занятости и безработицы, темпы роста цен.
Экономические модели, применяемые на разных этапах развития экономики США, помогали успешно справляться с экономическими проблемами, преодолевать социально-экономический кризис.
Важнейшей особенностью экономики США стало выравнивание размещения хозяйства. В недавнем прошлом в экономике страны резко доминировал Север. С годами межрайонные контрасты в США сглаживаются. Характерной чертой экономики является гиперспециализация – гипертрофированная специализация районов и центров на определенных отраслях экономики. Специализированные районы играют лидирующую роль, как в отдельных отраслях промышленности, так и в сельском хозяйстве. Так, львиная доля текстильной и мебельной промышленности сосредоточена на юго-востоке страны. В прошлом штат Мичиган лидировал в производстве автомобилей. В настоящее время доля этого штата в автомобилестроении снизилась, однако и теперь здесь производится 1/3 автомобилей страны.
Новым направлением в идеологии и формах организации производства стал постфортизм. Его развитие привело к отходам от фордизма с его крупным масштабом производства, специализацией, серийностью, громадными армиями рабочих. На смену заводам-гигинтам приходит предприятие меньших размеров, но гибкие, способные к быстрому переоснащению в условиях меняющегося рынка.
Важную роль в экономическом развитии страны играют интеграционные процессы. На смену изоляционизму пришло стремление глубже войти в систему мирового разделения труда. Во 2-ой половине ХХ в. быстро рос внешнеторговый оборот, за 1950-1997 гг. он увеличился с 19 млрд. дол. до 2,5 трлн. дол., то есть более чем в 130 раз. Активизировалось движение капиталов. Все более важную роль в процессе интеграции играют транснациональные корпорации. США – главное и доминирующее звено в Северо-Американской зоне свободной торговли.
Внешняя политика США определяется Президентом и осуществляется Государственным департаментом во главе Государственным секретарём.
Соединённые Штаты Америки проводят сложную внешнюю политику, основными принципами которой провозглашены «строительство безопасного мира» и «распространение демократии во благо американского народа и международного сообщества. Соединённые Штаты играют крайне важную роль в международных отношениях, имеют самую развитую в мире сеть дипломатических представительств. США — член-учредитель Организации Объединённых Наций, и Северо-атлантического альянса, член Совета Безопасности ООН. Дипломатия США принимает самое активное участие в разрешении практически всех международных конфликтов.
Внешняя политика США отличается агрессивностью. С 1940-х г. г., когда администрация Рузвельта отказалась от политики невмешательства, Соединённые Штаты выступали инициаторами множества вооружённых конфликтов и военных переворотов во всём мире, среди которых переворот в Иране в 1953, войны в Югославии 1999, Афганистане и Ираке (2001, 2003). Рассматривается вопрос нанесения удара по Ирану. Американская внешняя политика является одной из наиболее противоречивых, часто подвергается критике, как в самой стране, так и в мире.
Одно из направлений во внешней политике США, является проведение политики "Мягкой силы" (Soft power). Мягкая сила - это способность государства (союза, коалиции) достичь желаемых результатов в международных делах через убеждение (притяжение), а не подавление (навязывание, принуждение). «Мягкая сила» действует, побуждая других следовать (или добиваясь их собственного согласия следовать, или делая выгодным следование) определённым нормам поведения и институтам на международной арене, что и приводит её носителей к достижению желаемого результата фактически без принуждения» (хотя и здесь, конечно, может быть определённая вынужденность поведения, обусловленная отсутствием иной альтернативы).
Политика «мягкой силы» - это незаметное, неосязаемое распространение среди населения симпатии к Америке, чувства её превосходства над своей страной.
Внешняя культурная политика при успешной реализации способна стать эффективным средством сопровождения общей внешнеполитической стратегии государства, создавая прочный фундамент, позволяющий не только отстаивать и продвигать свои национальные интересы на мировой арене, но и оказывать непосредственное влияние на различные политические, экономические, социальные процессы в мире.
Международная образовательная политика как раз направлена на максимально позитивное восприятие населения другой страны американской культуры. Задачей международной политики США является создание лояльных слоёв населения в других странах.
Доказана эффективность проведения данной политики, многие бывшие выпускники образовательных программ занимают ведущие государственные посты в своих странах: 200 настоящих и бывших премьер-министров и президентов и среди них Т. Блейр, М. Тетчер, Г. Шредер и М. Саакашвили являлись участниками правительственных образовательных программ; 80 % членов правительства Саудовской Аравии получили образование в Американских университетах, 75% парламента в Кении были обучены в США и т.д.
На протяжении всей истории существования международных образовательных программ США использовали их для достижения различных политических целей, но главной задачей этой политики является распространение американской культуры по всему миру.
Программы международной культурной политики на правительственном уровне рассматриваются как одно из самых эффективных направлений публичной дипломатии, способствующих стабильности, процветанию, а также продвижению американских ценностей в развивающихся или находящихся в переходном периоде странах.
Тем самым реализуется и политическая задача по обеспечению национальных интересов США, что соответствует целям и задачам, продекларированным в разного рода концептуальных и программных документах американской внешней политики.