География населения и хозяйства Германии. Проблемы построения «новой Германии»
Население ФРГ в 2009 г.насчитывало 82,3 млн. человек. Для динамики естественного движения населения Германии с начала 1970-х гг. характерно превышение смертности над рождаемостью. Коэффициент рождаемости в 2007 г. составил 8,2‰,смертности – 10,7‰,в том числе детской смертности – 4,1‰. Особенно резкое падение рождаемости произошло в восточных землях страны после их воссоединения с западными. Это связано с сокращением социальных льгот матерям, а также миграцией молодежи в западные земли.
Средняя продолжительность жизни мужчин в 2007 г. – 75,9 года, женщин – 82,1 года. Трудоспособное население составляет 54%. Доля населения в возрасте до 14 лет – 13,9%, от 15 до 64 лет – 66,3%, старше 65 лет – 19,8%.
В начале 1998 г. проживающие на территории ФРГ иммигранты составили 9 % населения (7,3 млн. человек), а число переселенцев достигло 4 млн. человек. Это результат наметившейся тенденции к увеличению доли иностранной рабочей силы – так называемых «гастарбайтеров».
Для Германии характерно постепенное сокращение естественного прироста населения, следствием чего является старение нации, что вызывает увеличение числа пенсионеров и создает дополнительную нагрузку на экономику.
Германия – однонациональная страна, 91,5% ее населения составляют немцы. Среди национальных меньшинств – лужичане (лужицкие сербы, венды – около 100 тыс. человек), проживающие в землях Бранденбурга и Саксонии и имеющие свой язык, на северо-западе – фризы (на Фризских островах), в северных районах – (около 50 тыс. человек) датчане. Насчитывается также около 40 тыс. цыган, мигрирующих по всей стране.
Средняя плотность населения – 231 человек на км2 (средняя мировая плотность – 40 человек на км2). По территории страны население размещено крайне неравномерно.
Германия – высокоурбанизированная страна. В 2006 г. в городах проживало 87,9% населения. Города, имеющие численность населения свыше 1 млн. человек, – Берлин, Гамбург, Мюнхен. В самом крупном городском регионе (мегалополисе) Рейн – Рур проживает около 11 млн. человек.
Преобладающая религия – христианство.
Характеристика хозяйства.Для экономического развития Германии долгое время была характерна децентрализация территориально-хозяйственной структуры. В настоящее время ФРГ – высокоразвитая индустриально-аграрная страна, вступившая на путь постиндустриального развития.
Структура экономики ФРГ такова, что 0,9% ВВП создается в сельском хозяйстве, 29,6% – в промышленности, 69,5% – в сфере услуг. В сельском хозяйстве занято 2,8% экономически активного населения, в промышленности – 33,4%, в сфере услуг – 63,8%.
Характерными чертами экономики ФРГ являются:
- высокая степень концентрации производства и капитала (концерны «Фольксваген», «Тиссен», «Сименс», «Бош» и др.);
- повсеместное внедрение достижений НТП, рост затрат на НИОКР и образование;
- повышение конкурентоспособности продукции за счет высокого качества и экологической безопасности;
- значительная роль иностранного капитала.
Промышленность.По уровню развития промышленности ФРГ входит в состав ведущих держав мира. Быстрыми темпами растет доля обрабатывающей промышленности и сокращается доля горнодобывающей (немногим более 2% в западных землях, 9% в восточных). Некоторые прежде важные отрасли (железорудная, меднорудная, урановая) почти исчезли. В обрабатывающей промышленности растет доля наукоемких отраслей. Промышленность Германии в большой степени зависит от внешних рынков как в обеспечении сырьем, так ив сбыте продукции.
Топливно-энергетический комплекс. Энергетика ФРГ более 50% своих потребностей обеспечивает за счет импорта и базируется прежде всего на потреблении нефти (около 40%) и природного газа (около 15%). Доля угля в топливно-энергетическом балансе составляет около 33%, ядерной энергии – около 10%, возобновляемых источников энергии – около 2%. Нефть поступает в танкерах и по нефтепроводам с Северного и Средиземного морей, а также из России. Нефтеперерабатывающие центры размещены по стране равномерно: Гамбург, Кельн, Карлсруэ, Ингольштадт, Шведт, Гельзенкирхен (рисунок 17).
Газовая промышленность использует природный газ, поступающий из Нидерландов, норвежского сектора Северного моря, из России и собственных месторождений.
Каменноугольная промышленность, в прошлом основа энергетики, в последние годы испытывает кризис вследствие неконкурентоспособности. ФРГ ввозит уголь из США, Польши, ЮАР и Австралии. В настоящее время в ФРГ добывается около 200 млн. т угля в год (1-е место в мире).
Электроэнергетика. Структура выработки электроэнергии: ТЭС – 61,8% (в восточных землях – более 90%), АЭС – 29,9%, ГЭС – 4,2%, другие виды – 4,1%.
ТЭС, работающие на каменном угле, расположены в Рурском и Саарском бассейнах, в портовых городах на Рейне и приморских портово-промышленных комплексах. На природном газе работают ТЭС на севере Германии, на мазуте – в центрах нефтепереработки. За пределами угольных бассейнов построены АЭС. На горных реках (в Альпах и средневысотных горах) значительную роль играют ГЭС, на севере Германии построены ветровые электростанции.
Черная металлургия. По выплавке чугуна, стали и стального проката ФРГ лидирует в Западной Европе и занимает 6-е место в мире. Более 25% производимой стали направляется на экспорт. Отрасль характеризуется высоким техническим и технологическим уровнем производства. Почти вся сталь выплавляется кислородно-конверторным и электросталеплавильным способами.
Основные заводы черной металлургии полного цикла расположены в Руре и нижнем Рейне и Саарской области, а также в Зальцгиттере и Бремене. Рур получает руду из Швеции, Бразилии, Либерии, Канады двумя путями: по Рейну и по каналу Дортмунд – Эмс. Саар использует лотарингские руды, а Зальцгиттер частично базируется на местной руде. Единственный крупный приморский металлургический комбинат, принимающий океанские рудовозы, находится в Бремене.
Цветная металлургия. Данная отрасль работает в основном на импортном первичном сырье и на собственном и импортном ломе цветных металлов. Самой крупной подотраслью цветной металлургии является алюминиевая промышленность. Более половины предприятий по выплавке, а также заводы по производству полуфабрикатов размещаются на территории земли Северный Рейн-Вестфалия (Эссен, Норф, Ферде и др.). Крупные центры этой отрасли Гамбург и Штаде расположены в низовьях Эльбы, Тегинг – в Баварии.
ФРГ – крупнейший импортер меднорудного сырья. Выплавка черновой меди почти полностью сосредоточена в Гамбурге и Люнене. В них же, а также в Оснабрюке, Любеке, Хеттштедте находятся и заводы, вырабатывающие рафинированную медь, по производству которой (0,7 млн. т) ФРГ уступает США, Чили, Японии и Китаю.
По выплавке рафинированного свинца ФРГ занимает 4-е место в мире (после США, Китая и Японии).
Машиностроение и металлообработка. Это одна из крупнейших отраслей ФРГ и основная отрасль специализации страны. Крупнейшие центры – Мюнхен, Нюрнберг с Эрлангеном, Мангейм, Гамбург, Берлин и Лейпциг. В Руре сосредоточены старые, наиболее металлоемкие отрасли машиностроения, производящие оборудование для шахт, рудников и для самих металлургических заводов.
ФРГ – мировой лидер станкостроения. В международном разделении труда страна специализируется на выпуске особо сложных дорогостоящих станков с числовым программным управлением.
Для электротехнической промышленности ФРГ характерно производство дорогостоящей продукции промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы). Наиболее крупная ТНК в отрасли – «Сименс». Лидирует в электротехнической промышленности Бавария. Крупнейшие центры – Мюнхен, Берлин, Нюрнберг с Эрлангеном, Франкфурт-на-Майне, Штутгард, Кельн и др.
Ведущей отраслью машиностроения является автомобилестроение. По автомобилестроению ФРГ уступает лишь США и Японии. Лидируют в отрасли пять компаний. Три из них – «Фольксваген», «Мерседес-Бенц» и «Байерише Моторенверке» (БМВ) – дают около 60 % продукции. Основные заводы «Фольксвагена» находятся в Вольфсбурге, Ганновере, Брауншвейге, Зальцгиттере и Эмдене. Крупнейшие заводы «Мерседес-Бенц» расположены в Штутгарде и его пригородах, ряде городов верхнего Рейна и в Бремене. Крупные заводы «БМВ» – в Мюнхене, Регенсбурге, Ландсхуте, «Форда» – в Кельне, «Опеля» – в Рюссельсхайме, а также в Айзенахе.
Со второй половины 1990-х гг. в Германии возникла устойчивая тенденция к слиянию фирм и концернов. Осуществлено слияние фирм «Мерседес-Бенц» и «Крайслер» – «Даймлер-Крайслер».
ФРГ – лидер судостроения, старейшей отрасли машиностроения. В мировом судостроении ФРГ занимает 3-е место после Японии и Республики Кореи. Основные центры морского судостроения и военного кораблестроения – Киль, Гамбург, Бремен, Бремерхафен, Эмден, Росток и Штральзунд.
Основная часть мощностей аэрокосмической промышленностисосредоточена в Баварии с основными центрами в Мюнхене, Аугсбурге с их пригородами и на Северо-Западе с главными центрами в Гамбурге, Бремене и ряде близлежащих городов.
Наибольшей концентрацией предприятий оптико-механической промыишенности характеризуются земли Баден-Вюртемберг и Тюрингия.
В автомобильной, станкостроительной, электронной, мебельной промышленности, в приборостроении и ряде других отраслей нашло широкое распространение изготовление товаров «под заказ».
Химическая промышленность. Данная отрасль относится к числу основных отраслей специализации ФРГ и имеет мировую известность. По производству пластмасс и синтетических смол ФРГ в конце XX в. заняла 3-е место в мире после США и Японии и 5-е по производству синтетического каучука после США, Японии, России, Франции.
Из старых традиционных отраслей экспортное значение по-прежнему имеет производство минеральных удобрений (6-е место в мире), особенно калийных (2-е место после Канады). ФРГ входит в первую десятку стран по производству серной кислоты (8-е место).
Главный район химической промышленности – земля Северный Рейн-Вестфалия, где вырабатывается более 40% всей продукции отрасли. Крупнейшие центры – Леверкузен (концерн «Байер»), Кельн, Весселинг, Гельзенкирхен, Дормаген, Марль и др.; Франкфурт-на-Майне (концерн «Хехст»); Людвигсхафен.
В последние десятилетия наметилось смещение химической промышленности к северу, что связано с поставками нефти морским путем. Крупные химические заводы расположены в городах Брунсбюттель, Вильгельмсхафен, Штаде.
Легкая промышленность Германии переживает глубокий структурный кризис. Страна выступает на мировом рынке крупным импортером текстильной продукции.
Развиты практически все основные отрасли пищевой промышленности, особенно молочная и мясная, производство напитков (пива). Германия – крупный экспортер продуктов питания.
Сельское хозяйство.В сельском хозяйстве используется 49% территории страны. В западных землях преобладают фермерские хозяйства. В отраслевой структуре сельского хозяйства животноводство преобладает над растениеводством и дает около 70 % товарной продукции.
Основная продовольственная культура – пшеница. С районами посевов пшеницы во многом совпадают ареалы возделывания сахарной свеклы. Основные районы этих культур – Нижнерейнская и Лейпцигская бухты, северные и восточные предгорья Гарца. Из кормовых зерновых культур наибольшее значение имеет ячмень. Лучшие сорта ячменя, предназначенные специально для пивоварения, возделываются в Баварии и на Юго-Западе. В этих же районах находится крупнейший в мире ареал хмелеводства (Халлертау в Баварии).
Широко распространено картофелеводство, особенно в Восточной Германии. Значительное внимание уделяется выращиванию кормовых корнеплодов (кормовой свеклы и др.), кукурузы на зеленый корм и силос, люцерны, клевера и других кормовых трав.
Из масличных культур преобладает рапс, посевы которого более чем в 10 раз превышают посевы подсолнечника. Важной отраслью растениеводства в Западной Германии является виноградарство, превосходящее по товарной продукции плодоводство и овощеводство вместе взятые. Основные ареалы виноградарства находятся по долинам верхнего Рейна, Майна, Неккара и нижней Эльбы.
В животноводстве основная отрасль – разведение крупного рогатого скота, она дает более 40% всей товарной продукции сельского хозяйства, причем основная часть (около 25%) приходится на молоко. Благоприятные условия для скотоводства молочно-мясного направления наблюдаются в предгорьях Альп. Молочное направление преобладает и на Севере, в приморских районах с их сочными лугами и пастбищами.
Второе место по значению занимает свиноводство. Оно развито повсеместно, но особенно широко в районах, близких к портам ввоза импортных кормов, районах возделывания сахарной свеклы, картофеля и кормовых корнеплодов.
Транспорт.Германия занимает центральное положение в системе транспортных путей европейского значения. В суммарном грузообороте основную роль играет автомобильный транспорт (дальние перевозки) – 52,7%, затем идут железнодорожный транспорт – 16%, автомобильный (ближние перевозки) – 14,6%, водный – 13,6%, прочий – 3,1%. В пассажирообороте доля автомобильного транспорта составляет более 90%, а железнодорожного – около 6%.
Особенностью автомобильного транспорта Германии является широкое развитие сети автодорог высшего класса (автострад), общая протяженность которых превышает 11 тыс. км. Общая протяженность автодорог – 231 тыс. км.
Протяженность железных дорог страны составляет около 84 тыс. км, 40% из которых электрифицированы. До объединения ФРГ и ГДР в обоих государствах приоритетным было направление Север – Юг, обеспечивающее связи морских портов с глубинными районами. После объединения Германии наиболее приоритетным стало широтное направление.
Строятся новые высокоскоростные магистрали между Берлином и Гамбургом, в земле Северный Рейн-Вестфалия; под высокоскоростное движение недавно реконструирована линия Берлин – Мюнхен.
Протяженность внутренних водных путей – около 7 тыс. км. Главная водная магистраль – международная река Рейн, на которой находятся многие крупные порты, в том числе Дуйсбург (крупнейший в мире речной порт, с грузооборотом до 55 млн. т в год), Кельн, Карлсруэ, Людвигсхафен, Мангейм.
Основные реки Германии соединены каналами: Среднегерманский, Дортмунд – Эмс, Майн – Дунай.
Морской транспорт по тоннажу контейнеровозных судов занимает 4-е место в мире (после США, Панамы и Тайваня). Самый крупный порт – Гамбург (65 – 75 млн. т грузооборота в год), затем идут Бремен с аванпортом Бременхафен, Эмден, Росток. Главный нефтяной порт – Вильгельмсхафен.
Авиационный транспорт, как и морской, играет важную роль во внешних связях страны. Всего в Германии 17 международных аэропортов: Франкфуртский аэропорт по грузообороту занимает 1-е место в Европе (наряду с Лондонским), а по пассажирообороту – 3-е; также крупные аэропорты находятся в Дюссельдорфе, Гамбурге, Мюнхене.
Внешнеэкономические связи.Германия является одним из важнейших экспортеров и импортеров мира. В 2007 г. Германия находилась на 1-м месте по объему экспорта товаров (1361 млрд. дол., или 9,1% всего мирового экспорта) и на 2-м месте по импорту товаров (1121 млрд. дол., или 7,6% мирового импорта). Внешнеторговый баланс на протяжении длительного времени остается положительным. Основной вклад (более 90%) во внешнюю торговлю вносят западные земли Германии.
Во внешнеэкономических связях Германия ориентируется преимущественно на развитые страны Запада и в первую очередь – на своих партнеров по ЕС (50% внешнеторгового оборота). На страны ЕС приходится большая часть германского экспорта капиталов, платежей, связанных с использованием в Германии иностранной рабочей силы, доходов от международного туризма. Для большинства стран ЕС Германия – главный торговый партнер.
В последние годы германские фирмы активно проникают на рынки стран Центральной и Восточной Европы. Многочисленные дочерние и совместные предприятия созданы на территории Чехии, Венгрии, Польши. Германия – крупнейший инвестор в странах СНГ и важнейший их внешнеторговый партнер.
В структуре товарного экспорта доминирует продукция машиностроения и химической промышленности. Широко представлены другие товарные группы обрабатывающих отраслей. В импорте, помимо готовой продукции, велик удельный вес топлива (нефти, газа), металлургического сырья, продовольствия.
В настоящее время происходит активный процесс инвестирования ФРГ в экономику зарубежных стран. Доля германских прямых иностранных инвестиций в мире составляет около 9%. Основным зарубежным регионом прямого инвестирования ФРГ является Западная Европа (74,5% всех инвестиций). В кредитно-финансовой сфере положительным является развитие межбанковского сотрудничества.
Воссоединение Федеративной Республики Германии (Западной Германии) с Германской Демократической Республикой (Восточной Германией) восстановило на карте мира единое государство. Валовой национальный продукт новой Германии составляет около 25-30% ВНП США и почти половину ВНП Японии. Экспорт Германии, отставая от экспорта США по объему, своей активностью не уступает экспорту Японии.
Экономисты всего мира единодушно предрекают Германии годы проблем и трудностей, связанных с интеграцией Восточной Германии, в течение десятилетий боровшейся за выживание, в отлаженную и процветающую экономику Западной Германии. Молодые, сравнительно низкооплачиваемые рабочие, которых в ГДР около 1,5 млн. человек, должны найти свое место в зажиточном и стареющем обществе Западной Германии. Кроме того, процесс интеграции осложняется притоком иммигрантов из соседних менее благополучных стран. Большинство экспертов сходятся в одном мнении – на перестройку Восточной Германии потребуются годы и не менее 1 трлн. дол. На сегодняшний день перспективы инвестирования в новую Германию выглядят весьма обещающими, по крайней мере в обозримом будущем.