Конская упряжь, повозки, запряжка, седла и седловка лошадей
Методические указания. Конское снаряжение студенты изучают на специальных учебных занятиях в конюшнях, а также во время производственной практики в учебных хозяйствах, колхозах и совхозах. Студенты должны научиться запрягать и седлать лошадей и управлять ими на транспортных и сельскохозяйственных работах.
Конская упряжь. Упряжь должна быть подобрана и точно подогнана индивидуально для каждой лошади, что способствует работоспособности животного и предотвращает травмы.
В нашей стране распространены одноконная (рис. 43) и пароконная (рис. 44) запряжки. Троечная и многоконная (рис. 45) запряжки применяются редко. Различают упряжь дуговую и бездуговую, транспортную, сельскохозяйственную и выездную (ямскую и полуямскую). Русская одноконная дуговая упряжь состоит из уздечки, недоуздка, хомута, шлеи, седелки с чересседельником и подбрюшником, вожжей и дуги.
Уздечка служит для управления лошадью. Она состоит из ремней: суголовного (затылочного), щечного, налобного, подбородного (подганашного), намордного (нахрапного) и удил с двумя кольцами и грызлами, а также поводьев с темляком. Изменяя длину суголовного и щечного ремней, уздечку, подгоняют к голове лошади так, чтобы удила не давили на губы, но и не были слишком свободными. Между подбородным ремнем и подщечиной должна проходить ладонь. Стандартные уздечки изготовляют из сыромятных ремней и выпускают двух размеров (№ 1 и № 2).
Недоуздок делается из плотного и широкого ремня (более плотного, чем уздечка). Повод служит для привязывания лошади. Уздечка-недоуздок объединяет в себе и уздечку и недоуздок.
Хомут — главная часть упряжи. Он состоит из двух деревянных или металлических клещей, хомутины, войлочной подкладки, кожаной крышки, спинного ремня, супони и двух гужей. Хомут должен быть прочным, соответствующим размерам шеи лошади, плотно прилегающим к шее, плечам, холке с равномерным давлением на них, не затрудняющим дыхание и движение лошади. Промышленность выпускает хомуты разных образцов и номеров: одноконные, пароконные, обозные, стандартные сельскохозяйственные, полуямские и раздвижные конструкции А. Б. Воейкова.
Шлея полуямская и для рабочей лошади состоит из ремней: ободочного, наспинного, поперечных, откосных и боковых (мочек). Она охватывает все туловище лошади и служит для сдерживания повозки при спуске с горы и для осаживания лошади назад. Шлея не должна стеснять движения животного. При правильной подгонке шлеи между ободочным ремнем и седалищными буграми лошади должна свободно проходить ладонь.
Седелка употребляется в дуговой и бездуговой запряжке и служит для закрепления и поддержки посредством чересседельника всей запряжки и передачи части тягового сопротивления на спину лошади. Ее делают двух образцов: горбатая — для лошадей с высокой и острой холкой и лежачая — для хорошо упитанных, с низкой холкой. Горбатая (стоячая) седелка состоит из железного арчака и пары полок, которые в седелке конструкции А. Б. Воейкова делаются подвижными, что значительно уменьшает нагнеты спины лошади. Лежачая (плоская) седелка состоит из двух деревянных колодок с личинками и дужками. Каждая седелка имеет потник, кожаную крышку, горты для пристегивания подпруги, которая закрепляет седелку на лошади, направляет и смягчает движение подбрюшника, что необходимо при быстрой ездке и дуговой запряжке.
Вожжи делают из ремня, тесьмы, веревки или комбинированные, у последних только концы ременные. К концам вожжей прикрепляют застежки или карабины для пристегивания вожжей к кольцам удил. Длина вожжей 10 м.
Дуга — самая характерная часть русской упряжи. Вместе с гужами она служит амортизатором при тяге воза и особенно при движениях по неровным дорогам. Дуги бывают цельногнутые (круглые, плоские), гнутоклееные разной массы, высоты, толщины, ширины и развода концов. Их изготовляют из ветлы или вяза.
Одноконная бездуговая упряжь состоит из уздечки, хомута, постромок, шлеи, седелки, чересседельника с подбрюшником и вожжей. Тяга в бездуговой упряжи осуществляется через постромки; оглобли служат только для направления и сдерживания воза. Эту упряжь можно употреблять и без оглобель, шлеи, поводка и седелки. Вместо седелки в этом случае кладут широкий наспинный ремень, концы которого соединяют с постромками. Хомут в бездуговой запряжке иногда заменяют шоркой, или лямкой, состоящей из нагрудного и шейного ремней без твердой основы и клещей и потому малопригодной для тяжелых работ. Пароконная дышловая упряжь состоит из уздечки (без поводьев), хомута с мочками (вместо гужей), нагрудника и нашильника, постромок и вожжей с четырьмя концами. Нагрудник-—это ремень, соединяющий мочки хомута перед грудью лошади. К нему посредством кольца прикрепляется нашильник — ремень, идущий к дышлу. Тяга в пароконной дышловой запряжке осуществляется через постромки; повороты, сдерживание воза и его осаживание— через дышло.
Запряжки бывают хомутовые и шорочные (лямочные). Хому-товые запряжки подразделяют на оглобельно-дуговые, оглобельно-постромочные, постромочно-дышловые, постромочные и смешанные (троечные, парные, цугом и др.).
Техника запряжки
Перед запряжкой нужно убедиться, что лошадь здорова и поела корм. Затем ее в недоуздке выводят в коридор конюшни и копытным крючком расчищают копыта. Сбрую надевают в конюшне: сначала уздечку, затем седелку с подпругой и, наконец, хомут со шлеёй. Хомут надевают на голову лошади нижними концами клещей вверх и переворачивают его в самом узком месте шеи, по гриве (а не против нее). Гриву освобождают из-под хомута.
Запрягают лошадь в определенной последовательности, слева направо. Запряжка в русскую одноконную упряжь состоит из: 1) проверки оглобель и тяжей в повозках; 2) ввода лошади в оглобли; 3) закладки дуги; 4) затягивания супони; 5) подтягивания и крепления чересседельника и подбрюшника; 6) крепления повода; 7) пристегивания вожжей.
Расстояние между передними концами оглобель должно быть равно ширине дуги. Прежде чем закладывать дугу, на левую оглоблю надевают чересседельник, а потом подбрюшник. Подбрюшник может быть надет и на правую оглоблю, особенно в тех случаях, когда при подъемах в гору или при поении лошади приходится отпускать чересседельник.
Дугу закладывают с левой стороны. При этом следят, чтобы расстояние от концов оглобель было одинаковым (на ширину дуги). Левый гуж должен охватывать оглоблю снизу вверх, а правый — сверху вниз. После того как дуга заложена, затягивают супонь с упором ногой на клещи хомута так, чтобы гужи были достаточно туго натянуты и дуга при ударе рукой не отклонялась ни вперед, ни назад, чтобы хомут не сжимал шею, а только прилегал к ней. Супонь всегда завязывают при этом петлей с таким расчетом, чтобы при необходимости ее можно было быстро и легко распустить.
Чересседельник перекидывают через седелку и подвязывают на правой оглобле, примерно на 40...50 см позади дуги. Чересседельник подтягивают так, чтобы внизу (между хомутиной и шеей лошади) и вверху (между холкой и хомутом) можно было легко просунуть плашмя 2...3 пальца. Подбрюшник пропускают в шлевку подпруги и туго подтягивают.
Поводья уздечки, скрестив, перекладывают на обе стороны шеи лошади или пропускают со стороны, свободной от гривы, и, подстегнутые подбородником, продергивают в другое кольцо. Затем их обматывают вокруг дуги или сзади нее и привязывают за оглоблю с правой стороны. Поводья- нельзя сильно натягивать, так как это мешает движению лошади, особенно во время тяжелой работы. Запряжка заканчивается пристегиванием к кольцам удил вожжей, пропущенных сверху чересседельника, и гужей.
В оглобельно-постромочной (бездуговой) запряжке оглобли с хомутом скрепляют не с помощью гужей и дуги, а специальными ременными или железными запряжниками. В этой запряжке лошадь тянет за постромки. Оглобли служат только для направления хода лошади и для сдерживания повозки при спусках с горы и при остановках. Применяется эта запряжка главным образом в городах по асфальтированным дорогам.
Постромочно-дышловая запряжка применяется при работе в пароконных дышловых повозках, сельскохозяйственных орудиях и машинах, имеющих дышла. При запряжке лошадей в дышло парой сначала выравнивают по длине все постромки и нашильники с нагрудниками. Затем надевают на конец дышла или на переднюю вагу нашильник, и только после этого пристегивают к валь кам сначала внутренние, а потом наружные постромки, продевая их через петли мочковых ремней шлеи. Дышло должно быть на уровне середины груди лошади. Конец его не должен слишком выступать вперед. Для уменьшения давления дышла на хомут и для предупреждения повреждений холки и плечелопаточщых сочленений на лошадь надевают седелку и подтягивают постромки чересседельником так, чтобы они шли горизонтально от хомута до чересседельника.
Постромочная запряжка (без оглобель и дышла) является самой простой и используется при работах во многих сельскохозяйственных орудиях. Хомут при этой запряжке должен быть немного короче, чем при оглобельной.
Конные повозки
Повозки бывают колесные и полезные — сани. По назначению они разделяются на грузовые и легковые; по типу запряжек — на одноконные, пароконные, троечные и многоконные.
Колесные повозки по устройству осей бывают на деревянном и железном ходу, с втулками из чугуна, с шариковыми и роликовыми подшипниками, по мягкости хода — рессорные и без рессор; по числу колес — двухколесные и четырехколесные; по устройству шин — на железном ходу, на резиновом ходу, с пневматическими шинами.
Хорошая повозка должна иметь следующие качества*: 1) небольшую массу и простое устройство; 2) легкий ход; 3) хорошую проходимость; 4) устойчивость; 5) поворотливость и гибкость; независимость ходов; 7) достаточную грузоподъемность и прочность. Лучшими грузовыми повозками в настоящее время являются повозки-самосвалы на пневматических шинах с грузоподъемностью до 3 т.
Описание конных повозок, сельскохозяйственных орудий, различной упряжи и снаряжений для верховых и вьючных лошадей приведено в изданиях: «Книга о лошади». Т. IV. М., Сельхозиздат, 1959 и «Справочник зоотехника». Т. II. М. Колос. 1969