Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз.

Задание 1.

I.Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте пропущенные запятые.

1. Конечно мне уже теперь двадцатый год пошел: (в) течени... семи лет я сделал значительные успехи (Т.). 2. (В)следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали (Арс.). 3. Я хотел поговорить с вами (на) счет квартиры (Гонч.). 4. Обыкнове…ые смертные, если работают на общую пользу, то имеют (в) виду своего ближнего (Ч.). 5. Впрочем (в) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции (Ч.). 6. Выезжаю пахать - моя полоса лежит (в) виду озера (Пришв.).

II. Подчеркните сочетания существительных с предлогами одной чертой, а предлоги – двумя чертами.

1. (В) виду недостатка в продовольстви... сокращение пути теперь было особенно важно (Арс.). 2. Отсутствовать на занятиях (в)течени… недели. 3. Наблюдать изменения (в)течени… реки. 4. Болеть (в)продолжени… месяца. 5. Читать о судьбе героя (в)продолжени… романа. 6. Не пойти на прогулку (в)следстви… дождя. 7. Уехать, но (в)последстви… вернуться в родной город. 8. Кого же он имел (в)виду? 9. Сговорившись (на)счет завтрашнего дня, они распростились. 10. У многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой.

Задание 2.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

1. Будущие космонавты готовятся к полётам (в)течени… долгого времени.

2. (Не)смотря на трудности эта профе…ия пр…лекает смелых мужестве(н,нн)ых людей стремящихся познать непозна(н,нн)ое.

3. (В)течени... сибирских рек встречаются пороги.

4. (В)продолжени… книги «Белеет парус одинокий» мы встречаемся со знакомыми героями Петей Гавриком Мотей.

5. В гололёд опасно идти по улице (не)смотря себе под ноги.

6. Поступления (на)счёт в банке.

7. Что(то) (в)роде дерева или кустарника высилось в(дали).

8. Иметь (в)виду совет друга.

9. (Не)смотря (на)лево и (на)право.

10. Договорились (на)счёт экскурсии.

11. Идти (в)течени… суток.

12. Ушёл (не)смотря на предупреждение.

13. Поступил в институт (по)окончани… школы.

14. (В)продолжени… романа встретились старые герои.

15. (В)следстви… засухи река обмелела.

16. (В)следстви… по делу о хищении обнаружена ошибка.

17. Декабристы находились в заключени… в Петропавловской крепости.

18. В заключени… обсуждения статьи были подведены итоги.

19. Соорудили что-то вроде (на)подобие плота.

20. Согласовать (в)роде, числе и падеже.

Задание 3. Найдите ошибки в согласовании существительных с предлогом. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Благодаря удачи я попал в театральное училище.

2. Это было сделано вопреки приказа командира.

3. По прибытию на место я сразу отправился в лес.

4. Поезд прибыл согласно расписания.

Задание 4.Спишите, раскройте скобки.

1. Эти подробности вообще должны казаться приторными; (и) так, я пропущу их. (П.)

2. Что же матушка? (За) чем же стало? В Москву, на ярмарку невест!

3. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и (то) же. (Г.)

4. Правду говоря, та Щука ни (при) чем! Она сюда не заплывала, (Мих.)

5. Вдруг говорят государю императору по прямому проводу, что, мол, так (и) так, народ в Петербурге бунтует. (А. Н. Т.)

6. Что это за дорога, можно судить хотя бы (по) тому, что ездили по ней только в морозную пору. (Мел.)

7. Все вокруг осталось по-прежнему, все (так) же шумели во время ветра леса и ручей крутил в маленьких водоворотах темную листву. (Пауст.)

8. Через неделю умерла Галя. Без мамы она не могла прожить даже несколько дней. (От) чего она умерла, никто не знал. (Пауст.)

9. Как (будто) все говорит (за) то, что Якушев убежденный монархист, (при) том превосходный организатор, мастер конспирации. (Никул.)

10. Организаторы взрыва сделали все от них зависящее, (что) бы придать взрыву максимальную разрушительную силу. (Никул.)

11. Софья Николаевна не имела еще ни одного жениха, (то) есть не получила ни одного формального предложения. (Акс.)

12. Смерть Сени не была трагической, не могла быть такой, по (тому) что трагической была его жизнь. (Залыг.)

13. Пришествие было нарисовано в одном из притворов прямо на деревянной стене. А от (того) что с влажного дерева капало, страшный суд представлялся еще страшнее: на нем плакали и праведники и грешники. (Стельм.)

14. Селькин шел, (как) будто никого в коридоре не было. (Од.)

15. В деревне весну ждут не по (тому) только, что она приносит тепло и солнце. (Проск.)

16. Я стараюсь делать всё быстро и в срок, при(чем) делать это хорошо.

17. При (том) заявлении приложены и (не)обходимые документы.

18. Я это знаю так(же), как и вы.

19. Я упал и(так) ушиб ногу!

20. Надо было дождаться мулов (во) (что)(бы)(то) (ни) (стало).

21. Не для того(же) пахал он и сеял, что(бы) нас ветер весенний развеял.

22. Что сходит с рук ворам, за(то) воришек бьют.

23. У этого зверя отличный нюх, за(то) зрение слабовато.

24. Берись за(то), чему ты сроден, коль хочешь, что(б) в делах успешный был конец.

25. Закончилась эта ссора тем, что обе стороны обратились к третейскому суду, при(том) старались перекричать друг друга.

26. От(того), на(сколько) точно даны координаты, будет зависеть и конечный результат.

27. Небо было затянуто бледными тучами, (от) того и вода казалась серой. (Коптел.)

Задание 5. Спишите, обозначьте слитное или раздельное написание слов.

1. В _ дали виден лес.

2. В _ дали голубой скрылся пароход.

3. В _ высь небесную взлетел голубь.

4. В _ высь поднимается дым.

5. В _ конец разобиделся.

6. Убежать в _ конец переулка.

7. Подняться на _ верх.

8. Взобраться на _ верх горы.

9. В _ пору тяжких испытаний.

10. Костюм тебе в _ пору.

11. В _ тайне готовить подарок.

12. В_тайне необходимо разобраться.

13. Перенести совещание на _ завтра.

14. На _ завтра будет веселье.

15. Одеться в _ накидку из парчи.

16. Носить пальто в _ накидку.

17. Прийти во _ время.

18. Во _ время летнего отпуска.

19. В _ начале путешествия Остап веселился от души.

20. И радостно было с крыльца глядеть, как трепещут листвою, как тянутся в _ высь деревца.

21. Тропинка, ведущая на Большое седло, в _ начале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула в _ верх.

22. Война на _ век связала нас.

23. Маленькая рыбка пошла в _ глубь реки.

24. Дым выходит в отверстие, сделанное в _верху кибитки.

25. Мальков так много в воде, что от удара вёсел впереди часто выскакивает на _верх целая стайка.

26. Ночью развели огромный костёр на _верху горы, и все ходили по берегу с огнём.

27. Крепко не полюбилось Герасиму с _начала его новое житьё.

28. Раз, в _начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле.

29. Купить материал на _двое брюк.

30. Увеличить в _трое.

31. Идти по _двое.

32. Сдача объекта задерживается на _трое суток.

33. Листы бумаги сложили в _шестеро.

34. Любить, во _первых, фрукты, во _вторых, мороженое и, в _третьих, шоколад.

35. Мы сели в кибитку в _троём: Марья Ивановна с Палашкой и я.

36. Отец схватил сына в_охапку.

37. В_охапку ромашек добавились теперь и лютики.

38. Провели время в_пустую.

39. Войти в_пустую комнату.

40. Во_истину так: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.

41. Говорить в_полголоса.

42. Я сегодня много работала и в_конец устала.

43. Поместите этот абзац в_конец текста.

44. Не_смотря на уговоры, он не остался.

45. Надув губы и не_смотря на мать, он вышел из комнаты.

46. Детвора бросилась в_рассыпную от собак.

Задание 6. Включите в словосочетания или предложения следующие слова.

Образец: На бок – набок.

Повернулся во сне набок. – Повесить шпагу на бок (какой?) правый.

Навек – на век, наверху – на верху, навеки – на веки вечные, навстречу – на встречу, наконец – на конец, налицо – на лицо, насчет – на счет, поверху – по верху,

По-весеннему – по весеннему, помногу – по многу, поначалу – по началу, вовремя – во время, наконец – на конец, вконец – в конец.

Вбок – в бок, вглубь – в глубь, ввысь – в высь, вдаль – в даль, вмиг – в миг, впустую – в пустую, вкрутую – в крутую.

(В)следствии(е) засухи пшеница не уродилась. (В)заключении(е) лектор обратил внимание на опасную военную ситуацию, сложившуюся в регионе. (В)течении(е) реки наблюдались перемены. (В)виду сложной об­становки на фронт ушло много добровольцев. (В)продолжении(е) всего зимнего сезона наблюдались перебои с отоплением жилых домов. (В)течении(е) недели лил дождь. В)последствии(е) мальчик многое узнал об этом герое. Бегу к кустам и, (не)смотря на то что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи (Л.Толстой). (В)следствии(е) по делу Иванова была допущена ошибка. Он всегда гово­рил только правду, (не)взирая на личности. (В)виду дождливой погоды связь с селом была нарушена. (В)следстви(е)... обрыва проводов на линии электропере­дачи во всем городе не было света . (В)последствии(е) мы узнали о его судьбе. (В)продолжени(е) ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты (Лерм. ). Деньги посту­пили (на)счет банка. Привалясь к стволу сосны, не щадя махорки, на войне (на)счет войны вел беседу Теркин (Твард.). (В)продолжени(е) это­го романа мы узнаем о судьбе героя. (В)продолжени(е) долгого времени он ухаживал за этой девушкой. Это была птица, (в)роде совы. Впрочем, (в)виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции. (В)заключени(е) он пробыл четыре года, вплоть до амнистии.

Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru

(Мест...)пребывание, (мест..)жительство, (пут...)провод, (земл…)трясение, (ча...)фабрика, (зме…)видный, (камен...)тес, (звер…)лов, (зл...)употребление, (лес...)(торф…)разработки, (ст...)метровый, (тысяч...)километровый, (сорок…)рублевый, (солнц...)стояние, (кров...)носный, (кров…)излияние, (чест...)любие, (электр...)генератор, (газ...)фикация, (газ...)аппаратура, (овощ…)хранилище, (врем...)препровождение, (лет...)исчисление, (с)(ум...)сшедший, (кон...)водство.

Упражнение 27. Напишите слова, раскрыв скобки.

(Жар)птица, (дизель)мотор, (премьер)министр, (генерал)майор, (рыба)пила, (стоп)кран, (блок)система; (социал)демократия, (радикал)социалист; (киловатт)час, (тонно)километр, (грамм)калория, (человеко)день; цветок не(тронь)меня, цветок иван (дa) марья; (обер)мастер, (унтер)офицер, (лейб)медик, (штаб)квартнра, (вице) президент, (экс) чемпион, (микро)фильм, (букво)проецирование, (бумаго)резатель, (пресс)аппарат, (пресс)папье, (перекати)поле, (баро)метр, (бета)лучи, (вице)консул, (верти)хвостка, (бой) девица, (чудо)печь, (влаго)выделение, (гидро)навт, (вакуум)кристаллизация, (яхт) клубовец, (инжененер)технолог, (ново)зеландец, (алма)атинец, (авиа)прибор, (электро) печь, (электро) и (гидро)лечение, (гуляй)поле, растение (мать) и (мачеха), (семя)ножка, (штаб)квартира, (койко)место, (авто)пробег, (авиа)мотор, (аэро)сани, (вело)гонки, (кино)театр, (радио)любитель, (мото)спорт (фото)элемент, (метео)служба, (стерео) кино, (электро)монтер, (гидро)станция, (зоо)техник, (агро)минимум, (био)сфера, (нео)реализм, (микро)район, (макро)мир, (авто)(мото)(вело)гонки, (аэро)(фото)съемка, (электро) (свето)(водо)лечебница.

Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru

Исходить (пол)России, об...ехать (пол)мира, быть (пол)года в экспедиции..., встать (пол)восьмого, обойти (пол)города, с...есть (пол)апельсина, скосить (пол)луга, отрезать (пол)метра ткани, откусить (пол)яблока, (пол)жизни провести в (пут…)шествиях, пройти (пол)Крыма, опоздать на (пол)минуты, возвратиться в (пол)одиннадцатого, отстать на (пол)очка, (полу)годичное отсутствие, сделать (полу)оборот, (полу)льняное волокно, участвовать в (полу)финале, пробежать (пол)дистанции, перегородить (пол)улицы.

Упражнение 31. Запишите слова в три колонки, разграничивая слитное, дефисное и раздельное написание слов с элементом пол- и полу-. Сформулируйте правило их правописания. При этом обращайте внимание на то, с какой буквы начинается вторая часть сложного слова (с гласной, согласной, буквы л, прописной буквы).

(Пол)ставки, (пол)Европы, (пол)часа, (полу)шёпот, (пол)арбуза, (пол)тысячи, (пол)стакана, (пол)граненого стакана, (пол)ложки, (пол)килограмма, (пол)литра, (полу)чистый, (пол)второго, (пол)цены, (пол)России, (полу)фабрикат, (пол)апельсина, (пол)лимона, (пол)эмалированного ведра, (полу)тон, (пол)года, (пол)миллиона, (полу)месяц, (пол)страницы, (пол)листа, (полу)грамотный, (полу)тяжёлый, (полу)финальный, (пол)большой тарелки, (пол)порции, (полу)разрушенный, (пол)очка, (пол)пути, (пол)смены.

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы.

Басн..писец, власто..любие, водо..напорный, груд..брюшная(преграда), дальн..евосточный, дальн..видный, жизнеописание, камен..тес, каш ...вар, кон...водство, кон..крадство, кост..резный, кров..носный, кров..обращение, москв..рецкий, овц..еводство, пар..ходство, песн...творчество, песн..пение, растени..водство, сво..корыстный, сорок..ножка, ча...питие.

Упражнение 2.

Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.

Упражнение 3.

Объясните правописание соединительных гласных о и е, перепишите,

Водонепроницаемые перегородки, электрооборудование, нефтеперегонный завод, коневодство, жизнеописание, душераздирающий крик, писчебумажный магазин, овцеводство, чаепитие, своенравный.

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы.

Девян..столетний, пят..метровый, сорок..градусный, ст...метровка, четырех..ярусный, шест..этажный.

Упражнение 5.

Напишите полными сложными словами приводимые ниже обозначения.

2-недельиый, 3-сторонний, 4-процентиый, 7-тонка, 12-ведерный, 40-дневный, 250-летие, 1000-летие.

Упражнение 6.

Раскройте скобки, напишите слитно или через дефис.

(Пол)метра, (пол)лимона, (пол)десятого, (пол)яблока, (пол)листа, (пол)города, (пол)Москвы, (пол)Африки, (пол)апельсина, (пол)миллиона.

Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы.

Агр..культура, газ..фикация, газ..фицировать, газ..генератор, газо..провод, класс..фикация, класс..фицировать, спец..фикация, электр..двигатель, электр..станция, электр..фикация, электр..фицировать.

Упражнение 8.

Напишите слова, раскрыв скобки.

(Анти)народный, (мульти)миллионер, (инфра)красный, (контр)предложеыие, (пан)германский, (пан)Европа, (псев­доклассический, (супер)обложка, (ультра)правый, (экстра)ординарный.

Упражнение 9.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните одной чертой слова с соединительными гласными и двумя чертами слова без соединительных гласных.

1. Внезапное сум..сшествие Дубровского сильно подействовало на его воображение (П.). 2. Я узнал вас по авт..опортрету (Фед.). 3. По ави... линии Москва — Свердловск регулярно доставляется ави...почта, 4. В районной библи..теке большое внимание уделяется агр..номической литературе, особенно по вопросам агр..культуры. 5. Восстановление цементных и стал..литейных заводов дало возможность перейти на крупн..блочное строительство. 6. Среди агр...минимума значительное место занимает борьба с вредителями и сорняками. 7. Этого больного успешно вылечили при помощи электр...терапии. 8. Электр..фикация домашнего быта значительно облегчит труд женщин.

Упражнение 10.

Напишите слова, раскрыв скобки.

(Авиа) конструктор, (авто) база, (агро) техника, (био) станция, (вело) спорт, (гидро) механика, (зоо) магазин, (кино) театр, (метео) сводка, (микро) автобус, (радио) передача, (теле) постановка, (фото) лаборатория, (электро) станция, (авто) (мото) (вело) гонки, (электро) (водо) лечебница,

Упражнение 11.

Напишите слова, раскрыв скобки.

(Дизель)электроход, (динамо)машина, (стоп)кран, (диван)кровать, (платье)костюм, (плащ)палатка, (пила)рыба, (генерал)майор.(Грамм)молекула, (киловатт)час, (тонно)километр. Иван (да) Марья, мать (и) мачеха, любишь (не) любишь. (Вице) адмирал, (штаб) квартира, (экс) чемпион. (Северо) запад, (юго) восток, (норд) ост. (Орехово) Зуево, (Эльзас) Лотарингия. Ростов (на) Дону, Франкфурт (на) Одере.

Упражнение 12.

Напишите слова, раскрыв скобки.

(Верти) хвостка, (верти) шейка, (гори) цвет, (держи) морда, (сорви) голова.

Упражнение 13.

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание

1.(Вагоно) ремонтные мастерские, (горно) лыжная станция, (естественно) исторические условия, (железно) дорожное движение, (машино) строительный завод, (металло) режущий станок, (поле) защитные насаждения, (рельсо) прокатный стан, (сельско) Хозяйственные машины, (сложно) сочиненное предложение, (средне) годовой доход, (трудо) способное население, (чугуно) литейный завод.

2. (Вечно) зеленые деревья, (высоко) оплачиваемый специалист, (выше) указанные факты, (гладко) ствольное ружье, (дико) растущая яблоня, (живо) родящая ящерица, (крупно) блочное строительство, (легко) растворимое лекарство, (мало) вероятный случай, (много) сторонний договор, (ниже) перечисленные условия, (низко) оплачи­ваемый труд, (остро) дефицитные материалы, (скоро) портящиеся продукты, (тонко) молотый кофе, (трудно) проходимый перевал, (узко) специальные термины, (чисто) шерстяной костюм.

Упражнение 14.

Перепишите, раскрывая скобки. Объясните написание.

(Выпукло) вогнутая линза, (журнально) газетное объединение, (кожевенно) обувная промышленность, (лично) командное первенство, (приемно) переводные экзамены, (ремонтно) техническая станция, (русско) (немецко) французский словарь, (сердечно) сосудистая система, (торгово) промышленный капитал, (фабрично) заводские комитеты, (хозяйственно) организационные мероприятия, (шахматно) шашечные соревнования.

Северо (западный), орехово (зуевский), дизель (моторный). (Бледно) розовый, (блекло) желтый, (бутылочно) зеленый, (голубовато) фиолетовый, (золотисто) желтый, (изжелта) красный, (иссиня) черный, (лимонно) желтый, (молочно) белый, (мутно) зеленый, (пепельно) седой, (светло) голубой, (сиренево) оранжевый, (темно) синий, (тускло) серый, (ярко) красный.

Упражнение 15.

Перепишите, раскрывая скобки.

(Жюль) верновская фантастика, (ильфо) петровская сатира.

(Бесцветно) бледные тона, (гордо) благородный вид, (горько) соленая вода, (грубо) насмешливый взгляд, (грустно) сиротливая ива, (добродушно) хитрая улыбка, (мужественно) суровый вид, (насмешливо) надменная улыбка, (раскатисто) громкий голос, (смущенно) счастливое лицо, (уныло) серый цвет, (холодно) сдержанный тон.

(Восточно) Европейская равнина, (Западно) Корейский залив, (Южно) Африканская Республика.

(Историко) филологический факультет, (критико) библиографический обзор, (литературно) художественный журнал, (словарно) технические издания.

Упражнение 16.

Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание сложных слов.

1. При виде такой сцены ее лицо стало (матово) бледным. 2. (Мутно) багровые пятна зарев висели по краям неба (Н. Чук.). 3. Только Донец, широкий, плавный в этих местах, катил по-прежнему свои (мутновато) теплые воды (Фад.). 4. Он сидел (изжелта) бледный. 5. Из-за холмов неожиданно показалось (пепельно) седое кудрявое облачко. 6. Красив был разбушевавшийся (темно) фиолетовый океан (Эренб.). 7. На стене висел пейзаж Марке: (зеленовато) серая вода и старая лодка(Эренб.). 8. (Сине) лиловые карлики, змеи, буквы метались по фасадам домов (Эренб.). 9. Вся поверхность земли представлялась (зелено) золотым океаном... (Г.). 10. От свежих, (золотисто) белых щепок, грудами лежавших около (ярко) влажных пней, веяло особенным, (чрезвычайно) приятным горьким запахом древесины (Г.).

Упражнение 17.

Объясните раздельное написание слов.

Абсолютно необходимые условия, внутренне содержательный человек, глубоко запавшие глаза, диаметрально противоположные взгляды, жизненно важное решение, исконно русские слова, истинно дружеская помощь, исчерпывающе полный доклад, намеренно резкий отказ, невозмутимо спокойный тон, подозрительно быстрое согласие, последовательно миролюбивая политика, постоянно хмурое небо, празднично нарядное платье, резко отрицательный ответ, строго логический вывод, угрожающе опасное положение, удивительно яркие краски, умеренно теплый климат, хозяйственно полезная деятельность, художественно полноценное произведение, чисто французское произношение, явно неприемлемые требования.

Детски наивные высказывания, дружески теплый прием,металлически звонкий голос, мещански провинциальные манеры, практически важное новшество, приятельски фамильярное обращение, рабски покорная готовность, теоретически верное решение, товарищески чуткое внимание, фанатически слепая преданность, хаотически беспорядочные рассуждения, химически чистый состав.

ест по теме "Правописание сложных слов"

Задание 1.

I.Перепишите, раскрывая скобки. Расставьте пропущенные запятые.

1. Конечно мне уже теперь двадцатый год пошел: (в) течени... семи лет я сделал значительные успехи (Т.). 2. (В)следстви... какой-то задержки в пути лошади отстали (Арс.). 3. Я хотел поговорить с вами (на) счет квартиры (Гонч.). 4. Обыкнове…ые смертные, если работают на общую пользу, то имеют (в) виду своего ближнего (Ч.). 5. Впрочем (в) виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции (Ч.). 6. Выезжаю пахать - моя полоса лежит (в) виду озера (Пришв.).

II. Подчеркните сочетания существительных с предлогами одной чертой, а предлоги – двумя чертами.

1. (В) виду недостатка в продовольстви... сокращение пути теперь было особенно важно (Арс.). 2. Отсутствовать на занятиях (в)течени… недели. 3. Наблюдать изменения (в)течени… реки. 4. Болеть (в)продолжени… месяца. 5. Читать о судьбе героя (в)продолжени… романа. 6. Не пойти на прогулку (в)следстви… дождя. 7. Уехать, но (в)последстви… вернуться в родной город. 8. Кого же он имел (в)виду? 9. Сговорившись (на)счет завтрашнего дня, они распростились. 10. У многих русских рек, (на)подобие Волги, один берег горный, другой луговой.

Задание 2.Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Расставьте знаки препинания.

1. Будущие космонавты готовятся к полётам (в)течени… долгого времени.

2. (Не)смотря на трудности эта профе…ия пр…лекает смелых мужестве(н,нн)ых людей стремящихся познать непозна(н,нн)ое.

3. (В)течени... сибирских рек встречаются пороги.

4. (В)продолжени… книги «Белеет парус одинокий» мы встречаемся со знакомыми героями Петей Гавриком Мотей.

5. В гололёд опасно идти по улице (не)смотря себе под ноги.

6. Поступления (на)счёт в банке.

7. Что(то) (в)роде дерева или кустарника высилось в(дали).

8. Иметь (в)виду совет друга.

9. (Не)смотря (на)лево и (на)право.

10. Договорились (на)счёт экскурсии.

11. Идти (в)течени… суток.

12. Ушёл (не)смотря на предупреждение.

13. Поступил в институт (по)окончани… школы.

14. (В)продолжени… романа встретились старые герои.

15. (В)следстви… засухи река обмелела.

16. (В)следстви… по делу о хищении обнаружена ошибка.

17. Декабристы находились в заключени… в Петропавловской крепости.

18. В заключени… обсуждения статьи были подведены итоги.

19. Соорудили что-то вроде (на)подобие плота.

20. Согласовать (в)роде, числе и падеже.

Задание 3. Найдите ошибки в согласовании существительных с предлогом. Запишите предложения в исправленном виде.

1. Благодаря удачи я попал в театральное училище.

2. Это было сделано вопреки приказа командира.

3. По прибытию на место я сразу отправился в лес.

4. Поезд прибыл согласно расписания.

Задание 4.Спишите, раскройте скобки.

1. Эти подробности вообще должны казаться приторными; (и) так, я пропущу их. (П.)

2. Что же матушка? (За) чем же стало? В Москву, на ярмарку невест!

3. За Фомою Григорьевичем водилась особенного рода странность: он до смерти не любил пересказывать одно и (то) же. (Г.)

4. Правду говоря, та Щука ни (при) чем! Она сюда не заплывала, (Мих.)

5. Вдруг говорят государю императору по прямому проводу, что, мол, так (и) так, народ в Петербурге бунтует. (А. Н. Т.)

6. Что это за дорога, можно судить хотя бы (по) тому, что ездили по ней только в морозную пору. (Мел.)

7. Все вокруг осталось по-прежнему, все (так) же шумели во время ветра леса и ручей крутил в маленьких водоворотах темную листву. (Пауст.)

8. Через неделю умерла Галя. Без мамы она не могла прожить даже несколько дней. (От) чего она умерла, никто не знал. (Пауст.)

9. Как (будто) все говорит (за) то, что Якушев убежденный монархист, (при) том превосходный организатор, мастер конспирации. (Никул.)

10. Организаторы взрыва сделали все от них зависящее, (что) бы придать взрыву максимальную разрушительную силу. (Никул.)

11. Софья Николаевна не имела еще ни одного жениха, (то) есть не получила ни одного формального предложения. (Акс.)

12. Смерть Сени не была трагической, не могла быть такой, по (тому) что трагической была его жизнь. (Залыг.)

13. Пришествие было нарисовано в одном из притворов прямо на деревянной стене. А от (того) что с влажного дерева капало, страшный суд представлялся еще страшнее: на нем плакали и праведники и грешники. (Стельм.)

14. Селькин шел, (как) будто никого в коридоре не было. (Од.)

15. В деревне весну ждут не по (тому) только, что она приносит тепло и солнце. (Проск.)

16. Я стараюсь делать всё быстро и в срок, при(чем) делать это хорошо.

17. При (том) заявлении приложены и (не)обходимые документы.

18. Я это знаю так(же), как и вы.

19. Я упал и(так) ушиб ногу!

20. Надо было дождаться мулов (во) (что)(бы)(то) (ни) (стало).

21. Не для того(же) пахал он и сеял, что(бы) нас ветер весенний развеял.

22. Что сходит с рук ворам, за(то) воришек бьют.

23. У этого зверя отличный нюх, за(то) зрение слабовато.

24. Берись за(то), чему ты сроден, коль хочешь, что(б) в делах успешный был конец.

25. Закончилась эта ссора тем, что обе стороны обратились к третейскому суду, при(том) старались перекричать друг друга.

26. От(того), на(сколько) точно даны координаты, будет зависеть и конечный результат.

27. Небо было затянуто бледными тучами, (от) того и вода казалась серой. (Коптел.)

Задание 5. Спишите, обозначьте слитное или раздельное написание слов.

1. В _ дали виден лес.

2. В _ дали голубой скрылся пароход.

3. В _ высь небесную взлетел голубь.

4. В _ высь поднимается дым.

5. В _ конец разобиделся.

6. Убежать в _ конец переулка.

7. Подняться на _ верх.

8. Взобраться на _ верх горы.

9. В _ пору тяжких испытаний.

10. Костюм тебе в _ пору.

11. В _ тайне готовить подарок.

12. В_тайне необходимо разобраться.

13. Перенести совещание на _ завтра.

14. На _ завтра будет веселье.

15. Одеться в _ накидку из парчи.

16. Носить пальто в _ накидку.

17. Прийти во _ время.

18. Во _ время летнего отпуска.

19. В _ начале путешествия Остап веселился от души.

20. И радостно было с крыльца глядеть, как трепещут листвою, как тянутся в _ высь деревца.

21. Тропинка, ведущая на Большое седло, в _ начале петляла среди невысоких холмов, затем прямо и сильно тянула в _ верх.

22. Война на _ век связала нас.

23. Маленькая рыбка пошла в _ глубь реки.

24. Дым выходит в отверстие, сделанное в _верху кибитки.

25. Мальков так много в воде, что от удара вёсел впереди часто выскакивает на _верх целая стайка.

26. Ночью развели огромный костёр на _верху горы, и все ходили по берегу с огнём.

27. Крепко не полюбилось Герасиму с _начала его новое житьё.

28. Раз, в _начале осени, Кирила Петрович собирался в отъезжее поле.

29. Купить материал на _двое брюк.

30. Увеличить в _трое.

31. Идти по _двое.

32. Сдача объекта задерживается на _трое суток.

33. Листы бумаги сложили в _шестеро.

34. Любить, во _первых, фрукты, во _вторых, мороженое и, в _третьих, шоколад.

35. Мы сели в кибитку в _троём: Марья Ивановна с Палашкой и я.

36. Отец схватил сына в_охапку.

37. В_охапку ромашек добавились теперь и лютики.

38. Провели время в_пустую.

39. Войти в_пустую комнату.

40. Во_истину так: заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет.

41. Говорить в_полголоса.

42. Я сегодня много работала и в_конец устала.

43. Поместите этот абзац в_конец текста.

44. Не_смотря на уговоры, он не остался.

45. Надув губы и не_смотря на мать, он вышел из комнаты.

46. Детвора бросилась в_рассыпную от собак.

Задание 6. Включите в словосочетания или предложения следующие слова.

Образец: На бок – набок.

Повернулся во сне набок. – Повесить шпагу на бок (какой?) правый.

Навек – на век, наверху – на верху, навеки – на веки вечные, навстречу – на встречу, наконец – на конец, налицо – на лицо, насчет – на счет, поверху – по верху,

По-весеннему – по весеннему, помногу – по многу, поначалу – по началу, вовремя – во время, наконец – на конец, вконец – в конец.

Вбок – в бок, вглубь – в глубь, ввысь – в высь, вдаль – в даль, вмиг – в миг, впустую – в пустую, вкрутую – в крутую.

(В)следствии(е) засухи пшеница не уродилась. (В)заключении(е) лектор обратил внимание на опасную военную ситуацию, сложившуюся в регионе. (В)течении(е) реки наблюдались перемены. (В)виду сложной об­становки на фронт ушло много добровольцев. (В)продолжении(е) всего зимнего сезона наблюдались перебои с отоплением жилых домов. (В)течении(е) недели лил дождь. В)последствии(е) мальчик многое узнал об этом герое. Бегу к кустам и, (не)смотря на то что меня осыпает дождевыми каплями, рву мокрые ветки распустившейся черемухи (Л.Толстой). (В)следствии(е) по делу Иванова была допущена ошибка. Он всегда гово­рил только правду, (не)взирая на личности. (В)виду дождливой погоды связь с селом была нарушена. (В)следстви(е)... обрыва проводов на линии электропере­дачи во всем городе не было света . (В)последствии(е) мы узнали о его судьбе. (В)продолжени(е) ночи, предшествовавшей поединку, я не спал ни минуты (Лерм. ). Деньги посту­пили (на)счет банка. Привалясь к стволу сосны, не щадя махорки, на войне (на)счет войны вел беседу Теркин (Твард.). (В)продолжени(е) это­го романа мы узнаем о судьбе героя. (В)продолжени(е) долгого времени он ухаживал за этой девушкой. Это была птица, (в)роде совы. Впрочем, (в)виду недостатка времени не будем отклоняться от предмета лекции. (В)заключени(е) он пробыл четыре года, вплоть до амнистии.

Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru

(Мест...)пребывание, (мест..)жительство, (пут...)провод, (земл…)трясение, (ча...)фабрика, (зме…)видный, (камен...)тес, (звер…)лов, (зл...)употребление, (лес...)(торф…)разработки, (ст...)метровый, (тысяч...)километровый, (сорок…)рублевый, (солнц...)стояние, (кров...)носный, (кров…)излияние, (чест...)любие, (электр...)генератор, (газ...)фикация, (газ...)аппаратура, (овощ…)хранилище, (врем...)препровождение, (лет...)исчисление, (с)(ум...)сшедший, (кон...)водство.

Упражнение 27. Напишите слова, раскрыв скобки.

(Жар)птица, (дизель)мотор, (премьер)министр, (генерал)майор, (рыба)пила, (стоп)кран, (блок)система; (социал)демократия, (радикал)социалист; (киловатт)час, (тонно)километр, (грамм)калория, (человеко)день; цветок не(тронь)меня, цветок иван (дa) марья; (обер)мастер, (унтер)офицер, (лейб)медик, (штаб)квартнра, (вице) президент, (экс) чемпион, (микро)фильм, (букво)проецирование, (бумаго)резатель, (пресс)аппарат, (пресс)папье, (перекати)поле, (баро)метр, (бета)лучи, (вице)консул, (верти)хвостка, (бой) девица, (чудо)печь, (влаго)выделение, (гидро)навт, (вакуум)кристаллизация, (яхт) клубовец, (инжененер)технолог, (ново)зеландец, (алма)атинец, (авиа)прибор, (электро) печь, (электро) и (гидро)лечение, (гуляй)поле, растение (мать) и (мачеха), (семя)ножка, (штаб)квартира, (койко)место, (авто)пробег, (авиа)мотор, (аэро)сани, (вело)гонки, (кино)театр, (радио)любитель, (мото)спорт (фото)элемент, (метео)служба, (стерео) кино, (электро)монтер, (гидро)станция, (зоо)техник, (агро)минимум, (био)сфера, (нео)реализм, (микро)район, (макро)мир, (авто)(мото)(вело)гонки, (аэро)(фото)съемка, (электро) (свето)(водо)лечебница.

Перепишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы. Объясните правописание. Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз. - student2.ru

Исходить (пол)России, об...ехать (пол)мира, быть (пол)года в экспедиции..., встать (пол)восьмого, обойти (пол)города, с...есть (пол)апельсина, скосить (пол)луга, отрезать (пол)метра ткани, откусить (пол)яблока, (пол)жизни провести в (пут…)шествиях, пройти (пол)Крыма, опоздать на (пол)минуты, возвратиться в (пол)одиннадцатого, отстать на (пол)очка, (полу)годичное отсутствие, сделать (полу)оборот, (полу)льняное волокно, участвовать в (полу)финале, пробежать (пол)дистанции, перегородить (пол)улицы.

Упражнение 31. Запишите слова в три колонки, разграничивая слитное, дефисное и раздельное написание слов с элементом пол- и полу-. Сформулируйте правило их правописания. При этом обращайте внимание на то, с какой буквы начинается вторая часть сложного слова (с гласной, согласной, буквы л, прописной буквы).

(Пол)ставки, (пол)Европы, (пол)часа, (полу)шёпот, (пол)арбуза, (пол)тысячи, (пол)стакана, (пол)граненого стакана, (пол)ложки, (пол)килограмма, (пол)литра, (полу)чистый, (пол)второго, (пол)цены, (пол)России, (полу)фабрикат, (пол)апельсина, (пол)лимона, (пол)эмалированного ведра, (полу)тон, (пол)года, (пол)миллиона, (полу)месяц, (пол)страницы, (пол)листа, (полу)грамотный, (полу)тяжёлый, (полу)финальный, (пол)большой тарелки, (пол)порции, (полу)разрушенный, (пол)очка, (пол)пути, (пол)смены.

Упражнение 1.

Вставьте пропущенные буквы.

Басн..писец, власто..любие, водо..напорный, груд..брюшная(преграда), дальн..евосточный, дальн..видный, жизнеописание, камен..тес, каш ...вар, кон...водство, кон..крадство, кост..резный, кров..носный, кров..обращение, москв..рецкий, овц..еводство, пар..ходство, песн...творчество, песн..пение, растени..водство, сво..корыстный, сорок..ножка, ча...питие.

Упражнение 2.

Приводимые ниже словосочетания замените сложными словами.

Образец: Тот, кто возит воду, — водовоз.

Жучок, который ест кору; заготовка леса; излияние крови; лечение грязями; предназначенный для ловли рыб; приспособление для ловли мышей; по виду змея; производящий ремонт вагонов; тот, кто варит сталь; тот, кто ловит птиц; хранилище овощей.

Упражнение 3.

Объясните правописание соединительных гласных о и е, перепишите,

Водонепроницаемые перегородки, электрооборудование, нефтеперегонный завод, коневодство, жизнеописание, душераздирающий крик, писчебумажный магазин, овцеводство, чаепитие, своенравный.

Упражнение 4.

Вставьте пропущенные буквы.

Девян..столетний, пят..метровый, сорок..градусный, ст...метровка, четырех..ярусный, шест..этажный.

Упражнение 5.

Напишите полными сло

Наши рекомендации