Виды водопользования .Разрешение на водопользование.
Использование воды для удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности человека называется водопользованием, которое может осуществляться с изъятием вода из водоема (для питья, полива сельхозрастений и т.д.) и без ее изъятия (для транспортных целей, рыбного хозяйства, отдыха). При изъятии воды из источника водоснабжения она может быть полностью израсходована или потеряна (переход в конечный продукт производства, потери при испарении и т.п.). В этом случае говорят о безвозвратном водопользовании. Возможен и частичный возврат воды (например, в виде дренажных вод при поливе).
Различаются следующие виды водопользования: хозяйственно-питьевое (питье, приготовление пищи, водоснабжение предприятий пищевой промышленности), коммунально-бытовое (использование водных объектов в черте населенных пунктов для купания, спорта, отдыха и иных целей), промышленное, транспортное, ры-бохозяйственное, сельскохозяйственное и рекреационное (для водного спорта, туризма и т.д.). При рыбохозяйственном водопользовании выделяются водоемы высшей категории (охранные воды, нерестилища, места массового нагула и зимовальные ямы особо ценных рыб), первой категории (места обитания ценных рыб, чувствительных к содержанию ) и второй категории (объекты, используемые для всех других рыбохозяйственннк целей).
Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Таким образом, разрешение на специальное водопользование — это документ, удостоверяющий право его владельцана осуществление конкретного вида специального водопользования.
Водный транспорт и лесосплав ВХК.
Водный транспорт наиболее эффект.при перевозке крупнотоннажных грузов. Себестоимость перевозки по воде на 35% меньше ж/д тр-та и в 3-5 раз автомоб-го. Осн. требования водного тр-та – обеспечение во время навигации необход. ширины, радиуса закругления, глубины и безопасность движ-я. Ширина судоходного хода опред-ся из условия :B=nbСТ+(n+1)a где: n–кол-во судов одноврем. наход. в попер.сечении; bСТ – ширина расчетного судна; а – min промежуток между встречными судами. Радиус зукругл. Rопр-ся в зависим-ти от вида буксировки (жестк., гибкая). При жестк. буксировке R≥3∙lСТ, при гибк. R≤3∙lСТ. В месте закругл. предусмотр. уширение. на величину ∆В=0,7l2/R(рис 1).Minгарантир. судоходная глуб. опр-ся: Smin=∆S1+∆S2+∆S3+∆S4 где: ∆S1–max осадка судна при нулевой скор-ти; ∆S2–min килевой запас; ∆S3–увеличение осадки при скор-ти; ∆S4–запас на волны.Мероприятия по увелич-ю судох. глубины:1) Дноуглубление–увеличение глубины в пределах судоходного хода при помощи землечерпалки, устройства прорезей на участках мелей и перекатов.2) Руслоочищение.3) Выравнивание русла путем строительства выравнивающих сооружений изменяющих направление потока. 4) Шлюзование – осн. метод улучшения судоходню условий. Увеличение глубины осущ. за счет устр-ва подпорных сооружений наз. шлюзами. Применяют: А)односклоновую схему шлюзования (рис 2):Б) двухсклоновую схему шлюзования (рис 3): Водный тр-т оказ-ет плохое воздействие на кач-во воды (нефтепродукты).В определенных случаях реки используются для лесосплава: молевой сплав (россыпью), и на плотах. Молевой приводит к значительной потере древесины, засорению русел, потери площадей нерестилищ и мест обитания рыбы-поэтому молевой сплав на больших реках запрещен. В соответствии со статьей 52(ВК) – «Молевой сплав, а так же сплав леса в плотах (без судовой тяги) – запрещен».
Рис. 1 к вопросу 40